Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»
рабочая программа по биологии (6 класс)

Дружинина Анжелика Владимировна

Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения метапредметного курса «Тайна воды. Экологическая лаборатория» на деятельностной основе. В программе учитываются возможности курса в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА Целями изучения метапредметного курса на уровне основного общего образования являются: - формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; -формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека; -формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; -формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; -формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. - Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: - приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; - овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования; - освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, физики, химии, географии, её анализ и критическое оценивание; - воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение метапредметного курса в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_vody._ekologicheskaya_laboratoriya_1.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»

6 класс

Программа метапредметного курса  разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения метапредметного курса «Тайна воды. Экологическая лаборатория» на деятельностной основе. В программе учитываются возможности курса в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Целями изучения метапредметного курса на уровне основного общего образования являются:

- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

-формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;

-формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

-формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

-формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

- Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

- приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования;

- освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, физики, химии, географии,  её анализ и критическое оценивание;

- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.  

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение метапредметного курса в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты программы

Освоение метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория.» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  • готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.

Эстетическое воспитание:

  • понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
  • осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;
  • осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
  • уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений, процессов);
  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе биологического исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию;
  • овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. (2 ч)

Науки о природе. Природа живая и неживая. Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Вода - уникальное вещество на нашей планете.

Вода – абиотический фактор (10 ч.)

Абиотический фактор – вода. Вода как необходимое условие жизни живых организмов. Значение воды в жизнедеятельности растений. Передвижение воды в растении. Корневое давление. Транспирация. Значение воды в питании растений (минеральное, фотосинтез).

Приспособление растений к различным условиям влажности. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Вода как необходимое условие в жизни животных.

Значение воды в жизни животного. Транспорт веществ у животных. Выделение. Процесс испарения в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Обитатели морей и океанов. Обитатели пресных водоемов. 

Практическая работа:

1. Изучение влияния воды на прорастание семян.

2. Поглощение воды корнем растения

3. Транспорт веществ у растений

4. Изучение особенностей водных и наземных растений.

5. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности

6. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности

Опыт в домашних условиях:

1. Влияние воды и тепла на прорастание растений

Лабораторная работа:

  1. «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями». (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
  2. Определение содержания воды в почве

Минипроект:

1. Животные пресных водоёмов

2. Растения индикаторы водного режима почвы

Строение воды. Физические свойства воды. (6 ч)

Строение и основные свойства воды. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества (текучесть, осмос, тургор). Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Три агрегатных состояния вещества. Вода в различных агрегатных состояниях (жидкость, твердое тело, газ). Тепловые явления. Фазовые переходы: испарение и плавление (замерзание).  Взаимопревращение вещества. Нагревание и охлаждение воды. Испарение и кристаллизация воды. Капиллярные явления. Смачивание и несмачивание. Особенности теплового расширения воды; значение их в природе.

Практическая работа

1. Наблюдение основных свойств воды.

2. Наблюдение воды в различных агрегатных состояниях. Процесс перехода воды в разные агрегатные состояния.

3. Наблюдение явления испарения и конденсации

4. Наблюдение явления плавления льда и кристаллизации

Роль воды в природных явлениях (2ч)

Вода в природных явлениях. Дождь. Град. Снег. Иней. Роса. Круговорот воды в природе. Водная оболочка Земли. Гидросфера. Строение Гидросферы.

Химические свойства воды. (1 ч)

Строение вещества: атомы, молекулы. Состав воды. Строение молекулы воды. Методы определения состава воды — анализ и синтез.

Практическая работа:

Сборка молекул воды из конструктора

Необычные свойства обычного вещества (6 ч).

Химические свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Гидрофобные и гидрофильные вещества. Влияние температуры на растворимость веществ. Вода – среда для протекания химических реакций. Вода – участница химических реакций. Фотосинтез. Природная вода – смесь разных веществ. Характеристика природных вод. Естественные водоемы. Пресная и соленая вода. «Мягкая» и «жесткая» вода.

Практическая работа:

1. Движение жидкости

2. Растворение разных веществ в воде

3. Способы получения пресной воды из соленой

4. Разделение смеси веществ с помощью воды

5. Изготовление простейшего фильтра для очистки воды.

Вода в жизни человека (6 ч).

Функции воды в организме человека. Использование воды в хозяйственной деятельности человека. Гидроэлектороэнергетика: плюсы и минусы. Основные источники загрязнения воды. Питьевая вода, ее показатели. Проблема нехватки питьевой воды. Способы очистки воды. Методы очистки воды в быту. Создание искусственных водоемов.

Заключение. Подведение итогов (1 ч)

Календарно- тематическое планирование.

Тема

Часы

1

Введение

2

2

Вода – абиотический фактор

10

3

Строение воды. Физические свойства воды.

6

4

Роль воды в природных явлениях

2

5

Химические свойства воды

1

6

Необычные свойства обычного вещества

6

7

Вода в жизни человека

6

8

Заключение

1

Итого

34

Список использованной литературы:

  1. Арабаджи.В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973
  2. Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002
  3. Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962 Интернет ресурсы:
  4. Влажность воздуха. [Текст] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных Учреждений. Москва: Дрофа, 2009. 192 с.;
  6. Причины повышения влажности. [Текст] - Режим доступа: http://ostroykevse.ru/Uteplenie_Sten/UteplenieSten_page_1.html;
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] - Режим доступа: http://koopo.ru/SanPin/SanPiN_2.4.2.htm;
  8. Температура [Текст] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki;
  9. Температура [Текст] - Режим доступа: http://class- fizika.narod.ru/8_1a.htm.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Тайны химических превращений"

Программа элективного курса  «Тайны химических превращений» включает в себя учебную программу, учебно-тематический план, описание опытов.Данный курс рекомендован для учащихся общеобра...

Программа элективного курса "Тайны русской народной сказки"

Программа элективного курса «Тайны русской народной сказки» соответствует формальной структуре, имеет необходимые разделы: пояснительную записку, тематический план, содержание программы, список литера...

Программа факультативного курса "Тайны музыкального королевства"

Программа разработана для расширения кругозора учащихся. В увлекательной форме школьникам раскрывается сущность и специфика музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, знакомств...

Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"

Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания  и учащихся, и препо...

Рабочая программа элективного курса "Тайны текста" 5 класс

Аннотация к элективному курсу по русскому языку для 5 класса «Тайны текста»     Элективный курс «Тайны текста» предназначен для обучающихся 5 классов и рассчитан на один год обучен...

Авторская программа элективного курса "Тайны камня"

   Программа элективного курса «Тайны камня» построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения. За основу ...


 

Комментарии

Грищенко Сергей Анатольевич

Программа метапредметного курса направлена​ на формирование естественно-научной грамотности учащихся и бережного отношения к природе. Прекрасно подходит для подготовки учащихся к олимпиадам и проектным работам, развивает практико-ориентированность.