План самообразования учителя географии
опыты и эксперименты по географии (10 класс)

Выдра Ирина Николаевна

План самообразования учителя географии на 2020-2025 годы.

Цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovani.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтель

План самообразования учителя географии и биологии

МОУ СОШ №13 п.Искра

Выдра Ирины Николаевны

2020-2025год.

Тема: Воспитание  экологической культуры и  научно-исследовательского взаимодействия учителя и учащихся в рамках ФГОС на уроках географии и  биологии

   

Цели:

  • Обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности учителя  по вопросам экологии.
  • Организовать экологическую работу в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности  ребенка идет от самой природы и через природу.
  • Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека.
  • Формировать у детей чувства прекрасного,  расширять представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.

Задачи:

  • Повышать качество проведения уроков с привлечением экологического материала;
  • Изучать, обобщать и внедрять в своей деятельности опыт по экологическому воспитанию учащихся;
  • Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий;

Суть и значимость экологического подхода:

  • Облегчить учащимся понимание сущности современных проблем экологии и осознание их актуальности для человечества;
  • Развивать личную ответственность за состояние окружающей среды на глобальном уровне;
  • Формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой;
  • Формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
  • Способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения;
  • Развивать умения принимать ответственные решения в окружающей среде и действовать в соответствии с ними;
  • Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
  • Развивать у школьников чувство самоуважения и понимание трудностей других людей. Стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием . Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Федеральный государственный стандарт школьного образования (ФГОС ) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в школьном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора школьников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

Пути реализации:

  • Создание условий, соответствующей развивающей среды.
  • Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
  • Обновление содержания, форм и методов работы с уч-ся  в соответствии с используемыми программами. 
  • Обеспечение непосредственного общения уч-ся с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
  • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

  1. Осознание важности выбранной темы самообразования для учебного процесса.
  2. Постановка проблемы.
  3. Изучение литературы по проблеме.

2020/2025

учебный год

1.Поиск в Интернете информации по выбранной теме.

2.Поиск литературы различного содержания: научно-популярная, профессиональная, учебная.

Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленной на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2020/2025

учебный год

  1. Выступление на заседании школьного МО, с целью привлечения  других учителей к решению проблемы.

2.Организовать экологический кружок « За красоту Земли».

3.Заинтересовать учащихся проблемами экологии и привлечь их к работе кружка « За красоту Земли»

Практический

1.Сформировать методику внедрения системы мер, направленных на решение проблемы.

2.Отслеживать результативность экологического воспитания.

3. Производить корректировку работы

2020/2025

учебный год

1.Систематически использовать экологический материал на уроках географии и биологии

2.Провести открытые уроки на экологические темы.

3.Провести общешкольное мероприятие для учащихся старших классов.

4.Организовать силами кружковцев систематическое проведение устных журналов для младших школьников по вопросам экологии.

Обобщающий

1.Подвести итоги проделанной работы.

2.Оформить результаты работы по теме и представить их.

2020/2025

учебный год

1.Выступить на заседании районного МО учителей географии с работой «Решение вопросов экологического воспитания учащихся на уроках географии».

2.Провести тщательный анализ экологического состояния местности, окружающей п.Искра.

3.Выяснить проблемы экологии Буденновского района.

Внедренческий

1.Систематически использовать, накопленный опыт  самим учителем в процессе дальнейшей работы.

2.Распространять опыт.

2020-2025 год

1.Готовить учащихся- экологов для участия в районных мероприятиях: конкурсах, конференциях, олимпиадах.

2.Проводить внутришкольные мероприятия по вопросам экологии.

3.Подготовка рефератов, творческих проектов по экологическим темам.

Тематика проектов  на экологическую тему

5 класс

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

Животные в моём доме

Растения в моём доме

Куда поехать отдыхать летом

Что полезнее: фрукты или соки?

Азбука правильного питания

6 класс

Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки.
Все ли йогурты полезны?
Жизнь пластиковой бутылки
Здоровье реки — здоровье человека.
Чипсы: лакомство или яд?

7-8 класс

Влияние состава воды на здоровье человека

Способы очистки воды

Варианты отдыха на воде

Как грязная вода влияет на здоровье

Влияние зеленых насаждений пришкольного участка на состояние воздуха.
Влияние мобильных телефонов на организм человека.

Влияние моющих средств на организм человека
Автомагистраль, снег, растения и почва.

Аквариум - замкнутая экосистема.

9-10 класс

Изучение экологического состояния родников нашего поселка.
Лес просит о помощи!
Моя квартира как экологическая среда
Несанкционированный выброс бытовых отходов.
Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности

Экологическое состояние родников
Экологические проблемы моего села.
Экологические проблемы человечества
Экологическое исследования парка.
Экология деревни: вчера, сегодня, завтра.
Экология домашнего аквариума
Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.


Список литературы для изучения:

  1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания ».2020г.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог». — М.: Мозаика-Синтез,
  3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
  4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2016 г.
  5. Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 2018 г.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в школе. – М.2018.
  7. Е.И. Золотова «Знакомим школьников с миром животных», «Просвещение», Москва, 2019 г. 
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
  10. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 2019.
  11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

личный план самообразования учителя географии и химии

Индивидуальный (личный) план самообразования содержит в себе пояснительную записку, методическую тему школы и мою тему самообразования "Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках"...

Индивидуальный план самообразования учителя географии и биологии в межаттестационный период Федоровой Ирины Тимофеевны

Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе...

План самообразования учителя географии Шакировой Танзили Хашимовны на 2013-2018 учебный год

индивидуальный план повышения профессионального уровняна 2013 – 2018  годы...

план самообразования учителя географии

Программа самообразования учителя географии включает перспективный план учителя на межаттестационный период, циклограмму, а также план по учебным годам. Итоги подведены в виде карты результативности, ...

План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»

Главная  педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...

Индивидуальный план самообразования учителя географии МБОУ «Большеменгерская основная общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района Сабировой Р.Х. на 2020-2025гг.

Индивидуальный план самообразования  учителя географии представлен по методической теме : "Использование интерактивных технологий на уроках географии  в условиях ФГОС."...