Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники".
план-конспект урока по географии (5 класс)
Конспект урока географии в 5 классе по теме "Российские путешественники" подготовлен к учебнику Алексеева линии "Полярная звезда". Урок включает проверку ранее изученного материала, практическую работу в контурных картах, закрепление изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока географии "Российские путешественники" | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по географии «Российские путешественники»
Цель урока: определить роль русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока, изучить, как шло изучение территории России, узнать, какие исследования проводили россияне в Мировом океане
Планируемые результаты:
- предметные:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
- определять и показывать на карте маршруты путешествий.
- формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.
- составлять описание территорий, открытых русскими путешественниками.
- составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга.
- метапредметные
- умение работать с различными источниками информации.
- выделять главное в тексте.
- структурировать учебный материал.
- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.
- личностные
- понимание роль путешествий в формировании знаний о Земле.
Оборудование: учебник географии 5 класс, карта России, атласы, контурная карта России, текст, презентация, медиапроектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
- Как звали мореплавателя, пирата, открывшего самый широкий пролив между арх. Огненная Земля и Антарктидой? (Френсис Дрейк)
- Кто открыл одно из морей Северно-Ледовитого океана, позже названное в его честь? (Виллем Баренц)
- Назовите имя путешественника, исследовавшего острова у берегов Австралии, один из которых позже назвали в его честь ( Абель Тасман)
- Сколько кругосветных плаваний совершил Джеймс Кук? (три)
Актуализация знаний.
Перед вами карта какой страны? России.
-что вы знаете о нашей стране?
- какова по площади территория нашей страны?
- как вы думаете, как формировалась карта России? Чья это заслуга?
-как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?
- сформулируйте тему урока
Тема нашего урока «Российские путешественники»
Откройте учебник, стр.16, прочитайте вопросы в начале параграфа, сформулируйте цель нашего урока.
Сегодня мы узнаем, как осваивалась территория Сибири и Дальнего Востока; как изучалась территория России и какие исследования проводили россияне в Мировом океане.
У вас на партах план урока. Изучив тему, мы заполним пропуски в таблице открытий путешественниками новых земель недостающей информацией, работать на уроке мы будем с контурной картой России, обозначая географические объекты, открытые российскими путешественниками.
Основная часть урока.
Территория нашей страны огромна, находится в 2 частях света: Европе и Азии. Граница между ними проходит по Уральским горам (найдите Уральские горы на карте), за которыми и начинается территория Сибири и Дальнего Востока.
Начало освоения Сибири приходится на годы царствования Ивана Грозного. В это время Среднее Приуралье принадлежало семье богатых купцов Строгановых: 39 деревень. А Сибирь населяли племена татар, которые долгое время платили дань (ясык) царю- пушниной. Однажды, племена отказались платить дань царю и стали совершать набеги на деревни Строгоновых. Тогда для защиты от нежелательных гостей, богатые купцы наняли казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алениным, прозванным, Ермаком.
В 1582 году отряд из 750 человек начали свой легендарный поход за Урал.
Местные татары уступали казакам в военном плане, они не знали огнестрельного оружия и слыша залп, в панике бежали. Казаки быстро продвигались на восток. Но не все племена смирились и продолжали сопротивление. На одном из привалов, Ермак забыл выставить часовых, на них ночью напали, Ермак, пытаясь спастись, прыгнул в реку, но массивный панцирь- подарок царя, увлек его на дно.
С этих событий начинается освоение Сибири, вслед за Ермаком, сюда потянулись охотники, крестьяне- в места, богатые лесом и пушниной.
Практическая работа: найдите на карте (учебник стр.181) Уральские горы, подпишите их на контурной карте.
С этого момента в Сибири начинают строить оборонительные города (острога) и портовые города.
Одним из первых таких городов был г.Охотск на берегу Охотского моря. А открыл море русский землепроходец, в 1639 году, Иван Москвитин. Тогда среди путешественников, ходили слухи о существовании «Теплого моря» на востоке, именно Москвитин стал первым европейцем, вышедшим на берег Охотского моря.
Практическая работа. Найдите на карте Охотское море, подпишите название моря на контурной карте.
Найдите на карте еще один географический объект, названный именем еще одного землепроходца- Семена Дежнева. Это крайняя восточная точка нашей страны- мыс Дежнева. Именно Семен Дежнев первым прошел пролив между Азией и Америкой, но тогда о его открытии никто не узнал.
Практическая работа. Найдите на карте мыс Дежнева, отметьте в контурной карте.
И только спустя 100 лет пролив был вновь открыт. Как называется пролив, найдите на карте.
Пролив носит имя офицера русского флота- Витуса Беринга. Родился Витус в Дании, учился в Амстердаме, а затем поступил на службу в русский флот. Вскоре Петр1 назначил его командующим Первой Камчатской экспедиции, цель которой было узнать- соединяется ли Азия с Америкой. Коме пролива, в честь Беринга также названо и море- самое глубокое море, омывающее берега России.
Практическая работа. Найдите на карте Берингов пролив и Берингово море, отметьте в контурной карте.
Найдите на карте еще один географический объект- город Хабаровск. Назван город в честь исследователя, путешественника- Ерофея Хабарова, который прошел по реке Амур, составил первую карту дальневосточных территорий.
Практическая работа. Найдите на карте город Хабаровск, реку Амур. Подпишите в контурной карте объекты.
Физкультминутка. Если называю имя путешественника, то вы прыгаете, если- географический объект- приседаем.
Но русские землепроходцы не только открывали новые земли, но и присоединяли их к территории России. В результате за очень короткое время территория страны увеличилась в несколько раз. Но открытые земли не изучались, не описывались, карт новых территорий не составляли.
Для изучения новых территорий, в 1733 году, российское правительство организует Великую Северную экспедицию- для изучения побережья севера России- от устья Печоры до Камчатки.
Память о тех исследованиях сохранилась в названиях географических объектов.
Так, в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых названо одно из морей Северно-Ледовитого океана. Климат моря чрезвычайно суров, море очень редко освобождается ото льда. В море 20 островов, на которых и сегодня находят остатки мамонтов.
Практическая работа. Найдите на карте море Лаптевых, отметьте в контурной карте.
А именем штурмана Семена Челюскина назван еще один мыс на севере страны.
Практическая работа. Найдите на карте мыс Челюскина- крайняя северная точка нашей страны. Как называется полуостров, на котором расположен мыс? Отметьте в контурной карте мыс Челюскина, полуостров Таймыр.
Но российские путешественники изучали не только территорию России, но и осваивали пространства Мирового океана.
Так, в конце 18 века купец и мореплаватель Григорий Шелехов совершил несколько походов к берегам Аляски (полуостров Северной Америки). Чтобы наладить торговлю пушниной с местными племенами. В результате возникли первые русские поселения, сначала на Алеутских островах, а потом и на Аляске. Сегодня его именем названы залив, пролив и город в Иркутской области.
Переселенцам необходимо было привозить одежду, продовольствие, строительный материал, поэтому было принято решение найти более короткий путь к берегам Америки. Это дало начало русским кругосветным плаваниям.
Первое русское кругосветное плавание совершили Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Их плавание заняло более трех лет, 1803-1806 гг.
Проследим их путь по карте учебника стр. 183.
Из какого города отправились в путь под флагом российского флота два капитана? Из Кронштадта.
Какой океан пересекли? Атлантический.
Затем достигли берегов материка? Южная Америка.
Обогнув Южную Америку, в какой океан попали путешественники? В Тихий.
Затем путешественники добрались до Азии, проплыли через Индийский океан, обогнув Африку, вернулись обратно.
Сегодня памятник Крузенштерну установлен напротив Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, который адмирал возглавлял 16 лет.
Закрепление полученных знаний.
Используя знания, полученные на уроке, заполните пропуски в таблице «Российские путешественники, их открытия»
Российские путешественники | |
путешественник | Вклад в открытие новых земель |
Освоение Сибири | |
Начало освоения Сибири | |
Открыл Охотское море | |
Семен Дежнев | |
Пролив между Азией и Америкой, море, остров | |
Основал первые укрепления на берегах Амура | |
Изучение территории России | |
Море Лаптевых (Северно-Ледовитый океан) | |
Семен Челюскин | |
Исследования в Мировом океане | |
Первые поселения в Северной Америке | |
Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский |
Рефлексия. Оцените наш урок, свою работу на уроке.
Домашнее задание: обязательное * имена, события учить,
по желанию** кроссворд (викторина) «Путешественники»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"
Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...