Рабочая программа курса по выбору «Шифры и математика» для обучающихся 9А класса
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) на тему
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Данный курс представляет следующие цели:
– показать связь между разными областями знаний;
– расширить кругозор учащихся;
– стимулировать познавательные интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shifry_i_matematika_9a_moiseeva_s.g.docx | 70.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35» ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета МБОУ «СОШ № 35» Протокол № _____ от «____» августа 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заседание НМС МБОУ «СОШ № 35» Протокол № 6 от «29» августа2013 г. Зам. директора по НМР Т.В. Уварова _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 122 от «05» сентября 2013г. И.о директора МБОУ «СОШ № 35» ____________М. В. Лебедева |
РЕКОМЕНДОВАНО Заседание ШМО учителей математики и информатики МБОУ «СОШ № 35» Протокол № _____ от « ___» августа 2013 г. Руководитель ШМО О.В. Куневич ________ |
Рабочая программа
курса по выбору
«Шифры и математика»
для обучающихся 9А класса
на 2013-2014 учебный год
Образовательная область: «Математика»
Автор разработки:
Моисеева С.Г,
учитель математики
г. Братск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса по выбору«Шифры и математика» для учащихся 9А класса общеобразовательных учреждений разработана на основе авторской (адаптационной) программы курса по выбору«Шифры и математика» для обучающихся 8-9 классов, учителя математики МБОУ «СОШ № 35» Моисеевой С.Г.,рекомендованной экспертно-методическим советом МАУ «ЦРО» г. Братска, приказ МАУ «ЦРО» г. Братска от 26.09.2013г. № 131;в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2014 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой.В содержание и распределение часов в данной рабочей программе изменения не вносились.
Психолого-педагогические особенности обучающихся данного возраста (второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) обусловлены:
— бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Результаты обучения данного класса за 2012-2013 учебный год следующие: успеваемость 100%, качество – 24,1%. Уровень мотивации низкий – 58,9%. В основном преобладают учение по необходимости» (средний балл 1 – низкий уровень), ситуативный интерес (средний балл 0,9 – низкий уровень), «интерес к учебе» (средний балл 0,8– низкий уровень). Мотив «познавательный интерес» (средний балл 0,8) находится на низком уровне.
Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:
- в предметном содержании осуществлять постепенныйпереход к работе с системой понятий, от отображающей к управляющеймодели, постановкусистемы задач («карта» движения в предмете), проектирование «своих» учебников.
- в формах учебного сотрудничества создать интерактивные формы обмена мнениями с использованием электронных инструментов, проектные формы учебнойдеятельности, учебные и социальные проекты, развивать учебную самостоятельность как умение строить свою ИОТ, работу с текстами.
- в системе оценивания осуществить переход к зачетной форме оценивания знаний и умений, переход от оценочных шкал к нормативному оцениванию. Работа с«портфолио», построение индивидуальных образовательных траекторий.
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Данный курс представляет следующие цели:
– показать связь между разными областями знаний;
– расширить кругозор учащихся;
– стимулировать познавательные интересы.
Предмет «математика» в курсе подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также элемент общей культуры отдельного человека. При этом программа рассчитана на базовый уровень владения весьма ограниченным математическим содержанием (различные геометрические фигуры, симметрия, простейшие геометрические преобразования).
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения математические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности. Реализация предлагаемой программы ориентирована на решение задач современного образования.
Цели курса:на популярном, практическом, игровом уровне познакомить учащихся с применением математики для решения задач кодирования и декодирования.
Задачи:
- формирование элементарных навыков работы с матрицами;
- знакомство с кодированием и декодированием при помощи самосовмещений квадрата;
- включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;
- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности.
В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
- практической направленности;
- учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
- прочности и наглядности;
- охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, ориентации на формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика курса
Целесообразность введения данного курса в учебный план образовательных учреждений состоит в том, что он направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике. Курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу.
Программа курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики, но закладывают основы для дальнейшего (вузовского) его изучения, а также повторяют на его основе знания о геометрических преобразованиях плоскости.
Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой - восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Содержание программы актуально с точки зрения задач предпрофильной подготовки как пропедевтика математического и технологического образования в профильной старшей школе.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся.
Данный курс предусматривает следующие формы работы:
- анализ текстов художественной литературы, где приведеныкодирование и декодирование информации;
- составление собственного шифра на основе различных самосовмещений квадрата;
- устные сообщения учащихся о своей работе;
- практикум по кодированию и декодированию;
- написание творческой работы;
- подготовка карточек-заданий для одноклассников.
Любые три вида работы являются обязательными.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:
- понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
- способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
- присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
- создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.
В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
- Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
- Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
- Учебная исследовательская деятельность (УИД)
- Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
- Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
- Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
- Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
- Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
- Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
- Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
- Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу на основной ступени обучения:
- Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
- Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.
- Создать пространство для проявления инициативных действий.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценностьнауки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Описание места курса в учебном плане
Курс по выбору «Шифры и математика»относится к системе предпрофильной подготовки обучающихся 8-9-х классовреализуется через компонент образовательного учреждения учебного плана второй ступени обучения.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9А класса и рассчитана на 8,5 ч. в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2014 учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1. | Постановка задачи | 1 |
2. | Матричный способ | 2 |
3. | Самосовмещениеквадрата. Метод решеток | 2 |
4. | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | 2 |
5. | Дидактическая игра «Расшифруй-ка» | 1 |
6. | Итоговое тестирование. Оформление результатов | 0,5 |
ИТОГО | 8,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Матричный способ кодирования и декодирования. Матрицы. Произведение матриц.
Матрица, общие сведения: определение, виды матриц, произведение матриц.Нахождение обратной матрицы.
Методы обучения:лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2.Самосовмещение квадрата. Метод решеток. Центральная и осевая симметрия. Поворот. Двоичная система счисления.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля:проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Другие методы кодирования и декодирования. Перегородчатые шифры. Метод перемешанных букв. Использование статистических характеристик языка.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Итоговое анкетирование.
Тема 4.Дидактическая игра «Расшифруй-ка»
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 5.Заключительное занятие.
Итоговое анкетирование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностное развитие
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Познавательная деятельность
Обучающийся научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Рефлексивная деятельность
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Информационно-коммуникативная деятельность
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ИКТ-компетентность обучающихся
Обучающийся научится:
Обращение с устройствами ИКТ
- входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
Создание графических объектов
- создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, классификационные и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, классификационные и др.);
Коммуникация и социальное взаимодействие
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
- строить математические модели;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по математике.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Читательская компетентность,
стратегии смыслового чтенияи работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- делать выводы из сформулированных посылок;
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;
- умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- умеют самостоятельно работать с математической литературой;
- знают основные приемы кодирования и декодирования с помощью решеток, матриц;
- умеют осуществлять перевод из десятичной системы в двоичную систему;
- умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
- умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности.
В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения как:
- метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
- метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.
- исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
- метод проектного обучения позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
При проектировании образовательного пространства (занятий) используются следующие формы организации учебной деятельности, которые определяются по основным видам деятельности подростков:
Основные виды учебной деятельности обучающихся 8 -9 классов | Формы организации учебной деятельности |
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД) | Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с текстом учебных пособий (составление разных видов таблиц,и т.д.)эвристические беседы, работа в малых группах, мастерские, семинар, практикумы по решению задач и т.д.). |
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД) | Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных задач, учебный проект. |
Учебная исследовательская деятельность (УИД) | Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, подбор материала и т.д. |
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО) | Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки и т.д. |
Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД) | Формы, направленныена самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: создание презентаций и т.д.. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Формы контроля
- текущий:
- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых (учебно-исследовательской, проектной, читательской, информационно-коммуникативных) компетентностей (Приложение 1.)
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- выполнения творческих работ,
- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
- промежуточный:
- контрольные работы;
- тестирование;
- творческие работы и др.;
- итоговый:
- итоговая контрольная работа
- презентация исследовательских и творческих работ;
- итоговый мониторинг с формированности универсальных учебных действий и ключевых (учебно-исследовательской, проектной, читательской, информационно-коммуникативных) компетентностей (Приложение 1.)
Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся в математических конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, российского уровня с публичным представлением результатов исследовательских и проектных работ.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить
критерии оценки деятельности учащихся, они должны быть известны и родителям.
Критериями успешности усвоения курса служат условия:
- выполнение двух работ по кодированию и декодированию материала с помощью матрицы и решетки;
- выполнение дополнительных заданий;
- использование интернет-технологий.
С целью определения динамики интереса предлагается:
- собеседование в процессе работы;
- анкетирование на последнем занятии.
Формой итоговой отчетности является дидактическая игра «Расшифруйка».
Обязательные результаты обучения.
В процессе обучения по курсу учащиеся могут:
- научиться анализировать математическую задачу как способ кодирования и декодирования материала;
- уметь замечать сходство и различие в ситуациях, текстах заданий, анализировать алгоритмический материал;
- освоить один из методов кодирования и декодирования материала;
- реализовать свои знания в практической ситуации.
На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения. Можно использовать комментированные упражнения, когда один из учеников вслух объясняет ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придает уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся предлагаются задания из дополнительной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действий и называния ответов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя;
2.Экранно-звуковые пособия:
- видеофильмы по тематике программы;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
3. Материалы и инструменты:
- набор инструментов (угольники, транспортир, линейка, циркуль);
- набор стереометрических тел
- иллюстративный справочный материал;
4. Помещение для занятий:
- кабинет математики
- кабинет информатики.
5. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
- Баранова, Т. Кочетков, К., Семенов А. Школьный интеллектуальный марафон. Математика// Прил. К газете «Первое сентября», № 5, 33,1995. №35, 1999., №34, 2004.
- Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб.пособия для учащихся шк. и классов с глубоким изучением курса математики/ М.: Просвещение, 2002
- Доброва, О. Н. Задание по алгебре и математическому анализу: Пособие для 9-11 классов общеобразовательная учреждений.- М.: Просвещение, 2006
Зельманзон, М., Хлобыстова, Л. Самосовмещение квадрата и тайнопись «Квант», № 12, 1980. - Коробова, Л. Математические загадки детективного сюжета «Математика» // Прил. к газете «Первое сентября», №19,1998 г.
- ФелконТэвис, Джуди Хиндлей, Рут Томисон, Хизер Эмери. Краткий курс юного шпиона Авт. лит.обработки Анна Данковцева.- М.: Педагогика, 1985.
Литература, рекомендованная для обучающихся
- Аверьянов Д.И., Алтынов П.И. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. –М.: Дрофа, 1999.
- Алгебра. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений / К.С. Муравин, Г.К. Муравин, Г.В. Дорофеев. – М.: Дрофа, 1997.
- Макарычев Ю.Н. Миндюк, Н.Г., Алгебра: Доп.главы к шк. 9 кл.;учеб. пособие для учащихсяшк. и классов с углубленным изучением математики/Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.:Просвещение. 1997.
Интернет – ресурсы
- Министерство образования РФ
http://www.informika.ru/http://www.ed.gov.ru/http://www.edu.ru/
- Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки | № | Раздел / тема | Кол - во часов | Планируемые результаты | Виды контроля | |
Предметные | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, компетентности | |||||
18.03 | 1 | Задачи кодирования и декодирования | 1 | Знать: методы шифровки и дешифровки | Познавательная и коммуникативная деятельность: найти информацию о криптографии | Проверка самостоятельного решения задач, тестирование |
01.04 08.04 | 2-3 | Матричный способ кодирования и декодирования | 2 | Уметь: решать матрицы и определять виды матриц | Рефлексивная деятельность: определить правила и методы, необходимые для решения представленных матриц и решить их | Самостоятельная работа, тестирование |
15.04 22.04 | 4-5 | Тайнопись и самосовмещение квадрата | 2 | Уметь строить решетки, используя самосовмещения | Рефлексивная деятельность: планировать работу в группе, составить план работы при создании решетки. Коммуникативная деятельность: владеть навыками участия в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение | Практическая работа |
29.04 | 6 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | 1 | Уметь решать задания, содержащие матрицы, осуществлять анализ текстов художественной литературы с примерами расшифровки | Рефлексивная деятельность: прогнозировать ожидаемый результат | Самостоятельная работа |
06.05 13.05 | 7-8 | Дидактическая игра «Расшифруй-ка» | 2 | Уметь: кодировать и декодировать | Рефлексивная деятельность: планировать работу в группе, составить алгоритм работы при кодировании и декодировании | Самостоятельная работа |
20.05 | 8 | Итоговое тестирование. | 0,5 | Уметь применить полученные знания и умения на практике | Коммуникативная деятельность: владеть навыками участия в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение | Презентация проектов учащихся |
ИТОГО | 8,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа курса по выбору "Анатомия и физиология человека", для 9 класса.
Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о с...
Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору "Основы черчения" для учащихся 9-х классов
Представлена пояснительная записка к рабочей программе курса профориентационной направленности "Основы черчения". Данный курс направлен на учащихся 9-х классов....
Рабочая программа Курса по выбору «Избранные вопросы математики» 9 класс.
Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы математики". 9 класс...
Рабочая программа курса по выбору "От клетки к человеку" 10-11 класс
В материале представлена программа курса по выбору по биологии "От клетки к человеку" для 10 и 11 класса. Данную программу можно использовать для более углубленного уровня биологии в профиль...
Рабочая программа курсов по выбору "Естестственно-научная грамотность" для 7,8 классов
Рабочая прграмма.Естетственно-научная грамотность.Экология живых организмов. 7 классРабочая программа.Естетственно-научная грамотность.Экология человека.8 класс...
Рабочая программа курсов по выбору "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов
Рабочая программа.Курсы по выбору.Основы финансовой грамотности. 7-8 класс...