Методическая разработка «Этносы России»
материал по обществознанию

Методическая  разработка

 

«Этносы России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnosy_rossii.docx319.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

МКУ «Управление образованием» Туринского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

Методическая  разработка

«Современный  урок»

Обществознание,8 класс

Тема урока

«Этносы России»

  Составитель: Булатова Марина Викторовна

учитель истории и обществознания

 1 кв.к

с. Коркинское,

Наименование предмета: Обществознание

Класс:8

Тема: Этносы России (многочисленные)

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

  • познакомить учащихся с понятием этнос;
  • разъяснить сущность этнообразующих факторов;
  • сформировать умения анализировать

Задачи: образовательные

  1. Сформировать знания об этносах, населяющих территорию России.
  2. Познакомить с понятиями: «этнос», «этнография».

Воспитательные.

  1. Формирование научно- материалистического мировоззрения.
  2. Нравственное - культура поведения.
  3. Патриотическое - гордость за свою страну.

Развивающие.

  1. Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.
  2. Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

Планируемый  образовательный  результат:

Личностные результаты:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Метапредметные результаты
 умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);;
 умение выполнять познавательные и практические задания

Предметные результаты
 умения находить нужную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

Методы работы на уроке. 

  • словесные  методы (рассказ, лекция, беседа);
  • наглядный метод;  
  • практический  метод (практические работы).

Виды работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока:

1. Учебники.

2. Тетради.

3. Дополнительный материал из пособий.

План урока.

  1. Организация класса.
  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
  3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебных целей, проблема).
  4. Открытие нового знания.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности. (итог урока)
  9. Запись  домашнего  задания.

Записи  на  доске  

Записи в  тетради

Число:28.03.17

Тема. Этносы России

Число: 28.03.17

Тема. Этносы России

Цель: рассмотреть  этносы  России.

Проблема: что  такое  этнос?

Этнос

Этнос — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение.

         Украинцы    Татары       Башкиры                                                                                                                                                                                                                                  

                                   

Этносы

         

Русские         Чеченцы              Чуваши

Домашнее  задание: прочитать  записи  в  тетради, составить викторину по  изученной  теме.

             Украинцы    Татары       Башкиры                                                                                                                                                                                                                                  

                               

Этносы

         

Русские         Чеченцы              Чуваши

Домашнее  задание: прочитать  записи  в  тетради, составить викторину по  изученной  теме.

Конструкт урока.

Этапы  урока продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые универсальные  учебные  действия

I этап. Организация класса (орг. момент 1-2 мин.)

Создает рабочий настрой через приветствие. Здравствуйте, присаживайтесь, проверьте,  что бы  все  нужные принадлежности  были у  вас  на партах, так  же скажите,  если сегодня  отсутствующие.

Приветствуют  учителя, проверяют готовность учебных   принадлежностей к  уроку, называют отсутствующих.

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Вашим  домашним  заданием было нужно   прочитать текст, посвящённый  нашему государству, Сейчас мы проверим, как вы это усвоили,  а для  этого я  предлагаю  написать  небольшой  тест, после этого мы послушаем доклады по данной теме.              

                                                                               

Слушают учителя.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной цели, проблемы) (1-2 мин.)

А  теперь  давайте,  запишем  тему нашего урока «Этносы  России».

А  теперь  давайте,  запишем  тему нашего урока «Этносы  России».

Ребята, что нам нужно  записать еще, перед  тем как начать  изучать новую  тему.

Все правильно.

Кто  желает вывести  цель и  проблему  урока?

Записывают  тему  урока  в  тетрадь. Цель сегодняшнего урока рассмотреть  этносы  России. Проблема - что  такое  этнос?

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

IV этап. Открытие нового знания ( 15-20 мин.)

Обратите внимание  на  заявленную  тему  и скажите, какое  понятие мы  будем  рассматривать  первым.

Все правильно, это понятие  «этнос». Давайте  его  запишем в  тетрадь. Кто  знает, какое значение имеет данное  понятие?

Сегодня этнический и религиозный состав России включает в себя сотни наций и в полной мере отражается в Конституции РФ. На территории страны проживает около 200 народов. Каждый из них имеет свою культуру, традиции и религиозные взгляды. Основной этнический народ России – русские. По результатам масштабной переписи в 2010 году эта нация занимает почти 81% от общего населения страны. Это более 111 миллионов человек. Все остальные национальности входят в оставшиеся 19,1%.

Как вы  думаете,  меняется ли количество этносов проживающих  на  территории  нашего государства?

С каждым годом количество русских в РФ неумолимо падает. За последние 12 лет численность этой этнической массы уменьшилась почти на 5 миллионов человек. В свою очередь за отчетный период отмечается значительный прирост мигрантов из Азии. За последние 10 лет, в Россию больше всего переехало киргизов, узбеков, таджиков, черкесов и кумыков. Прирост первых и вовсе составил более 22,5%. Параллельно с этим наблюдается значительная убыль некоторых европейских народов. В данный список попали такие народы, как финны, поляки, украинцы, карелы и белорусы. Наибольший отрицательный процент принадлежит первым

(-40,5%). Самыми крупными по численности народами (более 1 миллиона человек) являются русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. 

Каждая из этих этнических групп считается основным элементом фундамента российского общества.

А  теперь я  предлагаю вам  составить схему «Наибольшие  этносы проживающие на территории  России».

Украинцы    Татары       Башкиры

                                                 

Этносы

                             

Русские         Чеченцы      Чуваши          

Выдвигают свое предположение. Называют понятие «этнос». Дают  определение,  после чего формулируют  общее определение и  записывают  в  тетрадь. Отвечают на  поставленный  вопрос

Примерный   ответ на  поставленный  вопрос: ( Одна  из главных причин сокращения  этносов - это неблагоприятные природные условия, высокий  рост  заболеваемости, террористические  действия, злоупотребление вредными  привычками.

 Слушают рассказ учителя,  записывая  основную информацию.    

Записывают схему  в  тетрадь.

                   Украинцы    Татары       Башкиры

                                                 

                    Этносы

                             

Русские         Чеченцы  Чуваши    

           

                             

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

V этап. Физкультминутка. (1 мин.)

Глаза видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Выполняют  действия физкультминутки.

Послушайте  краткую  информации о  данных  этносах подготовленную вашими учениками

Мы  прослушали сообщение, из которого мы  свами  поняли, что  на  первом месте  по численности находится  русский этнос. У кого ни будь  есть вопросы к  докладчику  по данному  этносу?

И так  присаживайся,  а  мы продолжаем  слушать  доклады по  заданной  теме и следящий  доклад к  нас по  татарскому  этносу.

У кого ни будь  есть вопросы к  докладчику  по данному  этносу?

И так  присаживайся,  а  мы продолжаем  слушать  доклады по  заданной  теме и следящий  доклад к  нас по  украинскому этносу.

Может у  кого-то возникли вопросы к  докладчику? Присаживайся,  а  мы продолжаем  слушать  доклады по  заданной  теме и следящий  доклад у  нас по  татарскому  этносу.

Теперь мы  прослушаем  доклад по  теме  башкирский  этнос. Если не у кого  нет вопросов,  то мы  переходим к  завершающему  докладу  про  Чувашсккий  этнос.

И так мы прослушали последний  доклад, я  надеюсь, что вы  многое  поняли.

Рассказывают  свои  доклады , показывая  иллюстрации  подготовленные  по  теме.

Ученик №1.

Русские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») — восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы. Есть крупные диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Белоруссии и других государствах. Всего в мире насчитывается около 133 млн русских. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в марте 2010 года, 75 % русских, проживающих в России, считают себя последователями православия, также существенна доля людей, не исповедующих никакой религии. Национальный язык — русский.                         (Приложение №2)

Ученик №2.

Украинцы (до начала XX века превалировали самоназвания «малороссы», «русины», «черкасы» и «казаки») — восточнославянский народ, проживающий преимущественно на Украине, а также в составе крупных диаспор в России, США, Канаде и других государствах.

Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков. Украинцами также называют граждан Украины, имея в виду не этничность, а гражданство. К украинцам относят также полесские этнографические группы (полещуки) и ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки).             (Приложение № 3)

Ученик №3.

Татарытюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке. Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года).                     (Приложение №4)         

   Ребята,  молодцы, вы  хорошо справились с домашним   заданием. Если у  кого-то возникли вопросы, вы  можете  их задать. Я  продолжу  рассказ,  и следующий  этнос,  о котором пойдёт речь,  это

Башкирский этнос (башк. башҡорттар) — тюркский народ, коренной автохтонный народ Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Численность в мире около 1,6 миллиона человек. В России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Башкортостане.Национальный язык — башкирский, также распространены русский и татарский языки. Традиционная религия — ислам суннитского толка.         (Приложение № 5)  

 Чуваши (самоназвание — чуваш. чăваш; мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — тюркский  этнос, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.

                                                                                           (Приложение №6)

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его

Приблизительные вопрос  по прослушанному  сообщению учениками.

Кто такие великороссы? (Ответ название  русского  этноса  до начала XX века)

 

VI  этап. Первичное закрепление.

. 

Сейчас  вы   поработаете в  группах  на  закрепление  изученного материла, и выполните  задание.

Суть, задания, заключается:  по описанию  определить, о какой  национальности   идет речь в  тексте.

 Делятся на  группы  по  два  человека. Ученики выполняют  задание,  после  чего  зачитывают  ответ.

(Приложение № 8)

Познавательные : работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста,.

Коммуникативные: работа в паре, обосновывать свой ответ.

Регулятивные: сохранение учебной задачи.

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(1-2 мин.)

 

 А  теперь  предлагаю вам  составить синквейн  тему «Этнос».

     

Составляют синквейн.

Познавательные : работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста,.

Коммуникативные: работа в паре, обосновывать свой ответ.

Регулятивные: сохранение учебной задачи.

VIII этап.   Рефлексия деятельности (1-2 мин.)

Сейчас я предлагаю вам  вернуться к  проблеме урока и  попробовать ответить  на  вопросы в тетради. Что  же такое  этнос, а так же записать вывод  по  теме урока.

Ученики выполняют  задание самостоятельно. После выполнения  ставя себе  оценку  в лист самооценки  за  работу  на уроке.

(Приложение №9)

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

IХ этап. Итог урока.(2-3мин.)

Итак,  наш урок подходит к  концу. Давайте  подведем итог  нашему  уроку.  Нужно ответить на мои вопросы по сегодняшней теме.

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Что узнали нового?                                                                                                                                           - Над чем предстоит работать на уроках?

Отвечают  на вопросы.

Коммуникативные: работа с информацией

Регулятивные: умение делать выводы, подводить итог работы.

IХ этап. Запись  домашнего  задания.(2-3 мин.)

 

 Откройте,  пожалуйста,  дневники  и  запишите   домашнее  задание. Вам нужно будет прочитать  записи  в  тетради, составить викторину по  изученной  теме.

Записывают домашнее задание.

Личностные:  нравственно-этическая ориентация,  оценивание

Коммуникативные:

Выражение своей мысли

Приложение №1.

Тесты по теме «Государство»

1. Впервые вопрос о происхождении государства у русских был поставлен:

1) древнегреческим историком Геродотом;

2) летописцем Нестором;

3) немецкими учеными, работавшими в России, Миллером и Байером;

4) М. В. Ломоносовым;

5) в Русской Правде Ярославичей.

2.Гловой  государства  является:

1)Президент;

2)Депутат;

3)Министр;

4)Нет правильного ответа

3.Выбирите из списка  символы государства:

1)Гимн;

2)Флаг;

3)Герб;

4)Жезл;

5)Скипетр;

6)Книга;

4) Как называлась наша  страна  в период с 1924-1991 годов:

1)Россия

2)киевская Русь

3)СССР    

Приложение №2.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5b0860f77e776617741b7438dc3bbb97&n=33&h=215&w=338

                    Русский этнос

Приложение № 3

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=67c8f3a439894c969d06b9fbb233e161&n=33&h=215&w=323

Украинский этнос

Приложение №4.

http://nowcrimea.ru/upload/iblock/267/267afb996ead6181680eb708bc21543f.jpg      Татарский  этнос

Приложение № 5 .

http://tehnemt.ru/uploads/images/b/a/s/bashkirskaja_narodnaja_borlogan_minus.jpgБашкирский этнос

Приложение №7.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b8ffdd44eba2d1652ab34b0fdb3eb427&n=33&h=215&w=302

Чувашский этнос

Приложение № 8.  

Работа  по  тексту.

Текст №1. Восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы. Национальный язык — русский.( Русские)

Ученик №2.

Текст №2. Восточнославянский народ, проживающий преимущественно на Украине, а также в составе крупных диаспор в России, США, Канаде и других государствах.Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков. (Украинцы)

Ученик №3.

Текст №3.Этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. (Татары)

Текст №4.Тюркский народ, коренной автохтонный народ Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Численность в мире около 1,6 миллиона человек. В России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Башкортостане. Национальный язык — башкирский.( Башкирский этнос)

Текст №5.  Этнос, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.( Чуваши )

Приложение №.9 Лист самооценки.

Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в  тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

 8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Используемый учебно методический комплекс.

Литературы.

Интернет ресурсы:

  • https://ru.wikipedia.org.Этнос 
  • http://dic.academic.ru. Этнос
  • http://terme.ru.Этнос. Этническая общность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народ.Этнос, Нация

Презентация по обществознанию для 8 класса...

Конспект урока по обществознанию 8 кл "Этнос: нации и народности"

Цель: 1).Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с о...

Моя малая Родина: культура,традиции, этнос

Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...

Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства

Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....

Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"

Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют раз...

Учебный проект "Тюркоязычный этнос России"

Данный проект предназначен для учащихся 4-5классов, охватывает темы "Народы и национальности", "Межнациональное общение", " В дружной семье Марий Эл".Проект будет способствовать формированию этническо...

Этносы России

Технологическая карта и презентация к открытому уроку географии в 8 классе по теме "Этносы России".Урок получил высокую оценку коллег школы. Урок ФГОС с презентацией для интерактивной доски ...