Рабочая программа элективного курса "Мой край родной" 6 класс
элективный курс по краеведению (6 класс)

Иванова Наталья Валентиновна

Возрождение духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения  невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к "Малой Родине".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_fakultativ.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

 «Мой край родной» 

6 класс

II ступень обучения общего образования

 2015-2016 учебный год

Настоящая рабочая  программа  для 6 класса средней общеобразовательной школы   составлена на основе  учебной программы под редакцией С.Л.Баклановой, В.С.Ревякина, краеведческого материала

                                                                                  Составитель:

                                                                                  Иванова Н.В.,

                                                                                                        учитель географии

                                                                                            I категории

                                                                                     

2015 г.

Пояснительная записка

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.

Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Алтая, с его историческими и природными особенностями.

Основная задача курса «Мой край родной» - углубление знаний с историей открытия и освоения родного края, географией, климатом, подземными сокровищами, животным и растительным миром, культурой и хозяйственной деятельностью людей.

Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а с другой стороны, представляет возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Цель программы - формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае и городе, их положительных образов; создание условий для формирования у школьников и индивидуального опыта творческой деятельности; воспитание патриотического отношения к своему краю, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

Задачи:

Дать представление о физико-географической характеристике и экологических проблемах города Рубцовска и Алтайского края.

Познакомить с историей государственности Сибири от первых племенных союзов до вхождения в состав России.

Познакомить с культурой и бытом коренных народов Алтая, воспитывать чувства уважения к их традиционной культуре.

Стимулировать интерес к истории своего города, области через встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.

Формировать практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности.

Краеведческий курс рассчитан на учеников 6 класса.

 

Сроки реализации программы:

2015-2016 уч.год, 35 часов в год, 1 час в неделю

Формы и методы работы: экскурсии, поисковые исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.

Формы организации учебного процесса: коллективные, индивидуальные, групповые.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы, способы  и средства проверки: итоговая творческая работа. Текущий контроль в формате опроса, работы с контурными картами, практических работ.

Требования к учащимся:

  1. Усваивать и воспроизводить учебный материал;
  2. Уметь использовать различные источники учебной информации;
  3. Овладеть приемами работы с географической информацией (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок;
  4. Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.

Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.

При изучении  курса «Мой край родной» по программе учащиеся получат возможность:

1. Узнать:

- суть понятия «краеведение»;

- исторические особенности формирования нашей области;

- происхождение географических названий на карте области;

- основные полезные ископаемые и особенности их формирования;

- интересные природные объекты;

- демографическую ситуацию в области и городе Рубцовске;

- национальные обычаи и традиции местных народов;

- экологические обстановку и проблемы Алтайского края и города Рубцовска;

- родословную своего родного города, его настоящее и  будущее;

- историко-культурные достопримечательности города Рубцовска.

2. Научиться:

- вести собственные наблюдения и исследования окружающей среды;

- работать с картами, таблицами, с информационными источниками;

- соотносить события, процессы истории Алтая с определенными периодами истории России;

- решать творческие географические задачи;

- прогнозировать последствия воздействия человека на компоненты природного комплекса края;

- выполнять исследовательские задания;

- составлять конспект, готовить реферат, доклад, самостоятельно подбирать литературу.

3. Воспитывать в себе:

- уважающую себя личность (думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям и стать посредником между поколениями своей семьи.

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник. В.С.Ревякин География Алтайского края 8-9 кл.

2. Подкорытова Л.Д., Савинова В.А. Уроки географии Алтайского края. Барнаул

3. Географические карты для средней школы.

4. Арефьев В.Л., Чудов А.А. Туризм на Алтае. Барнаул,1994.

Верещагин В.И. материалы для ботанических экскурсий в алтайском крае, Барнаул, 1972.

5. Костенков П.П. Край наш Алтайский. Барнаул, 1975.

6. Савинов В.И.Звери и птицы Алтая. Барнаул, 1989.

7. Розен М.Ф. Очерки об исследованиях и исследователях Алтая. Барнаул. 1996.

8. Энциклопедия Алтайского края 1 и 2 том.

9. Энциклопедия г. Рубцовск.

Поурочное планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Культура Алтая с древнейших времен

1-2

История изучения археологических памятников Алтая

2

01.09-08.09

3

Каменный век и век бронзы на территории Алтая.

1

15.09

4

Век бронзы на территории Алтая

1

22.09

5

Начало духовной культуры.

1

29.09

6

Скифская культура на территории Алтая.

1

06.10

7

Тюрки и их место в культуре Алтая

1

13.10

Раздел 2. Родословная

8

Генеалогическое древо семьи

1

20.10

9

Составление генеалогического древа

1

27.10

Раздел 3. История моего города

10-12

Физико-географическое положение, полезные ископаемые, границы поселения и их изменение.

3

10.11-24.11

13-14

Производства и промыслы. История развития сельского хозяйства

2

01.12-08.12

15-16

Обряды, обычаи и традиции. Фольклор, игры, танцы.

2

15.12-22.12

17-18

Знаменитые земляки

2

12.01-19.01

Раздел 4. Участие в Великой Отечественной войне моих земляков

19-20

Великая Отечественная война в истории нашей страны.

2

26.01-02.02

21-22

Дети войны (война глазами детей, встреча с людьми, чье детство прошло в годы войны)

2

09.02-16.02

Раздел 5. Природа родного края

23-25

Географическое положение, особенности рельефа.

3

23.02-09.03

26-27

Растительный мир, растения леса, растения луга.

2

16.03-23.03

28-29

Растения и животные водоемов.

2

06.04-13.04

30-31

Лекарственные растения. Культурные растения нашего региона.

2

20.04-27.04

32-33

Животный мир; растения и животные, занесенные в Красную книгу.

2

04.05-11.05

34-35

Обобщающий урок

2

18.05-25.05


Ожидаемы результаты обучения:

  1. Возрастет интерес к истории, краеведению.
  2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы.
  3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.
  4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее города, страны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа История Красноярского края 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента гос...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...