Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы
рабочая программа
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотности является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии. Необходимость использования компьютера в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа -интернат»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы компьютерной грамотности»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 классы
учитель: Чернова С.Е.
Пояснительная записка.
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе.
Задачей обучения компьютерной грамотности является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии.
Необходимость использования компьютера в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
« Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»- это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования компьютера в учебном процессе коррекционной школы.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в
младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети
могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Программа курса состоит из часов:
1-2 класс «Юный художник» (34 ч)
3 класс «Учимся печатать» (34 ч)
4 класс «Мастер презентации» (34 ч)
Одной из важнейших задач курса является формирование мышления и творческих способностей учащихся.
Занятия курса внеурочной деятельности проходят с использованием следующих форм:
Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере;
Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя;
Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся;
Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжении нескольких занятий.
Занятия данного курса, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Основными целями программы «Основы компьютерной грамотности» являются:
- подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также
- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре.
- Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Основы компьютерной грамотности»:
- формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование личностных умений: мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии; познавательных навыков , самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы;
- формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию).
Содержание программы
1-2 класс «Юный художник» (34 ч)
Введение
При помощи графического редактора Paint можно создать на компьютерном экране разнообразные композиции и выполнить с ними различные виды работ.
Цель программы:
- привитие навыков работы с компьютерной графикой, осознание связей и взаимодействие искусства с окружающей жизнью.
Задачи программы:
- развитие мышления и творческого воображения;
- эстетическое воспитание учащихся;
- привитие любви к искусству.
Содержание курса:
№п\п | Тема раздела | Кол-во ч. |
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 |
2 | Компьютер и его устройство. Программы. | 2 |
3 | Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы. | 31 |
ИТОГО: | 34 |
Ожидаемые результаты:
1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:
- графический редактор Paint;
- инструменты графического редактора;
- панель инструментов;
- палитра красок.
2.Приобретение практических навыков при работе с графическим редактором Paint:
- уметь работать с параметрами инструментов;
- уметь работать с палитрой цветов;
- выполнять творческие работы в среде графического редактора.
3.Приобретение социальных навыков:
- умение работать в группе;
- умение оценить не только свою работу , но и товарища
3 класс « Учимся печатать».
Введение
В современном мире необходимо владеть компьютерной грамотностью, умением печатать тексты, редактировать их.
Цель программы:
- развивать умение набирать тексты различной сложности на компьютере;
- редактировать, составлять рисунки, похвальные листы, грамоты.
Задачи программы:
- развитие навыков работы с текстом;
- развитие мотивации к совершенствованию письменной речи младших школьников;
- развитие умения применять полученные знания в своей жизни.
Содержание курса
№п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером. | 1 |
2 | Компьютер и его устройство. Программы. | 2 |
3 | Текстовый редактор Word. | 31 |
ИТОГО: | 34 |
Ожидаемые результаты:
1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:
- текстовый редактор Word;
- инструменты текстового редактора;
- приемы работы в Word;
2.Приобретение практических навыков при работе с текстовым редактором Word:
- уметь работать с параметрами инструментов;
- уметь набирать и редактировать текст;
- выполнять творческие работы в среде графического редактора.
3.Приобретение социальных навыков:
- умение работать в группе;
- умение оценить не только свою работу , но и товарища.
4 класс « Мастер презентации».
Введение
В современном мире требуется умение свободно общаться, отстаивать свою точку зрения.
Этому учит презентация. Она позволяет школьникам, работая с большими объемами информации, отстаивать свои мысли, защищать свои проекты.
Цели программы:
- привитие навыков работы на компьютере, использование полученных знаний (создание презентаций) на других предметах.
Задачи программы:
- изучение принципов работы при создании презентаций;
- формирование работы в сети Internet;
- развитие памяти, внимания, мышления, творческого воображения.
Содержание курса
№п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютерном кабинете. | 1 |
2 | Компьютер и его устройство. Программы. | 2 |
3 | Редактор Power Point. | 31 |
ИТОГО: | 34 |
Ожидаемые результаты:
1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:
- назначение программы Power Point;
- возможности и работа программы Power Point;
- приемы работы в Power Point;
2.Приобретение практических навыков при работе с редактором Power Point:
- уметь пользоваться приемами работы в Power Point;
- уметь создать презентацию, используя Power Point
- составлять и защищать творческие мини-проекты.
3.Приобретение социальных навыков:
- умение работать в группе;
- умение оценить не только свою работу, но и товарища
Календарно-тематическое планирование
1 класс
«Юный художник» (34 ч)
(работа в графическом редакторе Paint)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 | |
2,3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. | 2 | |
4 | Включение и выключение компьютера. | 1 | |
5 | Пользование мышью. | 1 | |
6,7 | Клавиатура. Основные клавиши. | 2 | |
8,9 | Управление курсором мышью и клавишами. | 2 | |
10,11 | Клавиатурный тренажер. | 2 | |
12,13,14 | Графический редактор Paint. Демонстрация возможностей. | 3 | |
15-16 | Рисование карандашом в редакторе. | 2 | |
17,18 | Рисование кистью. | 2 | |
19,20 | Распылитель. | 2 | |
21,22 | Ластик | 2 | |
23,24 | Изменение фонового цвета. | 2 | |
25,26,27 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. | 3 | |
28,29 | Заливка замкнутых областей. | 2 | |
30,31 | Создание простейших рисунков. | 2 | |
32,33,34 | Раскрашивание готовых рисунков | 2 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
«Юный художник» (34 ч)
(работа в графическом редакторе Paint)
№ | Тема | Часы | Дата |
1 | Правила техники безопасности. | 1 | |
2,3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. | 2 | |
4 | Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы. | 1 | |
5,6,7 | Инструментарий программы Paint.Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы | 3 | |
8,9 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. | 2 | |
10,11 | Раскрашивание готовых рисунков. | 2 | |
12,13,14 | Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) | 3 | |
15,16,17,18 | Проба пера. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя школа») | 4 | |
19,20 | Функция копирования. Составление рисунков. | 2 | |
21,22 | Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи | 2 | |
23,24 | Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка) | 2 | |
25,26 | Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов) | 2 | |
27,28 | Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) | 2 | |
29,30,31 | Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов | 3 | |
32,33,34 | Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. | 3 |
3 класс
« Учимся печатать» (34 ч )
(Работа в текстовом редакторе Word)
№ | Тема | Часы | Дата |
1 | Правили техники безопасности | 1 | |
2,3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Рабочий стол. Программы. | 2 | |
4,5 | Клавиатура. Основные клавиши Работа с клавиатурным тренажёром | 2 | |
6,7,8 | Текстовый редактор Word . Первое знакомство. | 3 | |
9, 10, 11,12 | Назначение меню «Файл», «Правка» (создать, открыть, сохранить документ; вырезать, копировать, отменить) | 4 | |
13,14, 15 | Знакомство со строкой форматирования (выбор шрифта, размер шрифта, выравнивание текста, междустрочный интервал) | 3 | |
16,17 | Набор текста в текстовом редакторе Word. | 2 | |
18,19, 20 | Меню «Вставка». Создание грамоты. | 3 | |
21,22,23 | Меню «Вставка», «Формат» Составляем поздравительную открытку. | 3 | |
24,25,26 | Создание и работа с таблицей. | 3 | |
27, 28 | Сохранение файла. Создание новой папки. | 2 | |
29,30 | Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. | 2 | |
31-34 | Творческий проект. Оформить брошюру. | 4 |
4 класс
« Мастер презентации» (34 ч)
(Работа в редакторе Power Point)
№ | Тема | Часы | Дата |
1 | Техника безопасности | 1 | |
2-3 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. | 2 | |
4 | Знакомство с программой PowerPoint | 1 | |
5-8 | Оформление слайда. Фон | 4 | |
9-10 | Настройка анимации | 2 | |
11-12 | Смена слайдов. | 2 | |
13-14 | Вставка анимашек. | 2 | |
15-17 | Составление простейшей презентации | 3 | |
18-20 | Поиск информации для презентации в сети Интернет | 3 | |
21-24 | Творческий Проект. «Это я» | 4 | |
25-28 | Творческий проект. «Мой класс» | 4 | |
29-34 | Творческий проект «Моя школа» | 6 |
Литература:
- Авторское пособие « Формирование ИКТ- компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \ Е. И. Булин- Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов, Е. Н. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.
- Информация и ИКТ в начальной школе: методическое пособие \ А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова.- Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...
Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Целью данной программы является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10—12 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы...