Программа элективного курса "Топонимика родного края"
элективный курс по теме

Томникова Марина Вячеславовна

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь.  В процессе исследовательской деятельности учащиеся узнали   происхождение и значение топонимов с. Суворотского Владимирской области.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_toponimike.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

                                                             Утверждено:

                                заседание районного МО учителей                            

                       русского языка и литературы

Протокол за №1 от 29.09.04

Программа элективного курса «Топонимика родного края»

                                           Автор программы: Томникова М.В.,                         учитель русского языка и литературы Новосельской средней    общеобразовательной школы Суздальского района Владимирской области

 

Пояснительная записка

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии- топонимике.

   Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди,события, но память о них остается  в делах, воспоминаниях, в том числе и топонимах,-- названиях городов, сел, улиц, площадей, рек, морей, гор и т.д.

   Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков: как и когда заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какие пути сообщения были у них, какая природа окружала их. В настоящее время все больше обращается внимание на возвращение старинных названий, чувствуется стремление к сохранению оставшихся топонимов.

   Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю.

    Разгадывание топонимов связано со многими науками: лингвистикой, географией, историей, ботаникой. Интересна в этом случае народная этимология, она ненаучна  в лингвистическом и историческом отношении, но в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь.

Цель курса :      через изучение топонимов родного края помочь учащимся глубже познать свою малую родину, привить интерес к изучению ее истории; прочувствовать связь времен: деды-внуки, осознать собственную сопричастность к сохранению культурного наследия наших предков.

Задачи:

  • знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов,их этимологией, народной этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия;
  • формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края ; развитие коммуникативной компетенции; развитие лингвистического кругозора;
  • воспитание чувства гордости и уважения к языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России;бережного отношения к народному слову.

 

 

 

Курс рассчитан на учащихся 8-9 классов с различным уровнем обученности, проявляющих интерес к этимологии языка, истории родной земли, края,где довелось родиться.

Программа элективного курса рассчитана на 23 часа.

Курс имеет практическую значимость, развивая навыки самостоятельной работы учащихся. Предусмотрены различные виды деятельности: проектная, исследовательская, проведение экспедиций, экскурсий; различные виды творческих работ.

Учащийся должен знать:

  • предмет, структуру, задачи топонимии как одного из разделов лексикологии, ее основные понятия, а также ее место и роль в практическом, коммуникативно-деятельностном обучении языку;
  • основные принципы и способы  номинации географических объектов;
  • топонимы родного края ,их этимологию.

Учащийся должен уметь:

  • вести информационный диалог;
  • работать с научно-популярной литературой;
  • систематизировать собранный материал;
  • работать в группе;
  • оформлять словарные статьи, лингвистические бюллетени;
  • презентовать свою деятельность;
  • проводить рефлексию.

Тематическое планирование.

 Количество часов

Тема

Содержание

1 час

Знакомство с топонимикой как  одним из разделов языкознания.

 Как даются названия объектам? В разных языках это происходит по-разному. А как в русском?  Какие нарицательные слова  язык «отбирает», превращая из нарицательных в собственные, из каких сфер жизни? Можно ли определить, сколько лет топонимам? Много ли топонимов появляется в наши дни? Есть ли топонимы—загадка и как их разгадывать?

1час

«Река дала селу название?»

Изучение соотношения названия реки и селения. Исследование словообразовательной структуры названия. Практическое занятие.

2 часа

Этимологическая экспедиция.

Встреча со старейшими жителями села. Сбор информации по народной этимологии. Составление картотеки.  Фотоальбом

1 час

« Что расскажет о себе неприятель?»

«Враг», «зараза»,  «лоск»-- термины рельефа. Составление картотеки названий  оврагов. Фотоальбом

1 час

«Стрелиха—жена ветра»

Практическое занятие.  Суффиксы—строительные «кирпичики» топонимики. Роль суффикса –их-. Сведения из народной  этимологии.

1 час

 «Чистые пруды, задумчивые ивы…»

Два принципа номинации. Происхождение названия зависит и от функции водоема в жизни человека. Работа с картотекой по народной этимологии. Фотоальбом  

1 час

А как горы получают свое название?

Важный признак горы, по которой человек дает ей название – ее форма, цвет,  растительность на вершине и склонах, функции горы в жизни человека, наличие природных богатств в ее недрах. Работа с картотекой по народной этимологии. Фотоальбом

2 час

«Барские и вольные»

Работа с архивными документами;  версии народной этимологии по определению названий улиц  

2 часа

 Обработка и систематизация собранного материала

Практическое занятие.

2

 час

Оформление материала. Презентация на школьном, районном, областном уровне.


Заключение

 Современное общество в большом долгу перед отечественной культурой и историей. Надо помнить, что наши потомки во многом будут судить о нашем времени и по тому уважению и заботе, которое мы сможем проявить к историческим и географическим названиям.


Список литературы.

  1. Академия наук СССР институт русского языка. Словарь русского языка 18в.- Л., 1987г.
  2. Горбачев М..Н. К истории отсубстантивных суффиксальных наименований мест на –ищем- в русском языке. –РЯШ №2, 1980г.
  3. Даль В.И. Толковый словарь. –М., 1991г.
  4. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов,-М., 1981г.
  5. Поспелов Е.М. Топонимика школьной географии.-М., 1981г
  6. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.-М.,1990г
  7. Успенский Л. Имя дома твоего.-Л.,1967г.

 Рассказы жителей села Суворотского.

  1. Моссор М.К., 1906 -2003г.г
  2. Мысягина А.П., 1910- 2005г.г.
  3. Пугина Н.И., 1925 г.р.
  4. Янтаров В.А., 1939 г.р.
    МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Топонимические исследования с.Суворотского, Суздальского района


Тематическое планирование

Тема

Часы

Осваиваемые понятия

Формы работы

1

Знакомство с топонимикой как одним из разделов языкознания. Связь топонимики с географией, историей, ботаникой. Значение народной этимологии. Основные принципы номинации.

2часа

Топонимия, народная этимология, активный принцип номинации.

Лекция с элементами беседы, составление понятийного словаря

2

Топонимы, известные в данной местности

1 час

Гидронимы, ойконимы, оронимы; диалектизмы; словарная статья.

Коллективная работа по составлению картотеки известных топонимов; классификация топонимов

3

Этимологическая экспедиция

4 часа

Информационный диалог, респондент; словарная статья, историческая справка.

Составление плана собеседования с респондентами;

идивидуальная, групповая работа  по сбору топонимов; беседа с жителями исследуемой местности; составление картотеки, классификация топонимов.

4

Основные принципы номинации населенных пунктов

2 часа

Ойконимы. Город, село, поселок, деревня. Строительные «кирпичики» топонимики (суффиксы-к-,ск-,ин-,ов-).

Практическая работа по исследованию происхождения названия населенного пункта. Работа с научно-популярной литературой, сведениями по народной этимологии. Словообразовательный анализ, фонетический анализ, морфемный состав. Составление словарных статей, оформление бюллетеней. Составление понятийного словаря.

5

Чистые пруды, живые родники, щедрые озера.

2 часа

 

Гидронимы. Водоем, река, ручей, пруд, озеро, родник, колодец, криница; искусственный водоем, функция водоема. Зажор.

Практическая индивидуальная и групповая работа по изучению принципов номинации гидронимов. Составление понятийного словаря, бюллетеня. Работа с данными по народной этимологии

6

Что расскажет о себе «неприятель»?

2 часа

Оронимы. «Враг», «зараза», «лоск»-термины рельефа.  Строительные кирпичики топонимики (суффикс -их-, корень-их-).

Практическая работа по изучению принципов номинации оронимов: оврагов, низин, лощин,долов. Словообразовательный анализ. Работа со словарями, справочниками по географии, ботанике. Составление понятийного словаря, бюллетеня.

7

А как горы получают свои названия?

2 часа

Оронимы. Гора,холм, возвышенность, крутизна.

Практическая работа по определению важнейшего признака горы, по которой человек дает ей название. Определение функции горы в жизни человека, наличие природных богатств в ее недрах. Форма, цвет, растительность на вершине и склонах. Составление понятийного словаря, словарных статей, бюллетеня. Сведения по народной этимологии.

8

Название улиц, переулков, выселок.

2 часа

Улица, переулок, выселка, слобода.

Практическая работа. Версии народной этимологии, архивные документы. Работа со словарями.

9

Обработка и систематизация материала. Оформление продукта деятельности.

4 часа

Проект

Работа над продуктом проекта: журнал, стенд, видеофильм, фотоальбом.

10

Презентация материала (продукта деятельности). Рефлексия.

2час

Выступление на классном часе, конференции и т. д.


Список литературы.

  1. Академия наук СССР институт русского языка. Словарь русского языка 18в.- Л., 1987г.
  2. Горбачев М..Н. К истории отсубстантивных суффиксальных наименований мест на –ищем- в русском языке. –РЯШ №2, 1980г.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах.-М.: Русский язык,-1981г  .
  4. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов,-М., 1981г.
  5. Поспелов Е.М. Топонимика школьной географии.-М., 1981г
  6. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.-М.,1990г
  7. Успенский Л. Имя дома твоего.-Л.,1974г.
  8.  Мурзаев Э.М. Очерки топонимики.- М.,1974г
  9. Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер.-М.,1985г


 МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Проект

работы по теме:

"Топонимика  с.Суворотского     Суздальского района"

(в рамках Всероссийской Акции

"Я – гражданин России!")

 Руководитель проекта:

                                                                                              Томникова М.В.        

-2007-

1.Актуальность и важность данной проблемы для села, района,  области истории России в целом.

Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и в топонимах,- названиях городов, сел, улиц, площадей, рек и озер, гор. Даже самое современное название со временем приобретает исторический характер. Большая ответственность  ложится на тех, кто дает, присваивает имя политического государственного деятеля вместо прежних исторических названий. Название нельзя давать поспешно. Это может привести к последующей отмене названия, замене его новым, что болезненно сказывается на психологии людей. Особенно большой вред наносится в том случае, когда подобное название (по фамилии человека) дается городу или поселку взамен древнего, существующего много веков. В настоящее время все больше обращается внимание на возвращение старинных названий, чувствуется стремление к сохранению оставшихся топонимов.

    Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков: когда и как заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какие пути сообщения были у них, какая природа их окружала. Можно ли определить, сколько лет топонимам, есть ли среди них древние названия и что доносят они до нас из глубины веков? Много ли топонимов появляется в наши дни, и в связи с чем они появляются? Легко или трудно употреблять топонимы? Можно ли наверняка узнать, что значит тот или иной топоним и как ученые выявляют его? Есть ли топонимы -  загадки и как их разгадывать?

    Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю.

     Учащимися нашей школы была проведена определенная работа по сбору топонимов села Суворотского Суздальского района. К этой поисково-исследовательской деятельности были привлечены и родители, и местные старожилы.

Современное общество в большом долгу перед отечественной культурой и историей. Надо помнить о том, что наши потомки во многом будут судить о нашем времени и по тому уважению и заботе, которую мы сможем проявить по отношению к историческим и географическим названиям. Топонимы дают нам возможность установить родство одного народа с другим. Они расскажут нам о былой природе мест, о том, с какими легендами связывали люди окружающие их названия.


II.Сбор  и анализ информации, научных статей по проблеме происхождения топонимов.

. Сведения  о ранних  топонимах наших предков мы находим в летописях, таких  как "Повесть временных лет», Новгородская летопись, Ипатьевская летопись и др., в основном они были созданы до 14 века, когда все восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов говорили на одном – древнерусском языке, впоследствии разделившемся на русский, украинский, белорусский.

    Как даются названия объектам? В разных языках это происходит по-разному.   А как в русском? Какие нарицательные слова язык «отбирает» для названий, из каких сфер жизни человека? Как их обрабатывает, превращая из нарицательных в собственные: прямо ли нарицательное или собственное слово становится топонимом или требует для этого каких-либо словообразовательных средств?  

    Как известно, Владимиро-Суздальская земля богата историей, многие названия отражают историю жизни наших предков, заботы, чаяния, общественную и личную жизнь. Города и населенные пункты чаще всего назывались по фамилиям или именам людей. В древности это были владельцы сел, деревень, основатели городов, как правило, князья.

    Второй, довольно активный принцип номинации,- по физико-географическим особенностям той местности, где находится селение.

    Почему же именно топонимы малоизвестного с.Суворотского, которое даже не указано на карте Владимирской области, лишь маленькая точечка- его обозначение.

    1.Да, действительно, маленькое, ничем не примечательное, но само название нас заинтересовало. Оно не совсем привычно для нашего слуха, как, например, Павловское, Порецкое,  Боголюбово, Новое и т.д. Даже не все жители правильно выговаривают название: Сурвоцкое, Сувороцкое.

    2.Это наша малая Родина, мы обязаны знать ее историю, любить ее, сохранить то ценное, что передали нам наши предки.


III.Программа действий, исследования, наблюдения

    Разгадывание топонимов связано со многими науками: лингвистикой, географией, историей, ботаникой. Но не всегда нам удавалось дать научное объяснение тому или иному топониму, в том случае мы обращались к народной этимологии. Она ненаучна в лингвистическом и историческом отношении, в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь.

    Учащимися нашей школы была проведена определенная работа по сбору топонимов села Суворотского Суздальского района. К этой поисково-исследовательской деятельности были привлечены и родители, и местные старожилы.

Цели нашей работы:

  • Восстановить, сохранить оставшиеся древние топонимы села Суворотского;
  • Показать топоним как слово русского языка;
  • Установить, по каким признакам происходит название объекта;
  • Какое слово и в каком значении становится основой названия;
  • Какие словообразовательные средства русского языка используются при образовании топонима;
  • Установить связь топонима с конкретным историческим событием, лицом; особенностями природы, ставшими причиной его появления

 

 

В течение 2006 – 2007 года мы решили провести  несколько топонимических экспедиций с целью сбора топонимов села Суворотского. Выяснили, какие названия остаются в активном употреблении, а какие исчезли; историю происхождения тех или иных топонимов; узнали исторические сведения о селе. Параллельно проводили опрос населения и школьников по следующим  вопросам:  

Анкета

  1. Что вам известно об истории села Суворотского?
  2. Знаете ли вы ,почему село так называется?
  3. Какие топонимы данной местности вам известны?
  4. По какому принципу  дано название?
  5. Какое название прежде имел тот или иной объект?
  6. Почему произошла смена названия или утрата топонима?

По вопросам анкеты мы провели опрос среди учащихся, проживающих в данном селе и населения села Суворотского. Всего опросили около 30 семей. Характерно то, что население Суворотского неоднородно, а именно: в последнее время  здесь много приезжих, коренных жителей осталось очень мало. Именно благодаря жителям старшего возраста нам удалось восстановить многие топонимы, узнать историю их происхождения. Приезжие совсем не знают топонимов села, кроме тех новых улиц, на которых они поселились.

Из 50 опрошенных – 22человека знают лишь некоторые  сведения об истории села (1вопрос); 10 человек – дали сведения из народной этимологии (2 вопрос); 100% респондентов назвали известные им топонимы (3 вопрос); 4 человека – назвали прежние и промежуточные топонимы.

Все опрашиваемые проявили заинтересованность к истории нашего села,  оказали посильную помощь. Жители старшего поколения с увлечением рассказывали нам все, что им известно по данной теме, помогали определить местоположение уже исчезнувших реалий. С целью определения расположения с.Суворотского относительно сел  Боголюбовского поселения  мы обратились за помощью в авиационную часть МЧС России.   На видеокамеру нам удалось заснять наше село с высоты птичьего полета и определить, что село располагалось в междуречье, это объясняет то, что у нас такое количество родников, озер .

Весь собранный материал  мы классифицировали и составляли картотеку, настоящее время она состоит из 40 наименований, но поиск продолжается и картотека пополняется. Для объяснения происхождения названия того или иного топонима мы проводили словообразовательный анализ (русский язык), работали со справочниками по географии, биологии, историческими документами; составляли бюллетени, понятийные словари, оформляли фотоальбом. Результатом деятельности стал журнал "Топонимика С.Суворотского."


 

  IV.Реализация программы, намеченной по изучению происхождения топонимов с.Суворотского

Осуществление проекта.

Проект был задуман в качестве экспоната для школьного музея и учебно-наглядного пособия для уроков русского языка, истории, внеклассных мероприятий на военно-патриотическую тематику.  Учащиеся, заинтересованные  проблемами  истории своей малой Родины, решили таким образом внести свою лепту в укрепление позиций русского языка, сохранение истории своего края.

Идея создания топонимического журнала заинтересовала не только учащихся, но и родителей, желающих внести свой вклад в осуществление данного проекта.

На первом этапе работы учитель-руководитель сообщил учащимся, что 200- - 2007год является годом Русского языка.

Наша задача—внести свой вклад  в укрепление позиций Русского языка.  Учащимся  -проектантам было предложено  провести беседы с жителями с.Суворотского с целью  сбора информации о топонимах села.   В процессе обсуждения определилась форма реализации данного проекта. Учащиеся, работающие над проектом, остановили свой выбор на решении   указанной проблемы посредством создания рукописного журнала, затем стенда и видеофильма. Материал можно   использовать на уроках внеклассного чтения по русскому языку, истории ( в качестве учебного пособия), проводить внеклассные мероприятия по военно-патриотической тематике.

 На втором этапе  учащиеся в составе 30 человек разделились на 4  группы   (учитывались интересы учащихся).  Проектанты определили виды и этапы своей деятельности.   Руководил деятельностью учитель – консультант и лидеры групп. Следовательно, третий этап деятельности по ходу выполнения работы делился   на несколько подэтапов.

1-й—сбор информации.

1-я группа собирала исторические сведения о с.Суворотском; изучала документы,   общалась с о старожилами, фиксировала данные  народной этимологии,  составляла фотоальбом проекта.

 

2-й – составление картотеки.

       2-я группа фиксировала материал, наработанный 1-й группой. Проводила классификацию и составляла картотеку.

 

3-й – исследовательская деятельность

       3-я группа проводила исследовательскую работу по выявлению принципов образования того или иного топонима. Работала со словарями, справочной литературой.

 

4-й – составление бюллетеней

        4-я группа  составляла бюллетени (компьютерная верстка).

 

    Четвертый этап -  подведение итогов  .

На заседании творческой группы   были подведены итоги работы микрогрупп. Лидеры отчитались о проделанной работе и совместно выработали план дальнейшей деятельности. Из обилия информации (документов, воспоминаний,  сведений по народной этимологии)     предлагалось выбрать узловые моменты в собранной информации.

     Пятый этап—привлечение    к исследовательской деятельности старосты села Гуреевой Натальи Александровны, авиационной части МЧС России,       специалиста по КТ Томникова А.А.  

     Шестой этап -  группы предоставили наработанный материал: записи рассказов старожилов с.Суворотского, фотоальбом, картотеку, результаты словообразовательных анализов, бюллетени. Здесь же планировали форму презентации и определяли докладчиков.

 

   

   

Седьмой этап—презентация.

Учащиеся публично, наглядно предоставили   результат своей деятельности. Презентация продукта проходила во время проведения декады Русского языка и декады по Краеведению.

   Восьмой этапоценка результатов.

Проект получил высокую оценку на школьном   уровне.  Работа по топонимике в школе ведется давно. Первоначальные исследования были предоставлены на региональную конференцию по русскому языку. Творческая группа получила отзывы благодарности от  отдела образования Суздальского района, администрации, учителей и учащихся школы.


Заключение.

Реализация данного проекта дает возможность саморазвитию личности. В процессе работы предполагается широкий спектр коммуникативных связей как в группе  между учащимися, так и с педагогами, с родителями. В творческой работе развивается   творческая активность учащихся, при этом воспитывается чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее будущее и собственная сопричастность к  происходящему.


Паспорт проекта

 Данный  проект предназначен для осуществления  учащимися средней общеобразовательной школы, проявляющими интерес к истории родного края.

Заказчик проекта:  МОУ "Новосельская средняя общеобразовательная школа"

Тема проекта: "Топонимические исследования с. Суворотского"

Цели образовательные и воспитательные:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • воспитание интереса к историческому прошлому своей малой родины;
  • воспитание чувств патриотизма;
  • формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно-педагогические:

  • приобщение к полезной деятельности;
  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

 

Руководитель проекта: Томникова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы..

 

Возраст учащихся, на который рассчитан данный проект: 

       данный проект предполагает участие ребят в возрасте от 10 до 15 лет.

 .

 

Продолжительность: сентябрь 2006года  - июнь 2007 года.

Режим работы: группа во главе с консультантом работала еженедельно (раз в неделю); общий сбор проектной группы- раз в  месяц.

Дополнительно привлекаемые участники: Томников А.А., специалист по КТ; специалисты авиационной части МЧС России, Гуреева Н.А., староста с.Суворотского, жители села.

Мотивация: личный интерес учащихся, самореализация, желание внести собственный вклад в укрепление позиций русского языка, сохранить  ценности, связанные с историей родного края.  

Предполагаемые «приращения»: расширение знаний об истории родного края, о людях, носителях этой истории.  


Представление проекта

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность и важность данной проблемы

3. Сбор и анализ информации, научных статей по проблеме

4. Программа действий, исследования, наблюдения

5. Реализация программы, намеченной по изучению топонимов

6. Продукт деятельности, исследований (топонимические исследования)

7. Фотоальбом

   

 


ПЛАН

 1 глава. Река дала селу названье?

 2 глава. О чем расскажет неприятель?

 3 глава. Стрелиха – жена ветра?

 4 глава. Чистые пруды, задумчивые ивы…

 5 глава. Как горы получают свое название?

 6 глава. Барские и вольные

 Заключение.

 

 Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ

  Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и в топонимах,- названиях городов, сел, улиц, площадей, рек и озер, гор. Даже самое современное название со временем приобретает исторический характер. Большая ответственность  ложится на тех, кто дает, присваивает имя политического государственного деятеля вместо прежних исторических названий. Название нельзя давать поспешно. Это может привести к последующей отмене названия., замене его новым, что болезненно сказывается на психологии людей. Особенно большой вред наносится в том случае, когда подобное название (по фамилии человека) дается городу или поселку взамен древнего, существующего много веков. В настоящее время все больше обращается внимание на возвращение старинных названий, чувствуется стремление к сохранению оставшихся топонимов.

    Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков: когда и как заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какие пути сообщения были у них, какая природа их окружала. Сведения  о ранних  топонимах наших предков мы находим в летописях, таких, как "Повесть временных лет», Новгородская летопись, Ипатьевская летопись и др., в основном они были созданы до 14 века, когда все восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов говорили на одном – древнерусском языке, впоследствии разделившемся на русский, украинский, белорусский.

    Как даются названия объектам? В разных языках это происходит по-разному.   А как в русском? Какие нарицательные слова язык «отбирает» для названий, из каких сфер жизни человека? Как их обрабатывает, превращая из нарицательных в собственные: прямо ли нарицательное или собственное слово становится топонимом или требует для этого каких-либо словообразовательных средств? Можно ли определить, сколько лет топонимам, есть ли среди них древние названия и что доносят они до нас из глубины веков? Много ли топонимов появляется в наши дни, и в связи с чем они появляются? Легко или трудно употреблять топонимы? Можно ли наверняка узнать, что значит тот или иной топоним и как ученые выявляют его? Есть ли топонимы -  загадки и как их разгадывать?

    Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю.

     Учащимися нашей школы была проведена определенная работа по сбору топонимов села Суворотского Суздальского района. К этой поисково-исследовательской деятельности были привлечены и родители, и местные старожилы.

    Разгадывание топонимов связано со многими науками: лингвистикой, географией, историей, ботаникой. Но не всегда нам удавалось дать научное объяснение тому или иному топониму, в том случае мы обращались к народной этимологии. Она ненаучна в лингвистическом и историческом отношении, в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь.

 Цели нашей работы:

  • Восстановить, сохранить оставшиеся древние топонимы села Суворотского;
  • Показать топоним как слово русского языка;
  • Установить, по каким признакам происходит название объекта;
  • Какое слово и в каком значении становится основой названия;
  • Какие словообразовательные средства русского языка используются при образовании топонима;
  • Установить связь топонима с конкретным историческим событием, лицом; особенностями природы, ставшими причиной его появления.

    Как известно, Владимиро-Суздальская земля богата историей, многие названия отражают историю жизни наших предков, заботы, чаяния, общественную и личную жизнь. Города и населенные пункты чаще всего назывались по фамилиям или именам людей. В древности это были владельцы сел, деревень, основатели городов, как правило, князья.

    Второй, довольно активный принцип номинации,- по физико-географическим особенностям той местности, где находится селение.

    Почему же именно топонимы малоизвестного с.Суворотского, которое даже не указано на карте Владимирской области, лишь маленькая точечка- его обозначение.

    1.Да, действительно, маленькое, ничем не примечательное, но само название нас заинтересовало. Оно не совсем привычно для нашего слуха, как, например, Павловское, Порецкое,  Боголюбово, Новое и т.д. Даже не все жители правильно выговаривают название: Сурвоцкое, Сувороцкое.

    2.Это наша малая Родина, мы обязаны знать ее историю, любить ее, сохранить то ценное, что передали нам наши предки.

   


Река дала селу название?..

   По какому признаку селение получило данное название? Знакомясь с различными трудами по этимологии, мы выяснили, что чаще всего древнерусские селения и города назывались в соответствии с особенностями своего расположения. Большая часть восходит или к географическим терминам, или к гидронимам – названиям водоемов (обычно рек), на которых расположено селение. Данное положение мы считаем одной из версий возникновения топонима  Суворотское.

   Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля.

Суводь (ср. вырь – пучина, водоворот, водоверть, завертеть, водокруть, сувой воды; круговая струя над омутом, кружение воды от встречного течения. Суводить, кружить, волновать, мутить).

   Большой интерес представляет изучение соотношения названия реки и селения. Естественно , что гидроним первичен, селения возникают позднее, чем водоемы. Вероятно, что на территории данного селения протекала река со стремительным течением, о наличии данного водоема свидетельствует множество прудов, родников, которые располагаются по одной линии.

   Специального исследования заслуживает словообразовательная структура названия. Чаще всего используются суффиксы прилагательных: -ск-,й-,ов-,ин. Интересно было выяснить, что имена личные сочетаются с –й-, ов-,ин, а названия рек с –ск-. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что селение получило название по гидрониму.

   Существует еще одна версия возникновения данного топонима. Для определения обратимся к корню слова Суворотское. Корень слова  ворот . По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова: Воротить (поворачивать, отворачивать. Вороти назад, в сторону)

   Су…, приставка. Образует: 1 существительные со значением подобия, напр., супесок, супесь, суглинок, сукровица; 2 прилагательные со значением наличия признака, напр. суягная, супоросая.

   Вероятно, суворот – существительное со значением подобия. Данную версию подтверждает и народная этимология. Она не научна, но определенный интерес представляет. Во время нашествия Батыя на Владимирскую землю именно в наших краях был задержан передовой батыевский отряд. Произошло сражение, в результате которого неприятель вынужден был повернуть. О том, что здесь произошло сражение, говорит большое количество курганов. Их еще называют могилками. Курганы – древние могильные холмы. Во время распашки курганов находили наконечники от стрел, полусгнившие обломки сабель.

   Если учитывать, что в некоторых источниках Суворотское дается как Суворское, то это, своего рода, подтверждение второй версии По словарю В.И.Даля суворый-  суровый, сердитый. Сувориться – сердиться, дуться, упрямиться.

   Вероятно, оказав серьезное сопротивление врагу, селение и получило данное название.

   Всем нам известно сказание о Евпатии Коловрате, согласно истории, здесь, в наших краях, он догнал и побил полчища супостата. Кто знает, может, и наши предки героически сражались и умирали в отряде Евпатия?!


Что расскажет о себе «неприятель»?

   Топонимы могут сохранять слова или отдельные значения слов, давно исчезнувших из языка. Всем известно лексическое значение слова враг- неприятель; зараза- болезнь; лоск- блеск. Но мало кому известно, что когда-то они были терминами рельефа. Эти слова обозначали овраги разных типов (в зависимости от крутизны, степени проходимости, наличия воды). Само слово овраг в русском языке появилось в 18 веке.

   В Подмосковье, восточнее и юго-восточнее употребительным  было слово враг- дол. Враг- собственно-русское или заимствованное (из фино-угорских или тюркских языков): едино мнения у ученых нет.

   

Лисий враг (с. Суворотское)

Топоним дан, вероятно, по  причине обитания здесь лис, которые и поныне в этих местах встречаются.  Именно это привлекает сюда в охотничий сезон армию охотников.

   

Курий враг (с.Суворотское)

По местоположению он практически переходит, соединяется с  Лисьим врагом. Согласно народной этимологии, в этом овраге лисы поедали кур, ворованных в колхозном курятнике, который располагался на территории с.Суворотского. Вся низина оврага была  в курином пуху.

 

Индова (ендова) (с.Суворотское)

Считается определенно заимствованным, но из каких языков- окончательно  не выяснено. Ендовой здесь называют небольшую лощину, округлой формы. Название дано по второму принципу номинации.

Медвежий дол  (с. Суворотское)

Названием могло послужить то, что когда-то было связано с обитанием в этой местности медведей. Но есть и еще версия: название дано по форме горы, которую этот дол огибает. Форма напоминает медвежью голову. Интересен тот факт, что в соседнем селе Ославском он называется медвежья голова. Дол является пограничной полосой земельных угодий указанных сел.

 

Воротиха  (с. Суворотское)

Словообразовательная структура та же, что и у топонима Стрелиха. Этот овраг круто заворачивает. Название образовалось при помощи суффикса -  их. Сведения из народной этимологии также любопытны. В недалеком прошлом на Пирровом горище молодые люди сел Нового и Суворотского устраивали кулачные бои. Часто верх одерживали суворотские, но бывали и поражения. В овраге Воротихе побежденных встречали и поворачивали обратно к месту «сражения». На помощь уже шли и зрелые мужчины.


СТРЕЛИХА  -- ЖЕНА ВЕТРА?

   Есть на территории села Суворотского огромный овраг, именуемый Стрелихой. Он разделяет две улицы: южную (ранее Барскую сторону) и Красную (Вольную). Если проследить за его протяженностью, то можно убедиться, что она составляет более трех километров. Во многих местах овраг перекрыт плотинами, их 6.

   Почему же овраг, существительное м. р., и вдруг Стрелиха? Чтобы определить значение данного топонима, следует выяснить корень этого слова-стрел-. Примером является крылатый образ ветра: невидимое движение воздуха олицетворено видимою быстротой полета птицы, можно сказать: «реют птицы яко стрелы».

   Ветер у славян- Стри, бог ветра –Стрибог, от этого корня стрела, стрежень (главное и наиболее сильное течение реки) и все слова, означающие движение: встреча, сринуть, рыскать и т.д. Есть предположение, что на месте оврага находилось русло реки, о чем говорит наличие многих родников, болотин, а также прудов на всей его протяженности. Вероятно, река и носила название  Стрелиха. Шумная, с быстрым течением.

   Сам топопним- существительное ж.р.. Словообразовательная структура очень интересна. Обращает на себя внимание суффикс-их-. Это своего рода строительный  кирпичик в топонимах. Он образует существительные, обозначающие женщин по профессии, но чаще употребляется при обозначении женщин по мужу  ( Кабаниха – жена Кабанова). В топонимике названия на – иха больше, чем какие-либо другие, отражают отрицательные качества объекта, облеченные в форму женского рода.

   В «Толковом словаре живого великорусского языка»  В.И.Даля дается несколько толкований слов с корнем -стрел.

   Стрельбище, поприще, в старн. знчн. Расстояние полета стрелы.

   Стрельна ж. стар. стрельница, укрепление, с которого стреляли, башня.

Если учитывать историю нашего края, то вторая версия заслуживает внимания.


ЧИСТЫЕ ПРУДЫ, ЗАДУМЧИВЫЕ ИВЫ…

   Богато село водоемами. Только в настоящее время их четыре. Несколько лет назад было больше. Некоторые обмельчали и пересохли, другие исчезли в результате недальновидной деятельности человека.

   Какие прозрачные по значению, разнообразные  по форме названия водных объектов. Они даны на языке нынешних обитателей их берегов, и потому понятны, Разнообразны потому, что слишком большой объем понятий отражают и используют богатые средства языка. Названия их мы выясняли у людей старшего поколения ( Мысягиной  А.П.,1910 - 2006 г.г., Моссор М.К.,1913 - 2006 г.г., Янтарова В.А.,1939 г.р.). К сожалению, есть и такие водоемы, история названия которых утеряна бесследно.

   

ПАПИНА ЛУЖА  (с.Суворотское)

Происхождение топонима забыто. По рассказам старожилов, это было озеро с чистой водой, богатое рыбой. Располагалось оно на территории колхозных угодий и «мешало» обработке полей. Озеро запахали. Реалия исчезла, но топоним остался в активном употреблении коренного населения, а также о нем помнят… птицы. Каждый год весной  косяки перелетных птиц снижаются над местом, где находилась Папина лужа, делают несколько кругов и продолжают путь.

КАМЕННЫЙ ПРУД (с. Суворотское)

Чтобы выяснить происхождение данного топонима, совершим экскурс в прошлое.

 Это был искусственный водоем; на его берегу располагался заводик, принадлежавший помещику. Здесь изготавливали кирпич, т.к. местность богата залежами глины. Воду для производства брали из пруда, отсюда и название – Каменный пруд.  Благодаря месторождению  глины появился новый топоним "Суворотский карьер", здесь добывают глину для ВЗКИ.

 В настоящее время данной реалии нет, остался овраг, который по весне заполняется талой водой  и выработкой с карьера.

БЕЛЯЕВ ПРУД  (с. Суворотское)

Располагается  в центре села, по руслу реки Солоухи. Данный гидроним служил границей между барскими угодьями  (Барская сторона, сегодня ул. Южная) и монастырскими владениями (Вольная сторона, сегодня ул. Красная).

Водоем существует и сегодня, но находится в плачевном состоянии. Родники затянулись, с карьера спускают глину. Пруд расширился и обмелел, зарастает камышом, вода застаивается и гниет. Лет 20 назад вода была чистейшая, ее использовали в качестве питьевой; водились караси, гольцы, щуки. Название гидроним получил по фамилии Беляевых, чей дом располагался  напротив водоема.

ФИОФАНОВ ПРУД (с.Суворотское)

Название по принципу см. Беляев пруд. Гидроним в аналогичном состоянии как и Беляев пруд.

ЛАРЮХИН ПРУД (с.Суворотское)

Обозначенный объект замечателен своим прошлым. На его берегу располагалась мельница, кузница. Через  плотину пролегала дорога, соединяющая с. Новое и с. Суворотское. В заводях пруда водились бобры, ондатры. Ларюхин пруд принадлежал помещику, а вот название он получил по фамилии жителя Вольной слободы – Ларюхина, т.к. его дом располагался напротив водоема.

НОВЫЙ ПРУД (с. Суворотское )

Совсем молодое название, современное. Искусственный водоем, созданный в 70-е годы прошлого столетья.

Богато Суворотское и родниками…  Какие разнообразные названия: Киселев колодец, Славкин колодец, Нюрина дыра, Клюшкинский колодец, Лобанов колодец, Громовой колодец. Из всех вышеназванных остались лишь Киселев колодец, Славкин колодец ( родник) и Клюшкинский колодец. Названия даны по принципу названия прудов. Интересна история Громового колодца.

ГРОМОВОЙ КОЛОДЕЦ (с.Суворотское)

По рассказам старожилов, родник образовался в результате удара молнии в землю. Вода считалась целебной и святой. Из села Порецкого на Престольный праздник сюда совершали Крестный ход и служили молебен.

  Но можно определить его местоположение, т.к. почва здесь всегда влажная, много растительности, характерной для водоемов.

НЮРИНА ДЫРА (с.Суворотское)

Родник исчез совсем недавно, затянулся плавуном от Беляева пруда. Название получил по имени женщины Анны Козиной (в просторечии Нюра). Нюра ухаживала за родником: чистила дно, выкачивала застоявщуюся воду, расчищала к нему дорогу зимой и летом. А какая вкусная вода была в этом роднике!


А как горы получают свое название?

Важный признак горы, по которой человек дает ей название – ее форма, цвет, растительность на вершине и склонах, функции горы в жизни человека, наличие природных богатств в ее недрах.

МАСЛЕНАЯ ГОРА  (с.Суворотское)

Существует несколько версий происхождения данного топонима.

  1. Данная версия заключается в следующем: на горе находилась маслобойка (название дано по функции , которую гора выполняла в жизни человека), совсем недавно четко определялось ее местоположение, затем поверхность горы была распахана под посевы. Старожилы подтверждают факт существования данного объекта.
  2. На этой горе устраивали гулянья и праздновали Масленицу.

Более убедительной мы считаем первую версию.

ПИРОВО ГОРИЩЕ (с.Суворотское)

Интерес вызывает слово "горище", его словообразование. Суффикс –ищ- в данном случае обозначает местонахождение, которое предмет, указанный в производящем слове, имел ранее.

Так называлось место, где устраивали кулачные  бои во время различных праздников (пиров), а рядом располагается Воротиха. См выше.

ПОПОВА ГОРА ( с.Суворотское)

На этой горе располагались земельные угодья, принадлежавшие Боголюбову монастырю, отсюда и название.

Во времена Советской власти здесь были колхозные угодья, а в настоящее время площадь отдана под застройки, часть – для разработки месторождения глины.

ГОРШЕЧНАЯ ГОРА (с. Суворотское)

С первого взгляда ясно, что название связано со словом "горшки". Оказывается, что по склону этой горы пролегала дорога, по которой ездили летом на телегах, зимой – в санях. Склон горы крутой, и передвигаться по нему небезопасно. Согласно народной этимологии, именно здесь суворотский житель, возивший глиняную утварь в Боголюбов монастырь, ее всю расколотил. Эта легенда подтверждается и историческими фактами.  Вольная слобода с.Суворотского платила оброк монастырю. Отсюда возили хлеб, мед, глиняные изделия.

До сих пор местные жители выкапывают на своих огородах обломки, глиняные черепки (ул. Красная, д.11, д.12, д.13) Предположительно, именно на месте этих домов или где-то рядом находились гончарные мастерские.

МОГИЛКИ (с.Суворотское)

Так у нас называют небольшие холмы (курганы). Курганами называли захоронения воинов. Легенда возникновения курганов связана с нашествием хана Батыя  на Русь. Наши предки решительно и отчаянно сражались с татарскими полчищами. Во время распашки курганов находили наконечники стрел (интересен тот факт, что наконечники стрел имели специальные отверстия, когда стрела летела , она издавала неприятный визжащий звук), обломки сабель. А из истории нам известно, что где-то в наших краях легендарный Евпатий Коловрат догнал басурманов и сразился с ними. В исторических источниках не указано точное место захоронения Евпатия, но похоронен он где-то здесь.


БАРСКИЕ  И  ВОЛЬНЫЕ

В настоящее время в с. Суворотском семь улиц. Пять из них появились уже в нынешнем столетье. А вот две улицы: Красная (Вольная) и южная (Барская)- являются историческими.

БАРСКАЯ СТОРОНА (с.Суворотское)

На этой стороне (левый берег реки Солоухи) находилась барская усадьба, и крестьяне, проживавшие на этой улице, были крепостными. Старожилы указали нам и место  расположения барского дома. В результате разорения барской усадьбы строительный материал (кирпич) был разобран местными жителями. Сохранился дом за № 3 по ул. Южной  (Барской), который был выстроен из "барского" кирпича. Впоследствии на месте усадьбы располагалась колхозная конюшня, затем коровник, а в настоящее время здесь выстроили магазин. Однако жители села улицу Южную по – прежнему называют Барской стороной.

БАРИН- САД (с.Суворотское)

Топоним в активном употреблении у жителей села. От прежнего барского сада, как необходимого атрибута помещичьей жизни, практически ничего не осталось. Сегодня здесь буйные заросли черемухи да ивы, а весной волнующие трели соловьев… А прежде это был вишневый сад, плавно спускавшийся к Ларюхину пруду (см. выше). Суворотское и по сей день славится вишней. Только здесь выращивается известный сорт "Родительская". А развели этот сорт  у нас монахи Боголюбова монастыря.

Приезжают люди, берут саженцы, деревца прививаются, дают плоды, но вкус у ягод совсем другой. В чем загадка?

ВОЛЬНАЯ СТОРОНА (с.Суворотское)

На этой стороне (правый берег реки Солоухи) проживали крестьяне, которые не были крепостными. Их называли вольными, но они платили оброк Боголюбову монастырю. Здесь была выстроена церковь св.Флора и Лавра, Николо-Мариинское училище. Деньги на постройку церкви и училища пожертвовала  помещица Екатерина Петрова в сумме 3000 рублей. Здание школы сохранилось и до наших дней, но находится в ужасном состоянии как и храм.

КЛЮШКА ( с.Суворотское)

Это часть улицы Красной (Вольной). Название получила по своей форме. Улица спускается вниз по пологому склону, поворачивая под прямым углом влево, отсюда и название "Клюшка". Совсем недавно говорили:"Идем на Клюшку. Живем на Клюшке". Сейчас на Клюшке коренных жителей не осталось, много приезжих, топоним забывается.

Две улице на территории одного села, каждая жила своей жизнью, а вот молиться ходили в одну церковь.

ПОПОВКА (с.Суворотское)

Местечко по ул. Красной. Здесь находился дом, хозяйственные постройки, липовый сад, пасека, принадлежавшие священнику. Во времена Советской власти храм разорили, дом у батюшки отобрали и отдали под Правление, затем детский сад, потом переконструировали под магазин, а сейчас здесь пустырь…

Но местечко так и именуется Поповкой.

Материал, собранный нами, объемен. Не все топонимы нашли отражение в данной работе. Картотека пополняется постоянно; отыскиваются промежуточные топонимы, возникают новые реалии, а сними и названия.

Какие интересные сведения о местных названиях сообщили нам люди старшего поколения, на памяти которых иногда одно название заменялось другим, которые, в свою очередь слышали рассказы от своих дедов и отцов. Они таким образом связуют живую цепочку от наших дней до событий многовековой давности. Неподдельный интерес вызывали беседы со старожилами, походы и экскурсии в исследуемые места, составление картотеки. Особую гордость ощущали те ребята, которые проживают в этом селе, даже родители проявили заинтересованность, ведь многие из них не знают значение топонимов, истории своей малой, а по духу - Великой Родины.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Академия наук СССР институт русского языка. Словарь русского языка 18в.- Л., 1987
  2. Горбачев М.Н. К истории отсубстантивных суффиксальных наименований места на "-ищем" в русском языке.- РЯШ № 2, 1980
  3. Даль В.И. Толковый словарь.- М., 1991
  4. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов.- М., 1983
  5. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии.- М., 1981
  6. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.- М., 1990
  7. Успенский Л. Имя дома твоего.- Л., 1967

РАССКАЗЫ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА СУВОРОТСКОГО

  1. Моссор М.К. 1913 – 2006гг
  2. Мысягина А.П.  1910 – 2006 гг
  3. Пугина Н.И., 1925 года рождения
  4. Янтаров В.А., 1939 года рождения

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

Программа по истории родного края "Истоки"

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, ...

Программа элективного курса "Мой край родной"

В соавторстве с М. Б. СолодкимРабочая программа элективного курса «Мой край родной» для 11 класса направлена на достижение следующих целей:- формирование экологической грамотности обучающихся;- воспит...

Программа элективного курса "Мой край родной"

Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для  обучающихся техникумов и  общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном...