Технологическая карта учебного занятия "Нефтяные пятна в Мировом океане"
план-конспект занятия по географии (5, 6 класс)
Данное занятие проводится по программе внеурочной деятельности "Занимательная география" для учащихся 5-6 классов. В ходе занятия, учащиеся ведут исследование по экологической проблеме-нефтяное загрязнение и его влияние на живые организмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема учебного занятия: «Нефтяные пятна в Мировом Океане»
Цель: изучить влияние нефтяной плёнки на живые организмы
Гипотеза: «Нефтяная плёнка оказывает губительное влияние на живые организмы и на природу Земли»
Нефтяные пятна в мировом океане
Действие нефтяной плёнки на животных
Действие нефтяной плёнки на животных
Действие нефтяной плёнки на растения
Сохраним природу вместе!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет (внеурочная деятельность): география, экология
Учитель: Кириллова С.Ю.
Тема: «Нефтяные пятна в Мировом океане»
Тип занятия: познавательно-исследовательский, лабораторный практикум.
Технологии: информационно-коммуникационная, проблемного обучения с использованием исследовательского метода (приёма)
Цели занятия: формирование целостного представления о глобальной проблеме экологии – загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, причинах ее возникновения и последствиях.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны знать: что такое «экология», «Мировой океан».
учащиеся должны уметь: приводить доказательства необходимости сохранения чистоты вод Мирового океана.
Метапредметные:
учащиеся должны уметь: сопоставлять и объяснять на основании приведенных фактов современные экологические проблемы, находить пути решения этих проблем.;
Личностные:
учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.
Дидактические средства: инструктивные карты для работы в группе, дополнительный материал (кейс)
Оборудование: проектор; видеофрагмент «Разлив нефти в Нефтеюганске – 2015 г.»; презентация по теме «Нефтяные пятна в Мировом океане»; тексты № 1 для смыслового чтения ««Действие нефтяной плёнки на птиц и млекопитающих», текст №2 «Действие нефтяной плёнки на растения», набор хим. посуды для проведения лабораторной работы, перо птицы, мех млекопитающего, водоросль Элодея, нефтепродукт, вода, губка, перчатки, салфетки.
Ход занятия
Этапы | Время (мин) | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | 3 | - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть на экологическом занятии по внеурочной деятельности - Ребята у вас на столе у каждого лежат карточки- «солнышки» и «тучки». - «Солнышко» - обозначает уверенность в своих силах, хорошее настроение и что все у вас на занятии получится хорошо. - «Тучка» - символизирует неуверенность в своих силах, грустное настроение и опасения что может быть, не все получится на занятии. - Дети, уверенные в своих силах поднимают- солнышко, не уверенные – тучку. | «Игра солнышко и тучка» | Регулятивные УУД: - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Создает эмоциональный настрой Проверяет готовность учащихся к занятию | Выполняют задание |
Мотивация | 3 | На Земле очень много экологических проблем, о многих мы уже говорили на уроках биологии, географии, на занятиях внеурочной деятельности. О какой пойдет речь сегодня, вы поймёте, посмотрев видеоролик. Показ видеофрагмента «Разлив нефти в Нефтеюганске в 2015г.» (https://www.youtube.com/watch?v=SvBTR4S0cuU) (слайд 1) Предполагаемый ответ- о нефтяном загрязнении, о разливе нефти. Ребята, а что такое нефть? (Нефть – ценнейшее сырье, без использования которого невозможна современная цивилизация.). Как нефть попала в океан? (нефть попадает в Мировой океан в результате аварийных разливов.) Ребята, а кто скажет, что такое Мировой океан, какое значение он имеет для жизни на Земле. Так нефть «черное золото» или «черная смерть»? Ответы детей. - Надеюсь, что в ходе нашего занятия мы найдем ответы на многие вопросы. | «Яркое пятно» видео-фрагмент | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - формулировать проблему; Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
| Создаёт проблемную ситуацию, организует погружение в проблему. Организует работу по актуализации опорных знаний и направляет познавательную деятельность на восприятие нового материала. | Определяют проблему. Отвечают на вопросы |
Подготока учащихся к активности и сознательности усвоения знаний | 3 | - Обобщив увиденное и сказанное назовите тему нашего занятия. Предполагаемый ответ «Нефтяные пятна в Мировом океане» (слайд 2) - Ребята, мы сегодня побудем с вами в роли исследователей, которые будут изучать эту экологическую проблему. У исследователей всегда есть цель. Какую цель мы поставим в нашей работе исследователей? (дети называют) Предполагаемый ответ: Цель: изучить влияние нефтяной плёнки (нефтяного загрязнения) на живые организмы | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; | Подводит учеников к самостоятельному определению темы и цели | Определяют тему и задачу, опираясь на имеющиеся знания, осознают значимость предстоящего занятия Формулируют цель | |
Изучение нового материала | 12 | Какой вопрос нас будет интересовать больше всего? (как нефтяное загрязнение влияет на живые организмы или как живые организмы страдают от загрязнения нефтью) Выдвинем предположение по этому вопросу (нашу рабочую гипотезу) «Нефтяная плёнка оказывает губительное влияние на живые организмы и на природу Земли»(слайд 3) Исследовательская часть Что бы понять проблему и проверить выдвинутую гипотезу, нам нужно изучить физические свойства этого вещества из нефти (нефти) и провести эксперименты по исследованию экологических проблем, связанных с нефтью. Повторим правила по ТБ. Работать мы будем в группах, прошу вас сесть в группы по цвету инструктивных карт. см (Приложение 1) Работу закончили, выслушаем результаты исследований по опыту №1- группу №1. Обобщим результаты вашего исследования-(Нефть, чёрная маслянистая жидкость, с характерным запахом, не растворимая в воде.) Работа с экспериментом -опыт №2, Обобщим результаты вашего исследования- Группа №1- выводы «Действие нефтяной плёнки на животных-птиц, млекопитающих. (Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Птицы заглатывают нефть, когда чистят клювом перья, пьют, употребляют загрязненную пищу и дышат испарениями. Заглатывание нефти редко вызывает непосредственную гибель птиц, но ведет к вымиранию от голода, болезней, хищников. Яйца птиц очень чувствительны к воздействию нефти. Морские млекопитающие, которые в первую очередь выделяются наличием меха (морские выдры, полярные медведи, тюлени, новорожденные морские котики) наиболее часто погибают от разливов нефти. Загрязненный нефтью мех начинает спутываться и теряет способность удерживать тепло и воду. Группа №2-выводы «Действие нефтяной плёнки на растения»-( Поступая в клетки и ткани растений, нефть вызывает токсические эффекты. Проявляется это в подавлении роста, в нарушении процесса фотосинтеза. В прибрежных зонах у растений нарушается образование завязей плодов и семян. Нефть вызывает гибель, уменьшает рост, сокращает воспроизводство растений. ) | Мыслительно-логический приём Исследовательский эксперимент Беседа Устное сообщение учащихся Анализ и логическое доказательное мышление | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - извлекать необходимую информацию из текста; - развивать элементарные навыки работы с приборами; - устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - осуществлять работу в группе; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - принимать и сохранять учебную задачу; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму; | Вовлекает учащихся в работу на уроке Напоминает о правилах по ТБ Акцентирует внимание учащихся на сообщение | Выдвигают рабочую гипотезу Работают в малых группах Выполняют задания по инструктивной карте. Делают обобщения и выводы д |
Итог занятия | 3 | Ребята, подтвердилась ли, наша гипотеза «Нефтяная плёнка оказывает губительное влияние на живые организмы и на природу Земли» Высказывания детей. Обобщение. (слайды 4-7) | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели занятия с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; | Подводит учащихся к выводу | Формулируют конечный результат своей работы на занятии | |
Рефлексия эмоционального состояния и настроения | 2 | Ребята, изменилось ли ваше настроение к концу урока. Прошу, поднять наши карточки соответственно вашему настроению. (ученики поднимают карточку солнышко, вместо тучки, если их опасения были напрасны, если у него возникли трудности в восприятии материала, поднимает тучку вместо солнышка. Спасибо за занятие! | «Игра солнышко и тучка» | Личностные УУД: Обеспечение психологического комфорта Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать своё состояние и настроение | Организует, проводит рефлексию | Определяют своё состояние и настроение |
Приложение 1.
Инструктивная карта Группы №1
Опыт №1
«Изучение физических свойств нефти».
- Описать внешний вид нефти в пробирке, цвет, запах, в каком состоянии находиться.
- В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти (продукта нефти) и встряхнуть; сделать вывод о растворимости в воде.
Наблюдение:
Внешний вид | Цвет | Запах | Растворимость в воде |
Опыт №2 Эксперимент: исследование экологических проблем, связанных с нефтью
Порядок выполнения эксперимента: исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц
- Покройте перо птицы, шкурка животного продуктом нефти.
- С помощью воды, губки постарайтесь очистить перо, шкурку животного
/Удалось ли вам это?/.
3.Проблемный вопрос: какое воздействие оказывает нефтяная пленка на животных?
Изучите предложенный материал в кейсе. Перечислите последствия влияния нефтяной пленки на животных?
Сделайте выводы и запишите.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовьте выступление от группы
Инструктивная карта Группы №2
«Изучение физических свойств нефти».
1.Описать внешний вид нефти в пробирке, цвет, запах, в каком состоянии находиться.
2.В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти (продукта нефти) и встряхнуть; сделать вывод о растворимости в воде.
Наблюдение:
Внешний вид | Цвет | Запах | Растворимость в воде |
Опыт №2 Эксперимент: исследование экологических проблем, связанных с нефтью
Порядок выполнения эксперимента: исследуйте, какое действие оказывает нефть на растения
1.Покройте водоросль Элодею нефтяным продуктом
- С помощью воды, губки постарайтесь очистить перо.
/Удалось ли вам это?/.
3.Проблемный вопрос: какое воздействие оказывает нефтяная пленка на растения?
Изучите предложенный материал в кейсе. Перечислите последствия влияния нефтяной пленки на растения?
Сделайте выводы и запишите.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовьте выступление от группы
Приложение 2.
Кейс для группы №1
«Действие нефтяной плёнки на птиц»
Нефть оказывает внешнее влияние на птиц, прием пищи, загрязнение яиц в гнездах и изменение среды обитания. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды, птицы тонут. Разливы нефти от средних до крупных вызывают обычно гибель 5.000 птиц. Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов.
Птицы заглатывают нефть, когда чистят клювом перья, пьют, употребляют загрязненную пищу и дышат испарениями. Заглатывание нефти редко вызывает непосредственную гибель птиц, но ведет к вымиранию от голода, болезней, хищников. Яйца птиц очень чувствительны к воздействию нефти. Загрязненные яйца и оперение птиц пачкают нефтью скорлупу. Небольшое количество некоторых типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.
«Действие нефтяной плёнки на млекопитающих»
Морские млекопитающие, которые в первую очередь выделяются наличием меха (морские выдры, полярные медведи, тюлени, новорожденные морские котики) наиболее часто погибают от разливов нефти. Загрязненный нефтью мех начинает спутываться и теряет способность удерживать тепло и воду. Взрослые сивучи, тюлени и китообразные (киты, морские свиньи и дельфины) выделяются наличием жирового слоя, на который влияет нефть, усиливая расход тепла. Кроме того, нефть может вызвать раздражение кожи, глаз и препятствовать нормальной способности к плаванию. Известны случаи, когда кожа тюленей и полярных медведей впитывала нефть. Кожа китов и дельфинов страдает меньше.
Большое количество ондатр погибло при разливе топливного мазута из бункера на реке Святого Лоренса. В Калифорнии погибли огромные сумчатые крысы после отравлений нефтью. Бобры и ондатры погибли от разлива авиационного керосина на реке Вирджиния. Во время эксперимента, проведенного в лаборатории, погибли крысы, которые проплыли по воде, загрязненной нефтью. К вредному влиянию большинства разливов нефти можно отнести сокращение пищи или изменение отдельных видов. Это влияние может иметь разную продолжительность, особенно в брачный период, когда передвижение особей женского пола и молоди ограничено.
Кейс для группы 2.
«Действие нефтяной плёнки на растения»
Растения из-за своей ограниченности в передвижении также являются хорошими объектами для наблюдения за влиянием загрязнений нефти.
В мелких водах прибрежной зоны могут находиться бурые водоросли, заросли морской травы или коралловые рифы. Нефть может собираться вокруг островов и вдоль побережья, особенно в защищенных местах. Большое количество нефти на поверхности воды на глубине лишь нескольких метров может создать большую концентрацию нефти в водной толще и в отложениях.
Поступая в клетки и ткани растений, нефть вызывает токсические эффекты. Проявляется это в подавлении роста, в нарушении процесса фотосинтеза. В прибрежных зонах у растений нарушается образование завязей плодов и семян. Нефть вызывает гибель, уменьшает рост, сокращает воспроизводство растений. Растения в толще воды большого объема возвращаются к первоначальному (до разлива нефти) состоянию быстрее, чем это происходит с растениями в меньших водоемах.
Литература
- Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии». – Ярославль.: «Академия развития», 1998г.
- Баландин Р.К. «Экология: Человек и природа». – М.: Олма – Пресс, 2001г – (Популярная школьная энциклопедия).
- Жигарев И.А, Пономарева О.Н. Основы экологии 10 (11) кл, 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"
Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"...
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на СФГОС ОО....
Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.
Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента н...
Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли."
Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли." 7 класс, 2 урок....
Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"
Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан, его части"
формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы; - формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на ко...
Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....