Рабочая программа экологическая лаборатория "Биоген"-2020
рабочая программа по биологии (9 класс)

Щемерова Татьяна Николаевна
Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения в окружающей среде.  Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой.
 
   Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами  естественно -научной направленности состоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является экологический. Он позволяет строить занятия кружка на основе экологического воспитания личности.
    Данная программа прошла сертификацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biogen_-_shchemerova_t.n._1.docx75.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                       Директор МБОУ «Краснопоймовская

 «30» августа 2019 г.                                           средняя общеобразовательная школа»

Протокол № 1                                                   ____________________ Л. В. Седова

                                                                            Приказ № 174 от 02.09.2019г.

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

Экологическая лаборатория «БИОГЕН»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации: 2 года

Автор составитель:

                         Щемерова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования.

п. Красная Пойма, 2019 год

                                                                                                

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………….3 стр.
  2. Учебный план………………………………………..………………10 стр.
  3. Содержание изучаемого курса………..…………………………….12 стр.
  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ……………………………………………………………………………….17 стр.
  5. Список литературы ……………………………………………… ...14 стр.
  6. Календарный учебный график……………………………………...12 стр.

І. Пояснительная записка

     Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом нормативно-правовых документов, регулирующие образовательную деятельность:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2.        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3.        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 N 196).

4.        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5.        Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

6.        Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

7.        Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825   13 в/07).

8. Устава МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа».

1.1 Программа «Биоген» естественно-научной направленности.

Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения в окружающей среде.  Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой.

  1.2 Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами  естественно -научной направленности состоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является экологический. Он позволяет строить занятия кружка на основе экологического воспитания личности.

          Актуальность

         Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.

     Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие обучающимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и вовремя специально организованной внеурочной деятельности детей.

     Содержание программы основывается на эколого-биологическом материале, с учётом накопленного опыта учебно-экспериментальных работ по биологии. Программа  направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

        

1.3 Цель программы - формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Образовательные (связаны с овладением детьми основами экологической и исследовательской деятельности):

Способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу.  Научить прогнозировать появление источников глобальной проблемы экологии.  Научить школьника умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.

Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

Способствовать развитию наблюдательности. Развивать навыки бережного общения с живыми объектами. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей. Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребенка. Развивать нравственные и эстетические чувства. Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.  Развивать навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, создание позитивного «Я», пониманию и чувствованию себя своей ценности. Развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях. Приводить примеры влияния местных и районных проблем, элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности и района, своего здоровья, аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций. Развивать умение вести исследовательскую работу.

Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу. Воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам экологической этики. Воспитывать коллективизм и дружелюбие. Воспитывать желание и умение видеть во всем проявление высшего смысла гармонии, мудрого отношения к страданиям и испытаниям, которые выпадают на долю окружающей природе.  Воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни. Создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения. Воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе эколого-биологического восприятия, развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность экологической деятельности, оценивать еѐ значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изученным в школе предметам (биологии, физики, химии, истории, литературе, экологии и т.д.).

1.4 Задачи программы:

  1. Воспитать экологически грамотного человека.
  2. Изучить методы исследовательской деятельности.
  3.   Усвоить знания о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей.    
  4.   Изучить экологические проблемы, причины их   возникновения, последствия и пути их решения;
  5.   Выяснить роль науки в целом и биологии в частности, в появлении и решении        экологических проблем;
  6.  Показать прикладное значение биологии;
  7.  Выяснить роль антропогенных факторов загрязнения окружающей среды;
  8.  Способствовать формированию познавательного интереса к биологии и экологии;
  9. Развить творческое мышление и навыки самостоятельной работы обучающихся.
  10.  Привить любовь к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.
  11.  Развить положительные качества характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосберегающее поведение).
  12. Научить обучающихся пользоваться научной литературой.
  13. Включать обучающихся в групповые   формы работы;
  14. Учить отстаивать свою точку зрения и   уважать мнение других.

1.5 Отличительные особенности программы Экологическая лаборатория «Биоген»

      Особенность её заключается в том, что она основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение проблем экологии Московской области и Луховицкого района. А так же особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-исследовательского и нравственно-эстетического воспитания и образования, т. к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно. Программа составлена с учётом социоприродного окружения образовательного учреждения. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого человека в решение экологических проблем Московской области и Луховицкого района.

       При составлении программы учитывалась возможность связи экологического материала с программой основного курса биологии, ее расширение и углубление, возможность помочь ориентации обучающихся в специальностях, требующих знаний по природоохранительным вопросам и развитие у них экологической культуры.

          Главным и необходимым звеном данного курса являются исследовательские и практические работы, основанные на применении жизненного опыта, научные и экологические проекты с обсуждением основных идей и результатов.

1.6 Адресат программы. Возрастные особенности развития школьников старшего школьного возраста

         Основными особенностями этого возраста можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.

         Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами, которое приобретает такой ценности, что нередко оттесняет на второй план и обучение, а также отношения с родными, что и играет важную роль в развитии личности. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, равенство, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны. Невыполнение предписаний взрослого, пренебрежение обязанностями, протест - все это ничто иное, как борьба подростка за изменение существующего типа отношений.
       Они требуют уважения к собственной личности и человеческого достоинства, доверия и самостоятельности, существенно ограничивают права взрослого и расширяют свои собственные. Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Этот возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью и импульсивностью поведения. Подростки часто сначала действуют, а потом думают о последствиях, хотя осознают при этом, что следовало бы поступить наоборот.

       Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.

Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

       Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.

      Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

1.7 Объем и срок. Программа рассчитана на 2 года обучения.

                                 В год по 72 часа. Весь цикл обучения составляет 144 часа.

1.8 Форма обучения – очная.

1.9 Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на возраст детей от 12 до 16 лет (разновозрастная. Работа с детьми по данной программе проводится в групповой форме. Состав группы постоянный. Наполняемость группы не более 15 человек.

1.10 Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю (два занятия), продолжительностью по 1 часу, что соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14. Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности.

1.11 Планируемые результаты.

        

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2)  реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. выделение существенных  признаков  биологических  объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

       1.12 Формы аттестации программы:

Зачеты, тестирование, творческая работа, конкурс, фотовыставки, выставки рисунков, опыт, исследование, практическое занятие, конференция, экскурсия, защита исследовательского проекта.

1.13 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг)

аналитические справки, грамоты, готовая работа, дипломы, сертификаты, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методические разработки, протоколы соревнований, фото, отзывы детей и родителей, статья и др.

1.14 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- выставка рисунков

- диагностическая карта

-защита

- проведение «Недели экологии»

- конкурс творческих работ

- выступление агитбригады

- участие в научно- практической конференции.

- открытое занятие

- олимпиада

- слет экологических агитбригад

- итоговый отчет

1.15 Материально - техническое

  • учебно-исследовательские конференции;
  • конкурсы, соревнования, круглый стол;
  • демонстрация презентаций;
  • участие в районных и областных конкурсах.

1.17 Кадровое обеспечение. Реализовать программу экологическая лаборатория " имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

Руководитель объединения преподаватель -  организатор ОБЖ, Щемерова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории. Педагогический стаж работы – 24 года. Воспитанники объединения являются неоднократными победителями и призерами районных мероприятий.

ІІ. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 1 года обучения

п/п

Тема занятия

количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

Введение. Основные экологические термины и понятия. (4ч)

2

4

6

экскурсия

I

Биология как наука. Методы биологии (10ч)

4

8

12

эксперимент,

практ. занятие

II

Признаки живых организмов (14ч)

6

10

16

тестирование, проведение опыта

III

Система, многообразие и эволюция живой природы (10ч)

6

14

20

опыт,

исследование,

конференция

IV

Человек и его здоровье (4ч)

4

14

18

пр. занятие,

исследование, защита проекта

ИТОГО:

18

54

72

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 2 года обучения

п/п

Тема занятия

количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

Введение. Основные экологические термины и понятия. (6ч)

2

4

6

акция

I

Человек и его здоровье (18ч)

6

16

22

пр. занятие

II

Профилактика  здоровья человека( 10ч )

6

14

20

пр. занятие, исследование, конференция

III

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (12ч)

8

16

24

пр. занятие,

исследователь -ский проект

Итого:

22

50

72

ІII. Содержание учебного плана

1 года обучения - 72 ч.

Введение(6ч) Инструктаж по ТБ.

Теория: 2ч. История возникновения и развития экологии. Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. Основные экологические термины и понятия. Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Фенологические наблюдения.

Практика - 4ч.Экскурсия "Лес – наше богатство. Антропогенные факторы воздействия на окружающую природу (на примере последствия пожара- 2010 года)".

  1. Биология как наука. Методы биологии (12ч)

Теория - 4ч. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологическое воздействие на организм человека электромагнитных и радиоактивных излучений

Практика -  8ч. Биологический эксперимент: наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Практическое занятие: наблюдение за восстановлением леса.

2. Признаки живых организмов (16ч)

Теория - 6 ч. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

Практика – 10 ч. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Проведение опыта: влияние различных условий на проращивание семян.        

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (20ч)

Теория – 6ч. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

 Фотосинтез. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Практика –14 ч. Проведение опыта: выращивание бактерий на питательной среде агар – агаре.

Исследовательская работа: влияние окружающей среды на появление различных видов лишайников плодовых деревьях в школьном саду.

Участие в конференции.

4. Человек и его здоровье (18ч)        

Теория – 4ч. Сходство человека с животными и отличие от них. Процессы жизнедеятельности человека. Нервная система: стресс и депрессия. Гормоны. Правильное питание.

Практика – 14ч. Практические занятия: составление рациона питания.

Исследование на наличие болезнетворных бактерий в различных консервах.

Исследовательский проект.

                                          Содержание учебного плана

2 года обучения - 72 ч

Введение. – (6 ч) Инструктаж по ТБ.

Теория – 2 ч. История возникновения и развития экологии. Основные экологические понятия. Экология в России. Экологическая обстановка Луховицкого района.

Практика – 4ч. Акция – «Учимся разделять мусор»

1. Человек и его здоровье (22ч)

Теория – 6ч. Роль ферментов в пищеварении.  Система дыхания. Чем мы дышим? Зачем нужно знать группу крови. Переливание крови.

Иммунитет. Имунная система человека. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Покровы тела и их функции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.  Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Практика – 16 ч.

Практическая работа: Как определить группу крови. Изучение состава крови на примере лягушки.

Проведение исследования: влияние электролитов на ЦНС лягушки; выявление

условных и безусловных рефлексов.

 Выявление индивидуальных особенностей личности: способности, темперамент, характер.

2. Профилактика здоровья человека. ЗОЖ (20ч)

Теория – 6 ч. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Профилактические прививки. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: пищевые добавки, несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).  Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.

Практика – 14ч.

Проведения исследования: «Влияние пищевых добавок и ГМО на развитие мелких грызунов- мышей» 

Практические занятия: Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении

некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

Участие в экологической конференции.

3. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (24 час)

Теория - 8ч. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Вода источник жизни на Земле. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Практика –16 ч.

 Практические занятия: Выявление экологических проблем местности: загрязнение родников, сбросного канала на пойме реки. Очистка родников.

Исследовательский проект.

        

          

IV. Методическое обеспечение программы

4.1 Методы обучения:

наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);

практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково – исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);

словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

контрольно - диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;

коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;

интерактивные методы, т.е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).

4.2 Методы работы с обучающимися: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

4.3 Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, коллективная, работа в парах.

4.4 Формы организации занятия - акция, беседа, диспут, игра, круглый стол, ролевые игры, тестирование, лабораторно - практические занятие, эксперимент, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, конкурс, конференция, семинары, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты.

4.5 Педагогические  технологии применяемые в обучении:

  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология современного проектного обучения
  • Интерактивные технологии
  • Коллективный способ обучения – КСО
  • Технологии групповой деятельности
  • личностно-ориентированного обучения,
  • здоровье-сберегающие,
  • творческо- продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению экологии.

4.6 Алгоритм учебного занятия

I этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
  2. В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
    этапов?

  3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?

  4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога'/

  5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

   6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих

учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?

  7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для

решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:

  • определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
    обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
  • обозначение задач учебного занятия;
  • определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного; определение вида занятия, если в этом есть необходимость;
  • продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.

        Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом  конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей.

4.7 Дидактический материал и пособия:

  1. Определители растений; птиц
  2. Энциклопедии и др. справочный материал
  3. Разнообразный природный материал.
  4. Наборы инструментов, орудий труда для практической деятельности;
  5. Лабораторное оборудование по биологии и физики для экспериментов и опытов.

Учебно- методические разработки:         

  • Видео и аудио записи познавательного материала
  • Конспекты занятий, сценарии мероприятий, праздников, экскурсий из личного опыта.

1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Муравьёва, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: учебное пособие. - М.: АО МДС, 2006. - 194 с.

2. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин, – М.: Дрофа,

2003.– 128 с.

3. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002. -158с.

4.  Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс:

V.  Список информационных источников

Литература для учителя:

  1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Муравьёва, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: учебное пособие. - М.: АО МДС, 2008. - 194 с.
  2.  «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл.: учебник /В.В. Пасечник, - М.: Дрофа,2015г.
  3. «Биология. Животные» 7 кл. учебник/ В.В. Пасечник,.-М.: Дрофа, 2016 г.
  4. «Биология. Человек» 8 кл.: учебник / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,- М.: «Вентана-Граф», 2016
  5. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин, – М.: Дрофа,

2013.– 128 с.

  1. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002. -158с
  2. «Основы общей биологии» 9 кл.: учебник/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский. - М,: Дрофа, 2017 .

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч. Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Литература для обучающихся:

1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 2007. -128 с.

2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.

– М.: Дрофа, 2008.

3. Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс.- М.: «Просвещение» , 2015

«Утверждаю» Директор МБОУ

«Краснопоймовская СОШ»                                                                                                                                                                                                                _________ Л.В. Седова

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа

Экологическая лаборатория «Биоген»

(стартовый)

Год обучения: 1

п/п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Форма

занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

Вводное занятие. Экология - как наука. Экологическое детское движение. Экологические термины и понятия.

2

беседа

каб. биологии

тренинг

2

Сентябрь

Познаю родной край.

Экологическая игровая викторина «Пирамида знаний»

2

познават.

игра

каб. биологии

викторина

3

Сентябрь

Всеобщий экологический урок «Вода – жизнь». Беседа по ПДД.

2

викторина

каб. биологии

турнир

4

Сентябрь

Экскурсия "Лес – наше богатство. Антропогенные факторы воздействия на окружающую природу (на примере последствий пожара- 2010 года)".

2

экскурсия

ааб. биологии

экскурсия

5

Октябрь

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

2

лекция

каб. биологии

   тест

6

Октябрь

Практическая работа: Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения.

2

пр. работа

каб. биологии

зачет

7

Октябрь

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2

эксперимент

каб. биол.

опыт

8

Октябрь

Необычные случаи.  Живые организмы-рекордсмены.

2

лекция

каб.биологии

викторина

9

Ноябрь

Экологический урок «Экология основа культуры».

Беседа по правилам ДД с инспектором ГИБДД.

2

ролевая

игра

каб. биологии

турнир- викторина

10

Ноябрь

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

2

лекция

каб. биологии

зачет

11

Ноябрь

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

2

семинар

каб. биологии

олимпиада

12

Ноябрь

Биологическое воздействие на организм человека электромагнитных и радиоактивных излучений.

2

беседа

каб. биологии

реферат

13

декабрь

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

2

лаборат.- практич.

занятие

каб. биологии

    отчет

14

декабрь

Проведение опыта: влияние различных условий на проращивание семян.

2

пр. раб.

каб. биологии

      отчет

15

Декабрь

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Наблюдения за водорослями в аквариуме.

2

наблюдение

каб. биологии

зачет

16

Декабрь

Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

Инструктаж на время зимних каникул по ПДД.

2

наблюдение

каб. биологии

практика

17

январь

Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности

2

беседа

каб. биологии

теория

18

январь

Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

2

беседа

каб. биологии

теория

19

январь

Проведение опыта: выращивание бактерий на питательной среде агар – агаре.

ТБ во время зимних каникул.

2

      пр.работа

каб. биологии

практика

20

февраль

Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.

2

беседа

каб. биологии

теория

21

февраль

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

2

беседа

каб. биологии

теория

22

февраль

Экологические исследования.Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы.

2

пр.работа

каб. биологии

практика

23

февраль

Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению.

2

объяснение

каб. биологии

практика

24

Март

Методики экологических исследований. Биоиндикация.

2

лекция

каб. биологии

практика

25

март

Исследовательская работа: влияние  чистоты воздуха на появление различных видов лишайников на плодовых деревьях по загрязненности снежного покрова (определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения)

2

исслед. работа

каб. биологии

практика

26

Март

Фотосинтез.  Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

2

лекция

каб. биологии

теория

27

март

Изучение видового состава растений и животных нашей местности.

Инструктаж по ПДД на время весенних каникул.

2

пр. зан.

каб. биологии

практика

28

Апрель

Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

2

беседа

каб. биологии

теория

29

апрель

Акция к 1 апреля – День защиты птиц

«Летят скворцы»»

2

акция

каб. биологии

практика

30

Апрель

Изучение животного и растительного мира. Редкие и охраняемые животные и растения Московской области.

2

рассказ

каб. биологии

практика

31

Апрель

Научно-практическая конференция

«Природу сохранят дети!».

Беседа по правилам передвижения на велосипеде по поселку и трассе.

2

конференция

МБУДО ЦДЮТЭ

участие

32

май

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

2

беседа

каб. биологии

теория

33

Май

«Нас так мало осталось в природе!". Знакомство с обитателями Красной книги.

2

викторина

каб. биологии

практика

34

Май

Все на субботник! Благоустройство парка, уборка территорий.

2

пр. работа

территория

поселка

практика

35

май

Нервная система: стресс и депрессии. Гормоны.  Правильное питание. Составляем рацион питания.

2

лекция, творческая работа

каб. биологии

практика

36

май

Готовимся к экологическому слету и активному отдыху.

ТБ на время летних каникул.

Беседа по правилам ПДД, передвижения на мотоцикле, скутере.

2

каб. биологии

практика

ИТОГО:

72 часа

Утверждаю                                                                                                                                                                                                             Директор МБОУ

                                                                                                            «Краснопоймовская СОШ»

                                                                                                                      ________ Л.В. Седова

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа

 Экологическая лаборатория «БИОГЕН»

(базовый уровень)

Год обучения: - 2

        

п/п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

2019г

История возникновения и развития экологии. Основные экологические понятия.

Беседа по правилам ДД.

2

теория

каб.

биологии

беседа, рассказ, обсуждение

2

сентябрь

Всероссийский урок по разделению мусора.

Акция – «Учись разделять мусор»

2

пр.занятие

 каб. биологии

пр. раб.

3

сентябрь

Экология в России. Экологическая обстановка Луховицкого района.

2

теория

 каб. биологии

рассказ, обсуждение

4

сентябрь

   Роль ферментов в пищеварении.

2

теория

 каб. биологии

беседа

5

октябрь

Исследование ферментов слюны и их действие на пищу.

2

пр. опыт

 каб. биологии

рассказ, обсуждение

6

октябрь

Система дыхания. Чем мы дышим?

2

беседа

 каб. биологии

рассказ, обсуждение

7

октябрь

Зачем нужно знать группу крови. Переливание крови.

2

беседа, обсуждение

 каб. биологии

беседа

8

октябрь

Изучение состава крови на примере лягушки.

2

практика

 каб. биологии

пр. раб.

9

Ноябрь

Творческая мастерская «Золотая осень»..

Беседа по правилам ДД во время плохой видимости (тумана, снегопада, гололедицы)

2

пр. зан.

 каб. биологии

творческая работа

10

Ноябрь

Чем защищен наш иммунитет? Имунная система человека. Или как мы готовимся к зиме?

2

теория

 каб. биологии

лекция, обсуждение

11

Ноябрь

Зачем нужны витамины? Защитная функция кожи или все об ультрофиолетовых лучах.

2

теория

 каб. биологии

беседа.

12

ноябрь

Экологическая викторина

2

дидак. игра

 каб. биологии

фронталь

ный опрос

13

Декабрь

 Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Какую роль сыграла наследственность в семье Николая II?

2

теория

 каб. биологии

беседа, обсуждение

14

Декабрь

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

Оказание первой мед. помощи при ДТП.

2

лекция

 каб. биологии

зачет

15

декабрь

Какую роль играют органы чувств в жизни человека?

2

беседа

 каб. биологии

зачет

16

декабрь

Подготовка и проведение исследований. Практическая работа «Мои первые исследования»

Инструктаж на время зимних каникул по ПДД.

2

пр. раб.

 каб. биологии

зачет

17

Январь

        Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека.

2

теория

 каб. биологии

беседа

18

Январь

Проведение исследования: влияние электролитов на ЦНС лягушки.

2

практика

 каб. биологии

пр. раб.

19

январь

        Какие шумы влияют на сон человека? Сон, его значение.

2

теория

 каб. биологии

беседа

20

Февраль

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека.

2

теория

 каб. биологии

лекция, обсуждение

21

Февраль

Зачем человеку дана познавательная деятельность мозга?

2

 каб. биологии

беседа

22

февраль

Тайны живой природы. По страницам занимательной литературы.

Беседа по правилам ДД при переходе улиц, перекрестков, подземных и наземных переходов.

2

практика

 каб. биологии

Пр. раб.

23

февраль

Химические загрязнители окружающей среды, пути их проникновения в живой организм. Чем опасны моющие средства?

2

теория

 каб. биологии

лекция

24

Март

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

“Я уколов не боюсь, если надо уколюсь»! Профилактические прививки.

2

теория

 каб. биологии

беседа

25

Март

Экологическое состояние кабинета.  Практическая работа «Определение экологического состояния рабочего стола, способы устранения неблагоприятных факторов»

2

практика

 каб. биологии

пр. раб.

26

Март

Проект «Экологически чистое жилище»

2

пр.раб.

 каб. биологии

исследов. проект

27

март

Всероссийский урок «Учимся разделять!»

Беседа по правилам передвижения в общ. транспорте, при выезде на экскурсии на время весенних каникул.

2

практика

каб. биологии

дидак. игра

28

Апрель

        Факторы риска: пищевые добавки, несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

2

теория

 каб. биологии

беседа, обсуждение

29

Апрель

        Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).  Предупреждение инфекционных заболеваний.

2

теория

 каб. биологии

беседа, обсуждение

30

Апрель

Научно-практическая конференция.

2

практика

МБУДО ЦДЮТЭ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

пр.работа

31

апрель

Практические занятия:

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

2

практика

 каб. биологии

зачет

32

Май

        Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Беседа по правилам передвижения на ТС: велосипеде и скутере в весенне –летний период.

2

теория

 каб. биологии

беседа

33

Май

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

2

теория

 каб. биологии

лекция, беседа

34

Май

Биосфера – глобальная экосистема. Вода источник жизни на Земле.

2

теория

 каб. биологии

лекция, беседа

35

Май

Практические занятия: Выявление экологических проблем местности: загрязнение родников и сбросного канала на пойменных лугах.

2

практика

окрестности поселка

пр.работа

36

май

        Подготовка проектных работ. Защита проекта.

2

практика

Актовый зал

проектная работа

ИТОГО:

72 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...

Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность

Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...