ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
рабочая программа (6, 7 класс) на тему
В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как ООН, ЮНЕСКО и другие решают проблемы на мировом уровне, однако нельзя забывать, что элементарные экологические знания и умения детей и подростков смогут помочь всему человечеству в этой нелегкой задаче.
Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем.
Данная программа прежде всего предназначена для дополнительного обучения школьников 6-8 классов основным понятиям экологии, изучением биосферы как целостной системы, а также законов ее функционирования
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Программа рассчитана на один год обучения.
Программа ориентирована на способность ученика применять полученные знания, использовать практические навыки, реализовывать собственные проекты. Учащиеся могут применять полученные знания и практический опыт в своей ежедневной жизни, а также распространять знания своим сверстникам и родственниками. Главное, вызвать у ребенка желание бережно относиться к природе.
Данная программа способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, благодаря тому, что дополнительное образование осуществляется в форме
добровольных объединений и направлено на развитие способностей ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений.
Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия включают в себя: разнообразную познавательную и деятельность школьников; экскурсии на природу; посещение музеев, проведение опытов, встречи с экологами.
Весь материал подобран с целью создать систему, благодаря которой полученные знание будут легко усвоены, а полезные экологические привычки войдут в каждодневную жизнь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
лицей №369
Красносельского района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор лицея №369
______________
(Тхостов К.Э.)
ОСНОВАНИЕ:
Решение педсовета ГОУ лицея №369
от ____________________
протокол №____________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
Возраст учащихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Объем реализации: 72 учебных часа
Автор-составитель: педагог-организатор
Матвеева Светлана Константиновна
Санкт-Петербуг
2016
Оглавление
I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематический план
образовательной программы 1-ого года обучения
III. Содержание образовательной программы 1-ого год обучения
IV. Прогнозируемые результаты освоения учащимися
программы 1-ого года обучения
V. Список литературы
- Пояснительная записка
В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как ООН, ЮНЕСКО и другие решают проблемы на мировом уровне, однако нельзя забывать, что элементарные экологические знания и умения детей и подростков смогут помочь всему человечеству в этой нелегкой задаче.
Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем.
Данная программа прежде всего предназначена для дополнительного обучения школьников 6-8 классов основным понятиям экологии, изучением биосферы как целостной системы, а также законов ее функционирования
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Программа рассчитана на один год обучения.
Программа ориентирована на способность ученика применять полученные знания, использовать практические навыки, реализовывать собственные проекты. Учащиеся могут применять полученные знания и практический опыт в своей ежедневной жизни, а также распространять знания своим сверстникам и родственниками.
Данная программа способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, благодаря тому, что дополнительное образование осуществляется в форме
добровольных объединений и направлено на развитие способностей ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений.
Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия включают в себя: разнообразную познавательную и деятельность школьников; экскурсии на природу; посещение музеев, проведение опытов, встречи с экологами.
Весь материал подобран с целью создать систему, благодаря которой полученные знание будут легко усвоены, а полезные экологические привычки войдут в каждодневную жизнь детей.
Основной целью программы является:
- формирование у ребенка целостного представления об экологии в окружающем мире и способах поддержания уровня экологии, необходимого для будущей жизни
Обучающие задачи программы:
1.Усвоение базовых понятий об экологии
2.Повышение уровня экологической грамотности
Развивающие задачи программы:
1.. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, внимания, в процессе наблюдения природных явлении и окружающих человека вещей.
Воспитательные задачи программы:
1. Повышение уровня экологической культуры
2. Воспитание творческой личности, яркой индивидуальности.
Основные принципы программы:
- Вариативность
- Свобода выбора.
- Творческая активность.
- Сотворчество: ученик-ученик, ученик-учитель.
Условия реализации программы
1-й год обучения: 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Состав учащихся: дети в группу набираются в возрасте 12-14 лет.
Наполняемость групп:1-ый год обучения -15 человек.
Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Формы и методы организации занятий
Способ организации занятий.
1.Словесный метод обучения
-устное изложение
-беседа
-анализ художественного произведения
-обсуждение работ учащихся
- Наглядные методы обучения
-показ иллюстраций и видеоматериалов
-показ авторских работ учащихся
-демонстрация приемов выполнения упражнения
- Практические методы
- упражнения
- полевые практикумы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
-Объяснительно-иллюстративный – усвоение готовой информации
-Репродуктивные методы обучения. Учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы выполнения заданий.
-Частично-поисковые. Коллективная работа.
Формы проведения занятий.
- индивидуально-групповая
- групповая
- экскурсионная
- выставка творческих работ
- конкурс презентаций
II Учебно-тематический план образовательной программы на 1-ый год обучения
№ | Темы занятий по курсу: «Юный эколог» | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее кол-во | ||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | - | 1 |
2. | Введение в экологию: Живая планета | 1 | 1 | 2 |
3. | Экосистемы, человек и культура | 2 | 2 | 4 |
4. | Состав и структура экосистем | 2 | 2 | 4 |
5. | Наземно-воздушная среда жизни | 2 | 2 | 4 |
6. | Особенности наземно-воздушной среды обитания (на примере лесного биогеоценоза) | - | 2 | 2 |
7. | Почва как среда жизни | 2 | 2 | 4 |
8. | Почва как среда обитания | - | 2 | 2 |
9. | Влияние деятельности человека на экосистемы | 3 | 3 | 6 |
10. | Экосистемы и человек – региональный компонент | 3 | 3 | 6 |
11. | Влияние леса на микроклимат | 2 | 2 | 4 |
12. | Организация и проведение мониторинговых работ. Лишайниковый мониторинг | 0,5 | 3,5 | 4 |
13. | Хвойные и лиственные деревья как индикаторы загрязнения воздуха. Комплексная оценка состояния лесной экосистемы. | 1 | 4 | 5 |
14. | Производство и потребление электроэнергии в городе | 2 | 2 | 4 |
15. | Городские экосистемы: условия сохранения экологического равновесия. Городской экологический мониторинг | 4 | 4 | 8 |
16. | 2 | 4 | 6 | |
17. | Конкурс презентаций на тему "Граждане будущего" | 2 | 2 | 4 |
Итого | 72 учебных часа (24-теория, 48-практика) |
III. Содержание образовательной программы 1-ого год обучения
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по действующей технике безопасности, повторение и разъяснение правил безопасности лицея
2.Введение в экологию: Живая планета
Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере: достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ, соленость (для водных организмов). Границы жизни.
Практическая работа: составление схемы "Распространение жизни в биосфере".
3.Экосистемы, человек и культура
Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры. Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные экосистемы и др.
Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами экосистем города.
Практические работы:
1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.
2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города (родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных комплексов и др.).
3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.
4. Экологические факторы и закономерности их действия
Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.).
Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов.
Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности.
Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов.
Экскурсия в парк, на водоем или иную, близкую к природной, городскую экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов.
5.Наземно-воздушная среда жизни
Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность).
Климатические факторы.
Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн".
Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ.
Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.
Природоохранное законодательство об охране атмосферы.
Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика наземных экосистем своей местности.
Практические работы:
1. Определение запыленности воздуха.
2. Определение массы выбросов автомобильного транспорта.
3. Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева (ель, сосна, можжевельник и др.).
6.Почва как среда жизни
Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие.
Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные (простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы.
Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.
Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.
Практические работы:
1. Изучение структуры почвы по образцам.
2. Определение механического состава почвы.
7.Влияние деятельности человека на экосистемы
Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Первые поселения. Возникновение городов. Экологические связи города с прилегающими территориями.
Роль городов в истории развития человечества. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете.
Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов. Необходимость разумного регулирования потребностей людей в условиях городской жизни.
Деловая игра: "В поисках трех аргументов".
8.Экосистемы и человек – региональный компонент
Город - сложная многоуровневая открытая система. Социальные, технические и природные элементы города. Фундаментальные особенности города как системы: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие, историческая многослойность, противоречивость и проблемность.
Подсистемы города: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения.
Экосистемный подход к изучению городской среды.
Теоретические и эмпирические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов и подсистем города. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг, моделирование.
Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование.
Практические работы:
1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта, городской среды в целом.
2. Изучение самоощущения человека в различных пространствах города. Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы.
3. "Красота и индивидуальность нашего города": оценка качеств, определяющих индивидуальность города.
9.Хвойные и лиственные деревья как индикаторы загрязнения воздуха.
Комплексная оценка состояния лесной экосистемы
Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей Среды.
Определение уровня загрязнения воздуха по состоянияю побегов, хвои и шишек хвойных деревьев (сосны и ели).
Оценка состояния лесной экосистемы в районе практики на основе анализа результатов исследования, проведенного по различным методикам.
Комплексное изучение водной экосистемы (на примере водоема, малой реки и т.д.).
- Изучение почв своей местности. Влияние человека на почвы.
- Наземные экосистемы: сравнительная характеристика экосистем своей местности (например, леса и луга).
- Изучение приспособленности организмов к различным средам жизни.
- Влияние деятельности человека на окружающую среду (комплексная характеристика )
10.Организация и проведение мониторинговых работ.
Лишайниковый мониторинг
Мониторинг — проведение систематических наблюдений с целью составления прогноза дальнейших изменений состояния окружающей среды или отдельных ее элементов.
Цель и задачи лесного экологического мониторинга.
Определение степени загрязнения воздуха в районе практики по видовому составву лишайников. Простейший тест на чистоту воздуха с использованием трехбалльной шкалы: I — слабое загрязнение (исчезают кустистые лишайники); II — среднее загрязнение (исчезают листоватые и кустистые лишайники); III — сильное загрязнение (исчезают кустистые, листоватые и накипные лишайники — “лишайниковая пустыня”).
Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.
Оформление результатов наблюдений, полученных в ходе проведения мониторинга. Составление отчета.
11.Влияние леса на микроклимат
Сравнительное изучение температуры воздуха и почвы в лесу и на открытом пространстве.
Изучение изменения скорости ветра в лесу и на открытом пространстве с использованием шкалы Бофорта.
Установление зависимости между плотностью травянистого покрытия и освещенностью в различных участках леса. Визуальная шкала оценки интенсивности освещенности. Проверка полученных результатов с помощью фотоэкспонометра.
Изучение влияния фитонцидов различных растений леса на микроорганизмы с использованием микроскопа. Наблюдения за действием сока, полученного из хвои сосны и листьев березы, черемухи и др. растений на почвенных простейших
12.Производство и потребление электроэнергии в городе
Традиционные источники энергии: запасы и потребление. Влияние, которое оказывают на городскую среду электростанции, работающие на различных видах топлива.
Основные потребители электроэнергии в городе: промышленные предприятия, бытовой сектор, транспорт.
Перспективы энергетики: анализ основных тенденций решения энергетической проблемы.
Практические работы:
1. Анкета для всей семьи: "Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?"
2. Изучение мнения жителей города: "Угрожает ли нам энергетический голод?"
13.Городские экосистемы: условия сохранения экологического равновесия.
Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры. Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные экосистемы и др.
Экологическая экспертиза. Планирование этапов экспертизы: исследовательского, аналитического и проектного. Особенности экспертизы различных экосистем города: водоема, реки, парка, городского пустыря, жилого района и т.д.
Экологический мониторинг городской среды. Подсистемы мониторинга. Служба городского экологического мониторинга. Экологическая полиция.
Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами экосистем города.
Практические работы:
1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.
2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города (родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных комплексов и др.).
3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.
4. Самооценка отношения к природе и самоконтроль личного участия в изучении, сохранении и улучшении состояния городской среды
5. Участие в работе по улучшению состояния различных экосистем города.
Деловая игра: "Экологический баланс"
Дискуссия "Бездомные животные в городе".
14.Конкурс презентаций на тему "Граждане будущего"
Конкурс презентаций на тему "Граждане будущего": каким я вижу Санкт-Петербург его жителей через 1 год,10,30,50,100 лет, возможные улучшения и изобретения.
15.Экология будущего
Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, качества жизни, экологического равновесия и устойчивого развития. Роль каждого члена клуба в создании будущего.
IV. Прогнозируемые результаты освоения учащимися
программы 1-ого года обучения
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
Описывать:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
Объяснять:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
Прогнозировать и проектировать
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
V. Список литературы
Список литературы для учителя
1.Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.
2. Экология. Под ред. проф.В.В.Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 768 с.
3. Боков В. А. , Лущик А. В. Основы экологической безопасности. - Симферополь: Сонат, 1998. - 224с.
4. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
5.Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. – 80 с
6. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник / А.Н.Голицын. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 336 с.
Список литературы для детей
1. Энциклопедия для детей.Т.19.Экология/Гл.ред.В.А.Володин.-М.:Аванта
2. Довгуша В., Тихонов М. Война с природой /Наука и жизнь.- 1995.-№10.
3. Основы экологии и природопользования:Учеб.пособ.для уч-ся 8-11 кл./Петин А.Н.
4.Давидов А.Знай, люби, береги:Научно-худож.кн.-М.:ТВЭСЭЛКАУ,1989.
5.Никитин Д.,Лушникова А.В.В поисках компромисса с природой /Наука и жизнь, №11,95г.
6. Гладкий Ю.Н.,Лавров С.Б. Дайте планете шанс: Книга для учащихся.-
М.:Просвещение, 1995.
7. Книга природы.- М.:Детск.лит.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"
календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД»
Образовательная программа «Экологический отряд» относится к эколого-биологической направленности, углубленного уровня освоения, связана с поддержанием интереса учащ...
Образовательная программа "Лаборатория зоологических профессий"
Программа предназначена для ознакомления с основами ведения хозяйства и подготовки будущих зоолаборантов, а также поможет определиться с выбором профессии, углубить знания в области зоологии, би...
Дополнительная образовательная программа Лаборатория формирования и развития научного мировоззрения учащихся МБОУ СОШ №5 “Экозеркало”
Данная программа является продолжением программы внеурочной деятельности "Юный эколог", написанная в 2011 году...
Рабочая программа экологическая лаборатория "Биоген"-2020
Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения ...
Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...
Образовательная программа «Экологический мониторинг» с параллельным обучением особо одарённых детей по индивидуальной программе
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, бесед, викторин, игр, конфер...