Методическая разработка. «Население России. Демографическая ситуация»
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Методическая разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskaya_situaciya.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рятамак
Разработка урока по географии на тему:
«Население России. Демографическая ситуация»
Выполнила: учительница географии
Зиазетдинова Л.И.
с. Рятамак 2011г.
Тема: Демографическая ситуация.
Цели:
1)выявить значение демографической ситуаций;
2)проанализировать возрастную структуру населения.
Оборудование: карты, диаграммы, таблицы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1.Рассказать о миграционных процессах.
2.Рассказать о насильственных перемещениях.
3. «Мой край в судьбе России» - обсуждение.
4. Индивидуальные карточки-здания ( 3-4 ученика): перечислите и проанализируйте основные направления миграций в России:
а) до 1917 года б) в современный период
....................................... ..............................................
....................................... ..............................................
....................................... ..............................................
II. Знакомство с новым материалом.
В в о д н о е с л о в о у ч и т е л я.
Демографическая ситуация - это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.
Демографическая политика – меры, принимаемые государством по регулированию рождаемости (пособия на рождение детей, дополнительные отпуска, получение жилплощади – стимул к рождению детей; в Китае – меры по ограничению рождаемости: возраст вступления в брак, разрешение на рождение только одного ребенка и т. д.).
Ярким показателем демографической ситуации является половозрастная структура населения.
З а д а н и е 1. Проанализируйте структуру населения России на начало 1998 г. ( рис. 17, с. 64.). Способ анализа:
- выявить долю лиц моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) и всего населения;
- выявить долю лиц в трудоспособном возрасте (16 – 59 лет – мужчины и 16 – 54года – женщины) из всего населения;
- выявить долю лиц старшего трудоспособного возраста ( мужчины – старше 60 лет , женщины – старше 55 лет) из всего населения.
После ответов учеников учитель обобщает. Например, в 1989 году соотношение «дети – трудоспособные – пожилые» оставило 25% - 57% - 18%; значит, преодолели люди трудоспособного возраста из всей численности; в трудоспособном возрасте женщин было больше, чем мужчин и т. д.).
Трудоспособный возраст - это возраст, когда люди полны сил и энергии для работы, от 16 до 54 лет – у женщин, от 16 до 59 лет – у мужщин. После этого наступает пенсионный возраст.
З а д а н и е 2. Рассмотрите рис. 18, с. 65. На рисунке показана доля населения старше трудоспособного возраста; проанализируйте и сделайте вывод.
III. Итог урока.
Динамика численности населения непрерывно изменяется. Этот процесс будет фиксироваться отделами ЗАГСов населенных пунктов. Более точные статистические данные о численности населения России формируются в процессе проведения переписей населения. Проводятся переписи один раз в десять лет (первые были проведены в XXI веке). По последней переписи видно, как изменилась численность России (в 1998 году Россия была на шестом месте по численности населения (147 млн. чел.) и прогнозировался переход в 2000г. (На седьмое место). В настоящее время Россия уступает Пакистану и находится на седьмом месте (145 млн. чел.) половозрастная структура зависит от ряда причин и тоже носит динамичный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме:«Организация ситуации успеха на уроке»
Презентация содержит теоретический и практический материал по созданию ситуации успеха. Материалы могут быть использованы при подготовке к семинарам, педсоветам, а также при организации работы по само...
методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"
методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"...
Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс
Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.
Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. Составлена на основе Федерального компонента государственного о...
Методическая разработка. Как сконструировать проблемные ситуации?, 2018 г
Для построения урока открытия нового знания учителю нужно организовать быстро и качественно работу с проблемной ситуацией. Возникает вопрос: как построить саму проблемную ситуацию?...
Методическая разработка по теме: Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации.
Методический материал для организации урочной и внеурочной деятельности по ОБЖ....