Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»
рабочая программа по биологии (6 класс)
Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения метапредметного курса «Тайна воды. Экологическая лаборатория» на деятельностной основе. В программе учитываются возможности курса в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА Целями изучения метапредметного курса на уровне основного общего образования являются: - формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; -формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека; -формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; -формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; -формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. - Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: - приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; - овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования; - освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, физики, химии, географии, её анализ и критическое оценивание; - воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение метапредметного курса в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_vody._ekologicheskaya_laboratoriya_1.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»
6 класс
Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения метапредметного курса «Тайна воды. Экологическая лаборатория» на деятельностной основе. В программе учитываются возможности курса в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Целями изучения метапредметного курса на уровне основного общего образования являются:
- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
-формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
-формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
-формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
-формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
- Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
- приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования;
- освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, физики, химии, географии, её анализ и критическое оценивание;
- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение метапредметного курса в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты программы
Освоение метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория.» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
- готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.
Эстетическое воспитание:
- понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
- умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
- осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;
- осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
- уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений, процессов);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе биологического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию;
- овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
- овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. (2 ч)
Науки о природе. Природа живая и неживая. Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Вода - уникальное вещество на нашей планете.
Вода – абиотический фактор (10 ч.)
Абиотический фактор – вода. Вода как необходимое условие жизни живых организмов. Значение воды в жизнедеятельности растений. Передвижение воды в растении. Корневое давление. Транспирация. Значение воды в питании растений (минеральное, фотосинтез).
Приспособление растений к различным условиям влажности. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Вода как необходимое условие в жизни животных.
Значение воды в жизни животного. Транспорт веществ у животных. Выделение. Процесс испарения в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Обитатели морей и океанов. Обитатели пресных водоемов.
Практическая работа:
1. Изучение влияния воды на прорастание семян.
2. Поглощение воды корнем растения
3. Транспорт веществ у растений
4. Изучение особенностей водных и наземных растений.
5. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности
6. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности
Опыт в домашних условиях:
1. Влияние воды и тепла на прорастание растений
Лабораторная работа:
- «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями». (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
- Определение содержания воды в почве
Минипроект:
1. Животные пресных водоёмов
2. Растения индикаторы водного режима почвы
Строение воды. Физические свойства воды. (6 ч)
Строение и основные свойства воды. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества (текучесть, осмос, тургор). Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Три агрегатных состояния вещества. Вода в различных агрегатных состояниях (жидкость, твердое тело, газ). Тепловые явления. Фазовые переходы: испарение и плавление (замерзание). Взаимопревращение вещества. Нагревание и охлаждение воды. Испарение и кристаллизация воды. Капиллярные явления. Смачивание и несмачивание. Особенности теплового расширения воды; значение их в природе.
Практическая работа
1. Наблюдение основных свойств воды.
2. Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях. Процесс перехода воды в разные агрегатные состояния.
3. Наблюдение явления испарения и конденсации
4. Наблюдение явления плавления льда и кристаллизации
Роль воды в природных явлениях (2ч)
Вода в природных явлениях. Дождь. Град. Снег. Иней. Роса. Круговорот воды в природе. Водная оболочка Земли. Гидросфера. Строение Гидросферы.
Химические свойства воды. (1 ч)
Строение вещества: атомы, молекулы. Состав воды. Строение молекулы воды. Методы определения состава воды — анализ и синтез.
Практическая работа:
Сборка молекул воды из конструктора
Необычные свойства обычного вещества (6 ч).
Химические свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Гидрофобные и гидрофильные вещества. Влияние температуры на растворимость веществ. Вода – среда для протекания химических реакций. Вода – участница химических реакций. Фотосинтез. Природная вода – смесь разных веществ. Характеристика природных вод. Естественные водоемы. Пресная и соленая вода. «Мягкая» и «жесткая» вода.
Практическая работа:
1. Движение жидкости
2. Растворение разных веществ в воде
3. Способы получения пресной воды из соленой
4. Разделение смеси веществ с помощью воды
5. Изготовление простейшего фильтра для очистки воды.
Вода в жизни человека (6 ч).
Функции воды в организме человека. Использование воды в хозяйственной деятельности человека. Гидроэлектороэнергетика: плюсы и минусы. Основные источники загрязнения воды. Питьевая вода, ее показатели. Проблема нехватки питьевой воды. Способы очистки воды. Методы очистки воды в быту. Создание искусственных водоемов.
Заключение. Подведение итогов (1 ч)
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Часы |
1 | Введение | 2 |
2 | Вода – абиотический фактор | 10 |
3 | Строение воды. Физические свойства воды. | 6 |
4 | Роль воды в природных явлениях | 2 |
5 | Химические свойства воды | 1 |
6 | Необычные свойства обычного вещества | 6 |
7 | Вода в жизни человека | 6 |
8 | Заключение | 1 |
Итого | 34 |
Список использованной литературы:
- Арабаджи.В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973
- Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002
- Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962 Интернет ресурсы:
- Влажность воздуха. [Текст] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных Учреждений. Москва: Дрофа, 2009. 192 с.;
- Причины повышения влажности. [Текст] - Режим доступа: http://ostroykevse.ru/Uteplenie_Sten/UteplenieSten_page_1.html;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] - Режим доступа: http://koopo.ru/SanPin/SanPiN_2.4.2.htm;
- Температура [Текст] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki;
- Температура [Текст] - Режим доступа: http://class- fizika.narod.ru/8_1a.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Тайны химических превращений"
Программа элективного курса «Тайны химических превращений» включает в себя учебную программу, учебно-тематический план, описание опытов.Данный курс рекомендован для учащихся общеобра...
Программа элективного курса "Тайны русской народной сказки"
Программа элективного курса «Тайны русской народной сказки» соответствует формальной структуре, имеет необходимые разделы: пояснительную записку, тематический план, содержание программы, список литера...
Программа факультативного курса "Тайны музыкального королевства"
Программа разработана для расширения кругозора учащихся. В увлекательной форме школьникам раскрывается сущность и специфика музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, знакомств...
Рабочая программа по курсу "Тайны словесного мастерства" на 7 лет обучения.
Программа расчитана на 245 часов....
Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания и учащихся, и препо...
Рабочая программа элективного курса "Тайны текста" 5 класс
Аннотация к элективному курсу по русскому языку для 5 класса «Тайны текста» Элективный курс «Тайны текста» предназначен для обучающихся 5 классов и рассчитан на один год обучен...
Авторская программа элективного курса "Тайны камня"
Программа элективного курса «Тайны камня» построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения. За основу ...
Комментарии
Программа метапредметного
Программа метапредметного курса направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и бережного отношения к природе. Прекрасно подходит для подготовки учащихся к олимпиадам и проектным работам, развивает практико-ориентированность.