Конспект урока "География в древности"
план-конспект занятия по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
География в Древности
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формирование представления о становлении и развитии географии в Древнем мире.
Задачи:
1. Изучить историю географических открытий в Древнем Египте;
2. Изучить историю географических открытий в Древнем Китае;
3. Изучить историю географических открытий в Древней Индии;
4. Сформировать представления о накоплении и развитии географических знаний в истории человечества;
5. Сформировать представления о важности передачи географических знаний;
6. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.
Предметные: Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.
Ход урока
Организационный момент
Приветственное слово: - Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ______
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.
Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.
Мотивационный. Целеполагание
Деятельность учителя
Наш сегодняшний урок посвящен Древнему миру, а точнее – открытиям, совершенным в древнем мире.
Тема нашего урока: «География в древности»
Нам сегодня предстоит узнать:
какие предпосылки развития географии были в Древнем мире;
какие открытия были совершены в Древнем Египте;
какие открытия были совершены в Древнем Китае;
какие открытия были совершены в Древней Индии;
как открытия древности влияли на развитие географии.
Актуализация знаний
Деятельность учителя
Как мы уже успели узнать, начальными географическими знаниями люди обладали еще в древности. Древнему человеку необходимо было познавать природу, так как от понимания ее процессов зависело его существование.
Рис. 1
Изучение нового материала
Первобытные люди уже 40-30 тыс. лет назад начали осваивать новые территории. При расселении и в поисках пищи люди вынуждены были продвигаться вглубь континента, тем самым открывая новые земли
Рис. 2
Расширяя свое жизненное пространство, люди обнаружили водные просторы, омывающие сушу. Для их преодоления необходимо было находить средства и люди изобрели корабль.
Рис. 3
Находки древних кораблей имеют более чем 6000 летнюю историю.
Историкам изветно, что уже около 3000 лет назад плавали и совершали открытия древние египтяне.
«Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».
Древнегреческий историк Геродот
Рис.4
Древние египтяне жили на побережье Средиземного и Красного морей. Свои плавания они осуществляли вдоль берегов. Плавая по Красному морю, египтяне и не предполагали, что Африка со всех сторон окружена водой. (Далее подсвечивается Нил).
Закадровый комментарий учителя:
Природа Египта способствовала перемещению по полноводному, простирающемуся с юга на север Нилу. Проследив течение реки более чем на 2000 км, египтяне составили подробную карту изученной ими территории.
Рис. 5
Одним из главных изобретений Древнего Египта было открытие 24 часов в сутках. Здесь были созданы механизмы разделения года на месяцы – сезоны, а затем дня на солнечные часы.
Рис. 6
Важнейшей экспедицией в Древнем Египте стало плавание в страну Пунт (известную древним египтянам территорию в Восточной Африке).
В 15 веке до нашей эры Египет достиг своего наибольшего могущества. Египтяне отправлялись в завоевательные походы и знакомились с новыми землями. Наиболее известной экспедицией в Древнем Египте стала экспедиция, снаряженная царицей, женщиной-фараоном Хатшепсут.
Рис. 7
В 1493 г. по воле царицы Хатшепсут в страну Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2000 км. Во времена царицы строились огромные суда для перевозки 750-тонных блоков для транспортировки их в священный город Луксор.
Древнеегипетская цивилизация существовала почти четыре тысячи лет, пока Александр Македонский в IV веке не покорил эти земли. Сокровища, погребенные в пустыне были надолго забыты.
I тысячелетие до н.э. – расцвет географии в Древнем Китае. Китайские путешественники изучали географию своей страны. Путешественники совершали плавания не только по своим рекам, но и на кораблях выходили в Тихий океан.
Еще одним важным показателем познания китайцами географии, служит строительство Великой Китайской стены. Начавшееся в IV в. до н.э. строительство доказало глубокие знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделявшей степные районы от земледельческих.
Рис. 8
Древние китайцы собирали первые сведения о горах и равнинах, народах и их хозяйстве. Китайцы достигли берегов Японии, Индии, Малайского архипелага. Составленные путешественниками описания были собраны в «Каталог гор и морей».
Рис. 9
А еще: Китай это родина компаса, сейсмографа, бумаги, фейерверка…
Значение Китая в пространстве того времени огромно. Китайские купци проложили путь через Среднюю Азию, Ближний Восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути».
Рис. 10
Древнеиндийская цивилизация возникла в 3 тысячелетии до н.э.
Индийцы торговали с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении развивалась индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли в центральные районы Индокитая.
Примерно с VIII – VII вв. до н.э. индийские моряки стали осваивать пути, связывающие древнейшие очаги цивилизации в Египте, Аравии и Месопотамии с азиатским Юго-Востоком.
Через Персидский залив индийские товары поступали в гавани Южной Месопотоамии.
С глубокой древности начались дальние плавания индийских судов в восточном направлении.
В IV – III вв. до н.э. индийские купцы плавали к побережью Южной Аравии, воII в. до н.э. совершали путешествия в Египет, в Эфиопию и Мозамбик.
Вероятно, что индийцы плавали вдоль сомалийского побережья на юг.
Из гаваней Южной Индии, отправляясь в Египет, суда подплывали к острову Сокотре. Плавания обычно происходили в декабре, подгоняемые северо-восточным муссоном, из Египта суда возвращались подгоняемые летним юго-западным муссоном в июле.
Рис. 11
В I тыс. до н.э. мореплавание в Древней Индии развивалось на основе традиций речного судоходства. Предприимчивые и отважные купцы плавали на своих судах с грузом хлопчатобумажных тканей и соли до устья реки Ганг, а дальше выходили в море, плавая вдоль берега на юго-восток и юго-запад.
Рис.12
Рис. 13
В I тысячелетии до н.э. развитию мореплавания способствовали изменения в индийском обществе. Основной религией стал буддизм, в котором отрицалось деление людей на касты, а поощрялось общение с другими государствами и терпимость к другой вере.
Индийские купцы и торговцы плавали вдоль побережья Индокитая, в том числе и на юге у полуострова Малакка.
Индийские купцы проникли на Суматру и остров Яву.
Таким образом, в древности объектами изучения выступали, в основном, территории своего государства или близлежащие.
Жители Древней Индии и Китая создали высокую самобытную культуру, совершили множество важных открытий и изобретений.
Обобщение и систематизация
Деятельность учителя
Перед вами рабочий лист. Прочитай задание в нем. Последовательно выполняйте задания.
Запишите тему нашего урока;
Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цель на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Вспомните и запишите какие открытия были сделаны в Древнем Египте, Древней Индии, древнем Китае. Определите их значение для развития географии. Ответ внесите в третью колонку.
Некоторые путешественники Древнего мира известны и сегодня. Определите, какой вклад в развитие географии внесли царица Хатшепсут и Александр Македонский? Ответы запишите в рабочие листы.
Какими открытиями древних цивилилизаций мы пользуемся и сегодня? А какие памятники искусства и культуры древних эпох вы знаете? Запишите ответы в рабочие листы.
(При каждом комментировании учителя на экране появляется поле рабочего листа, предполагаемое к заполнению).
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.
Рефлексия
Деятельность учителя
Подведем итоги!
На экране всплывают слайды с вопросами.
Учитель отвечает на вопросы.
- Зачем организововались экспедиции в Древнем мире?
(Комментарий: древние путешественники снаряжали экспедиции для различных целей, но в основном – открытие, исследование и завоевание новых территорий).
- Какие материки были наиболее исследованы во времена древних Цивилизаций?
Во времена Древних Цивилизаций были исследованы территории современного Египта, Эфиопии, Суматры, Явы и другие территории Юго-Восточной и Восточной Азии, а также Африки.
Домашнее задание
Тест (указать, где его можно скачать)
Выберите верный ответ:
1. Какое изобретение было использовано древними китайцами для плавания в открытом море?
А) компас
Б) сейсмограф
В) секундомер
Г) навигатор
2. Вставьте пропущенное слово: Древние (египтяне) жили на побережье Средиземного и Красного морей. Свои плавания они осуществляли вдоль берегов, плавая по Красному морю.
3. Мореплаватели Древней Индии не осуществляли плавания на (в):
А) о-в Ява
Б) о-в Суматра
В) о-ва Сокотра
Г) Малайский архипелаг
4. Определите географическое положение Древнего Египта:
1) Африканский континент;
2) Средняя Азия;
4) Малая Азия.
5. Какие открытия принадлежат к эпохе Древнего Китая:
А) компас
Б) папирус
В) сейсмограф
Г) бумага
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Рабочий лист
Тема урока: ________________________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________________________
Таблица № 1. Значение открытий Древних цивилизаций
Названия цивилизаций | Древний Египет | Древний Китай | Древняя Индия |
Исследуемые территории
|
|
|
|
Открытия
|
|
|
|
Значение для географии
|
|
|
|
Определите, какие географические открытия были совершены перечисленными путешественниками:
Царица Хатшепсут ___________________________________________________________
Александр Македонский________________________________________________________
Приведите примеры известных вам произведений искусства и культуры, созданные в Древних цивилизациях
_________________________________________________________________________________
Отметьте на карте мира территории, открытые и исследованные Древними цивилизациями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок по истории Древней Греции в 5 классе...
План-конспект урока истории в 5 класс по теме: "Передняя Азия в древности".
Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)...
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...
План-конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок разработан по технологии развития критического мышления...
Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)
Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" и презентация к уроку, 5 класс (ФГОС)...
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Предмет: история Древнего мира (параллель 5-х классов).Тема урока: «Олимпийские игры в древности »Форма урока: Изучение нового материала с элементами практической деятельностиТип уро...
Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Олимпийские игры в древности»
Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....