«Использование электронной экологической лаборатории в проектно- исследовательской деятельности».
статья по экологии на тему
Проектно- исследовательская деятельность очень важна в эколого- биологическом воспитании и образовании школьников, обеспечивает формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, направлена на развитие ключевых компетенций, социальную адаптацию, творческое развитие личности ребенка В проектно- исследовательской деятельности сегодня используется современная электронная экологическая лаборатория, которая позволяет использовать современные технологии для исследования экологического состояния воды, почвы, воздуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детский эколого – биологический центр
Бугульминского муниципального района РТ
Тема:
«Использование электронной экологической лаборатории в проектно- исследовательской деятельности».
Подготовила: Голощапова Любовь Алексеевна- педагог дополнительного
образования высшей квалификационной категории
2017г.
Сегодня экологические проблемы стоят как никогда остро. Неслучайно 2017 год объявлен годом экологии и общественных пространств. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. ФГОС определяют сформированность экологической культуры, как один из личностных результатов освоения обучающимися общей образовательной программы.
Дисциплина «Экология» не входит в федеральный и региональный компоненты учебного плана образовательных учреждений. В связи, с чем возрастает роль учреждений дополнительного образования в экологическом образовании и воспитании школьников. Я работаю в детском эколого- биологическом центре по программе «Юный эколог», которая позволяет учащимся в более интересной и креативной форме расширить основные базовые знания в эколого- биологическом направлении.
В практике организации учебной деятельности используются различные виды организационных моделей.
Наиболее эффективной в условиях реализации ФГОС рассматривается модель «Проектов». Экологические проекты: исследовательские, творческие природоохранные, способствуют активизации познавательной деятельности, развитию креативности, формированию исследовательских умений, что является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов. В рамках реализации программы юный эколог учащиеся активно включаются в муниципальные экологические проекты в рамках Всероссийского экологического движения эколят:
проекты: «Сделаем мир чище» в рамках Всероссийской экологической акции « Мы чистим мир», «Живой мир ждет твоей помощи» в рамках Международного дня защиты животных, Природоохранный орнитологический проект «Наша забота птицам», Природоохранный проект «Берегите воду», проект по пропаганде здорового образа жизни «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу», Экологический проект « Сохраним леса России», Экологический проект « Край родной открываем, храним , изучаем».
Были выполнены исследовательские проекты: « Посуду мыть – здоровью вредить», диплом победителя, «Изучение загрязнения воздуха и его влияния на здоровье школьников». Работы отмечены Республиканским олимпиадным центром дипломами победителя в рамках Республиканской конференции исследовательских и проектных работ младших школьников им. С.Ф. Морозова, 2015, 2016гг.;
В проектно - исследовательской деятельности используются современные технические средства, компьютерные технологии. В 2012 ДЭБЦ была получена электронная экологическая лаборатория, которая позволяет использовать современные технологии для исследования экологического состояния воды, почвы, воздуха.
Сегодня с помощью электронной экологической лаборатории мы исследуем экологическое состояние воздуха в данной учебной аудитории.
Мастер- класс «Определение экологического состояния воздуха в учебной аудитории.
При проведении измерений предполагается следующий порядок действий:
Включаем нетбук и запускаем программу «Физика - Практикум».
Подключаем цифровой датчик к нетбуку.
Для начала измерений нажимаем кнопку «Начать измерение».
Проводить измерения необходимо до того момента, как значения перестанут меняться до первого знака после запятой.
Для окончания измерений нажимаем на кнопку «Остановить измерения».
Затем экспортируем данные в новый файл. Для определения параметров используем Microsoft Excel или Open Office.
Результаты исследования выводим в виде таблиц.
Для определения состояния воздуха используются электронные датчики.
Для измерения температуры воздушной среды используется электронный измеритель температуры.
Для измерения шумового загрязнения использовали датчик звука.
Уровень радиационного фона измеряли с помощью датчика ионизирующего излучения.
Концентрация кислорода важный параметр качества воздуха. Для измерения концентрации атмосферного кислорода применяем датчик кислорода.
Для измерения концентрации углекислого газа применяем датчик угарного газа. Проведем измерение основных экологических показателей:
1.Определение температуры в аудитории с помощью электронного измерителя температуры воздуха. Согласно санитарным требованиям оптимальная температура воздуха в учебных помещениях в весенний период составляет 18-22 градуса.
2. Определение шумового загрязнения с помощью датчика звука.
Нормы допустимого уровня шума в различных функциональных зонах.
Назначение территории | L экв., дБА | |
С7 до23 ч. | С23 до 7 ч. | |
Территория жилой застройки | 55 | 45 |
Территория детских дошкольных учреждений | 45 | не измеряется |
Пришкольные участки | 50 | не измеряется |
Места отдыха | 45 | не измеряется |
Территории больниц и санаториев | 45 | 35 |
Промышленные районы | 65 | 55 |
Проводиться измерение показателя. Определяется средний показатель шумового загрязнения.
3. Определим уровень ионизирующего излучения. Нормой считается мощность экспозиционной дозы менее 50 мкР/ч., чаще всего значение радиационного фона находятся в пределах 7-15 мкР/ч.
4. Определение концентрации атмосферного кислорода. Показатель выводиться в %. Нормой считается концентрация более 20%.
5. Определение концентрации углекислого газа. С помощью датчикаСО2 определяется концентрация углекислого газа в помещении. Концентрация выражается в мг/м3. Нормой считается концентрация меньше100 мг/м3. Превышение концентрации СО2 приводит к нарушениям работы нервной системы, снижает работоспособность, может вызывать головную боль.
Средние показатели вводятся в общую программу экологический мониторинг, после обработки данных результаты выводятся в виде таблицы.
Параметры состояния воздушной среды | Балл | Значение |
Шумовое загрязнение, L макс. дБА | 10 | до 65 |
Шумовое загрязнение, L экв. дБА | 9 | до 35 |
Ионизирующее излучение, мкР/ч | 9 | от 7 до 15 |
Концентрация кислорода, % | 7 | до 20 |
Концентрация СО, мг/м3 | 7 | от 15 до 20 |
Температура воздуха, °C | - | +1 |
В итоговой таблице показатели оцениваются в виде баллов. Если показатель не превышает ПДК, он высвечивается зеленым цветом. Показатели, превышающие предельно допустимые концентрации - красным или оранжевым цветом.
После проведения анализа полученных результатов были предложены рекомендации по улучшению экологической обстановки.
Таким образом, экологическая лаборатория расширяет возможности проектно- исследовательской деятельности. Ребята могут с помощью датчиков могут также изучать состояние почвы и воды. Если раньше ребятам приходилось обращаться в водоканал, ТАТНИПИ нефть, санэпидемстанцию, то сейчас с помощью электронной экологической лаборатории ребята могут самостоятельно проводить экологические исследования.
Проектно- исследовательская деятельность очень важна в эколого- биологическом воспитании и образовании школьников, обеспечивает формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, направлена на развитие ключевых компетенций, социальную адаптацию, творческое развитие личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках информатики: проектно-исследовательская деятельность.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным т...
Проектно-исследовательская деятельность объединения "Овощеводство и цветоводство крестьянского двора" в рамках Всероссийской экологической экспедиции "Земле - жить!"
В материале подведены итоги работы объединения над проектом в рамках Всероссийской экологической экспедиции "Земле - жить!"....
Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании
Задача современного учителя соединить воедино два понятия "Экология" и "Воспитание" в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеур...
«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»
Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...
Проектно-исследовательская деятельность и цифровая лаборатория «Архимед» на уроках физики
Статья посвящена проблеме внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках физики. Предлагается авторское видение проявления проектно-исследовательской деятельности учащихся. Автор анализир...
Применение цифровой лаборатории в проектно-исследовательской деятельности
Практическая работа «Определение концентрации фосфат - ионов методом кондуктометрического титрования»...