Методическая разработка урока "Пустыни России".
методическая разработка по географии (8 класс)
Новые стандарты предъявляют новые требования к образовательному процессу. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить умению самим добывать знания. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке в 8 классе по теме «Пустыни России» используется технология развития критического мышления.
На стадии «Вызов» используется прием «Верите ли вы, что…».
Этот прием помогает активизировать у учащихся имевшиеся ранее знания, пробуждает интерес к теме. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.
На стадии «Осмысления» используется прием ««Концептуальная таблица». В процессе чтения текстов ученики заполняют таблицу. Составление концептуальной таблицы дает возможность детально проанализировать и сравнить природу пустынь России.
На стадии «Рефлексия» ученики вновь возвращаются к утверждениям, над которыми работали в начале урока, и высказывают свое мнение. Оно может измениться в ходе получения новых знаний. Таким образом, происходит переосмысление собственных представлений, формируется личностное отношение к изучаемой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dok.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии.
Тема: Пустыни России.
Класс: 8
Учитель: Двуличанская А.А.
Цель: показать северные и южные пустыни в сравнении.
Задачи.
Образовательные:
- выявить условия формирования пустынь;
- формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
- сравнить природу северной и южной пустыни: найти общие и отличительные черты.
Развивающие:
- развивать аналитические способности учащихся;
- развивать внимание, память;
- развивать умения сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать умение самостоятельно получать знания;
- формировать умение критично относиться к своему мнению;
- формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.
Технология: технология развития критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: тексты «Арктическая пустыня», «Пустыня умеренного пояса», настенная карта «Природные зоны России», атласы, карточки с утверждениями, карточки с таблицей.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Стадия «Вызов».
Используется прием «Верите ли вы, что…»
Учащиеся читают утверждения и высказывают свое мнение.
Верите ли вы, что …
Утверждения | + | - |
В России есть пустыни. | ||
В пустыне много поверхностных вод. | ||
В пустыне лето холодное. | ||
Почвы в пустыне мощные и плодородные. | ||
В России находится крупнейшая пустыня в Европе. | ||
В пустыне нет постоянного населения. | ||
В пустыне выпадает очень мало осадков. | ||
Животные в пустыне впадают в спячку. | ||
В пустыне свирепствуют метели. | ||
В пустыне можно наблюдать полярное сияние. |
- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему нашего урока.
3. Стадия «Осмысление».
Используется прием «Концептуальная таблица».
- Природа северных и южных пустынь различна. Но обе эти зоны называются пустыни. Есть ли в их природе общее?
Учащиеся читают тексты, заполняют таблицу.
Арктическая пустыня (северная)
В пределы этой природной зоны входят Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина полуострова Таймыр. Южная граница этой зоны - 70° с. ш.
Высокая географическая широта определяет исключительную суровость климата этой зоны. Средняя температура января составляет - 30°, а летом – 0° +4°. Суммарная солнечная радиация не превышает 60 ккал. Большая часть приходящей радиации (до 90%) отражается льдами. Количество осадков – 200-400 мм в год. Они выпадают преимущественно в твердом виде (снег, иней, изморось). Испаряемость в условиях холодного климата составляет только 100 мм в год. Несмотря на небольшое количество осадков, коэффициент увлажнения больше единицы. Континентальность климата возрастает с запада на восток, это связано с трансформацией воздушных масс западного переноса по мере удаления от Атлантического океана. В марте на западе природной зоны образуется 13 циклонов. Большая облачность, туманы и метели (100 и более дней в году). Полярная ночь до 124 дней в году, полярный день до 130 дней.
Суровый климат, многолетняя мерзлота, разреженная растительность создают неблагоприятные условия для почвообразования. Арктические почвы формируются в местах произрастания растений. Они очень бедны гумусом, часто засолены, богаты железом, поэтому имеют бурую окраску. Соединения железа поступают в почву в результате морозного выветривания горных пород. Оттаивать почвы начинают только в конце июня, а в начале сентября они снова замерзают.
Растительный покров зоны арктических пустынь крайне разрежен. Для растительного покрова характерны образования в форме подушек. В них тесно сплетены корни и стебли растений, что защищает их от холода и сильных ветров. В западной части зоны большее распространение в растительном покрове получают цветковые (незабудки, лютик, альпийский лисохвост, камнеломка, желтый полярный мак и др.), а в восточной – моховые растения. Несмотря на переувлажнение климата и почв, растения испытывают явления физиологической сухости. Холодная вода хоть и в избытке, но не может потребляться растениями. Больше растений встречается у нор леммингов и гнездовий чаек, т.е. там, где в почве содержится запас органических веществ.
Животный мир также беден. В ледяной зоне нет рептилий и амфибий. Животные, кроме белого медведя, не впадают в спячку. На скалистых берегах летом гнездятся колониями морские птицы, образуя птичьи базары. Насчитывается 16 видов птиц: кайры, чистики, гага, полярные совы. Есть мухи, комары, шмели. В водах – моржи, тюлени, нерпы. Белый медведь – живая эмблема Арктики. Освоение Арктики потребовало охраны белого медведя. На острове Врангеля, главном «родильном доме» белых медведей, организован заповедник. Белый медведь занесен в Красную книгу. У берегов Чукотки сохранилось небольшое стадо гренландского кита. Они также подлежат охране. Подводным пахарем называют моржа. Бивнями, имеющими длину до 80 см, он перепахивает грунт на морском дне и добывает себе пищу. Морж также внесен в Красную книгу.
Население зоны крайне редкое, его основное занятие – промысел морского зверя, птиц и рыболовство.
Когда наступает лето, солнце круглые сутки разъедает зимние запасы снега. С ними тает и верхний слой льда. Вода, чистая и пресная, собирается в лужи и целые озера небесно-голубого цвета. Это «снежицы», сквозь которые просвечивает старый многолетний лед. Непривычного человека удивляет, как это при небе, закрытом серым слоем облаков, всюду: в снежицах, трещинах и углублениях – светится его голубой цвет. Незабываемое, красивейшее явление полярной природы! Оно всегда привлекает художников, но показанное на выставке, вызывает реплику: «Не может быть!» По мнению многих, Север не имеет права быть прекрасным, коли он суров.
Пустыня умеренного пояса (южная)
Природная зона пустынь умеренного пояса в России занимает лишь северное побережье Каспийского моря, от устья Терека до государственной границы с Казахстаном. Это крайне засушливые области нашей страны. В результате неправильного выпаса скота площадь этой зоны увеличилась. Сейчас это пустыня является крупнейшей в Европе.
Пустыни отличаются изобилием тепла и солнечного света и недостатком влаги. Средняя температура января -5° -0°. Средняя температура июля - +25° -+30°. Осадков обычно выпадает менее 150 мм в год. Испаряемость составляет 1000 мм, коэффициент увлажнения – 0,1-0,3.
Почвы пустынь – сероземы. В почвах, под влиянием сильного солнечного нагрева поверхности земли и испарения, преобладают подъем растворов и концентрация солей на поверхности, что приводит к засолению.
Растения пустынь хорошо приспособлены к засухе. Листья у них мелкие, в виде небольших чешуек или колючек, у некоторых растений на листьях есть восковой налет, и поэтому они мало испаряют воду. Чтобы добыть необходимую влагу, растения пускают длинные корни (от 10 до 30 м длины). Корни многих растений плотно прикрыты приросшими к ним сцементированными песчинками и таким образом защищены от высыхания в случае обнажения. Некоторые растения – перекати-поле – приобрели способность перемещаться. Много в пустынях однолетних растений (лютиковые, злаки, маковые) и многолетних, преимущественно луковичных и корневищных (тюльпаны, ирисы, песчаная осока). Эти растения развиваются ранней весной, когда поверхностный слой почвы еще бывает влажным; на лето они замирают.
Животный мир пустыни также приспособился к суровым условиям жизни. Животные имеют покровительственную окраску под цвет песка: летом желтую или темно-бурую, зимой – серо-беловатую; быстро передвигаются (сайгак, джейран, кулан, тушканчик), довольствуются скудной пищей и могут долгое время обходиться без воды. Многие пресмыкающиеся в наиболее засушливое и холодное время впадают в спячку (черепахи, варан). Ящерицы и змеи в минуту опасности обладают способностью быстро зарываться в песок.
Хозяйственное использование пустынной зоны ограничено засушливыми климатическими условиями. Здесь на орошаемых землях возможно лишь оазисное земледелие. Пустыни также являются ценными пастбищами для овец и верблюдов.
Сравнение природы пустынь России.
Арктическая пустыня | Линии сравнения | Пустыня умеренного пояса |
Географическое положение | ||
Климат | ||
Почвы | ||
Растительный мир | ||
Животный мир | ||
Основные виды хозяйственной деятельности |
4. Стадия «Рефлексия».
- Что общего в природе северных и южных пустынь?
- Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям арктической пустыни?
- Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям южной пустыни?
Учащиеся снова обращаются к утверждениям, которые обсуждали в начале урока.
- Какие утверждения подтвердились?
- В чем вы ошибались?
5.Завершение урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Что вас удивило? Что заставило задуматься?
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. «Население России. Демографическая ситуация»
Методическая разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация» ...
методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"
методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"...
Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс
Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. Составлена на основе Федерального компонента государственного о...
Методическая разработка "Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский"
Урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития класса можно варьировать ...
Методическая разработка "Здоровая Россия 21 века"
laquo;Здоровая Россия 21 века. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде»Цель: профилактическая работа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде.Задачи:по...
Методическая разработка «Этносы России»
Методическая разработка «Этносы России»...