Программа элективного курса "Культура родного края"
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.
Программа имеет дидактическое обеспечение: сборник материалов «Культура Родного края» и электронное приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kultura.rar | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение школа – интернат
среднего (полного) общего образования №16 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Программа элективного курса
« Культура родного края»
Автор: учитель истории
первой квалификационной категории
Карпова Лариса Витальевна
2012 г.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории — основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества. Культура как растение:
у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно,
чтобы рост начинался именно с корней.
Д. С. Лихачев
Актуальность изучения культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена потребностью обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Именно традиционные ценности культуры могут явиться основой духовно-нравственного воспитания современного школьника.
Целью элективного курса «Культура родного края» является формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирование патриотизма.
Задачи элективного курса:
Образовательные задачи:
- изучение культурного наследия края;
- овладение практическими умениями и навыками ведения научно-исследовательской деятельности;
- приобретение навыков проектной деятельности, представления результатов исследований с помощью ИКТ;
Воспитательные задачи:
- создание условий для формирования эстетической культуры и воспитания патриотизма.
Развивающие задачи:
- реализация интереса к истории родного края через свои творческие способности;
- развитие воображения и творческого потенциала обучающихся через индивидуализацию обучения, формирование познавательной мотивации и создание условий ситуации успеха.
Нормативно правовые основания разработки и реализации программы:
1.Конвенция о правах ребёнка;
2. Закон РФ «Об образовании» 1992 г.;
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015г.;
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.
Программа имеет дидактическое обеспечение: сборник материалов «Культура Родного края» и электронное приложение.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Теоретическое обучение | Практическая деятельность | Творческая, проектная деятельность |
1 | Культура и история | 6 | 3 | 1 | 3 |
2 | Фольклор | 2 | 1 | 1 | |
3 | Духовная культура | 5 | 2 | 2 | 1 |
4 | Образование | 1 | 1 | 1 | |
5 | Зодчество и архитектура | 7 | 3 | 1 | 1 |
6 | СМИ | 1 | 1 | ||
7 | Поэты и писатели родного края | 6 | 4 | 3 | |
8 | Музыка и театр | 3 | 1 | 2 | |
9 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 |
Организационная структура программы
Программа включает в себя три взаимопроникающих блока:
- теоретический;
- практический;
- диагностический
Теоретический блок включает в себя темы: Родной край: прошлое и настоящее; Материальная культура и быт народа, Культура питания сибиряков, Символика православной иконы. Как разговаривает икона?, Листая старые страницы, Народный театр Болотного. Теоретический материал тесно переплетается с практическими действиями.
Практические блок содержит разделы: Летописная история земли русской, У ворот хоровод, Природа – источник духовной культуры народа, Традиции сибирского гостеприимства, Мы за чаем не скучаем, Православные храмы - наше духовное наследие, Блистайте златом купола.
Архитектурные стили Болотнинских храмов, Родина в произведениях русских писателей о поэтов, Поэзия Болотнинского края, Всё помнит наша древняя земля, Мир, в котором я живу. Практическая часть программы позволяет включить ребенка в различные виды проектной, исследовательской и творческой деятельности, обеспечивающей присвоение им духовных ценностей этноса, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, предполагает работу с экспозицией школьного музея.
Диагностический блок позволяет оценить результаты изучения элективного курса, он тесно связан с практическим блоком. Ребята выполняют работы практического характера, творческие задания, реализуют и защищают проекты, участвуют в конкурсах и викторинах.
Такая деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Предоставляется ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Формируются навыки исследовательской деятельности и публичной защиты своих проектов.
Основные принципы программы
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества и мировой культуры, воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям региона).
Научность (изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной науке, в источниковедении. Благодаря опоре на источники при освещении событий прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие Родины и родной культуры, а также осознать свою причасность к родной истории и культуре).
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Методы, способствующие организации деятельности учащихся:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Поисково-исследовательский.
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в школьный музей, в районный историко-краеведческий музей и др.;
- наблюдений;
- показа кинофильмов, презентаций, виртуальных экскурсий;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения стихотворений;
- бесед с элементами диалога, обобщения;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр;
- загадывания загадок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- проведения экскурсии;
- чтения литературных произведений и беседы с родителями.
Практический метод используется при проведении
- традиционной игры;
- постановке сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
- экскурсий различной направленности;
- организации вечеров с родителями, для родителей и детей.
Поисково-исследовательский предусматривает организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Этот метод базируется на усвоенных учащимися умениях и навыках, предъявляет больше требований к самостоятельной работе. Используется:
- при самостоятельном анализе исторического источника;
- при поиске информации с использованием различных средств информации (исторические источники, устные свидетельства, интернет, аудио-, видео-, телеинформация);
- при создании собственных творческих текстов, исследовательских работ, проектов, музейных коллекций.
Формы работы с детьми.
- пассивные – теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, просмотр фильмов, презентаций;
- полуактивные – конкурсы, тематические вечера, выставки, встреча с интересными людьми;
- активные – экскурсии, фольклорные праздники, выставки, развивающие игры, исследовательская работа, участие в конференциях, создание презентаций.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- искать и обрабатывать информацию на различных носителях, анализировать данные разных источников;
- систематизировать материал;
- пользоваться словарями, справочными материалами, интернет-сетью с целью изучения нужной темы;
- проводить и презентовать собственное исследование.
Получить опыт:
- участия в групповой работе, дискуссии, устной презентации;
- планирования при проведении индивидуального или группового исследования;
- брать на себя и разделять ответственность за решение.
Учащиеся должны знать:
- культурные и исторические памятники родного края;
- творчество писателей и поэтов края;
- историю развития просвещения;
- деятельность народного театра;
- деятелей культуры и искусства.
Оценка результатов изучения элективного курса
Формы контроля уровня достижений:
- текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений
Методы контроля текущей успеваемости учащихся.
С целью организации текущего контроля используются
- учёт активности учащихся на занятиях;
- анализ творческих, исследовательских, проектных работ;
- тестирование;
- результат участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Методы итогового контроля.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса и элективного учебного предмета проводится по мере завершения его изучения
- с помощью специальной зачетной работы (викторина, защита проекта или исследовательской работы).
Содержание программы
Введение – 1 час.
Что такое культура?
Ознакомление с общей структурой курса, его содержанием, с формами, видами и объёмом самостоятельных и творческих работ. Особенности культуры.
Определения «культуры» в различных источниках, работа со словарями.
Летописная история земли русской – 1 час
Понятия «краеведение», «историческое краеведение», традиции изучения местной истории, общерусские летописи. Старейшая дошедшая до нас летопись - «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., «родиноведение».
Работа с историческим источником.
Родной край: прошлое и настоящее – 2 часа
Алексей Круглик, появление ямщицкой стоянки на Московском тракте, первые улицы посёлка, занятия населения.
Презентация.
Обзорная экскурсия (реальная или виртуальная, подготовленная учащимися).
Материальная культура и быт народа – 1 час
Экскурсия в районный (школьный) историко – краеведческий музей, знакомство с разделами экспозиции музея.
Сибирская горница – 1 час
Обстановка крестьянского дома, роль русской печи в жизни сибиряков, мебель, сундуки.
Экскурсия в музей. (Создание виртуальной экскурсии).
Устное народное творчество – 1 час
Русские народные сказки, былины, сказки Сибири о богатырях. Пословицы о Родине, о родном крае. Исторические песни и сказания. Легенды о Ермаке.
У ворот хоровод – 1 час
Фольклорный праздник. Русские хороводные песни.
Природа – источник духовной культуры народа – 2 часа
Классическая музыка (П. Чайковский «Времена года»). Уникальные памятники природы. Мануйловский заказник. Животные и растения края.
Культура природопользования, природные ресурсы, колодцы родной земли.
Природа русской земли в поэзии.
Исследование, презентация.
Культура питания сибиряков – 1 час
Особенности питания сибиряков. Чаепитие.
Традиции сибирского гостеприимства – 1 час
Практическое занятие. Культура общения. Встреча с интересными людьми района.
Мы за чаем не скучаем – 1 час
Час общения. Культура поведения. Этикет. Встреча с интересными людьми района.
Развитие образования – 1 час
Крещение Руси. Азбука. Ее создатели — святые Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». Первые школы на Руси. Пётр I. Церковно-приходская школа при церкви Святого Николая Чудотворца 2 –я половина XIX века. «Вольные школы». «Домашние школы» в Кривояше и в Больше-Чёрном. Сельские волостные школы. Советские школы в сёлах района и города.
Памятники истории и культуры в крае – 1 час
Памятники архитектуры. Водонапорная башня. Храм Серафима Саровского.
Памятники выдающимся деятелям: Аллея героев, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам Гражданской войны.
Проектная работа и заочная экскурсия в форме презентации «Памятники».
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма – 1 час
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место.
Православные храмы - наше духовное наследие – 1 час
История развития православия в Сибири. Строительство храмов на Болотнинской земле. Церковь в период Советской власти. Строительство новых храмов. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города.
Символика православной иконы. Как разговаривает икона? - 1 час
Иконопись. Мир православной иконы. Предание о возникновении первой иконы. Иконы Богородицы. Духовная красота иконы. Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери.
Блистайте златом купола.
Болотнинские храмы. Их архитектурные стили – 4 часа
Особенности внешнего устроения храма: купол (глава), крест, колокольня (звонница). Особенности внутреннего устроения храма: паперть, притвор, средняя часть, алтарь, иконостас. Символика. Свечи и их назначение. Колокольный звон. Русские поэты о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне. Правила поведения в храме.
Храм Николая Чудотворца. Храм Михаила Архангела. Храм Серафима Саровского в с. Турнаево. Храм Фёдора Томского в с. Турнаево.
Экскурсия в храмы.
Создание виртуальных экскурсий.
Письменные источники культуры – 1 час
Литературные памятники древней Руси. Первые христианские писатели. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? По каким книгам обучались дети в древней Руси?
Листая старые страницы – 1 час
Первая районная газета «Пролетарская мысль», приложение «Дети сохи и молота», «Голос работницы и крестьянки». Сатирическое приложение «Антипаразит». Издания отдела народного образования «Букварь».
Родина в произведениях русских писателей о поэтов – 1 час
Стихи русских писателей о Родине. Литературная гостиная.
Писатели и поэты родной земли - 4 часа
М. Кубышкин, Е. Остриков, П. Макидон, Н.К. Адрианопольская,
Г. Воробей. Жизнь и творчество.
Поэзия Болотнинского края - 1 час
Конкурс чтецов стихотворений поэтов болотнинской земли.
Талантами богаты.
Музыка.
Композиторы : Лебедев В.А. (Вилль В.Р.), Рубашкин. Народный хор. Видео- аудиозаписи. Посещение концерта в ДК, БДШИ. Творческие встречи.
Болотнинский историко-краеведческий музей – 1 час
Появление и закрытие первого музея 1920г. 1980 год – открытие историко-краеведческого музея в помещении нового дома культуры им. Кирова.
Н.С. Мишутин, Т.Н. Хомченко.
Народный театр Болотного – 1 час
Художественная самодеятельность в 20-е годы. Образование театра. Первый режиссёр театра. Л.Е Афанасьевская. Постановка первых спектаклей. «Таня», «Барабанщица». Сотрудничество с театром «Красный факел».
Всё помнит наша древняя земля (районная)
Заочная викторина. Индивидуальное участие.
Мир, в котором я живу – 1 час
Защита творческих проектов
Тематическое планирование курса
№ | Кол-во часов | Тема | Форма работы | Дата |
6 | Культура и история | |||
1 | 1 | Что такое культура? | лекция | |
2 | 1 | Летописная история земли русской | Работа с историческим источником | |
3,4 | 2 | Родной край: прошлое и настоящее. | Презентация, просмотр видеофильма | |
Экскурсия по городу | ||||
5 | Материальная культура и быт народа | Экскурсия в районный музей | ||
6 | Сибирская горница | Экскурсия в школьный музей, создание виртуальной экскурсии | ||
2 | Фольклор | |||
7 | Устное народное творчество | теоретическое обучение, презентации, работа с источником | ||
8 | У ворот хоровод. | Практическое занятие (сбор фольклорного материала) | ||
5 | Духовная культура | |||
9,10 | 2 | Природа – источник духовной культуры народа | Презентация | |
Проектная деятельность (исследование «Природа в произведениях писателей и поэтов края)) | ||||
11 | 1 | Культура питания сибиряков | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. | |
12 | 1 | Традиции сибирского гостеприимства | Практическое занятие Встреча с интересными людьми района. | |
13 | 1 | Мы за чаем не скучаем | Развивающая игра | |
1 | Образование | |||
14 | Развитие образования | теоретическое обучение, (проектная деятельность, создание презентаций о школах района) | ||
7 | Зодчество и архитектура | |||
15 | 1 | Памятники истории и культуры в крае | Экскурсия | |
16 | 1 | Русское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма | теоретическое обучение, презентации. | |
17 | 1 | Символика православной иконы. Как разговаривает икона? | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. | |
18 | 1 | Православные храмы - наше духовное наследие. | исследование | |
19-22 | 4 | Блистайте златом купола. Архитектурные стили Болотнинских храмов. | Проектная деятельность. Экскурсия в храмы. Создание виртуальных экскурсий. | |
1 | СМИ | |||
23 | 1 | Листая старые страницы | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. | |
6 | Поэты и писатели родного края | |||
24 | 1 | Родина в произведениях русских писателей о поэтов | Литературная гостиная | |
25 | 1 | М. Кубышкин | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. | |
26 | 1 | Е. Остриков | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации, видеофильм | |
27 | 1 | П. Макидон | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. | |
28 | 1 | Н.К. Адрианопольская, Г. Воробей | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. | |
29 | 1 | Поэзия Болотнинского края. | Конкурс чтецов стихотворений | |
3 | Музыка и театр | |||
30 | 1 | Талантами богаты. Лебедев В.А. (Вилль В.Р.), Рубашкин | Творческие встречи. Видеофильм, аудиозаписи | |
31 | 1 | Болотнинский историко-краеведческий музей. | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. Экскурсия | |
32 | 1 | Народный театр Болотного. | теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации. Посещение спектакля Встреча с Л.Е. Афанасьевской | |
2 | Подведение итогов | |||
33 | 1 | Всё помнит наша древняя земля | Краеведческая викторина | |
34 | 1 | Мир, в котором я живу | Защита творческих проектов |
Список литературы для учителя:
- Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003;
- Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., Изобразительное искусство, 1983;
- Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006;
- В.А. Герасимова «Классный час играючи», М. 2002;
- Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина «Русский национальный календарь», М., 2006;
- Г.Г. Кулинич Классные часы. М. «ВАКО» 2007;
- А.В. Новиков, А.В. Майничева «Прошлое Болотнинской земли», Новосибирск, 2003;
- О.А. Попова "О жизни православных святых, иконах и праздниках"
- Пашнина В. «А у нас перепляс», Ярославль, «Академия развития», 2005;
- Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко «Классные часы», М., 2006;
- Савченко Е.В. «Мир школьных праздников», М. 2007;
- И.Г. Норенко «Русские традиции при изготовлении различных изделий», Волгоград, 2007.
Список литературы для учащихся:
1.Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. «История Сибири», Новосибирск «ИНФОЛИО – пресс», 2001;
2.Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М., Искусство, 1979;
3.Майничева А. Ю. Питание переселенцев из Белоруссии в Сибири.
Конец XIX - первая треть XX вв;
4. Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту», Новосибирск 1986;
5. Хомченко Т.Н. «С любовью к музыке, поэзии, искусству»// Наши новости 2009 №52 – 54;
6. Хомченко Т.Н. «Листая старые страницы»// Наши новости 2010
7. Хомченко Т.Н. «Из истории просвещения в Болотнинском районе»// Наши новости 2009 №№79 – 81; № 85 – 87.
Интернет – ресурсы
- http://teachpro.ru/Pages/Player.aspx?CourseID=fedf3447-1b9b-48e3-8d04-0194e08e448f&Name=kult010101&Title=%D0%A7%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
- http://www.bolotnoe-nso.ru/
- http://www.master-karelin.ru/o-zodchestve
- http://fxweek.info/z/1475-zodchestvo_cerkovnoe_russkoe#content
- http://smallbay.ru/architec032.html
- http://www.orthedu.ru/nskeparh/hramz/turnaevo.htm
- http://sozvezdieoriona.ru/load/pichajkovskijquotvremena_godaquot/4-1-0-181
- http://www.e-teach.ru/nachalo-20-veka/28-organizacija-volnyh-shkol.html
- http://www.golddomes.ru/
Материально – техническое оснащение курса:
1. Компьютер;
2. Мультимедийная установка;
3. Телевизор
Диски:
- «Видео в краеведении»;
- «Болотнинский район»;
- «Добрые встречи»;
- «Е.В. Остриков»;
- «Сборник презентаций»;
- «Храмы земли Болотнинской»
Примерные темы проектных работ.
- Родной край: прошлое и настоящее.
- Сердце крестьянского дома.
- Обстановка горницы.
- Природа родной земли в поэзии.
- Школы района.
- Памятники края.
- Старинные иконы.
- Храмы - источник доброты.
- Памятники архитектуры.
- Народный театр.
- Деятельность поэтов и писателей.
- Мир, в котором я живу.
- Современное культурное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству родного края
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...
Программа элективного курса "Родной край"
Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
Программа по истории родного края "Истоки"
В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, ...
Программа элективного курса "Мой край родной"
В соавторстве с М. Б. СолодкимРабочая программа элективного курса «Мой край родной» для 11 класса направлена на достижение следующих целей:- формирование экологической грамотности обучающихся;- воспит...
Программа элективного курса "Мой край родной"
Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для обучающихся техникумов и общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном...