Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»
рабочая программа по биологии (6 класс)

Дружинина Анжелика Владимировна

Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения метапредметного курса «Тайна воды. Экологическая лаборатория» на деятельностной основе. В программе учитываются возможности курса в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА Целями изучения метапредметного курса на уровне основного общего образования являются: - формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; -формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека; -формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; -формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; -формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. - Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: - приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; - овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования; - освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, физики, химии, географии, её анализ и критическое оценивание; - воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение метапредметного курса в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_vody._ekologicheskaya_laboratoriya_1.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»

6 класс

Программа метапредметного курса  разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения метапредметного курса «Тайна воды. Экологическая лаборатория» на деятельностной основе. В программе учитываются возможности курса в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Целями изучения метапредметного курса на уровне основного общего образования являются:

- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

-формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;

-формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

-формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

-формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

- Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

- приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования;

- освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, физики, химии, географии,  её анализ и критическое оценивание;

- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.  

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение метапредметного курса в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты программы

Освоение метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория.» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  • готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.

Эстетическое воспитание:

  • понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
  • осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;
  • осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
  • уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений, процессов);
  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе биологического исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию;
  • овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. (2 ч)

Науки о природе. Природа живая и неживая. Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Вода - уникальное вещество на нашей планете.

Вода – абиотический фактор (10 ч.)

Абиотический фактор – вода. Вода как необходимое условие жизни живых организмов. Значение воды в жизнедеятельности растений. Передвижение воды в растении. Корневое давление. Транспирация. Значение воды в питании растений (минеральное, фотосинтез).

Приспособление растений к различным условиям влажности. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Вода как необходимое условие в жизни животных.

Значение воды в жизни животного. Транспорт веществ у животных. Выделение. Процесс испарения в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Обитатели морей и океанов. Обитатели пресных водоемов. 

Практическая работа:

1. Изучение влияния воды на прорастание семян.

2. Поглощение воды корнем растения

3. Транспорт веществ у растений

4. Изучение особенностей водных и наземных растений.

5. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности

6. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности

Опыт в домашних условиях:

1. Влияние воды и тепла на прорастание растений

Лабораторная работа:

  1. «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями». (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
  2. Определение содержания воды в почве

Минипроект:

1. Животные пресных водоёмов

2. Растения индикаторы водного режима почвы

Строение воды. Физические свойства воды. (6 ч)

Строение и основные свойства воды. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества (текучесть, осмос, тургор). Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Три агрегатных состояния вещества. Вода в различных агрегатных состояниях (жидкость, твердое тело, газ). Тепловые явления. Фазовые переходы: испарение и плавление (замерзание).  Взаимопревращение вещества. Нагревание и охлаждение воды. Испарение и кристаллизация воды. Капиллярные явления. Смачивание и несмачивание. Особенности теплового расширения воды; значение их в природе.

Практическая работа

1. Наблюдение основных свойств воды.

2. Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях. Процесс перехода воды в разные агрегатные состояния.

3. Наблюдение явления испарения и конденсации

4. Наблюдение явления плавления льда и кристаллизации

Роль воды в природных явлениях (2ч)

Вода в природных явлениях. Дождь. Град. Снег. Иней. Роса. Круговорот воды в природе. Водная оболочка Земли. Гидросфера. Строение Гидросферы.

Химические свойства воды. (1 ч)

Строение вещества: атомы, молекулы. Состав воды. Строение молекулы воды. Методы определения состава воды — анализ и синтез.

Практическая работа:

Сборка молекул воды из конструктора

Необычные свойства обычного вещества (6 ч).

Химические свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Гидрофобные и гидрофильные вещества. Влияние температуры на растворимость веществ. Вода – среда для протекания химических реакций. Вода – участница химических реакций. Фотосинтез. Природная вода – смесь разных веществ. Характеристика природных вод. Естественные водоемы. Пресная и соленая вода. «Мягкая» и «жесткая» вода.

Практическая работа:

1. Движение жидкости

2. Растворение разных веществ в воде

3. Способы получения пресной воды из соленой

4. Разделение смеси веществ с помощью воды

5. Изготовление простейшего фильтра для очистки воды.

Вода в жизни человека (6 ч).

Функции воды в организме человека. Использование воды в хозяйственной деятельности человека. Гидроэлектороэнергетика: плюсы и минусы. Основные источники загрязнения воды. Питьевая вода, ее показатели. Проблема нехватки питьевой воды. Способы очистки воды. Методы очистки воды в быту. Создание искусственных водоемов.

Заключение. Подведение итогов (1 ч)

Календарно- тематическое планирование.

Тема

Часы

1

Введение

2

2

Вода – абиотический фактор

10

3

Строение воды. Физические свойства воды.

6

4

Роль воды в природных явлениях

2

5

Химические свойства воды

1

6

Необычные свойства обычного вещества

6

7

Вода в жизни человека

6

8

Заключение

1

Итого

34

Список использованной литературы:

  1. Арабаджи.В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973
  2. Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002
  3. Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962 Интернет ресурсы:
  4. Влажность воздуха. [Текст] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных Учреждений. Москва: Дрофа, 2009. 192 с.;
  6. Причины повышения влажности. [Текст] - Режим доступа: http://ostroykevse.ru/Uteplenie_Sten/UteplenieSten_page_1.html;
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] - Режим доступа: http://koopo.ru/SanPin/SanPiN_2.4.2.htm;
  8. Температура [Текст] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki;
  9. Температура [Текст] - Режим доступа: http://class- fizika.narod.ru/8_1a.htm.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Тайны химических превращений"

Программа элективного курса  «Тайны химических превращений» включает в себя учебную программу, учебно-тематический план, описание опытов.Данный курс рекомендован для учащихся общеобра...

Программа элективного курса "Тайны русской народной сказки"

Программа элективного курса «Тайны русской народной сказки» соответствует формальной структуре, имеет необходимые разделы: пояснительную записку, тематический план, содержание программы, список литера...

Программа факультативного курса "Тайны музыкального королевства"

Программа разработана для расширения кругозора учащихся. В увлекательной форме школьникам раскрывается сущность и специфика музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, знакомств...

Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"

Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания  и учащихся, и препо...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Химическая лаборатория"...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое

АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...


 

Комментарии

Грищенко Сергей Анатольевич

Программа метапредметного курса направлена​ на формирование естественно-научной грамотности учащихся и бережного отношения к природе. Прекрасно подходит для подготовки учащихся к олимпиадам и проектным работам, развивает практико-ориентированность.