"Моя экологическая лаборатория"
проект по географии (5, 6, 7 класс)
Пояснительная записка.
Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность школьников.
Актуальность: одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. И так как мы являемся сельскими жителями, то ребята сейчас уже учатся ухаживать за растениями, проводить наблюдение за развитием растений, получать семена, ставить опыты с растениями, делать выводы, заниматься природоохранной деятельностью. И что бы эта работа была более интересной и практической, на базе нашей школы создана экологическая лаборатория на основе музея занимательных наук.
Цель создания экологической лаборатории:
Обучающая: формировать более глубокое осознание физических явлений и законов с помощью экспериментального метода обучения;
Развивающая: развивать активную познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать возникновению и сохранению исследовательского интереса;
Воспитательная: воспитывать творческое, созидательное отношение к природе, инициативу, точность и аккуратность в работе.
Метод проведения: Лабораторно – практические работы, исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность.
Оборудование: Наборы оборудования для проведения экспериментов: латки, чашки Петри, тетрадь наблюдений, интерактивная доска, компьютер, сейф с химическими веществами, набор лабораторного оборудования «Юный эколог», разборные модели по анатомии человека, штативы, спиртовки, коллекции семян для проведения сельскохозяйственных опытов с семенами как в лаборатории, так и на пришкольном участке.
Оформление: Памятки проведения экспериментов, брошюры презентации работ, методические пособия, лэпбуки, исследовательские работы. В лаборатории делаются долговременные опыты и краткосрочные. Дети увлеченно занимаются, проводят исследования, ставят эксперименты, делают презентации своих работ, ведут наблюдения, результат работы записывают в тетрадь наблюдений. С результатами своей работы выступают на конференциях, уроках, семинарах районного и республиканского уровня, и показывают хорошие результаты.
Ожидаемый результат: в результате занятий в экологической лаборатории формируются не только прочные и глубокие знания в изучении естествознании но и стремление к активной деятельности в природе.
В лаборатории оборудованы несколько разделов:
Первый раздел нашей лаборатории посвящен анатомии человека. Здесь представлены анатомические разборные модели: желудок, глазное яблоко, кисть руки, коренной зуб, сердце, человек. При изучении которых, дети получают основные, точные знания об удивительном строении органов человека, обеспечивают обучение детей посредством образовательных игр с использованием детализированных моделей человеческих органов в миниатюре, стимулируют любознательность к предмету «Анатомия человека».
Второй раздел посвящен экологическим экспериментам. Здесь можно попробовать себя в роли исследователя окружающей среды и узнать, насколько загрязнены окружающие реки, ручьи, озера., воздух. Дети могут проводить химические исследования. Здесь собраны методические разработки по изучению состава почвы, воды, воздуха. Имеется набор юного исследователя, в который входит оборудование для проведения различных опытов с водой, почвой, воздухом. Имеется оборудование для проведения опытов с растениями и семенами растений. Имеется инструкция по технике безопасности, а также маска, перчатки, защитные очки.
Третий раздел «Общая биология» оборудован компьютером и электронным микроскопом, микропрепаратами по общей биологии, где дети самостоятельно могут изучать, рассматривать растительные и животные клетки, плесень, мушку дрозофилу, деление клеток и многое другое: изучать, сравнивать, анализировать.
Четвертый раздел лаборатории посвящен экспериментам по географии, биологии, химии, физики, родному краю. Также собраны методические разработки простых, но в тоже время увлекательных опытов. Представлено оборудование для проведения этих опытов. Например: «Лимон надувает воздушный шар», «Соломинка – рапира», «Научи яйцо плавать», «Вулкан», опыты с бумагой, крахмалом, солью и т. д. Этот отдел создан руками учителей и учащихся, а также родителями. Накоплена методическая база.
Выполнять опыты нужно в том порядке, в котором они следуют в инструкции.
Пятый раздел методический. Где собрано много методических рекомендаций по исследовательской и проектной деятельности, исследовательские работы. Представлены памятки и инструкции по проведению опытов, а также памятки по технике безопасности.
Экологическую лабораторию используем на уроках, но в основном она действует как дополнительное образование (во второй половине дня).
Разработана программа по внеурочной деятельности «Моя экологическая лаборатория», в основном для среднего звена 5-7 классы, в которую входит целый раздел посвященный растениеводству и цветоводству. Где ребята получают первоначальные знания об агротехники цветочных и сельскохозяйственных культур. Свои знания, полученные в лаборатории, применяют и закрепляют на практике на пришкольном участке. Лаборатория и пришкольный участок дополняют друг друга. В лаборатории идет подготовка семян цветочных и сельскохозяйственных культур для рассады (обработка, замачивание, пробуждение). Выращивание рассады происходит в теплице.
Для младших школьников успешно реализуется проект «Равный обучает равного» (учащиеся средних классов, обучаясь в лаборатории, выходят с интересными и занимательными экспериментами и опытами к учащимся начальной школы).
В 2013 году проект «Моя экологическая лаборатория» был представлен на региональном этапе Международной Ярмарке социально - педагогических инноваций в посёлке Саган-Нур, и занял 3 место в номинации: «Инновационные решения в реализации современных подходов к обучению».
В сборнике методических материалов регионального этапа Международной Ярмарке социально - педагогических инноваций посвященного 90 -летию Республики Бурятия опубликованы тезисы проекта «Моя экологическая лаборатория».
Заключение:
За 9 лет накоплен хороший методический материал.
Проект «Моя экологическая лаборатория» нашел положительный отклик в общественной и педагогической среде Мухоршибирского района и республики.
Самые яркие моменты работы лаборатории наглядно представлены в презентации.
В приложении 1 в табличной форме представлены результаты ребят в научно – практических конференциях.
В приложении 2 представлена программа работы по внеурочной деятельности «Моя экологическая лаборатория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_laboratoriya.pdf | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
презентация "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...
Лаборатория экологического мониторинга
С целью получения экологических знаний, формирования исследовательских умений и навыков школьников, в школе третий год работает кружок «Экватор»,...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как О...
«Использование электронной экологической лаборатории в проектно- исследовательской деятельности».
Проектно- исследовательская деятельность очень важна в эколого- биологическом воспитании и образовании школьников, обеспечивает формирование компетентной, социально-адаптированной личност...
Рабочая программа экологическая лаборатория "Биоген"-2020
Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения ...
Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»
Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Приме...
Электронная экологическая лаборатория: от чистого школьного двора – к чистому городу!
Электронная экологическая лаборатория - сайт разработанный авторами проекта на основе свободно распространяемого программного обеспечения Wordpress. Содержание сайта структурировано по этапам реализац...