Конспект урока "География в древности"
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_v_drevnosti_konspekt.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

География в Древности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование представления о становлении и развитии географии в Древнем мире.

Задачи:

1. Изучить историю географических открытий в Древнем Египте;

2. Изучить историю географических открытий в Древнем Китае;

3. Изучить историю географических открытий в Древней Индии;

4. Сформировать представления о накоплении и развитии географических знаний в истории человечества;

5. Сформировать представления о важности передачи географических знаний;

6. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные: Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Приветственное слово: - Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ______

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).  

Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Наш сегодняшний урок посвящен Древнему миру, а точнее – открытиям, совершенным в древнем мире.

Тема нашего урока: «География в древности»

Нам сегодня предстоит узнать:

какие предпосылки развития географии были в Древнем мире;

какие открытия были совершены в Древнем Египте;

какие открытия были совершены в Древнем Китае;

какие открытия были совершены в Древней Индии;

как открытия древности влияли на развитие географии.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Как мы уже успели узнать, начальными географическими знаниями люди обладали еще в древности. Древнему человеку необходимо было познавать природу, так как от понимания ее процессов зависело его существование.

Рис. 1

Изучение нового материала

Первобытные люди уже 40-30 тыс. лет назад начали осваивать новые территории. При расселении и в поисках пищи люди вынуждены были продвигаться вглубь континента, тем самым открывая новые земли

Рис. 2

Расширяя свое жизненное пространство, люди обнаружили водные просторы, омывающие сушу. Для их преодоления необходимо было находить средства и люди изобрели корабль. 

Рис. 3

Находки древних кораблей имеют более чем 6000 летнюю историю.

Историкам изветно, что уже около 3000 лет назад плавали и совершали открытия древние египтяне.

«Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».

Древнегреческий историк Геродот

Рис.4

Древние египтяне жили на побережье Средиземного и Красного морей. Свои плавания они осуществляли вдоль берегов. Плавая по Красному морю, египтяне и не предполагали, что Африка со всех сторон окружена водой. (Далее подсвечивается Нил).

Закадровый комментарий учителя:

Природа Египта способствовала перемещению по полноводному, простирающемуся с юга на север Нилу. Проследив течение реки более чем на 2000 км, египтяне составили подробную карту изученной ими территории. 

Рис. 5

Одним из главных изобретений Древнего Египта было открытие 24 часов в сутках. Здесь были созданы механизмы разделения года на месяцы – сезоны, а затем дня на солнечные часы.

Рис. 6

Важнейшей экспедицией в Древнем Египте стало плавание в страну Пунт (известную древним египтянам территорию в Восточной Африке).

В 15 веке до нашей эры Египет достиг своего наибольшего могущества. Египтяне отправлялись в завоевательные походы и знакомились с новыми землями. Наиболее известной экспедицией в Древнем Египте стала экспедиция, снаряженная царицей, женщиной-фараоном Хатшепсут. 

Рис. 7

В 1493 г. по воле царицы Хатшепсут в страну Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2000 км. Во времена царицы строились огромные суда для перевозки 750-тонных блоков для транспортировки их в священный город Луксор.

Древнеегипетская цивилизация существовала почти четыре тысячи лет, пока Александр Македонский в  IV  веке не покорил эти земли. Сокровища, погребенные в пустыне были надолго забыты.

I тысячелетие до н.э. – расцвет географии в Древнем Китае. Китайские путешественники изучали географию своей страны. Путешественники совершали плавания не только по своим рекам, но и на кораблях выходили в Тихий океан.

Еще одним важным показателем познания китайцами географии, служит строительство Великой Китайской стены. Начавшееся в IV в. до н.э. строительство доказало глубокие знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделявшей степные районы от земледельческих.

Рис. 8

Древние китайцы собирали первые сведения о горах и равнинах, народах и их хозяйстве. Китайцы достигли берегов Японии, Индии, Малайского архипелага. Составленные путешественниками описания были собраны в «Каталог гор и морей».

Рис. 9

А еще: Китай это родина компаса, сейсмографа, бумаги, фейерверка…

Значение Китая в пространстве того времени огромно. Китайские купци проложили путь через Среднюю Азию, Ближний Восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути».

Рис. 10

Древнеиндийская цивилизация возникла в 3 тысячелетии до н.э.

Индийцы торговали с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении развивалась индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли в центральные районы Индокитая.

Примерно с VIII – VII вв. до н.э. индийские моряки стали осваивать пути, связывающие древнейшие очаги цивилизации в Египте, Аравии и Месопотамии с азиатским Юго-Востоком.

Через Персидский залив индийские товары поступали в гавани Южной Месопотоамии.

С глубокой древности начались дальние плавания индийских судов в восточном направлении.

В IV – III вв. до н.э. индийские купцы плавали к побережью Южной Аравии, воII в. до н.э. совершали путешествия в Египет, в Эфиопию и Мозамбик.

Вероятно, что индийцы плавали вдоль сомалийского побережья на юг.

Из гаваней Южной Индии, отправляясь в Египет, суда подплывали к острову Сокотре. Плавания обычно происходили в декабре, подгоняемые северо-восточным муссоном, из Египта суда возвращались подгоняемые летним юго-западным муссоном в июле.

Рис. 11

В I тыс. до н.э. мореплавание в Древней Индии развивалось на основе традиций речного судоходства. Предприимчивые и отважные купцы плавали на своих судах с грузом хлопчатобумажных тканей и соли до устья реки Ганг, а дальше выходили в море, плавая вдоль берега на юго-восток и юго-запад.

Рис.12

Рис. 13

В I тысячелетии до н.э. развитию мореплавания способствовали изменения в индийском обществе. Основной религией стал буддизм, в котором отрицалось деление людей на касты, а поощрялось общение с другими государствами и терпимость к другой вере.

Индийские купцы и торговцы плавали вдоль побережья Индокитая, в том числе и на юге у полуострова Малакка.

Индийские купцы проникли на Суматру и остров Яву.

         Таким образом, в древности объектами изучения выступали, в основном, территории своего государства или близлежащие.

Жители Древней Индии и Китая создали высокую самобытную культуру, совершили множество важных открытий и изобретений.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитай задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цель на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

Вспомните и запишите какие открытия были сделаны в Древнем Египте, Древней Индии, древнем Китае. Определите их значение для развития географии. Ответ внесите в третью колонку.

Некоторые путешественники Древнего мира известны и сегодня. Определите, какой вклад в развитие географии внесли царица Хатшепсут и Александр Македонский? Ответы запишите в рабочие листы.

 Какими открытиями древних цивилилизаций мы пользуемся и сегодня? А какие памятники искусства и культуры древних эпох вы знаете? Запишите ответы в рабочие листы.

 (При каждом комментировании учителя на экране появляется поле рабочего листа, предполагаемое к заполнению).

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Зачем организововались экспедиции в Древнем мире?

(Комментарий: древние путешественники снаряжали экспедиции для различных целей, но в основном – открытие, исследование и завоевание новых территорий).

- Какие материки были наиболее исследованы во времена древних Цивилизаций?

Во времена Древних Цивилизаций были исследованы территории современного Египта, Эфиопии, Суматры, Явы и другие территории Юго-Восточной и Восточной Азии, а также Африки.

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

Выберите верный ответ:

1. Какое изобретение было использовано древними китайцами для плавания в открытом море?

А) компас

Б) сейсмограф

В) секундомер

Г) навигатор

2. Вставьте пропущенное слово: Древние (египтяне) жили на побережье Средиземного и Красного морей. Свои плавания они осуществляли вдоль берегов, плавая по Красному морю.

3. Мореплаватели Древней Индии  не осуществляли плавания на (в):

А) о-в Ява

Б) о-в Суматра

В) о-ва Сокотра

Г) Малайский архипелаг

4. Определите географическое положение Древнего Египта:

1) Африканский континент;

2) Средняя Азия;

4) Малая Азия.

5. Какие открытия принадлежат к эпохе Древнего Китая:

А) компас

Б) папирус

В) сейсмограф

Г) бумага

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

Таблица № 1. Значение открытий Древних цивилизаций

Названия цивилизаций

Древний Египет

Древний Китай

Древняя Индия

Исследуемые территории

 

 

 

 

Открытия

 

 

 

 

Значение для географии

 

 

 

 

Определите, какие географические открытия были совершены перечисленными путешественниками:

Царица Хатшепсут ___________________________________________________________

Александр Македонский________________________________________________________

Приведите примеры известных вам произведений искусства и культуры, созданные в Древних цивилизациях

_________________________________________________________________________________

Отметьте на карте мира территории, открытые и исследованные Древними цивилизациями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

План-конспект урока истории в 5 класс по теме: "Передняя Азия в древности".

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)...

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

План-конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан по технологии развития критического мышления...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Предмет: история Древнего мира (параллель 5-х классов).Тема урока: «Олимпийские игры в древности »Форма урока: Изучение нового материала с элементами практической  деятельностиТип уро...

Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Олимпийские игры в древности»

Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....