методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"
методическая разработка (история, 7 класс) по теме
методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационная работа
Методическая разработка раздела образовательной программы
по истории России в 7 классе
«Россия в 17 веке»
Автор: учитель истории–
Котова Н.В.
Нижний Новгород,
2012
Оглавление:
Стр.
- Пояснительная записка - 3-5
- Цели и задачи раздела - 6-7
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и освоения учебного материала учащимися в
соответствии с возрастными особенностями - 8-10
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы - 11-12
5. Обоснование используемых в образовательном
процессе по разделу программы образовательных технологий, -13-15
методов, форм организации деятельности учащихся
-
6. Система знаний и система деятельности -16-17
7. Календарно-тематическое планирование по разделу -17
9. Список литературы - 18
3
1.Пояснительная записка
Моя работа посвящена методической разработке раздела «Россия в 17 веке» учебной программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной по истории России для 7-го класса «История России : конец 16-18 век».
Уже в течение нескольких лет я работаю по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. «История России 6-9 класс».- М.: Просвещение, 2011год.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 7 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Конец 16-18 века Учебник. – М.: Просвещение 2012 год; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России «Конец 16-18 век». – М.: Просвещение, 2012 год; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России Конец 16-18 век». – М.: Просвещение, 2011 год.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, дискуссионную деятельность. Вопросы развития коммуникации и учебного
4
сотрудничества особенно важны. Умение координировать точки зрения и приходить к общему мнению, распределять роли в группе и принимать к исполнению свою роль, умение оценивать свое место в группе, умение принимать оценку своих действии от сверстников и взрослых, умение принимать другие позиции и точки зрения, умение четко формулировать и аргументировать свою позицию, умение слушать и слышать, формулировать и задавать вопрос – вот , в целом, те умения и навыки, которым дети учатся, работая в группе.
Важнейшее умение или компетенция современного ученика – это организация собственной учебной деятельности. Умение работать по алгоритмам различной сложности, планировать свои учебные действия, умение сравнивать свой результат с поставленной целью на основе критериев, предложенных учителем , умение определять границы своего знания, осуществлять оценку и контроль своих действий и результата, на основе критериев данных учителем, рефлексировать собственные учебные действия и действия учебной группы по решению конкретной учебной задачи – вот цели, реализуемые в рамках данной компетенции.
В результате изучения курса истории России в 7-ом классе ученик должен знать/ понимать:
1) Основные даты и ключевые события истории России конца 16-18 века
2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.
3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к России в данный период.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
5
4) Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры.
5) Соотносить как общие исторические процессы, так и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России ; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.
7) Объяснять значение понятий: мануфактура, всероссийский рынок, крепостничество, подать ,самодержавие, казачество, старообрядчество
8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты мероприятий, проводимых государственными деятелями и участниками различных социальных движений, представителями науки и культуры.
9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения реформ, внешнеполитических событий и войн.
Программа составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.
6
- Цели и задачи раздела.
Цели:
создать у учащихся представление об истории нашей страны и особенностях ее развития в 17 веке через наиболее яркие события и личности эпохи путем рассмотрения и сопоставления разных точек зрения на данный период
Задачи :
- познавательные :
-повышать общий интеллектуальный уровень учащихся, расширять их кругозор
- способствовать освоению знаний о важнейших событиях, процессах истории России, в их взаимосвязи, и хронологии преемственности (церковная реформа середины 17 века, воссоединение Украины с Россией)
-развивать у учащихся способность рассматривать события и явления , используя приемы исторического анализа, умения сравнивать исторические явления ( крупнейшие бунты и восстания 17 век)
- способствовать умению учащихся применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений
-развивать у учащихся умения давать самостоятельную оценку истори- ческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения ( Михаил и Алексей Романовы, Степан Разин, патриарх Никон)
- воспитательные :
-развивать толерантное отношение к представителям других стран и народов
-способствовать нравственному воспитанию учащихся
- формировать чувство патриотизма на основе знаний о героическом прошлом нашего народа и убежденность в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.
7
- развивающие:
-формировать и развивать гуманитарную культуру школьника как составную и неотъемлемую часть его общей культуры
-способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами истории (любознательности, самостоятельности, активности)
-развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения исторических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
-развивать у учащихся аналитические, оценочные, речевые умения на основе исторического материала
8
- Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Важно кратко охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 7 классов. В познавательной сфере подростка происходят следующие изменения:
-замедляется темп их деятельности, и на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
-дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет щадящие методы и формы взаимодействия. Новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся необходимо вводить постепенно.
Говоря о психологических особенностях школьника 12-14 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 7 классов, а в худшем — служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками. Чувство взрослости, не подкрепленное еще реальной ответственностью, — вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения подростков с миром. Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом — уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность
Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию
9
субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У школьников в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога, она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости.
10
4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы
- При изучении данного раздела предполагается формирование у учащихся следующих предметных знаний, умений и навыков:
- знать: даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей, результаты и итоги ключевых событий , изученные виды исторических источников, представителей и памятники культуры
- уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий, уметь анализировать исторические документы, самостоятельно давать оценку историческим явлениям и высказывать собственное суждение, показывать на исторической карте местоположение важнейших событий, определять исторические и общественно-политические понятия и использовать их для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире; искать, проверять, систематизировать, анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; представлять историческую информацию в наглядной форме (презентация и др.);
-формировать такие навыки как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- При изучении данного раздела предполагается формирование у учащихся следующих надпредметных знаний, умений и навыков:
- информационные умения:
1.Осмысленное чтение текста, (высокий уровень- делает выводы по заданию, обосновывает их с помощью текста, называя необходимые для этого слова и словосочетания , средний -делает часть выводов, опираясь на необходимые слова и словосочетания, низкий - выделяет необходимые слова и словосочетания, но выводы не делает или делает недостаточно полно)
2. Умение осуществлять перевод текста в различные таблицы (высокий уровень - умеет кратко выписать все необходимые сведения в определенном порядке
в соответствующих графах таблицы, средний уровень - в основном переписывает текст учебника, хотя и верно в соответствующих графах таблицы, т.е. не может четко структурировать информацию, низкий уровень - в таблицу наряду с верными сведениями, записывает не имеющие отношения к заданию, не полностью выполняет задание, допускает ошибки).
3. Умение создавать свое письменное высказывание с учетом предметной логики, (называет одну причину – низкий , называет две причины - средний, называет три и более причин – высокий уровень ).
11
4. Использование различных источников при поиске информации((называет одну причину – низкий , называет две причины - средний, называет три и более причин – высокий уровень ).
- коммуникативные.
умение четко формулировать и аргументировать свою позицию ( Называет три или более аргумента, четко обосновывает их, ссылаясь на исторические факты, источники – высокий уровень, называет два аргумента, ссылаясь на информацию учебника, при этом полностью обосновывает лишь один аргумент – средний уровень, называет один-два аргумента, не обосновывая их – низкий уровень).
- учащиеся научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.
- разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
- в ходе изучения раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в период 17 века; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.
12
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:
- Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии);
- Формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах;
- Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания , достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки
Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.
- Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); Ученики знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; без знания личностей знание истории не может быть полным. На основе оценок деятельности личности историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
- Работа с исторической картой; Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
13
- Анализ исторических источников (документов); Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам позволяют формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.
Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Технология критического мышления.
Использование на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество
Игровые технологии.
виды игры:
сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
игровые приемы:
--приём озвучивания репродукций с картин,
- суд над исторической личностью, явлением.
дифференцированное обучение.
обучение каждого на уровне его возможностей;
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
14
Формы организации деятельности
Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе).
Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала).
Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний).
15
6.Система знаний и система деятельности
В основу системы знаний положены следующие принципы, методы, приемы
Принципы отбора содержания
- Преемственность
- Последовательность
- Связь обучения с практикой
- Соответствие содержания требованиям современного образования
- Единство содержания и методики преподавания
- Учёт возрастных особенностей учащихся
Методы и приёмы изучения
- Соблюдение правил техники безопасности
- Проведение тематических диктантов
- Использование наглядных таблиц
- Составление схем
- Работа со схемами
- Проведение тематических викторин
- Систематизация знаний
- Вопросы с деформированным ответом
- Закрепление знаний
- Выполнение практических заданий
- Проведение самостоятельных работ
- Использование видеофильмов и презентаций
- Система тестов
- Самопроверка
При проведении уроков использую следующие технологии и формы организации деятельности
- ИКТ (информационно коммуникативные технологии)
- Здоровьесберегающие технологии
- Коммуникативные технология
- Классно-урочная система
- Урок (комбинированный, сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий, контрольный )
- домашняя работа
- внеклассная работа
16
- внеурочная работа
- экскурсии
Общеучебная деятельность (работа с учебной и справочной литературой , поиск необходимой информации из разных источников , умение быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации , составление плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка, систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, уважать мнение оппонента, быть толерантным)
Познавательная деятельность (знать даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей, результаты и итоги ключевых событий , изученные виды исторических источников, представителей и памятники культуры)
Самоорганизующая деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов).
17
7. Календарно- тематическое планирование по разделу.
Программ ный блок | № урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Тема 2. Россия в 17 веке (9 ч.) | Политический строй | Урок изучения нового материала | П.6, р/т з. 1-3 | |
Экономическое и социальное развитие | Комбиниро - ванный урок | П. 4,р/т з.2,5 П.5,р/т з.1-3 | ||
Народные движения. | Урок-исследова ние | П.8,р/т з.2 | ||
Внешняя политика | Урок самостоятельной работы при изучении нового материала | П.9,р/т з.3,4,6 | ||
Власть и церковь | Проблемный урок | П. 7,р/т з.2,4 | ||
Образование и культура в 17 веке | Семинар-доклад | П.10 | ||
Сословный быт, обычаи и нравы . | Урок-театрализа ция | П.11,р/т з.3 | ||
Родной край в 17 веке | Урок-экскурсия «Храмы Нижегородского кремля» | Творческая работа «Я- житель Нижегородского посада» |
\
18
8. Литература
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М., 1999
- Бутанов В. И. Крестьянская война в России начала XVII века. - М., 1976.
- Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. - М., 1986.
- Каптерев И. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович // Три века - М., 1991. - Т. 1.Буганов В. И. Мир истории: Россия в XVII столетии. - М., 1989.
- Никольский Н. М. Реформа Никона и происхождение раскола // Три века. -М., 1991.-Т. 2.
- Пресняков А. Е. Московское государство первой половины XVII в. // Три века. - М„ 1991. - Т. 1.
- Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. - Л., 1986.
8. Митяев А. В. Героические страницы истории нашей Родины. IX— XVIII вв. — М., 1991
9.Учебно-методический комплект:
-Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Конец 16-18 века Учебник. – М.: Просвещение 2012 год;
-Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России «Конец 16-18 век». – М.: Просвещение, 2012 год;
-Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России Конец 16-18 век». – М.: Просвещение, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Учебно-методическая разработка "Танцы сквозь века"
Методическая разработка может быть использована в работе концертмейстеров, педагогов дополнительного образования, учителей музыки....
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века»
laquo;Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века» представляет собой одно из занятий тематической недели «Погружение в XIX век», которая проводится в ИТШ № 777 с 1 по ...