Методическая разработка "Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский"
методическая разработка по литературе (6, 7, 8 класс)

Ерюшева Надежда Александровна

Урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития  класса  можно варьировать способы подачи информации (сообщение учителя заменяется сообщениями заранее подготовленных  учащихся); итогом занятия может также послужить мини-сочинение: «Чему меня может научить жизнь и деяния Сергия Радонежского»  или выставкой рисунков по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного урока литературы

Тема: «Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский»

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на примере жизни и деятельности Сергия Радонежского.

Задачи:

а) раскрыть лексическое значение слова «подвижник»;

б) познакомить с жизнью и деятельностью Преподобного Сергия Радонежского;

в) воспитывать нравственные и духовные ценности, патриотизм;

г) обогатить мировоззрение воспитанников;

д) укрепить чувство гордости за Родину;  

 е) способствовать формированию гражданской идентичности, толерантного        сознания.

Тип урока: урок-осмысление;

Педагогические технологии: интегрированный урок (русский язык, история, искусство) с применением ИКТ

Методы:

               беседа;

               работа с карточками - словарная работа;

               сообщение учителя (учащихся);

               аудиопрослушивание;

               фасилитированная дискуссия;

               работа в группах;

               видеопросмотр;

               дискуссия;

               рефлексивный метод – творческая работа (составление синквейна).

Оснащение: ПК, проектор.

Средства наглядности, ЭОР:

презентация,  

картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»,

фрагмент из м/ф «Лебеди      Непрядвы»,

музыкальное сопровождение: аудиозапись колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры, фрагмент видеоэкскурсии по Третьяковской галерее -  просмотр картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». (http://www.liveinternet.ru/users/lozata/post278560535/).

Методические рекомендации: урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития  класса  можно варьировать способы подачи информации (сообщение учителя заменяется сообщениями заранее подготовленных  учащихся); итогом занятия может также послужить мини-сочинение: «Чему меня может научить жизнь и деяния Сергия Радонежского»  или выставкой рисунков по теме.  

Сценарий урока:

І. Начало урока. Введение в тему.

    Включается слайд с изображением Троице-Сергиевой Лавры в сопровождении с колокольным звоном.

    - Троице - Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской монастырь, расположенный в городе Сергиев Посад, что в Московской области. Основателем его был Преподобный Сергий Радонежский (2 слайд).

В этом году празднуется 700-летие со дня рождения этого  Подвижника Руси.

  Сегодня  наше занятие будет посвящено Преподобному Сергию Радонежскому, которого принято называть «Подвижник Руси»

ІІ. Основная часть:

1. Введение в тему. Проблемный вопрос:

- Как вы понимаете значение слова «подвижник»? (Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность; человек, из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям).

 Наша задача сегодня разобраться, почему, за какие подвиги он удостоился столь высокого звания в России.  

2. Словарная работа.

Слова и словосочетания выписаны на карточках.

- На ваших столах лежат карточки со словами, значение которых необходимо раскрыть перед тем, как мы начнем узнавать сведения  о детстве и юности Сергия.

- Прочитайте их (чтение вслух). Какие слова вам были уже известны? Все ли значения вам понятны?

Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Преподобный - в церковнославянском языке, святой, праведный, угодник.

Мирское имя – то, что связано с миром; имя для церковнослужителей до пострига в монахи.

Постричься в монахи – обряд, когда постригают волосы в знак принадлежности к церкви.

Пустынножительство – отшельничество; жить отдельно от людей.

Мученик – святой, принявший мучения и смерть за веру и праведное дело.

Келья – жилое помещение в церкви.

Обитель- монастырь.

Подаяние – милостыня; раздача денег, продуктов; подача бедным.

Отрок - подросток

Инок – монах.

Черноризец – монах ( от цвета одежды и одеяния – черная риза (верхняя одежда монахов)

Боярин – в Древней Руси представитель высшего сословия

Вотчина – владение землей, постройками, крестьянами.

Угодье – владение полем, лесом, водным пространством (рекой).

Оскудеть – обеднеть.

3. Житие Сергия Радонежского.  Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).

  Учитель: Ни в житии, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, наиболее вероятным представляется 1314 г.

    Мирское имя С. было Варфоломей (сын радости). ( 3 слайд).Отец его, Кирилл  был боярин Ростовский,  владел более или менее значительными вотчинами и угодьями. Был человеком богатым. Принадлежа к высшему, боярскому кругу общества, Варфоломей рос, однако, в простой, деревенской обстановке, в усадьбе своего отца.

   В семь лет Варфоломей вместе с братьями был отдан в ученье грамоте, которое сначала не давалось мальчику. И однажды случилось чудо…( 4 слайд)

- Перед нами картина русского художника ΧІΧ-ΧΧ вв..М.В. Нестерова ΧІΧ века, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

4.Фасилитированная дискуссия:

- Что и кого вы видите на картине?

- В какое время жили эти люди?

- Как выглядит мальчик? Опишите его.

- Кто стоит напротив? Опишите.

- Что изобразил над головой монаха художник?

- Что держит в руках святой?

- Как вы думаете – о чем они разговаривают?

5. Фрагмент видеоэкскурсии по Третьяковской галерее (описание картины М..Нестерова)

(http://www.liveinternet.ru/users/lozata/post278560535/)

(Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

  6. Житие Сергия Радонежского- продолжение.  Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).

  - Что же дальше происходило в жизни этого отрока?

  Опережающий вопрос:

  - Почему Сергий стал именоваться Радонежским?

1 ученик: С ранних же, детских лет стала развиваться у Варфоломея наклонность к тихой, созерцательной, молитвенной жизни, к чему располагал и благочестивый строй домашней жизни. Уже двенадцатилетним мальчиком он вступил на путь подвижничества, которого не возбраняли ему благочестивые родители: соблюдал строго посты, предавался молитве в храме и дома, усердно изучал священные книги.

   В 15 лет пришло несчастье в дом семьи его. Обнищала и оскудела она.  Из Ростова уехал Варфоломей с  отцом и матерью в Радонеж  - древнерусский город рядом с Москвой.

 2 ученик: В юноше Варфоломее бедствия, постигшие его родину и семью, еще более укрепили отвращение от суеты и превратностей мира и стремление к иноческому идеалу. Давно уже инок в душе и по жизни, он через несколько лет по переселении в Радонеж, достигнув двадцатилетнего возраста, решился постричься в монахи. Со стороны родителей, проникнутых теми же идеалами, он не встретил возражения. Они просили только обождать их смерти.  Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости. Недолго пришлось ему ждать. Через два-три года он похоронил отца и мать, постригся в монахи.  Идеалом Варфоломея была древнейшая и совершеннейшая форма иночества — пустынножительство.   В дремучем лесу братья избрали место.

   3 ученик: Пустыня (пустынный лес) была настоящая и суровая; кругом на большое расстояние во все стороны дремучий лес; в лесу — ни единого жилища человеческого и ни единой человеческой стези, так что нельзя было видеть лица и нельзя было слышать голоса человеческого, а можно было видеть и слышать только зверей и птиц". Зимой нужно было спасаться от холода, голода и диких зверей. ( 5 слайд).

   Варфоломей остался тверд, принял имя Сергия в честь одного  мученика,  провел в полном уединении около двух лет. Это было для него тяжелое время самоиспытания.

   Скоро собралось двенадцать человек братии, и кругом церкви сгруппировались тринадцать келий.

      Так возникла знаменитая Троицкая обитель. (6 слайд)

4 ученик: Трудна и исполнена всяких лишений была жизнь первых иноков Троицкой обители. Они должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам неутомимый игумен, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями, знал он  и плотничье дело. Развели они огород.  Но трудолюбие иноков не всегда обеспечивало им кусок хлеба, и иногда им случалось голодать по несколько дней. Но Сергий  строго запрещал братии ходить за милостыней и позволял принимать лишь то подаяние, которое приносилось в монастырь самими благочестивыми людьми. Весь обиход монастыря был скуден до нищеты.

    5 ученик: Нищета препятствовала даже совершению церковных служб; на утренних и вечерних службах храм освещался березовой или сосновой лучиной, богослужебные книги писались "на берестех", церковные сосуды были выточены из простого дерева, облачения шились из грубой ткани. Немало трудов и огорчений пришлось положить С. также на то, чтобы воспитать в братии ту силу духа. Кротость и незлобие были отличительными чертами характера С., и для нравственного воздействия на малодушных он пользовался только двумя средствами: кротким увещанием и личным своим примером во всяком иноческом подвиге. Он неусыпно следил за жизнью своих иноков и особенно старался не допускать их до физической и духовной праздности.

   7. Коллективная беседа по услышанному:

- Что вас особенно впечатлило в житии Сергия?

   8.  Житие Сергия Радонежского- продолжение.  Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).

Опережающий вопрос:

  - Какие «подвиги» совершал Сергий Радонежский?

 С первых лет пустынной жизни С. о нем далеко прошла молва, как о великом подвижнике.( 7 слайд)

 6 ученик: Добывал своим трудом пропитание себе и учил своих братьев этому. Сеял зерно, молол его, пек хлеб, строгал, пилил, таскал воду, шил одежды. К нему приходили сотни, тысячи людей, чтобы услышать слово доброе и исцелить не только тело, но и душу. Хотели получить от него благословление, от беседы с ним ожидали совета в жизни. Принимал всех Сергий радушно и почтительно. И оставались жить с ним рядом. Были известны случаи, когда он исцелял людей.

  Отказывался от сана пастыря, правителя своей обители. Считал, что в этом есть начало властолюбия.

Дорогих подарков в церковь свою не принимал.

 Пустынника Радонежского ценили и чтили князья русские.

9. Беседа по услышанному:

- Какие качества в отце Сергии вас удивили?

 

  10. Житие Сергия Радонежского- продолжение.  Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).

7 ученик: Жизнь в Троицкой обители протекала мирно. А в это время татаро-монгольское ханство властвовало на Руси, опустошала земли. ( 8 слайд). Гордый татарский Мамай захотел биться с Дмитрием, князем Московским, и с его войском. Татарские полчища наступали на Русь.

   Решил посетить Дмитрий перед битвой Сергия. ( 9 слайд). Благословил монах его на битву и воодушевил князя: «Победишь ты врагов своих». Увещевал Дмитрия сражаться мужественно, так как правое дело делал он, слабые духом воодушевились, в них проснулась надежда и сражались они бесстрашно. Молился Сергий со своими братьями за Русь Великую и победу народа русского. Много воинов наших полегло на поле Куликовом. Из 150 тысяч вернулось около 48 тысяч. Но еще больше погибло в татарском войске. Куликовская битва 1380 года была выиграна. Дмитрий после этой победы нашел в Сергии друга и просветителя душевного.

11. Просмотр фрагмента м/ф «Лебеди Непрядвы».

-  Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент м/ф «Лебеди Непрядвы» ( 1988 г.)

Опережающий вопрос:

- Как изменился знакомый по картине М.Нестерова мальчик, какие черты он приобрёл?

12. Просмотр фрагмента.

13. Общеклассное обсуждение поставленного вопроса  

14. Житие Сергия Радонежского- продолжение.  Сообщение учителя (учителя и учащихся, учащихся).

Опережающий вопрос:

- Какие еще качества проявились в Отце Сергии?

   Учитель: Смутен был ΧІV век. Князья не ладили между собой. Зависть и властолюбие бушевало в них. Раздоры ослабляли Русь. И решил помирить Преподобный Радонежский братьев-князей.

  Началась миротворческая деятельность подвижника. Пешком посохом проходил сотни километров с одной целью – с печалью русской покончить. Земли объединить (11 слайд).Посетил Ростов, Тверь, ходил в Нижний Новгород к Борису, в Рязань к Олегу, и  вразумлял князей  примириться и объединиться вокруг князя Московского. Не могли князья ослушаться Печальника. Собирание русских земель стало осуществляться в ΧІV веке благодаря Радонежскому.

 

15. Работа в группах – обсуждение.

  Каждой группе дается задание:

- Почему Сергия Радонежского называют:

1 гр. Заступник Руси?

2 гр. Печальник Руси?

3 гр. Миротворец Руси?

16. Выступление учащихся.

Слушаются выступления групп.

17. Проблемный вопрос.

Известны слова Сергия: «Любовью и единением спасемся».

- Как вы понимаете значение их?

- Актуальны ли данные слова в наше современное время?

18. Дискуссия (обсуждение поставленного проблемного вопроса).

19. Коллективная беседа:

- Чему нас может научить жизнь и деяния Радонежского?

- Почему называют его Подвижником?

- Как вы понимаете слова его «Любовью и единением спасемся»?

20. Рефлексия. Творческая работа (в парах, в группах, индивидуально).

 Составление синквейна по теме внеклассного мероприятия.

  На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

  На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

  Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

Пример:

Сергий Радонежский.

Духовный, таинственный.

Объединяет, спасает, наставляет.

Укрепляет дух своим примером жизни.

Учитель.

ІІІ. Заключительная часть.

  Учитель: (12 слайд) Сведения о жизни и деяниях Сергия Радонежского мы узнали из  Жития ученика его, Отца Епифания. Дорога народу память о Преподобном. Она говорит  уму и сердцу о том, что примером своей жизни, высотой своего духа Сергий поднял упавший дух русского народа, вдохнул веру в будущее, пробудил доверие. Примером своей жизни учил трудолюбию, справедливости, кротости, послушанию, радушию, почитанию. Благословил Дмитрия (Донского) на ратный бой с татаро-монголами, тем самым подняв дух отчаявшихся воинов. Способствовал объединению княжеств в 14 веке. С него пошла Земля Русская.

 Очень многому нас может научить история жизни Подвижника Земли Русской. Так хочется быть чем-то, хотя бы малую частичку, быть похожим на него и совершать добрые дела.

   Будем же следовать  учению Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы:  документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий  Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...

Внеклассное мероприятие по теме: "Преподобный Сергий Радонежский. Душа России"

Внеклассное мероприятие   по теме: «Преподобный Сергий Радонежский. Душа России». Данный материал предназначен для учащихся 6-9 классов. Урок  проводится в соответствии с духовными ценн...

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...