Методическая разработка «Этносы России»
материал по обществознанию
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
МКУ «Управление образованием» Туринского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
«Современный урок»
Обществознание,8 класс
Тема урока
«Этносы России»
Составитель: Булатова Марина Викторовна
учитель истории и обществознания
1 кв.к
с. Коркинское,
Наименование предмета: Обществознание
Класс:8
Тема: Этносы России (многочисленные)
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
- познакомить учащихся с понятием этнос;
- разъяснить сущность этнообразующих факторов;
- сформировать умения анализировать
Задачи: образовательные
- Сформировать знания об этносах, населяющих территорию России.
- Познакомить с понятиями: «этнос», «этнография».
Воспитательные.
- Формирование научно- материалистического мировоззрения.
- Нравственное - культура поведения.
- Патриотическое - гордость за свою страну.
Развивающие.
- Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.
- Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.
Планируемый образовательный результат:
Личностные результаты:
∙ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
∙ заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Метапредметные результаты
∙ умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);;
∙ умение выполнять познавательные и практические задания
Предметные результаты
∙ умения находить нужную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
∙ понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Методы работы на уроке.
- словесные методы (рассказ, лекция, беседа);
- наглядный метод;
- практический метод (практические работы).
Виды работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока:
1. Учебники.
2. Тетради.
3. Дополнительный материал из пособий.
План урока.
- Организация класса.
- Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
- Формирование новых знаний и умений (постановка учебных целей, проблема).
- Открытие нового знания.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности. (итог урока)
- Запись домашнего задания.
Записи на доске | Записи в тетради |
Число:28.03.17 Тема. Этносы России | Число: 28.03.17 Тема. Этносы России |
Цель: рассмотреть этносы России. Проблема: что такое этнос? | |
Этнос | Этнос — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение. |
Украинцы Татары Башкиры
Этносы
Русские Чеченцы Чуваши Домашнее задание: прочитать записи в тетради, составить викторину по изученной теме. | Украинцы Татары Башкиры
Этносы
Русские Чеченцы Чуваши Домашнее задание: прочитать записи в тетради, составить викторину по изученной теме. |
Конструкт урока.
Этапы урока продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые универсальные учебные действия |
I этап. Организация класса (орг. момент 1-2 мин.) | Создает рабочий настрой через приветствие. Здравствуйте, присаживайтесь, проверьте, что бы все нужные принадлежности были у вас на партах, так же скажите, если сегодня отсутствующие. | Приветствуют учителя, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку, называют отсутствующих. | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) | Вашим домашним заданием было нужно прочитать текст, посвящённый нашему государству, Сейчас мы проверим, как вы это усвоили, а для этого я предлагаю написать небольшой тест, после этого мы послушаем доклады по данной теме.
| Слушают учителя. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной цели, проблемы) (1-2 мин.) | А теперь давайте, запишем тему нашего урока «Этносы России». А теперь давайте, запишем тему нашего урока «Этносы России». Ребята, что нам нужно записать еще, перед тем как начать изучать новую тему. Все правильно. Кто желает вывести цель и проблему урока? | Записывают тему урока в тетрадь. Цель сегодняшнего урока рассмотреть этносы России. Проблема - что такое этнос? | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
IV этап. Открытие нового знания ( 15-20 мин.) | Обратите внимание на заявленную тему и скажите, какое понятие мы будем рассматривать первым. Все правильно, это понятие «этнос». Давайте его запишем в тетрадь. Кто знает, какое значение имеет данное понятие? Сегодня этнический и религиозный состав России включает в себя сотни наций и в полной мере отражается в Конституции РФ. На территории страны проживает около 200 народов. Каждый из них имеет свою культуру, традиции и религиозные взгляды. Основной этнический народ России – русские. По результатам масштабной переписи в 2010 году эта нация занимает почти 81% от общего населения страны. Это более 111 миллионов человек. Все остальные национальности входят в оставшиеся 19,1%. Как вы думаете, меняется ли количество этносов проживающих на территории нашего государства? С каждым годом количество русских в РФ неумолимо падает. За последние 12 лет численность этой этнической массы уменьшилась почти на 5 миллионов человек. В свою очередь за отчетный период отмечается значительный прирост мигрантов из Азии. За последние 10 лет, в Россию больше всего переехало киргизов, узбеков, таджиков, черкесов и кумыков. Прирост первых и вовсе составил более 22,5%. Параллельно с этим наблюдается значительная убыль некоторых европейских народов. В данный список попали такие народы, как финны, поляки, украинцы, карелы и белорусы. Наибольший отрицательный процент принадлежит первым (-40,5%). Самыми крупными по численности народами (более 1 миллиона человек) являются русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Каждая из этих этнических групп считается основным элементом фундамента российского общества. А теперь я предлагаю вам составить схему «Наибольшие этносы проживающие на территории России». Украинцы Татары Башкиры
Этносы
Русские Чеченцы Чуваши | Выдвигают свое предположение. Называют понятие «этнос». Дают определение, после чего формулируют общее определение и записывают в тетрадь. Отвечают на поставленный вопрос Примерный ответ на поставленный вопрос: ( Одна из главных причин сокращения этносов - это неблагоприятные природные условия, высокий рост заболеваемости, террористические действия, злоупотребление вредными привычками. Слушают рассказ учителя, записывая основную информацию. Записывают схему в тетрадь. Украинцы Татары Башкиры
Этносы
Русские Чеченцы Чуваши
| Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
V этап. Физкультминутка. (1 мин.) | Глаза видят всё вокруг, | Выполняют действия физкультминутки. | |
Послушайте краткую информации о данных этносах подготовленную вашими учениками Мы прослушали сообщение, из которого мы свами поняли, что на первом месте по численности находится русский этнос. У кого ни будь есть вопросы к докладчику по данному этносу? И так присаживайся, а мы продолжаем слушать доклады по заданной теме и следящий доклад к нас по татарскому этносу. У кого ни будь есть вопросы к докладчику по данному этносу? И так присаживайся, а мы продолжаем слушать доклады по заданной теме и следящий доклад к нас по украинскому этносу. Может у кого-то возникли вопросы к докладчику? Присаживайся, а мы продолжаем слушать доклады по заданной теме и следящий доклад у нас по татарскому этносу. Теперь мы прослушаем доклад по теме башкирский этнос. Если не у кого нет вопросов, то мы переходим к завершающему докладу про Чувашсккий этнос. И так мы прослушали последний доклад, я надеюсь, что вы многое поняли. | Рассказывают свои доклады , показывая иллюстрации подготовленные по теме. Ученик №1. Русские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») — восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы. Есть крупные диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Белоруссии и других государствах. Всего в мире насчитывается около 133 млн русских. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в марте 2010 года, 75 % русских, проживающих в России, считают себя последователями православия, также существенна доля людей, не исповедующих никакой религии. Национальный язык — русский. (Приложение №2) Ученик №2. Украинцы (до начала XX века превалировали самоназвания «малороссы», «русины», «черкасы» и «казаки») — восточнославянский народ, проживающий преимущественно на Украине, а также в составе крупных диаспор в России, США, Канаде и других государствах. Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков. Украинцами также называют граждан Украины, имея в виду не этничность, а гражданство. К украинцам относят также полесские этнографические группы (полещуки) и ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки). (Приложение № 3) Ученик №3. Татары— тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке. Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года). (Приложение №4) Ребята, молодцы, вы хорошо справились с домашним заданием. Если у кого-то возникли вопросы, вы можете их задать. Я продолжу рассказ, и следующий этнос, о котором пойдёт речь, это Башкирский этнос (башк. башҡорттар) — тюркский народ, коренной автохтонный народ Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Численность в мире около 1,6 миллиона человек. В России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Башкортостане.Национальный язык — башкирский, также распространены русский и татарский языки. Традиционная религия — ислам суннитского толка. (Приложение № 5) Чуваши (самоназвание — чуваш. чăваш; мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — тюркский этнос, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине. (Приложение №6) | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Личностные: понимают значение знаний Приблизительные вопрос по прослушанному сообщению учениками. Кто такие великороссы? (Ответ название русского этноса до начала XX века)
| |
VI этап. Первичное закрепление. . | Сейчас вы поработаете в группах на закрепление изученного материла, и выполните задание. Суть, задания, заключается: по описанию определить, о какой национальности идет речь в тексте. | Делятся на группы по два человека. Ученики выполняют задание, после чего зачитывают ответ. (Приложение № 8) | Познавательные : работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста,. Коммуникативные: работа в паре, обосновывать свой ответ. Регулятивные: сохранение учебной задачи. |
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(1-2 мин.)
| А теперь предлагаю вам составить синквейн тему «Этнос».
| Составляют синквейн. | Познавательные : работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста,. Коммуникативные: работа в паре, обосновывать свой ответ. Регулятивные: сохранение учебной задачи. |
VIII этап. Рефлексия деятельности (1-2 мин.) | Сейчас я предлагаю вам вернуться к проблеме урока и попробовать ответить на вопросы в тетради. Что же такое этнос, а так же записать вывод по теме урока. | Ученики выполняют задание самостоятельно. После выполнения ставя себе оценку в лист самооценки за работу на уроке. (Приложение №9) | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
IХ этап. Итог урока.(2-3мин.) | Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашему уроку. Нужно ответить на мои вопросы по сегодняшней теме. - О чем сегодня говорили на уроке? - Что узнали нового? - Над чем предстоит работать на уроках? | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: работа с информацией Регулятивные: умение делать выводы, подводить итог работы. |
IХ этап. Запись домашнего задания.(2-3 мин.)
| Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно будет прочитать записи в тетради, составить викторину по изученной теме. | Записывают домашнее задание. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание Коммуникативные: Выражение своей мысли |
Приложение №1.
Тесты по теме «Государство»
1. Впервые вопрос о происхождении государства у русских был поставлен:
1) древнегреческим историком Геродотом;
2) летописцем Нестором;
3) немецкими учеными, работавшими в России, Миллером и Байером;
4) М. В. Ломоносовым;
5) в Русской Правде Ярославичей.
2.Гловой государства является:
1)Президент;
2)Депутат;
3)Министр;
4)Нет правильного ответа
3.Выбирите из списка символы государства:
1)Гимн;
2)Флаг;
3)Герб;
4)Жезл;
5)Скипетр;
6)Книга;
4) Как называлась наша страна в период с 1924-1991 годов:
1)Россия
2)киевская Русь
3)СССР
Приложение №2.
Русский этнос
Приложение № 3
Украинский этнос
Приложение №4.
Татарский этнос
Приложение № 5 .
Башкирский этнос
Приложение №7.
Чувашский этнос
Приложение № 8.
Работа по тексту.
Текст №1. Восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы. Национальный язык — русский.( Русские)
Ученик №2.
Текст №2. Восточнославянский народ, проживающий преимущественно на Украине, а также в составе крупных диаспор в России, США, Канаде и других государствах.Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков. (Украинцы)
Ученик №3.
Текст №3.Этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. (Татары)
Текст №4.Тюркский народ, коренной автохтонный народ Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Численность в мире около 1,6 миллиона человек. В России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Башкортостане. Национальный язык — башкирский.( Башкирский этнос)
Текст №5. Этнос, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.( Чуваши )
Приложение №.9 Лист самооценки.
Дата | д/з | Работа в группе | Устные ответы | Работа в тетради | Сумма баллов | Оценка |
1-2 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-5 баллов | |||
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
Используемый учебно методический комплекс.
Литературы.
- Арутюнов С. А. Этносы и нации [приложение 2] // Народы мира. Энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Барбашин М. Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. 2-е изд., расшир. и доп. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2013, 356 с.
- Бромлей Ю. В. «К вопросу о сущности этноса» // «Природа». — 1970. — № 2. – С. 51-55.
- Гумилёв Л. Н. Этнос как явление (Доклад на заседании Отделения этнографии 19 мая 1966 г.) // Доклады Географического общества СССР, 1967. — Вып. 3. — С. 90-107.
Интернет ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org.Этнос
- http://dic.academic.ru. Этнос
- http://terme.ru.Этнос. Этническая общность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народ.Этнос, Нация
Презентация по обществознанию для 8 класса...
Конспект урока по обществознанию 8 кл "Этнос: нации и народности"
Цель: 1).Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с о...
Моя малая Родина: культура,традиции, этнос
Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...
Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства
Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....
Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"
Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют раз...
Учебный проект "Тюркоязычный этнос России"
Данный проект предназначен для учащихся 4-5классов, охватывает темы "Народы и национальности", "Межнациональное общение", " В дружной семье Марий Эл".Проект будет способствовать формированию этническо...
Этносы России
Технологическая карта и презентация к открытому уроку географии в 8 классе по теме "Этносы России".Урок получил высокую оценку коллег школы. Урок ФГОС с презентацией для интерактивной доски ...