Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Авторской программы по географии О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. для учащихся 5-9 классов. — М.: Дрофа, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_52020.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «География. Землеведение»
предметной области «Общественно-научные предметы »
для 5-х классов
основного общего образования на 2010-2021учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
Барнаул, 2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Авторской программы по географии О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. для учащихся 5-9 классов. — М.: Дрофа, 2017.
- Федерального перечня учебников (Приказ № 632 от 22.11.2019 Министерства просвещения Российской Федерации);
- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №102»;
- Учебного плана МБОУ «СОШ №102» на 2020-2021 учебный год;
- Годового календарного графика МБОУ «СОШ №102» на 2020-2021 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане.
География входит в предметную область «Общественно-научные предметы» Программа по географии в 5 классе рассчитана на 35 часов в год – 1 час в неделю, на один учебный год. Практических работ-5.
УМК:
- География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.
- География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким).- М.: Дрофа, 2020
- География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова). - М.: Дрофа, 2018г.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой отсутствуют
Цели и задачи учебного предмета
Целями изучения дисциплины являются:
• формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
• формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;
• знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;
• развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.
Основные задачи:
• формирование географической картины мира и общей культуры;
• формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных 4 и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
• осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам. В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонент общего образования: социально-личностной компоненты:
• подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;
• формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» — индустриальному, историческому, культурологическому пространству;
• выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;
• формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;
• развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;
• понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;
• знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного географического мышления и экологически грамотного поведения — важных элементов общей культуры человека;
• формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах; общекультурной компоненты:
• формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.
Общая характеристика учебного процесса.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Дифференцированного обучения
8. Составления алгоритма выполнения задания
9. Развития навыков самопроверки, самоконтроля
10. ИКТ- технологии
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, работа на контурных картах, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов)
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Рабочая программа ориентирована на помощь ребенку с ОВЗ в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает организацию дополнительных занятий по предмету, а также безбарьерной, развивающей предметной среды — создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого — формирование позитивной, социально направленной учебной мотивации — применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы : работа с рисунками.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ:
1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращается наступление утомления, используются для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала)
3. Соблюдается повторность обучения на всех этапах урока.
4. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
2. Планируемые результаты
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор»,«тропики», «полярные круги», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли;
определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки»,«Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет»,«поморы»;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
производить простейшую съемку местности;
работать с компасом, картой;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,
«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части),«озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера»,«биологический круговорот»;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
обозначать на контурной карте географические объекты;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
описывать погоду своей местности;
вести простейшие наблюдения элементов погоды;
вести полевой дневник.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой и сложный план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников;
выявлять причинно-следственные связи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
целостным мировоззрением;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, творческой деятельности;
основами экологической культуры.
3. Содержание учебного предмета
Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определить расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум: Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 8 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности.Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 6 ч.
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета - 14 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Тема 8. Биосфера. 2 ч
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Урок-практикум. Экскурсия на природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Тема 9. Природа и человек. 1 ч.
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
4.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Вид занятий | Оборудование | |
практические | экскурсии | ||||
1 | Раздел I. Как устроен наш мир | 9 | |||
Тема 1. Земля во Вселенной | 5 | Карта полушарий; атлас; глобус Земли; интерактивная модель "Солнечная система" | |||
Тема 2. Облик Земли | 4 | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | |||
2 | Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | 8 | |||
Тема 3. Изображение Земли | 2 | Карта "Великих Географических открытий; атлас; глобус Земли. | |||
Тема 4. История открытия и освоения Земли | 6 | Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации. | |||
3 | Раздел III. Как устроена наша планета | 14 | |||
Тема 5. Литосфера | 5 | Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов | Схема "Внутреннее строение Земли»; карта полушарий, электронное приложение «Атмосфера», «Гидросфера» атлас; глобус Земли | ||
Тема 6. Гидросфера | 3 | ||||
Тема 7. Атмосфера | 3 | Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | |||
Тема 8. Биосфера | 2 | Урок-практикум. Экскурсия на природу. | |||
Тема 9. Природа и человек | 1 | ||||
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование:
№ (дата) | Название раздела, темы | Количество часов | характеристика основных видов деятельности | ||
Раздел 1. Как устроен наш мир (9 часов) | |||||
Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов) | |||||
1 (1 неделя сентября) | Представления об устройстве мира | 1 | Объяснять понятия и термины: Солнечная система, галактика, планета, астероид, комета; называть имена ученых, внесших вклад в изучение Земли; объяснять отличия геоцентрической и гелиоцентрической моделей устройства мира; изучать по схеме способ измерения расстояния до недоступного предмета; изучать и приводить примеры планет Солнечной системы; сравнивать космические тела по степени опасности для людей; сравнивать и называть сходство и различия между Землей и ее спутником — Луной; объяснять причины смены дня и ночи и времен года на Земле; аргументировать, почему Земля, в отличие от других планет, обитаема. | ||
2 (2 неделя сентября) | Звезды и галактики | 1 | |||
3 (3 неделя сентября) | Солнечная система. | 1 | |||
4 (4 неделя сентября) | Луна – спутник Земли. | 1 | |||
5 (1 неделя октября) | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | |||
Тема 2. Облик Земли (4 часа) | |||||
6 (2 неделя октября) | Облик земного шара. | 1 | Объяснять понятия и термины: Мировой океан, материк, остров, полуостров, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе, карте полушарий и физической карте России; определять (измерять) направления, расстояния на глобусе, на карте, на местности; читать план местности и карту; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории. | ||
7 (3 неделя октября) | Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. | 1 | |||
8 (4 неделя октября) | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 1 | |||
9 (5 неделя октября) | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | 1 | |||
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов) | |||||
Тема 3. Изображение Земли (2 часа) | |||||
10 (2 неделя ноября) | Способы изображения земной поверхности. | 1 | Объяснять понятия и термины: план, карта, географический атлас, аэрофотоснимок, космический снимок, геоинформационная система (ГИС); изучить и сравнивать, называть особенности различных источников географической информации — географических карт, планов местности, аэрофотоснимков и космических снимков; приводить примеры видов деятельности людей, где необходимо использование различных источников географической информации | ||
11 (3 неделя ноября) | История географической карты. | 1 | |||
Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 часов) | |||||
12 (4 неделя ноября) | Географические открытия древности. | 1 | Работать с текстом учебника для изучения значения выражений: путь «из варяг в греки», Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы, викинги, русские землепроходцы; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; изучать и показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их | ||
13 (1 неделя декабря) | Географические открытия Средневековья. | 1 | |||
14 (2 неделя декабря) | Великие географические открытия. | 1 | |||
15 (3 неделя декабря) | В поисках Южной Земли. | 1 | |||
16 (4 неделя декабря) | Исследования Океана и внутренних частей материков. | 1 | |||
17 (2 неделя января) | Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации. | 1 | |||
Раздел 3. Как устроена наша планета (14 часов) | |||||
Тема 5. Литосфера (5 часов) | |||||
18 (3 неделя января) | Внутреннее строение Земли. | 1 | Выделять главное и существенные признаки понятий: земная кора, ядро, мантия, литосфера, горные породы, минералы, полезные ископаемые, рельеф, формы рельефа, материковый склон, ложе океана; характеризовать методы изучения Земли и ее недр; показывать по карте разные формы рельефа; изучать горные породы в ходе выполнения практической работы; сравнивать формы рельефа суши и дна Мирового океана; изучать и приводить примеры влияния деятельности человека на изменения рельефа на Земле | ||
19 (4 неделя января) | Горные породы и их значение для человека. | 1 | |||
20 (1 неделя февраля) | Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. | 1 | |||
21 (2 неделя февраля) | Рельеф и его значение для человека. | 1 | |||
22 (3 неделя февраля) | Основные формы рельефа Земли. | 1 | |||
Тема 6. Гидросфера (3 часа) | |||||
23 (4 неделя февраля) | Мировой круговорот воды. | 1 | Работать с новыми понятиями и терминами темы: гидросфера, мировой круговорот воды, море, залив, пролив, части реки, речная система; работать со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью выявления отличительных особенностей частей Мирового океана | ||
24 (1 неделя марта) | Мировой океан и его части. | 1 | |||
25 (2 неделя марта) | Гидросфера – кровеносная система Земли. | 1 | |||
Тема 7. Атмосфера (3 часа) | |||||
26 (3 неделя марта) | Атмосфера Земли и ее значение для человека. | 1 | Изучать метеорологические приборы; определять различные параметры состояния погоды: температура воздуха, атмосферное давление, направление ветра; описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения за погодой | ||
27 (1 неделя апреля) | Погода. | 1 | |||
28 (2 неделя апреля) | Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | 1 | |||
Тема 8. Биосфера (2 часа) | |||||
29 (3 неделя апреля) | Биосфера – как живая оболочка Земли. | 1 | Работать с новыми понятиями и терминами темы: биосфера, биологический круговорот; приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле; вести наблюдения во время экскурсии | ||
30 (4 неделя апреля) | Урок-практикум. Экскурсия в природу. | 1 | |||
Тема 9. Природа и человек (1 час) | |||||
31 (1 неделя мая) | Воздействие человека на природу Земли. | 1 | Приводить примеры отрицательного и положительного влияния человеческой деятельности на природу; изучать и приводить примеры мероприятий по охране природы | ||
32-35 | Повторение и обобщение изученного | 4 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1.Атлас. ФГОС. География с комплектом контурных карт. 5 класс (входит в УМК под ред. О. А. Климановой) – Москва: Дрофа,2020
2.Технические средства обучения (оборудование: компьютер, мультимедийный проектор)
4. Комплект интерактивных пособий (карт)
5.Глобус Земли.
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования
Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...