Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
статья по биологии по теме
презентация "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko_kultura.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.Воркуты
Доклад
«Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога МОУДОД «ДДТ» г.Воркуты.
Автор: Кожевникова А.П.
Приоритетным направлением в эколого-биологическом дополнительном образовании является исследовательская деятельность обучающихся стремящихся к созданию своей личной творческой работы с реально воплотившимся в жизнь результатом сохранения среды и жизнедеятельности живых организмов.
В последнее время наблюдается тенденция повышения мотивированности выбора эколого-биологического образования в сфере экологии окружающей среды, Мировой кризис вносит существенные коррективы в отношения человека и природы, способствует переосмыслению промышленных достижений мировой цивилизации.
Решить настоящее и будущие экологические проблемы способна личность, обладающая высокой экологической культурой. В науке экологическая культура характеризуется как исторический процесс развития отношения человека к естественной среде, формирования и обогащения личности как субъекта общественно полезного труда по охране природе рационального восстановления и воспроизводства природных ресурсов, понимания значимости природы, окружающего мира в жизнедеятельности человека. Значительными возможностями в формировании экологической культуры обладает исследовательская деятельность, так как она определяет:
1. Культуру отношения человека к природе – отражающую экологические знания, накопленные человечеством.
2.Культуру отношения человека к обществу отражающую деятельностное начало личности, принципы организации деятельности на основе знаний законов природы.
3. Культура отношения к самому себе, которая выражает особенности внутреннего мира человека, его личностную позицию и возможность самостоятельно принимать решения, наличие убеждений.
Проблема влияния исследовательской деятельности на формирование экологической культуры многогранна, поэтому важно выявить содержание, методы и средства, обеспечивающие применение исследовательской деятельности как фактора формирования экологической культуры.
Основная задача в том чтобы выявить возможности исследовательской деятельности в формировании и развитии личности с высоким уровнем экологической культуры.
Применяя теоретический метод, я провела анализ обобщения педагогического опыта работы в творческом объединении «Лаборатория юного биолога» МОУДОД «Дом детского творчества» г. Воркуты. Исследовательская деятельность в творческом объединении «Лаборатория юного биолога» проходит в пяти направлениях.
1 Исследовательское занятие.
2 Исследовательская работа.
3 Научная конференция.
4 Биомониторинг окружающей среды.
5 Природоохранная акция.
Исследовательское занятие – это основа приобретения, расширения и углубления знаний по экологии и биологии, которые являются первой и важной ступенью к исследовательской работе. Главную роль на этой ступени играет форма проведения занятия. Это лабораторная работа, опыт наблюдение эксперимент. Каждое занятие сопровождается выполнением эколого-биологического проблемного исследования. Определяется жизненная практическая значимость проведенных лабораторных работ, опытов, наблюдений, экспериментов. Именно в процессе исследовательского занятия обучающийся постигает знания практикой осмысляя ее в своем жизненном опыте. Накопленный практический опыт переносится непосредственно в создание своей исследовательской работы.
Таблица №1. Темы занятий, которые стали основой для создания исследовательской работы.
Тема занятия | Тема исследовательской работы |
Полив растений | Влияние полива на цветение кактуса |
Как распознать кислоту | Определение кислоты в ягодах клюквы |
Наблюдение горения | Угольная история |
Эколого-биологическая характеристика комнатных растений | Подготовка и проведение экскурсии в зимнем саду |
В процессе создания исследовательской работы обучающийся включается в сферу взаимодействия общества и природы проявляет интеллектуальную познавательность характеризующуюся уровнем знаний о природе, своим мировоззрением, специализацией данного исследования. Ценным является то, что продукт исследовательской деятельности является результатом его субъективного опыта и познавательного интереса. Особая значимость в том, что исследовательская деятельность не только побуждается совокупностью познавательных мотивов и опирается на них, но и обладает значительным потенциалом их развития.
Представление работы на научной конференции – необходимость для обучающегося признания результатов своей работы обществом. Исследовательские работы представленные на научных конференциях дают уверенность обучающимся в их дальнейшей научной работе. В лаборатории юного биолога научная конференция проводится ежегодно с приглашением представителей администрации, коллег, друзей, родителей. Результаты доступны обществу и это немаловажно для становления экологической культуры личности.
Биологический контроль окружающей среды – направление работы, включает две группы методов: биоиндикацию и биотестирование. Проводится ряд лабораторных работ по определению качества природной среды. Предлагаемая система биомониторинга представляет собой комплекс различных подходов для оценки состояния природной среды находящейся под воздействием как естественных, так и антропогенных факторов. Основные работы по биотестированию и биоиндикации окружающей среды: «Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды», «Биологический анализ активного ила», «Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов», «Использование традесканции для оценки мутагенного и токсического действия факторов окружающей среды», «Биодиагностика почв по ферментативной активности».
Отдельное направление в работе Природоохранная акция «Защити права живых существ» В подготовке и проведении акции принимают участие не только обучающиеся лаборатории, но и других творческих объединений. Эта акция традиционна, каждый год проводится под разным девизом: «Права дельфинов», «Купальница», «Живи дерево», «Сохрани тундру», « Снег – наше богатство». Акции имеют свое продолжение в создании природоохранных проектов, касающихся всех жителей города, и представляются на самых различных мероприятиях в виде агитационных материалов.
Как научная дисциплина экология культуры призвана исследовать культурную среду обитания человека, ее формирование и воздействие на людей. Если в экологию культуры включают антропогенную материально-духовную среду жизни, то экология духа исследует среду морали воззрений трудно уловимой духовности человека. Человек как индивид и личность в среде широкого спектра движений мысли и духа. Здесь окончательно смыкается цикл естественно-научных и гуманитарных знаний, происходит выход в философию и развивается общенаучный подход к проблеме. Свою духовность обучающиеся в лаборатории юного биолога раскрывают на Крещенских чтениях, которые проходят в Воркуте и для них это представляет интерес как духовное соединение с природой. Были представлены исследовательские работы: «Начало мира – вода», «Праздник души человеческой».
Глубокая экология провозглашает лозунг «Земля – прежде всего», т.е. доминирующая самоценность предается нашей планете, а затем лишь человеку, социальные возможности которого ограниченны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры обучающихся
Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры обучающихся.Булгакова Татьяна Николаевнаучитель географии МОУ гимназия №1 гор. Люберцы, МО География к...
Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
Долгосрочный проект по туризму....
Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...
Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность
Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие в...
педагогический проект "Формирование экологической компетенции обучающихся на уроках биологии через активные формы и методы обучения"
Учительский педагогический проект...
Представление педагогического опыта по теме: «Исследовательская и проектная деятельность при формировании экологической культуры обучающихся»
Представление педагогического опыта на конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» «Исследовательская и проектная деятельностькак средство формирования...
Презентация "Формирование экологической культуры обучающихся с особыми образовательными потребностями через эколого-краеведческую деятельность"
Презентация учителя-дефектолога на региональную научно-практическую конференцию конференцию г.Братска "Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы"с темой "Формир...