Методическая разработка "Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский"
методическая разработка по литературе (6, 7, 8 класс)
Урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития класса можно варьировать способы подачи информации (сообщение учителя заменяется сообщениями заранее подготовленных учащихся); итогом занятия может также послужить мини-сочинение: «Чему меня может научить жизнь и деяния Сергия Радонежского» или выставкой рисунков по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razr.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного урока литературы
Тема: «Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский»
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на примере жизни и деятельности Сергия Радонежского.
Задачи:
а) раскрыть лексическое значение слова «подвижник»;
б) познакомить с жизнью и деятельностью Преподобного Сергия Радонежского;
в) воспитывать нравственные и духовные ценности, патриотизм;
г) обогатить мировоззрение воспитанников;
д) укрепить чувство гордости за Родину;
е) способствовать формированию гражданской идентичности, толерантного сознания.
Тип урока: урок-осмысление;
Педагогические технологии: интегрированный урок (русский язык, история, искусство) с применением ИКТ
Методы:
беседа;
работа с карточками - словарная работа;
сообщение учителя (учащихся);
аудиопрослушивание;
фасилитированная дискуссия;
работа в группах;
видеопросмотр;
дискуссия;
рефлексивный метод – творческая работа (составление синквейна).
Оснащение: ПК, проектор.
Средства наглядности, ЭОР:
презентация,
картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»,
фрагмент из м/ф «Лебеди Непрядвы»,
музыкальное сопровождение: аудиозапись колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры, фрагмент видеоэкскурсии по Третьяковской галерее - просмотр картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». (http://www.liveinternet.ru/users/lozata/post278560535/).
Методические рекомендации: урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития класса можно варьировать способы подачи информации (сообщение учителя заменяется сообщениями заранее подготовленных учащихся); итогом занятия может также послужить мини-сочинение: «Чему меня может научить жизнь и деяния Сергия Радонежского» или выставкой рисунков по теме.
Сценарий урока:
І. Начало урока. Введение в тему.
Включается слайд с изображением Троице-Сергиевой Лавры в сопровождении с колокольным звоном.
- Троице - Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской монастырь, расположенный в городе Сергиев Посад, что в Московской области. Основателем его был Преподобный Сергий Радонежский (2 слайд).
В этом году празднуется 700-летие со дня рождения этого Подвижника Руси.
Сегодня наше занятие будет посвящено Преподобному Сергию Радонежскому, которого принято называть «Подвижник Руси»
ІІ. Основная часть:
1. Введение в тему. Проблемный вопрос:
- Как вы понимаете значение слова «подвижник»? (Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность; человек, из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям).
Наша задача сегодня разобраться, почему, за какие подвиги он удостоился столь высокого звания в России.
2. Словарная работа.
Слова и словосочетания выписаны на карточках.
- На ваших столах лежат карточки со словами, значение которых необходимо раскрыть перед тем, как мы начнем узнавать сведения о детстве и юности Сергия.
- Прочитайте их (чтение вслух). Какие слова вам были уже известны? Все ли значения вам понятны?
Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Преподобный - в церковнославянском языке, святой, праведный, угодник.
Мирское имя – то, что связано с миром; имя для церковнослужителей до пострига в монахи.
Постричься в монахи – обряд, когда постригают волосы в знак принадлежности к церкви.
Пустынножительство – отшельничество; жить отдельно от людей.
Мученик – святой, принявший мучения и смерть за веру и праведное дело.
Келья – жилое помещение в церкви.
Обитель- монастырь.
Подаяние – милостыня; раздача денег, продуктов; подача бедным.
Отрок - подросток
Инок – монах.
Черноризец – монах ( от цвета одежды и одеяния – черная риза (верхняя одежда монахов)
Боярин – в Древней Руси представитель высшего сословия
Вотчина – владение землей, постройками, крестьянами.
Угодье – владение полем, лесом, водным пространством (рекой).
Оскудеть – обеднеть.
3. Житие Сергия Радонежского. Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).
Учитель: Ни в житии, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, наиболее вероятным представляется 1314 г.
Мирское имя С. было Варфоломей (сын радости). ( 3 слайд).Отец его, Кирилл был боярин Ростовский, владел более или менее значительными вотчинами и угодьями. Был человеком богатым. Принадлежа к высшему, боярскому кругу общества, Варфоломей рос, однако, в простой, деревенской обстановке, в усадьбе своего отца.
В семь лет Варфоломей вместе с братьями был отдан в ученье грамоте, которое сначала не давалось мальчику. И однажды случилось чудо…( 4 слайд)
- Перед нами картина русского художника ΧІΧ-ΧΧ вв..М.В. Нестерова ΧІΧ века, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
4.Фасилитированная дискуссия:
- Что и кого вы видите на картине?
- В какое время жили эти люди?
- Как выглядит мальчик? Опишите его.
- Кто стоит напротив? Опишите.
- Что изобразил над головой монаха художник?
- Что держит в руках святой?
- Как вы думаете – о чем они разговаривают?
5. Фрагмент видеоэкскурсии по Третьяковской галерее (описание картины М..Нестерова)
(http://www.liveinternet.ru/users/lozata/post278560535/)
(Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
6. Житие Сергия Радонежского- продолжение. Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).
- Что же дальше происходило в жизни этого отрока?
Опережающий вопрос:
- Почему Сергий стал именоваться Радонежским?
1 ученик: С ранних же, детских лет стала развиваться у Варфоломея наклонность к тихой, созерцательной, молитвенной жизни, к чему располагал и благочестивый строй домашней жизни. Уже двенадцатилетним мальчиком он вступил на путь подвижничества, которого не возбраняли ему благочестивые родители: соблюдал строго посты, предавался молитве в храме и дома, усердно изучал священные книги.
В 15 лет пришло несчастье в дом семьи его. Обнищала и оскудела она. Из Ростова уехал Варфоломей с отцом и матерью в Радонеж - древнерусский город рядом с Москвой.
2 ученик: В юноше Варфоломее бедствия, постигшие его родину и семью, еще более укрепили отвращение от суеты и превратностей мира и стремление к иноческому идеалу. Давно уже инок в душе и по жизни, он через несколько лет по переселении в Радонеж, достигнув двадцатилетнего возраста, решился постричься в монахи. Со стороны родителей, проникнутых теми же идеалами, он не встретил возражения. Они просили только обождать их смерти. Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости. Недолго пришлось ему ждать. Через два-три года он похоронил отца и мать, постригся в монахи. Идеалом Варфоломея была древнейшая и совершеннейшая форма иночества — пустынножительство. В дремучем лесу братья избрали место.
3 ученик: Пустыня (пустынный лес) была настоящая и суровая; кругом на большое расстояние во все стороны дремучий лес; в лесу — ни единого жилища человеческого и ни единой человеческой стези, так что нельзя было видеть лица и нельзя было слышать голоса человеческого, а можно было видеть и слышать только зверей и птиц". Зимой нужно было спасаться от холода, голода и диких зверей. ( 5 слайд).
Варфоломей остался тверд, принял имя Сергия в честь одного мученика, провел в полном уединении около двух лет. Это было для него тяжелое время самоиспытания.
Скоро собралось двенадцать человек братии, и кругом церкви сгруппировались тринадцать келий.
Так возникла знаменитая Троицкая обитель. (6 слайд)
4 ученик: Трудна и исполнена всяких лишений была жизнь первых иноков Троицкой обители. Они должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам неутомимый игумен, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями, знал он и плотничье дело. Развели они огород. Но трудолюбие иноков не всегда обеспечивало им кусок хлеба, и иногда им случалось голодать по несколько дней. Но Сергий строго запрещал братии ходить за милостыней и позволял принимать лишь то подаяние, которое приносилось в монастырь самими благочестивыми людьми. Весь обиход монастыря был скуден до нищеты.
5 ученик: Нищета препятствовала даже совершению церковных служб; на утренних и вечерних службах храм освещался березовой или сосновой лучиной, богослужебные книги писались "на берестех", церковные сосуды были выточены из простого дерева, облачения шились из грубой ткани. Немало трудов и огорчений пришлось положить С. также на то, чтобы воспитать в братии ту силу духа. Кротость и незлобие были отличительными чертами характера С., и для нравственного воздействия на малодушных он пользовался только двумя средствами: кротким увещанием и личным своим примером во всяком иноческом подвиге. Он неусыпно следил за жизнью своих иноков и особенно старался не допускать их до физической и духовной праздности.
7. Коллективная беседа по услышанному:
- Что вас особенно впечатлило в житии Сергия?
8. Житие Сергия Радонежского- продолжение. Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).
Опережающий вопрос:
- Какие «подвиги» совершал Сергий Радонежский?
С первых лет пустынной жизни С. о нем далеко прошла молва, как о великом подвижнике.( 7 слайд)
6 ученик: Добывал своим трудом пропитание себе и учил своих братьев этому. Сеял зерно, молол его, пек хлеб, строгал, пилил, таскал воду, шил одежды. К нему приходили сотни, тысячи людей, чтобы услышать слово доброе и исцелить не только тело, но и душу. Хотели получить от него благословление, от беседы с ним ожидали совета в жизни. Принимал всех Сергий радушно и почтительно. И оставались жить с ним рядом. Были известны случаи, когда он исцелял людей.
Отказывался от сана пастыря, правителя своей обители. Считал, что в этом есть начало властолюбия.
Дорогих подарков в церковь свою не принимал.
Пустынника Радонежского ценили и чтили князья русские.
9. Беседа по услышанному:
- Какие качества в отце Сергии вас удивили?
10. Житие Сергия Радонежского- продолжение. Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).
7 ученик: Жизнь в Троицкой обители протекала мирно. А в это время татаро-монгольское ханство властвовало на Руси, опустошала земли. ( 8 слайд). Гордый татарский Мамай захотел биться с Дмитрием, князем Московским, и с его войском. Татарские полчища наступали на Русь.
Решил посетить Дмитрий перед битвой Сергия. ( 9 слайд). Благословил монах его на битву и воодушевил князя: «Победишь ты врагов своих». Увещевал Дмитрия сражаться мужественно, так как правое дело делал он, слабые духом воодушевились, в них проснулась надежда и сражались они бесстрашно. Молился Сергий со своими братьями за Русь Великую и победу народа русского. Много воинов наших полегло на поле Куликовом. Из 150 тысяч вернулось около 48 тысяч. Но еще больше погибло в татарском войске. Куликовская битва 1380 года была выиграна. Дмитрий после этой победы нашел в Сергии друга и просветителя душевного.
11. Просмотр фрагмента м/ф «Лебеди Непрядвы».
- Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент м/ф «Лебеди Непрядвы» ( 1988 г.)
Опережающий вопрос:
- Как изменился знакомый по картине М.Нестерова мальчик, какие черты он приобрёл?
12. Просмотр фрагмента.
13. Общеклассное обсуждение поставленного вопроса
14. Житие Сергия Радонежского- продолжение. Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).
Опережающий вопрос:
- Какие еще качества проявились в Отце Сергии?
Учитель: Смутен был ΧІV век. Князья не ладили между собой. Зависть и властолюбие бушевало в них. Раздоры ослабляли Русь. И решил помирить Преподобный Радонежский братьев-князей.
Началась миротворческая деятельность подвижника. Пешком посохом проходил сотни километров с одной целью – с печалью русской покончить. Земли объединить (11 слайд).Посетил Ростов, Тверь, ходил в Нижний Новгород к Борису, в Рязань к Олегу, и вразумлял князей примириться и объединиться вокруг князя Московского. Не могли князья ослушаться Печальника. Собирание русских земель стало осуществляться в ΧІV веке благодаря Радонежскому.
15. Работа в группах – обсуждение.
Каждой группе дается задание:
- Почему Сергия Радонежского называют:
1 гр. Заступник Руси?
2 гр. Печальник Руси?
3 гр. Миротворец Руси?
16. Выступление учащихся.
Слушаются выступления групп.
17. Проблемный вопрос.
Известны слова Сергия: «Любовью и единением спасемся».
- Как вы понимаете значение их?
- Актуальны ли данные слова в наше современное время?
18. Дискуссия (обсуждение поставленного проблемного вопроса).
19. Коллективная беседа:
- Чему нас может научить жизнь и деяния Радонежского?
- Почему называют его Подвижником?
- Как вы понимаете слова его «Любовью и единением спасемся»?
20. Рефлексия. Творческая работа (в парах, в группах, индивидуально).
Составление синквейна по теме внеклассного мероприятия.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Пример:
Сергий Радонежский.
Духовный, таинственный.
Объединяет, спасает, наставляет.
Укрепляет дух своим примером жизни.
Учитель.
ІІІ. Заключительная часть.
Учитель: (12 слайд) Сведения о жизни и деяниях Сергия Радонежского мы узнали из Жития ученика его, Отца Епифания. Дорога народу память о Преподобном. Она говорит уму и сердцу о том, что примером своей жизни, высотой своего духа Сергий поднял упавший дух русского народа, вдохнул веру в будущее, пробудил доверие. Примером своей жизни учил трудолюбию, справедливости, кротости, послушанию, радушию, почитанию. Благословил Дмитрия (Донского) на ратный бой с татаро-монголами, тем самым подняв дух отчаявшихся воинов. Способствовал объединению княжеств в 14 веке. С него пошла Земля Русская.
Очень многому нас может научить история жизни Подвижника Земли Русской. Так хочется быть чем-то, хотя бы малую частичку, быть похожим на него и совершать добрые дела.
Будем же следовать учению Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
урок или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§ познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского,...
Житие преподобного Сергия Радонежского в стихах
учебный материал для уроков ПК...
Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы: документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...
Душа России- Преподобный Сергий Радонежский (урок-праздник для детей среднего школьного возраста)
Из века в век...
Внеклассное мероприятие по теме: "Преподобный Сергий Радонежский. Душа России"
Внеклассное мероприятие по теме: «Преподобный Сергий Радонежский. Душа России». Данный материал предназначен для учащихся 6-9 классов. Урок проводится в соответствии с духовными ценн...
Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»
Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...
Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник
В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...