Программа элективного курса "Мой край родной"
элективный курс по краеведению по теме
Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для обучающихся техникумов и общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет усилить интерес обучающихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств молодёжи, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtonomnoe_uchrezhdenie_chuvashskoy_respublik3.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Шумерлинский политехнический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотрена и принята «Утверждаю»
Методической комиссией Директор АУ СПО «Шумерлинский воспитателей и классных политехнический техникум»
руководителей
___________ _______________
Протокол № г. Приказ № от г.
Программа элективного курса
«Мой край родной»
Разработали руководители
краеведческого уголка «Память»
Свищёва Т.А.
Николаева О.К.
Шумерля
Память – основа совести и нравственности,
память – наше богатство.
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением в образовании. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории определяет основную задачу следующим образом: «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины». Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.
Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для обучающихся техникумов и общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет усилить интерес обучающихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств молодёжи, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения родного края в формировании духовного мира обучающихся и духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Перефразируя слова М.В.Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Решение многих проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у обучающихся, уважения к историческому наследию своего народа, края.
Поэтому создание данного курса вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание. Чувство Родины начинается там, где жили наши деды, где живёт современная молодёжь, откуда проложит она свои первые тропинки в большую жизнь.
Цель элективного курса «Мой край родной» - расширение знаний о родном крае Поволжья и его людях, развитие творческих способностей обучающихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.
Задачи курса:
- развитие умений работать с различными историческими источниками информации, рассказывать о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание исторических событий и памятников;
- овладение методами исторического познания;
- формирование речевой культуры и культуры общения обучающихся;
- совершенствование умений самостоятельной работы обучающихся и использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях);
- дальнейшее развитие интереса к предмету и кругозора ребят.
Программа рассчитана на 30 часов, носит интегративный характер, включает интеграцию знаний обучающихся по трем учебным дисциплинам: истории, литературе и географии.
Курс состоит из трех разделов. Первый раздел «Мой край» знакомит обучающихся с понятиями «малая родина», «патриот», «патриотизм», нацелен на воспитание любви к родному краю, формирование целостной картины среды обитания.
Второй раздел «Страницы истории родного края» предусматривает глубокое изучение исторического прошлого своего края и организацию практических занятий по изучению краеведческих материалов: работа с историческими источниками (материалы периодической печати, воспоминания, документы), подготовка сообщений, докладов и выступлений, написание творческих и исследовательских работ, рефератов.
Третий раздел «Экскурсионный» предполагает проведение экскурсий в городской краеведческий музей, библиотеку, городской парк.
Образовательным результатом программы будет являться:
- Устойчивый интерес к истории своей Родины.
- Сформированное умение устанавливать связи между прошлым и современностью.
- Способность творчески мыслить и рассуждать, заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
- Профессиональная ориентация ребят на исторический профиль.
Критериями успешности обучающихся по окончании занятий является: представление и защита творческой работы, выступление с сообщением, написание реферата, защита исследовательских работ и социальных проектов.
Таким образом, программа элективного курса «Мой край родной», нацеленная на патриотическое воспитание ребят на основе изучения истории родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современного образовательного учреждения. Материалы курса могут использоваться в курсе изучения истории России, во внеклассной работе с обучающимися, как самостоятельный курс.
Учебно-тематический план элективного курса «Мой край родной»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
I раздел «Мой край» - 6 часов | ||||
1.1. | Введение. Мой край. Моя малая родина. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Распределение тем сообщений, докладов |
1.2. | Шумерлинский район. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с картой. | Работа с картой «Шумерлинский район» |
1.3. | Поэтической строкой (поэты и писатели района). | 1 | Литературный вечер | Чтение и анализ стихотворений, составление презентации |
1.4. | СМИ Шумерлинского района | 1 | Работа с материалами периодической печати | Доклады, сообщения, анализ периодической печати |
1.5. | Достопримечательности Шумерлинского района. | 2 | Представление буклетов и презентаций, экскурсия | Защита презентаций и буклетов |
II раздел «Страницы истории родного края» - 12 часов | ||||
2.1. | С чего началась Чувашская земля? | 1 | Беседа, работа с историческими источниками | Составление развёрнутого плана по данной теме для экскурсии краеведческого уголка |
2.2. | Город, в котором мы живем – истоки, история, развитие. | 1 | Лекция с элементами беседы, обсуждение имеющейся информации | Краткая хронологическая летопись города, фотовыставка «Мой город» |
2.3. | Чувашский край и город Шумерля в годы Великой Отечественной войны | 2 | Просмотр и обсуждение фильма «Офицеры» и видеоролика «Помни прошлое, живи настоящим, думай о будущем…». | Хронологическая справка «Промышленность в годы войны», презентация, сообщения об участниках войны, о тружениках тыла, о земляках. |
2.4. | Знаменитые люди города Шумерли. | 1 | Устный журнал | Социальный проект «Люди города» |
2.5. | Боевые традиции земляков. | 2 | Круглый стол (Встреча с десантниками) | Альбом (виртуальный альбом) о земляках- участниках афганских и чеченских событий |
2.6. | «Дембельский альбом» | 1 | Презентация проекта «Дембельский альбом», лауреата Всероссийского и республиканского конкурса проектов | |
2.7. | От ФЗУ до техникума.
| 2 | Историческая справка (Презентация исследовательской работы «Моё училище: вчера, сегодня, завтра) | Викторина «Мое учебное заведение». |
2.8. | Духовное наследие. | 2 | Историческая (заочная) экскурсия по православным храмам города и района. | Создание презентации |
III раздел «Экскурсионный» - 12 часов | ||||
3.1. | «Исторические места г.Шумерли» | 1 | Заочная экскурсия | Кроссворд «Родной уголок..» |
3.2. | «Достопримечательности г.Шумерли». | 1 | Заочная экскурсия | Конкурс рисунков и плакатов |
3.3. | «У книжной полки» | 1 | Посещение библиотеки им. С.Я. Маршака к Международному дню музеев | Отзыв об экскурсии |
3.4. | «От экспоната к экспонату» | 1 | Городской краеведческий музей | Конкурс сочинений и рассказов о музее |
3.5. | Подарок городскому историко-краеведческому музею. | 1 | Оформление выставки «Посетите наш музей». | Презентационный материал по оформленной выставке. |
3.6. | Искусственные памятники природы. | 2 | История создания Шумерлиского городского парка в ходе экскурсии. | Фотоотчёт. |
3.7. | Новая экспозиция уголка «Искусственные памятники природы». | 2 | Создание стенда | Презентация экспозиции. |
Заметка актива краеведческого уголка «Память» в районную газету «Вперёд» и подготовка материала на сайт образовательного учреждения. | 1 | Подготовка материала и статьи. | ||
Итоговое занятие. Защита творческих работ. | 2 | Презентация исследовательских работ, докладов, проектов, сочинений, рассказов. | ||
Итого | 30 |
Содержание элективного курса
I раздел «Мой край» - 6 часов
Тема 1.1. Введение. Мой край. Моя малая родина.
Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины», «патриота», «патриотизма». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село – район – город). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм».
Тема 1.2.Шумерлинский район.
Образование района. Границы с другими районами республики. Географическое положение и особенности рельефа. Речная система. Население. Неповторимость и своеобразие родной природы. Природные ресурсы и экология края. Памятники природы. Растительный и животный мир.
Тема 1.3. Поэтической строкой
Стихи о родном крае – творчество местных авторов. Тема любви к своей малой Родине в стихах городских и районных потов. Жизнь и творчество М.В.Колчина, Л.Кузнецовой, Комарова В.В., Шишкина В.М., Сасакина А.Н., Смирновой Е.В.
Тема 1.4. СМИ Шумерлинского района
Первые средства массовой информации в Чувашии. Основание типографии. История возникновения и направления работы районной газеты «Вперёд». Роль районной газеты в формировании общественного мнения.
Появление телекомпании «Новая реальность». Здоровье, спорт, медицина, образование, политика через призму «Новой реальности».
Тема 1.5. Достопримечательности Шумерлинского района.
Ходарская гимназия им.И.Н.Ульянова. Музей «третьего космонавта» - им.А.Николаева. Музеи сёл Шумерлинского района. Братские могилы. Краеведческие уголки и музеи учебных заведений. Памятники и монументы.
II раздел «Страницы истории родного края» - 12 часов
Тема 2.1. С чего началась Чувашская земля?
Древнейшие жители Поволжья. Предки чувашей. Предки Чувашского народа в составе Волжской Булгарии. Присоединение Чувашии к Российскому государству. Устное народное творчество чувашей.
Тема 2.2. Город, в котором мы живем – истоки, история, развитие.
История возникновения города и его названия. От станции до города. Промышленное и духовное развитие города в XX веке.
Карта города. Названия улиц. История их возникновения и происхождение названий.
Тема 2.3.Чувашский край и город Шумерля в годы Великой Отечественной войны.
Боевые подвиги уроженцев города. Герои Советского Союза. Подвиг тружеников тыла.
История нашего техникума в годы Великой Отечественной войны. Просмотр и обсуждение фильма «Офицеры» и видеоролика «Помни прошлое, живи настоящим, думай о будущем…».
Тема 2.4. Знаменитые люди города Шумерли.
Их именами славится родная земля – писатели, художники, меценаты, подвижники.
Работа над социальным проектом «Люди города»
Тема 2.5. Боевые традиции земляков.
Связь поколений – продолжение боевых традиций дедов и отцов. Жизненный и военный подвиг земляках, участниках афганских и чеченских событий.
Подвиг наших выпускников – Н.Каменева, П.Федярова, Д.Уракова, В.Миронова, В.Саушкина.
Тема 2.6. «Дембельский альбом».
Презентация социального проекта «Дембельский альбом» активом краеведческого уголка «Память». Привлечение молодёжи к краеведческой деятельности.
Тема 2.7. От ФЗУ до техникума.
История возникновения и развития Шумерлинского политехнического техникума. Учебные дисциплины, состав учеников, материальная база.
Презентация исследовательской работы «Моё училище: вчера, сегодня, завтра». Проведение викторины «Моё учебное заведение».
Тема 2.8. Духовное наследие.
История развития храмового строения. Историческая (заочная) экскурсия по православным храмам города и района.
III раздел. «Экскурсионный» - 12 часов
Тема 3.1. Экскурсия «Исторические места г.Шумерли»
Что означает географическое название реки Сура? Страницы исторической летописи города. Составление кроссворда «Родной уголок..».
Тема 3.2. «Достопримечательности г.Шумерли».
Центральная площадь имени В.И.Ленина. Вечный огонь. Аллея Славы. Монумент «Г-11» - памятник труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны. Памятник ликвидаторам авирии на Чернобыльской АЭС.
Тема 3.3. Экскурсия «У книжной полки».
Просветительская и организаторская деятельность библиотеки. Экскурсия в городскую библиотеку им. С.Я.Маршака на выставку к Международному Дню музеев. Написание отзыва о выставке.
Тема 3.4. Экскурсия «От экспоната к экспонату».
Экскурсия в городской историко-краеведческий музей. Организация и проведение конкурса сочинений и рассказов о музее.
Тема 3.5. Подарок городскому историко-краеведческому музею.
Сбор и оформление информации для выставки «Посетите наш музей».
Тема 3.6. Экскурсия «Искусственные памятники природы».
Памятники природы в Шумерлинском парке. Охраняемые природные территории города. Оформление фотоотчёта.
Тема 3.7. Новая экспозиция уголка «Искусственные памятники природы».
Создание стенда «Искусственные памятники природы». Презентация новой экспозиции.
Список использованных источников и литературы
- Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.
- Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. Методические рекомендации. М., редакция журнала «Мир музея», 2006 – 36 с.
- Болтушкин В.В. Краеведение. Методическое пособие. Изд.2-е, перераб. и доп. / Сост. В. В. Болтушкин. - Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2006.
- Краеведческий альманах №1. - Фурманов, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Авторская программа по краеведению "Край родной"
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма....
Программа элективного курса "Край родной - вселенная моя"
Программа элективного курса по географии для предпрофильной подготовки учащихся...
Программа дополнительного образования "Край Родной"
Програа расчитана на 2 года обучения и предназначена для изучения окружающей среды родного края...
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...
Программа элективного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»
Программа элективного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»...