План-конспект урока истории в 5 класс по теме: "Передняя Азия в древности".
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия в древности".

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)

Цели урока:

обучающая - закрепление учебного материала;

развивающая - совершенствование познавательных способностей, умения анализировать исторические факты и применять их в новых условиях, способствовать развитию внимания и умения самостоятельно делать выводы, навыка работы с исторической картой и историческими источниками, с линией времени;

воспитательная - способствовать сплоченности коллектива и развитию любознательности, повышение интереса к истории.

План урока:

1. Вводная часть.

2. Основная часть. Разминка.

3. Двуречье.

4. Финикия.

5. Ассирия.

6. Персидская держава.

7. Закрепление.

8. Подведение итогов.

Оборудование урока:

 карта “Передняя Азия в древности”, индивидуальные или цветные карточки, “черный ящик”, листы с текстом, “послание музы истории Клио”, магнитофон с кассетной записью музыки из телепередачи “Что? Где? Когда?”.

Ход урока

1. Вводная часть.

 Я приглашаю всех вас вновь

Перелистать истории страницы

И сквозь века промчавшись унестись

Под грохот быстрой колесницы

. А поможет нам в этом наша старая знакомая машина времени. Но отправляя вас в путешествие, как напутствие мне хочется рассказать вам

Притча: три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих. Одного спросили: - что ты делаешь? – тащу в город эту проклятую ношу. Второго спросили: - что ты делаешь? – зарабатываю на хлеб себе и семье – бодро ответил он. Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь: - Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

Вывод: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим.  А ваш труд на уроке к тому же будет вознагражден и не только оценкой, но и талантами ( так в древности называли серебряную монету), а у нас это символ ваших знаний и умений. Не зарывайте таланты в землю! Прикрепляйте их к своим маршрутным листам, которые вам скоро будут вручены, так как мы отправляемся в путешествие по странам Западной Азии.

2. Основная часть.

  1. Разминка.     

“Восстанови порядок” - вспомните какие царства находились в Передней Азии:

УРВДЕЬЕЧ (Двуречье)      ЯКИНИФИ (Финикия)         РАСИСЯИ (Ассирия)

ОВЕЛАВНИОСК (Вавилонское)   ДПЯЕСАРИСК АЕЖРДВА (Персидская держава)

Кто лишний? Что лишнее?” - найдите лишнее слово, неподходящее по смыслу, и объясните, почему вы его выбрали:

  1. НИЛ-ЕВФРАТ-ТИГР (НИЛ – река в Египте)
  2. УР-ВАВИЛОН-МЕМФИС-УРУК (МЕМФИС – египетский город)
  3. ЭА-ИШТАР-СИН-ШАМАШ-ОСИРИС (ОСИРИС – египетский бог)
  4. ХАММУРАПИ-ТУТМОС-АШШУРБАНАПАЛ-КИР-ДАРИЙ (ТУТМОС – египетский фараон)
  5. МЕЖДУРЕЧЬЕ-ФИНИКИЯ-АССИРИЯ-КАРФАГЕН-МИДИЯ (КАРФАГЕН – находится в Африке)
  6. КИР-ДАРИЙ-АШШУРБАНАПАЛ-ШАМПОЛЬОН-ХАММУРАПИ (ШАМПОЛЬОН - археолог, искавший Трою)

  1. Загадки” (работают ассистенты)

Расскажите-ка, ребята,

 Где без леса и без гор

 Люди в древности росли.

 Где покой все обрели.

 Где из глины повсеместно

 Все лепили мастера.

 И работа их до пота

 Выручала их всегда.             /Междуречье/

*********************************************

Царь в Вавилонии когда-то был

 Могущественным, знаменитым слыл.

 От рабства подданных он защитил.

 Законы царские он учредил.           /Хаммурапи/

************************************************

Когда-то между Тигром и Евфратом

 Жил в древности народ,

 Что глину в обиход

 Брал и посуду делать

 И кирпичики обжечь.

 И табличку получал,

 Палочку он заострял,

 И ее концом на глине

 Знаки интересные писал.

 Те, которые сейчас

 Мир ученый прочитал.

 И узнали мы тотчас,

 Как народ здесь жил до нас.

 Ты ж письмо то назови

 Иль угадывать начни.                   /Клинопись/

********************************************

На восточном побережье

 Моря Средиземного

 Государство моряков

 Было очень древнее.

 И чтоб им торговать,

 Просто стали все писать.

 Кто же знал? Их алфавит

 Все народы покорит.                  /Финикия/

*****************************************************

В каком когда-то царстве

 Правителем он был?

 В каком же государстве Могущественным слыл?

 Страну свою большую

 На области разбил.

 Где в каждой он сатрапа

 Властью одарил?                        /Дарий. Персия/

*************************************************

  1. “Черный ящик” (можно взять небольшую коробочку черного цвета). Под музыку из телепередачи “Что? Где? Когда?” помощник вносит “Черный ящик”. По подсказкам нужно угадать, что лежит в нем (фотографию можно вырезать из старых учебников).

Подсказки:

- это археологи нашли почти сто лет назад;                                                                    4б

- это сделано из твердого черного камня;                                                                        3б

- это со всех сторон покрыто ровными рядами клинописи;                                           2б

- это украшено изображениями, на одном из которых бог Солнца Шамаш вручает 1б Хаммурапи жезл – знак власти над людьми.

/Ответ: часть плиты с текстом законов Хаммурапи./

  1. “Финикийская тайнопись”

Финикийские купцы вели морскую и сухопутную торговлю со многими странами и народами. При этом купцы вели записи, в которых отмечали количество купленных и проданных ими товаров, покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, а также наличность серебра. Купцы рассчитывали на то, что эти записи, попади они в случайные руки, не будут поняты. И действительно: чужеземцы, даже говорящие немного по-финикийски и выучившие алфавит, вряд ли могли бы быстро понять смысл написанного. Какая особенность финикийского письма позволяла купцам использовать его как тайнопись? Попробуйте прочитать надпись:

Ч Т З Д С Н П С Н

ОТВЕТ: отсутствие гласных букв в финикийском алфавите позволяло использовать его для тайнописи – ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО.

  1. Назовите исторического героя.

 1. Он взошел на престол в то время, когда над империей нависла угроза развала. Он не только восстановил державу в старых границах, но и покорил новые земли. Чтобы осуществлять контроль над покоренными народами, он разделил страну на провинции – сатрапии, во главе с наместниками.  Он был могущественным правителем, но очень боялся заговоров, поэтому содержал огромное количество тайных осведомителей. За любое преступление следовало жестокое наказание. Именно по его приказу была построена “царская дорога”. Он был самым богатым царем, при нем ежегодный доход от податей составлял 400 тысяч серебра. Он ввел единую для страны монету – дарик.

                                                   (Дарий)

         2. “Я двинул свои великие силы в поход.  Я  спешно передвигался, я нанес в битве  на широкой равнине поражение его войску…С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию…Этот правитель собрал самую большую библиотеку, которая не сгорела даже в огне.

                                              (Ашшурбанапал)

3. Он завоевал Урук и Иссин, захватил контроль над водными ресурсами и перекрыл главные источники воды. Он вошел в историю как один из самых выдающихся деятелей Месопотамии. Автор самого известного на Древнем Востоке сборника законов. Он постоянно повторял, что боги передали ему царство для того, чтобы сильнейший не обижал слабого.

                                               (Хаммурапи)

         4. Молодой правитель из рода Ахеминидов, возглавил племена персов в 558 году до н.э. Победив Мидию, где царем был его дедушка Астиаг, которому звезды предсказали смерть от внука, еще до его рождения. После победы он образовал государство, которое играла ведущую роль. Он создал многонациональное государство. По отношению к покоренным народам он проводил политику терпимости, уважал местные законы. При взятии Вавилона, он приказал выкопать канал и отвел реку, по обмелевшему руслу его армия вошла в город.

                                               (Кир Первый)

         5. Он был младшим сыном Давида, довел до совершенства практически все начинания отца. В его правление был построен храм богу Яхве, но в истории он остался как самый справедливый царь. К нему за правильным ответом приходили со всех концов света, и всегда он принимал справедливое решение. Именно он разрешил спор двух женщин по поводу младенца, назвав истинную мать ребенка. Даже самая мудрая женщина – царица Савская приезжала послушать его речи.

                                               (Соломон)

  1. «Всезнайка»

 Что вам известно об этих странах давайте проверим  при помощи таблицы. Из предложенных вам названий выберите те, которые относятся к конкретной стране.

Финикия

   Двуречье

Ассирия

         Персия

стекло

Глиняная плитка

Железный нож

Персеполь

алфавит

 клинопись                            

таран

Дарий 1

Пурпурная ткань

Хаммурапи

Ашшурбанапал

Царская дорога

корабль

Глиняная плитка              Дарий1                                   Алфавит                     Хаммурапи

 Железный нож             Пурпурная ткань                         Таран                    клинопись

 Корабль                          Ашшурбанапал                             Стекло                  Персеполь                         Царская дорога

Игра «Синий ящик»:

Учитель читает четверостишие, ученики каждой команды по очереди отгадывают название вещи.

  1. Писцы их 30 тысяч собрали

И в пламя все они попали

Но их огонь лишь укрепил,

И для потомком сохранил. (глиняная библиотека)

 

  1. В стену бьёт сильней бревно

На колесиках оно.

А на нем ещё металл

Чтоб быстрее пробивал (таран)

  1. Шкура воину нужна

Вот на пути его река

Шкуру ловко применяет

И реку переплывает.

.(кожаный надувной мешок)

   

  1. И человек, и бык, и птица

Гиганта этого страшится

Любой входящий во дворец

Ты не боишься? – молодец! (крылатый бык)

  1. В горах оно часто встречается

Орудия и оружие из него

Высококлассные получаются. ( Железо)

  1.   А вот картина и на ней есть град из желтых кирпичей

Есть там дворец и зиккурат, ворота медью там блестят

Но вот не любят город тут и логовищем все зовут. (Ниневия)

  1. «Всезнайка»

 Что вам известно об этих странах давайте проверим  при помощи таблицы. Из предложенных вам названий выберите те, которые относятся к конкретной стране.

Финикия

         Двуречье

         Ассирия

         Персия

                             

Глиняная плитка              Дарий1                                   Алфавит                     Хаммурапи

 Железный нож             Пурпурная ткань                         Таран                    клинопись

 Корабль                          Ашшурбанапал                             Стекло                  Персеполь   Царская дорога

  1. «Всезнайка»

 Что вам известно об этих странах давайте проверим  при помощи таблицы. Из предложенных вам названий выберите те, которые относятся к конкретной стране.

Финикия

         Двуречье

         Ассирия

         Персия

                             

Глиняная плитка              Дарий1                                   Алфавит                     Хаммурапи

 Железный нож             Пурпурная ткань                         Таран                    клинопись

 Корабль                          Ашшурбанапал                             Стекло                  Персеполь   Царская дорога

  1. “Финикийская тайнопись”

Финикийские купцы вели морскую и сухопутную торговлю со многими странами и народами. При этом купцы вели записи, в которых отмечали количество купленных и проданных ими товаров, покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, а также наличность серебра. Купцы рассчитывали на то, что эти записи, попади они в случайные руки, не будут поняты. И действительно: чужеземцы, даже говорящие немного по-финикийски и выучившие алфавит, вряд ли могли бы быстро понять смысл написанного. Какая особенность финикийского письма позволяла купцам использовать его как тайнопись? Попробуйте прочитать надпись:

Ч Т З Д С Н П С Н

  1. “Финикийская тайнопись”

Финикийские купцы вели морскую и сухопутную торговлю со многими странами и народами. При этом купцы вели записи, в которых отмечали количество купленных и проданных ими товаров, покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, а также наличность серебра. Купцы рассчитывали на то, что эти записи, попади они в случайные руки, не будут поняты. И действительно: чужеземцы, даже говорящие немного по-финикийски и выучившие алфавит, вряд ли могли бы быстро понять смысл написанного. Какая особенность финикийского письма позволяла купцам использовать его как тайнопись? Попробуйте прочитать надпись:

Ч Т З Д С Н П С Н

  1. “Финикийская тайнопись”

Финикийские купцы вели морскую и сухопутную торговлю со многими странами и народами. При этом купцы вели записи, в которых отмечали количество купленных и проданных ими товаров, покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, а также наличность серебра. Купцы рассчитывали на то, что эти записи, попади они в случайные руки, не будут поняты. И действительно: чужеземцы, даже говорящие немного по-финикийски и выучившие алфавит, вряд ли могли бы быстро понять смысл написанного. Какая особенность финикийского письма позволяла купцам использовать его как тайнопись? Попробуйте прочитать надпись:

Ч Т З Д С Н П С Н

  1. Разминка. 

   

  1. “Восстанови порядок” - вспомните какие царства находились в Передней Азии:

      УРВДЕЬЕЧ                        ЯКИНИФИ                        РАСИСЯИ

     ОВЕЛАВНИОСК                                                    ДПЯЕСАРИСК АЕЖРДВА

  1. Кто лишний? Что лишнее?” - найдите лишнее слово, неподходящее по смыслу, и объясните, почему вы его выбрали:

  1. НИЛ-ЕВФРАТ-ТИГР
  2. УР-ВАВИЛОН-МЕМФИС-УРУК
  3. ЭА-ИШТАР-СИН-ШАМАШ-ОСИРИС
  4. ХАММУРАПИ-ТУТМОС-АШШУРБАНАПАЛ-КИР-ДАРИЙ
  5. МЕЖДУРЕЧЬЕ-ФИНИКИЯ-АССИРИЯ-КАРФАГЕН-МИДИЯ

  1. Разминка. 

   

  1. “Восстанови порядок” - вспомните какие царства находились в Передней Азии:

      УРВДЕЬЕЧ                        ЯКИНИФИ                        РАСИСЯИ

     ОВЕЛАВНИОСК                                                    ДПЯЕСАРИСК АЕЖРДВА

  1. Кто лишний? Что лишнее?” - найдите лишнее слово, неподходящее по смыслу, и объясните, почему вы его выбрали:

  1. НИЛ-ЕВФРАТ-ТИГР
  2. УР-ВАВИЛОН-МЕМФИС-УРУК
  3. ЭА-ИШТАР-СИН-ШАМАШ-ОСИРИС
  4. ХАММУРАПИ-ТУТМОС-АШШУРБАНАПАЛ-КИР-ДАРИЙ
  5. МЕЖДУРЕЧЬЕ-ФИНИКИЯ-АССИРИЯ-КАРФАГЕН-МИДИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.

Конспект поможет  углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движен...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему: "Олимпийские игры в древности"

Презентация  к уроку истории Древнего мира на тему: "Олимпийские игры в древности"...