конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_teme_dvizheniya_zemli.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока географии по теме: «Движение Земли». 6 класс. УМК «Сферы».

Учитель Брюхова С.В.

Цели урока:

Повторить ранее изученный материал об изображениях земной поверхности и об открытиях и исследованиях поверхности Земли.

Повторить изученный материал о форме и размерах Земли и о Земле – как планете Солнечной системы;

Рассказать об осевом, орбитальном и галактическом движениях Земли;

Рассмотреть следствия осевого вращения Земли;

Познакомить с видами времени, дать понятие о линии перемены дат;

Оборудование:

Карты атласа;

Глобус;

Карточки-задания;

Презентация по теме урока;

Урок комбинированный с применением презентации, групповой работы, практических заданий  с картами атласа.

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня мы будем «растить» дерево знаний. Сейчас оно совсем голое без листочков, ( на ватмане нарисована березка) а по итогам урока где за правильные ответы вы будете получать листочки мы все вместе прикрепим листочки на дерево и увидим много ли у нас знаний.

II. Повторение изученного:

Географическая разминка. Работа в группах направлена на повторение изученного ранее материала.

Группа №1

Какие города находятся под координатами:

48˚ с.ш.; 39˚ в.д. (Ростов-на –Дону)

52˚ с.ш.; 56˚ в.д. (Оренбург)

60˚ с.ш.; 31˚ в.д. (Санкт Петербург)

55˚ с.ш.; 32˚ в.д. (Смоленск)

53˚ с.ш.; 104˚ в.д.(Иркутск)

62˚ с.ш.; 129˚ в.д. (Якутск)

           Определить по первым буквам названий городов ключевое слово.

           Группа №2

           Рассчитать расстояния по карте Московской области

         - С севера на юг области;

         - С запада на восток области;

    - от Сергиева – Посада до Москвы.

      Рассчитать азимут на объект по предложенному рисунку.

      Группа №3

   Какие открытия связывают с именами  этих людей:

  - Страбон (принято считать «отцом географии», написал книгу «География в 17   книгах»)

   - Аристотель (первым высказал идею о земных оболочках)

   - Бартоломеу Диаш (португальский мореплаватель впервые обогнул южную оконечность Африки, открыл мыс Доброй Надежды)

   - Магеллан (В 1519 году предпринял попытку совершить кругосветное путешествие)

   - Лазарев, Беллинсгаузен (1819-1821г. Открытие Антарктиды)

  - Афанасий Никитин (тверской купец совершил путешествие в Индию и описал ее в  «Хождение за три моря»)

Группа №4

Объяснить о чем идет речь:

Оно состоит из гелия и водорода. Его диаметр в 109 раз больше диаметра  Земли. (Солнце)

Что входит в состав Солнечной системы кроме солнца?  (9 планет, 60 спутников, 5000 астероидов, кометы, космическая пыль)

Главная особенность Земли-………. (существует жизнь)

Кто первым рассчитал  величину Земли? (Эратосфен)

Как называют форму нашей планеты учение? (геоид)

Что имеет массу 6.6 секстильонов тонн (Земля)

После проверки выполнения заданий каждая группа получает листочки за правильно выполненные задания.

2.Географический диктант по терминам.

 Ученикам раздаются наборы слов из которых они должны составить определение и сказать о чем идет речь.

Чертеж небольшого участка местности сверху в уменьшенном виде условными знаками.

Обобщенное уменьшенное изображение участка земной поверхности на плоскости условными знаками.

Символы, обозначающие различные объекты.

Дробное число, показывающее во сколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.

Линии, соединяющие северный и южный полюса.

Угол, между направлением на север и на объект.

Линия, делящая земной шар на северное и южное полушария.

Линии, параллельные экватору.

После проверки выполнения заданий каждая группа получает листочки за правильно выполненные задания.

Физкультминутка.

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя с использованием презентации:

Слайд №1

Запись темы урока в тетрадь.

Вопросы к учащимся:

- Что собой представляет наша Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, есть жизнь)

- Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)

- Какой еще вид движения Земли вы знаете? (Осевое)

Слайд №2,3,4

Слайд № 5 Просмотр видео о Копернике.

Записать в тетрадь:

Следствия осевого вращения Земли:

- Смена дня и ночи;

- Отклонение воздушных потоков, морских течений от их первоначального направления. В Северном полушарии – вправо в Южном влево.

- Подмыв берегов («Закон Бэра» - в северном полушарии подмываются правые берега, а в южном – левые)

- Приплюснутость Земли у полюсов.

Слайд №6

Вопросы к учащимся:

Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами и восходами Солнца? (Сутки)

Чему равны одни сутки? (24 часа)

Слайд №7

Система счета времени, введенная в 1884г. Для устранения неудобства, связанного с тем что в пунктах с разной географической долготой местное время различно. Земной шар разделили на 24 часовых пояса. Нулевой пояс имеет своим средним меридианом гринвичский. Время нулевого пояса принято считать всемирным временем.

Записать в тетради учащихся определения темы.

Новые сутки начинаются в 12 часовом поясе на 180 меридиане – этот меридиан называют линией перемены дат.

Поясное время- время в пределах одного часового пояса.

В 1930 году в нашей стране специальным постановлением (декретом) поясное время было переведено на 1 час вперед.

Декретное время=поясное + 1 час

В 1981 году в нашей стране введено еще и летнее время. Ежегодно в последнее воскресенье марта стрелки часов в 3 часа ночи переводились на 1 час вперед по сравнению с декретным временем. А в последнее воскресенье октября стрелка возвращается обратно, т.е. переводится на час назад.

В России 9 часовых поясов (до28 марта 2010г. -11)

Слайд №8, 9

Орбитальное движение Земли – движение вокруг Солнца.

Слайд №  10, 11, 12

Работа с рисунками учебника стр. 44

Пояса освещенности и их характеристика.

Умеренный

Жаркий

Холодный

Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария.

 

Солнце никогда не бывает в зените

В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. Например, на широте 50о

лета ≈ +20°С

зимы ≈ -10°С

 

Располагается между северным и южным тропиками.

 

Солнце 2 раза в год бывает в зените. Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами, термические сезоны года отсутствуют, среднегодовая tо=+25оС. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно. Приблизительно день=ночи=12 часам. Сумерки фактически отсутствуют.

Располагается внутри полярного круга каждого полушария.

 

Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое. Летние температуры обычно не бывают выше +10°С. В долгую полярную ночь происходит сильное выхолаживание, т.к. притока тепла нет вовсе.

А что такое високосный год, полярная ночь и полярный день?

Слайд №13и14,15.

Физкультминутка для глаз.

IV. Закрепление пройденного:

  1. Обобщение учителя.

  2. Практическая работа по карте часовых поясов:

- От Москвы до Мурманска и Екатеринбурга одинаковое расстояние. Но при перелете в Мурманск время не изменяется, а при перелете в Екатеринбург часы переводятся. Объясните почему.

- Сколько времени в Иркутске если в Москве 10 часов?

3. Работа на контурной карте: Отметить пояса освещенности, экватор, южный           и северный полярные круги и южный и северный тропики.

4. Кроссворд на доске на ватмане с вопросами по теме урока.

Вопросы кроссворда:

21 марта и 23 сентября дни весеннего и осеннего ………. (равноденствия)

Название отклоняющей силы вращения Земли. (Кориолиса)

Полярные круги и тропики служат границами поясов……(освещенности)

22 июня – день летнего….. (солнцестояния)

180 меридиан называют линией перемены ……(дат)

Время внутри одного часового пояса называют……..(поясным)

Время на одном меридиане…….(местное)

Равномерное вращение Земли вокруг воображаемой оси …..(осевое)

Учитель бросает мяч тому, кто будет отвечать. Ответы закрыты листами бумаги. Ученики отвечают, а учитель снимает листы бумаги.

V. Подведение итогов урока:

1. Группы прикрепляют листочки на дерево.

2. Выводы учителя.

3. Выставление оценок.

Домашнее задание: Параграф 14. Доделать контурную карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "Движение Земли по околосолнечной орбите"

Урок  по географии. 5 класс. Тема: «Движение Земли по околосолнечной орбите» Цели урока:Образовательные:- создать условия для формирования представлений об орбитальном движе...

Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс...


 

Комментарии

комбинированный урок с использованием презентации, групповой работы учащихся, работой карт атласа.

план-конспект урока с использованием презентации, групповой работы учащихся, работой с картами атласа.

план-конспект урока с использованием презентации, групповая работа учащихся, работа с картами атласа.