"Моя экологическая лаборатория"
проект по географии (5, 6, 7 класс)

Калашникова Евгения Владимировна

Пояснительная записка.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская, экспериментальная и проектная  деятельность школьников.

Актуальность: одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. И так как мы являемся сельскими жителями, то ребята сейчас уже учатся ухаживать за растениями, проводить наблюдение за развитием растений, получать семена, ставить опыты с растениями,  делать выводы, заниматься природоохранной деятельностью. И что бы эта работа была более интересной и практической,  на базе нашей школы создана экологическая лаборатория на основе музея занимательных наук.

Цель создания  экологической лаборатории:

Обучающая:  формировать более глубокое осознание физических явлений и законов с помощью экспериментального метода обучения;

Развивающая:  развивать  активную познавательную  и творческую деятельность учащихся, способствовать  возникновению и сохранению исследовательского интереса;

Воспитательная:  воспитывать  творческое, созидательное отношение к природе, инициативу, точность и аккуратность в работе.

Метод проведения: Лабораторно – практические  работы, исследовательская, экспериментальная  и проектная деятельность.

Оборудование: Наборы оборудования для проведения экспериментов:   латки,  чашки Петри, тетрадь наблюдений, интерактивная доска, компьютер, сейф с химическими веществами, набор лабораторного оборудования «Юный эколог», разборные модели по анатомии человека, штативы, спиртовки, коллекции семян для проведения сельскохозяйственных опытов с семенами как в лаборатории, так и на пришкольном участке.

Оформление:  Памятки проведения экспериментов, брошюры  презентации работ, методические пособия, лэпбуки, исследовательские работы. В лаборатории делаются долговременные опыты и краткосрочные.  Дети увлеченно занимаются, проводят исследования, ставят эксперименты, делают презентации своих работ,  ведут наблюдения, результат работы записывают в тетрадь наблюдений. С результатами  своей работы  выступают на конференциях, уроках, семинарах районного и республиканского уровня, и показывают хорошие результаты.

Ожидаемый результат: в результате занятий в экологической лаборатории  формируются  не только прочные и глубокие знания в изучении естествознании но и  стремление к активной деятельности в природе. 

 

В лаборатории оборудованы несколько разделов:

Первый раздел нашей лаборатории посвящен анатомии человека.                                                 Здесь представлены анатомические разборные  модели: желудок, глазное яблоко, кисть руки, коренной зуб, сердце, человек. При изучении которых,  дети получают основные, точные знания об удивительном строении  органов  человека, обеспечивают обучение детей посредством образовательных игр с использованием  детализированных моделей человеческих органов в миниатюре, стимулируют любознательность к предмету «Анатомия человека».

Второй раздел посвящен экологическим экспериментам. Здесь можно попробовать себя в роли исследователя окружающей среды и узнать, насколько загрязнены окружающие реки, ручьи, озера., воздух.  Дети могут проводить химические исследования. Здесь собраны методические разработки по изучению состава почвы, воды, воздуха. Имеется набор юного исследователя, в который входит оборудование для проведения различных опытов с водой, почвой, воздухом. Имеется оборудование для проведения опытов с растениями и семенами растений.  Имеется инструкция по технике безопасности, а также маска, перчатки, защитные очки.

Третий раздел «Общая биология» оборудован компьютером и электронным микроскопом, микропрепаратами по общей биологии,  где дети самостоятельно могут изучать, рассматривать растительные и животные клетки, плесень, мушку дрозофилу, деление  клеток и многое другое:  изучать, сравнивать, анализировать.

Четвертый раздел лаборатории посвящен экспериментам  по географии, биологии, химии, физики, родному краю. Также собраны методические разработки простых, но в тоже время увлекательных опытов. Представлено оборудование для проведения этих опытов. Например: «Лимон надувает воздушный шар», «Соломинка – рапира», «Научи яйцо плавать», «Вулкан», опыты с бумагой, крахмалом, солью и т. д.    Этот отдел создан  руками учителей и учащихся, а также родителями. Накоплена методическая база.

Выполнять опыты нужно в том порядке, в котором они следуют в инструкции.     

Пятый  раздел методический.  Где собрано много методических рекомендаций по исследовательской и проектной деятельности, исследовательские работы. Представлены памятки и инструкции по проведению опытов, а также памятки по технике безопасности.

   Экологическую лабораторию  используем на уроках, но в основном она действует как дополнительное образование (во второй половине дня). 

Разработана программа  по внеурочной деятельности «Моя экологическая лаборатория»,  в основном для среднего звена 5-7 классы, в которую входит целый раздел посвященный растениеводству  и цветоводству. Где ребята получают первоначальные знания об агротехники цветочных и сельскохозяйственных культур.  Свои знания,  полученные в лаборатории,   применяют и закрепляют  на практике на пришкольном участке.   Лаборатория и пришкольный участок дополняют друг друга. В лаборатории идет подготовка семян цветочных и сельскохозяйственных культур для рассады (обработка, замачивание, пробуждение). Выращивание рассады происходит в теплице.

Для младших школьников успешно реализуется  проект «Равный обучает равного» (учащиеся средних классов,  обучаясь в лаборатории,  выходят с интересными и занимательными  экспериментами и опытами к учащимся начальной школы).

В 2013 году проект «Моя экологическая лаборатория» был представлен на региональном этапе Международной Ярмарке социально - педагогических инноваций в посёлке Саган-Нур, и занял 3 место в номинации: «Инновационные решения в реализации современных подходов к обучению».

В сборнике методических материалов  регионального  этапа Международной Ярмарке социально - педагогических инноваций посвященного 90 -летию Республики Бурятия опубликованы тезисы проекта «Моя экологическая лаборатория».

 

Заключение:

За 9 лет накоплен хороший методический материал.

Проект «Моя экологическая лаборатория» нашел положительный отклик в общественной и педагогической среде Мухоршибирского района и республики.

Самые яркие моменты работы лаборатории наглядно представлены  в презентации.

В приложении 1 в табличной форме представлены результаты ребят в  научно – практических конференциях.

В приложении 2 представлена программа работы по внеурочной деятельности «Моя экологическая лаборатория

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ekologicheskaya_laboratoriya.pdf1.2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

Лаборатория экологического мониторинга

 С целью получения экологических знаний, формирования исследовательских умений и навыков школьников, в школе третий год  работает кружок «Экватор»,...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как О...

«Использование электронной экологической лаборатории в проектно- исследовательской деятельности».

 Проектно- исследовательская деятельность очень важна в эколого- биологическом воспитании и образовании школьников, обеспечивает формирование компетентной, социально-адаптированной личност...

Рабочая программа экологическая лаборатория "Биоген"-2020

Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения ...

Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»

Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Приме...

Электронная экологическая лаборатория: от чистого школьного двора – к чистому городу!

Электронная экологическая лаборатория - сайт разработанный авторами проекта на основе свободно распространяемого программного обеспечения Wordpress. Содержание сайта структурировано по этапам реализац...