Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология».8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Громова Тамара Викторовна

                                                                                                                                                                                                                                                        

  Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программы основного общего образования. Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс. Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М.: Дрофа, 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.biologiya.doc831.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                              «Средняя общеобразовательная школа №102»

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Протокол №_1___

От «____»_______2020 г.

Руководитель МО

Громова Т.В.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №_1___

От «____»___________2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №102»

___________Т.К. Новоселова

Приказ №___________

От «____»____________2020 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

предметной области «Естественнонаучные предметы»

для 8-х классов

основного общего образования на 2020-2021 учебный год

        

        Составитель:

Громова Тамара Викторовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Барнаул, 2020

                                                                                                          Пояснительная записка.

                

  Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программы основного общего образования. Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс. Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М.: Дрофа, 2016 г.

- Федерального перечня учебников (Приказ № 632 от 22.11.2019 Министерства просвещения Российской Федерации);

- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №102»;

- Учебного плана МБОУ «СОШ №102» на 2020-2021 учебный год;

- Годового календарного графика МБОУ «СОШ №102» на 2020-2021 учебный год.

Место учебного предмета в учебном плане.

 Биология входит в предметную область «Естественнонаучные предметы »

 Программа по биологии в 8 классе рассчитана на 70 часов в год -2 часа в неделю, на один учебный год.

УМК:    

1.Авторская программа к учебникам Н.И. Сонина, М.Р. Сапина  «Биология. Человек». 8 класс -М: Дрофа, 2016

2. Н.И. Сонин, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений.  – М.: Дрофа, 2018

3.Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина: «Биология. Человек» 8 класс. Авторы Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов.-М:  Дрофа, 2016

        

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой отсутствуют

Цели и задачи учебного предмета  

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными пред ками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в данных программах выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).

Лабораторных работ-3  Практических работ-11

Общая характеристика учебного процесса.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

1.  Здоровьесберегающие

2.  Проблемного обучения

3.  Игровые        

4.  Информационно-коммуникационные

5.  Развивающего обучения

6.  Проектные

7. Дифференцированного обучения

8.  Составления алгоритма выполнения задания

9. Развития навыков самопроверки самоконтроля

10. ИКТ-технологии

      Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, лабораторные и  практические работы.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации,   выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических и лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.
 Виды и формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным  работам; творческие задания (защита рефератов и проектов)
тестовый контроль, биологические диктанты.

Рабочая программа ориентирована на помощь ребенку с ОВЗ в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает организацию  дополнительных занятий по предмету, а также безбарьерной, развивающей предметной среды — создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого — формирование  позитивной, социально направленной учебной мотивации — применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы : работа с  рисунками.

При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ:

1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращается наступление утомления, используются для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала)  

3. Соблюдается повторность обучения на всех этапах урока.

4. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

2. Планируемые результаты

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

     

содержание программы

   

Человек как часть живой природы. Место человека

в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообраз

ных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация

Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы,

рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных

Учащиеся должны знать:

  • признаки, доказывающие родство человека и животных.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, преставителей различных рас.

                  

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.

Учащиеся должны знать:

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

  • основные этапы эволюции человека;
  • основные черты рас человека.

                                             

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация

Портреты великих ученых — анатомов и физиологов.

Учащиеся должны знать:

— вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация

Схемы строения систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь:
  • узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация

Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного им- пульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация

Модели  головного  мозга,  органов  чувств.  Схемы  рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.

Учащиеся должны знать:

  • роль регуляторных систем;
  • механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь:
  • выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • соблюдать меры профилактики  заболеваний органов чувств.

                  

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей.

Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Демонстрация

Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные   и   практические   работы

   Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической на грузки на утомление мышц.

Учащиеся должны знать:

  • части скелета человека;
  • химический состав и строение костей;
  • основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь:
  • распознавать части скелета на наглядных пособиях;
  • находить на наглядных пособиях основные мышцы;
  • оказывать первую доврачебную помощь при переломах.

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.  Значение работ  Л.  Пастера  и  И. И. Мечникова в   области   иммунитета.

Демонстрация

Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения крови.

Учащиеся должны знать:

  • признаки внутренней среды организма;
  • признаки иммунитета;
  • сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь:
  • сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
  • объяснять механизмы свертывания и переливания крови.

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и  малый круги  кровообращения.  Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация

Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение  пульса  и  подсчет  числа  сердечных  сокращений.

Учащиеся должны знать:

  • существенные  признаки  транспорта  веществ  в  орга- низме.

Учащиеся должны уметь:

  • различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
  • измерять пульс и кровяное давление;
  • оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация

Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.

Учащиеся должны знать:

  • органы дыхания, их строение и функции;
  • гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
  • оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

 

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования  И.  П.  Павлова  в  области  пищеварения.

Демонстрация

Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Учащиеся должны знать:

  • органы пищеварительной системы;
  • гигиенические меры и меры профилактики нарушен работы пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

         

Общая характеристика обмена веществ и энергии Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Учащиеся должны знать:

  • особенности пластического и энергетического обмене в организме человека;
  • роль витаминов. Учащиеся должны уметь:
  • выявлять существенные признаки обмена веществ превращения энергии.

         

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции.  Образование  мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация

Модель почек.

Учащиеся должны знать:

  • органы мочевыделительной системы;
  • меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

 

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие  строение кожных  покровов человека, производные кожи.

Учащиеся должны знать:

  • строение и функции кожи;
  • гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять механизм терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Учащиеся должны знать:

  • строение  и  функции  органов  половой  системы  человека;
  • основные этапы  внутриутробного и  возрастного  раз- вития человека.

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования  И. М. Сеченова,  И. П. Павлова,   А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Учащиеся должны знать:

  • особенности высшей нервной деятельности человека;
  • значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь:
  • выделять существенные признаки психики человека;
  • характеризовать типы нервной системы.

         

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Чело- век и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Учащиеся должны знать:

  • приемы рациональной организации труда и отдыха;
  • отрицательное влияние вредных привычек. Учащиеся должны уметь:
  • соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
  • оказывать первую доврачебную помощь.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать  собственную  учебную  деятельность  как самостоятельно, так и под руководством учителя;
  • участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
  • работать  в  соответствии  с  поставленной  задачей, планом;

  • выделять главные и существенные признаки понятий;
  • составлять описание объектов;
  • составлять простые и сложные планы текста;
  • осуществлять  поиск  и  отбор  информации  в  дополнительных  источниках;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • работать со всеми компонентами текста;
  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

  • Формирование ответственного отношения к учению, труду;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
  • формирование основ экологической культуры.

Резервное время — 6 ч.

4.Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол. часов

                              Вид занятий

Лабораторные работы

Практические работы

1

Место человека в системе органического мира

2

-

-

2

Происхождение человека

2

-

3

Краткая история развития знаний о происхождении и функциях организма человека.

4

-

-

4

Общий обзор строения функций организма человека.

4

1

1

5

Координация и регуляция

10

2

6

Опора и движение

8

-

3

7

Внутренняя среда организма.

3

1

1

8

Транспорт веществ

4

-

-

9

Дыхание

5

-

1

10

Пищеварение

5

1

1

11

Обмен веществ и энергии

2

-

-

12

Выделение

2

-

-

13

Покровы тела

3

-

-

14

Размножение и развитие

3

-

-

15

Высшая нервная деятельность

5

-

-

16

Человек и его здоровье

4

-

2

17

Резервное время

6

итог

70

3

11

                                                                                               Календарно-тематическое планирование:

Сроки

Тема урока и тип урока

Кол. часов

Раздел 1 Место человека в системе органического мира

2

Характеристика основных видов деятельности

 Оборудование

1(1)

1 неделя сентября

Человек часть живой природы, Место человека в системе органического мира

1

Объясняют место человека в системе органического мира.

Таблица «Уровни организации и свойства живого», демонстрация  скелета человека.

Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие».

2(2)

1 неделя сентября

Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

1

Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа"

 «Биология»

Раздел 2 Происхождение человека

2

3(1)

2 неделя сентября

Биологические и социальные факторы    антропогенеза. Этапы и факторы становления человека.

1

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека

Модели: «Происхождение человека», останков первобытной культуры человека, иллюстрации. Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие».

4(2)

2  неделя сентября

Расы человека, их происхождение и единство.

1

 Определяют характерные черты рас человека

 Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие».

Модели древних, древнейших, современных людей. Набор «палеонтологические находки»

Раздел 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

5(1)

3  неделя сентября

Наука о человеке: анатомия,  физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий.

1

Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека

Демонстрация портретов великих ученых.

Раздел 4 Общий обзор строения и функций организма человека

4

6(1)

3  неделя сентября

Клеточное  строение организма.

1

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Таблица «Строение клетки»

7(2)

4  неделя сентября

Ткани: эпителиальные , соединительные, мышечные, нервные.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

1

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека.

Микроскопы, готовые микропрепараты по теме «анатомия»

8(3)

4  неделя сентября

Органы человеческого организма

Системы органов. Практическая работа №1  «Распознавание на таблицах органов и систем органов».

 

1

Выявляют основные признаки человека. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Таблицы по теме:»Системы органов человека», «Внутреннее строение человека».

Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие». Таблицы по теме: «Системы органов человека», «Внутреннее строение человека».

9(4)

1 неделя октября

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

1

Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие».

Раздел 5  Координация и регуляция.

10

10(1)

1 неделя октября

Гуморальная регуляция.

1

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции.

Интерактивное наглядное пособие «Биология»

Таблицы по теме:»Системы органов человека», «Внутреннее строение человека»,скелет человека.

11(2)

2  неделя октября

Железы внутренней секреции

1

Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы.

Модель «железы внутренней секреции»

12(3)

2  неделя октября

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

1

Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов.

Интерактивное наглядное пособие «Биология ».

Модель «железы внутренней секреции»

13(4)

3  неделя октября

Нервная регуляция. Отделы   нервной системы:   центральный и периферический.

1

Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы.

Таблица «Нервная система человека».

Таблица: схема строения н.с., нервные клетки и схема рефлекторной дуги.

14(5)

3  неделя октября

Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс отведение нервного импульса.

1

Устанавливают

взаимосвязь между функциями

нервной и эндокринной систем 

Схема «Рефлекторная дуга»

15(6)

3  неделя октября

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга.

Практическая работа№2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

1

Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы.

Таблица «Нервная система человека».

«Отделы головного мозга». Муляж головного мозга

16(7)

4  неделя октября

Кора больших полушарий, ее значение в связи с другими отделами мозга.

1

Сформировать знания о строении нервной системы, коре головного мозга и связи с другими отделами.

Таблица «Нервная система человека».

«Отделы головного мозга»

17(8)

4  неделя октября

Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Зрительный анализатор строение, функции и гигиена органов зрения.

Практическая работа№3 «Изучение изменения размера зрачка»

1

Определить, что такое зрительный анализатор, особенности строения анализатора на примере зрительного, строение, функции глаза, его частей, гигиена зрения.

Таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза.

18(9)

2 неделя ноября

Строение и функции органов слуха. Предупреждение органов слуха.

1

Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, причины заболеваний слуха, гигиена.

Таблица «Анализаторы слуха и равновесия», модель уха.

19(10)

2 неделя ноября

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

1

Сформировать знания учащихся со строением и функционированием кожно-мышечного анализатора, вкусового и обонятельного анализаторов. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках

Рисунки учебника, барельеф «строение кожи»,

Раздел 6 Опора и движение

8

20(1)

3 неделя ноября

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.

Практическая работа№4

«Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» и «Изучение внешнего вида отдельных костей»

1

Расширить знания о строении и функциях скелета; изучить строение скелета человека;

Модели скелета и черепа; «Скелет млекопитающего животного. Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника.

нормальной, жженой и декальцинированной кости.

21(2)

3 неделя ноября

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

1

Расширить знания о строении и функциях скелета; изучить строение скелета человека; обратить внимание на особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью

Модели скелета и черепа; «Скелет млекопитающего животного». Скелет человека, таблица «Опорно-двигательная система», рисунки учебника.

22(3)

4 неделя ноября

  Состав и строение костей: Трубчатые и губчатые. Рост костей. Возрастные изменения костей.

1

Определять виды костей, строение и химический состав кости, типы соединения костей

уметь определять тип соединения костей

Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника,

23(4)

4 неделя ноября

Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

Изучить строение и химический состав костей, типы соединения костей в скелете; разобраться в классификации костей, используя наглядный материал; дать представление о возрастном изменении костной ткани

Скелет человека, таблица «Опорно-двигательная система», рисунки учебника. Интерактивное наглядное пособие «Биология».

24(5)

1 неделя декабря

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основная группа мышц. Работа мышц : статическая и динамическая нагрузка.

Практическая работа №5

«Измерение массы и роста своего организма»

1

Расширить знания о строении и функциональных особенностях мышечной ткани; сформировать представления об основных группах мышц тела человека.

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

Напольные весы,рулетка.

25(6)

1 неделя декабря

Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

1

Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц, рассмотреть условия нормального функционирования мышц, механизмы регуляции мышечных сокращений, факторов, влияющих на работоспособность мышц.

Таблица «мышечная система»

26(7)

2 неделя декабря

Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Практическая работа №6

«Выявление влияния  статической и динамической работы на утомление мышц»стр.23-25(тетрадь для лабораторных и практических работ)

1

Познакомить уч-ся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, особенностями строения и функции скелетных мышц, основными группами мышц и их предназначение.

Видеофрагмент «опора и движение»,

27(8)

2 неделя декабря

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

1

Раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

Раздел 7 Внутренняя среда организма

3

28(1)

3 неделя декабря

Внутренняя среда организма.

Тканевая жидкость, кровь ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма.

1

Сформировать представление о внутренней среде организма, познакомить с ее составом; обратить внимание на важность поддержания постоянства внутренней среды для организма; дать понятие гомеостаза. Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма.

29(2)

3 неделя декабря

Клеточные элементы крови; эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Лимфа, иммунитет, Предупредительные прививки.

Лабораторная работа № 2

«Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки)

1

знать группы крови, значение переливания крови,

уметь работать с источниками информации

Интерактивное наглядное пособие «Биология Систематика и жизненные циклы растений»

Микроскопы. Кластер кровь.

30(3)

4 неделя декабря

Переливание крови, донорство. Значение работ Л.Пастера, И.И. Мечникова в области иммунитета.

Практическая работа №7

Измерение кровяного давления».

 «Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке».

1

Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные нарушения; сформировать представления о группах крови, их совместимости, роли доноров.

Таблица «Гомеостаз», видеофрагмент «кровь», магнитная модель

«Генетика группа крови»,  «Наследование резус-фактора».

Раздел 8 Транспорт веществ

4

31(1)

4 неделя декабря

Сердце его строение и регуляция деятельности.

1

Изучить работу сердца, стадии сердечного цикла, особенности регуляции работы сердца.

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

 Муляж сердца.

32(2)

2неделя января

Большой и малый круг кровообращения.

1

Изучить закономерности движения крови по сосудам; познакомить с понятиями «кровяное давление», «пульсовое давление» и физиологическим смыслом измерения этих параметров; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека.

Таблица «Кровеносная система»

33(3)

2неделя января

Лимфообращение.  Движение крови  по сосудам. Кровяное давление.

1

Изучить строение органов кровообращения, функций кровообращения

Таблица «кровеносная система»

34(4)

3неделя января

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

1

Обобщить сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи; показать вредное влияние алкоголя, никотина и других негативных факторов на сердечно-сосудистую систему; дать представление о способах профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология».

Раздел 9 Дыхание

5

35(1)

3неделя января

Потребности организма человека в кислороде воздуха.

1

Познакомить со строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных особенностей дыхательной системы

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология.

36(2)

4неделя января

Органы дыхания, их строение.

1

Познакомить со строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных особенностей дыхательной системы

Модели гортани, легких, табица». Дыхательная система»

37(3)

4неделя января

Газообмен в легких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Дыхательные движения и их регуляция.

Практическая работа №8

 «Определение частоты дыхания»

1

Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности дыхательной системы

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». Таблица «дыхание».

секундомер

38(4)

1 неделя февраля

Регуляция дыхания.

1

Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности дыхательной системы

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». Таблица «дыхание».

39(5)

1 неделя февраля

Искусственное дыхание голосовой аппарат.

1

Обобщить сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология».

Раздел 10 Пищеварение

5

40(1)

2 неделя февраля

Пищевые   продукты и  питательные  вещества. Потребность человека в пище и питательных веществах.

1

Раскрыть значение пищеварения в организме человека, выяснить сущность превращения питательных веществ в организме, уточнить разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества».

Таблица «Пищеварительная система»,

41(2)

2 неделя февраля

Пищеварение. Строение и функции органов  пищеварения.

1

Изучить процесс пищеварения в ротовой полости

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Таблицы Тип Плоские черви. Многообразие паразитических червей.

42(3)

3 неделя февраля

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.

Лабораторная работа № 3  «Действие ферментов слюны на крахмал». 

1

изучить строение желудка и кишечника, процессы, происходящие в них, свойства ферментов желудочного сока, печени, поджелудочной железы.

Муляжи внутренних органов. Торс человека. Таблица «Пищеварительная система.

Крахмальная полоска, слабый р-р йода, чашка Петри ,палочка с ватой.

43(4)

3 неделя февраля

Этапы процессов пищеварения.

Практическая работа №9

«Определение норм рационального питания»

1

Изучить энергетический и пластический обмен, роль органов кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Таблицы «Процессы энергетического и

пластического обмена».

44(5)

4 неделя февраля

Исследования И.П.Павлова

в области пищеварения.

1

Изучить методы исследования работ Павлова.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Биология8 класс.

Раздел 11 Обмен веществ и энергии

2

45(1)

4 неделя февраля

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический   обмен, их взаимосвязь.

1

Развить представления о взаимосвязях различных систем органов; изучить механизм и биологический смысл пластического и энергетического обмена как двух сторон метаболизма; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека.

Таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».

.

46(2)

1неделя марта

Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

1

Продолжить изучение биологически активных веществ организма человека; дать представление о многообразии витаминов, их значении; рассмотреть причины и симптомы авитаминозов; формировать понятие здорового питания и здорового образа жизни.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа"

Таблица «Суточные нормы витаминов».

Раздел 12 Выделение

2

47(1)

1неделя марта

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки их  строение и функция.

1

Раскрыть структурные и функциональные особенности почек как основных органов мочевыделительной системы, рассмотреть механизм образования мочи.

Муляж почки. Таблица «Выделительная система»

48(2)

2неделя марта

Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

1

значение и строение мочевыделительной системы, особенности внешнего строения и локализацию почек. рассмотреть вопросы гигиены почек и мочевыводящих путей, познакомить с причинами патологий этих органов и мерами по их профилактике, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа"

Раздел 13 покровы тела

3

49(1)

2неделя марта

Строение и функции кожи.

1

изучить со строение и функции кожи, рассмотреть структурные и функциональные особенности ее производных: волос, ногтей, сальных, потовых и молочных желез.

Таблица «Строение кожи» Муляж  «кожа человека»

50(2)

3неделя марта

Роль кожи в теплорегуляции организма.

1

Знакомство с механизмами терморегуляции в организме человека, раскрыть роль повышения температуры во время болезни, рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении

Таблица «Строение кожи», Муляж  «кожа человека»

51(3)

3неделя марта

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

1

Познакомиться с оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении, значение закаливания для сохранения здоровья, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование знаний о гигиене человеческого тела.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа"

Раздел 14 Размножение и развитие

3

52(1)

4неделя марта

Система органов размножения. Строение и гигиена.

1

Обобщить сведения о различных типах размножения в природе, выявить черты преимущества полового размножения, познакомить с особенностями строения мужской и женской половой системы.

Таблица «Половые органы человека»

53(2)

2неделя апреля

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация.  

1

Обобщить сведения о репродуктивной системе человека, рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология»

54(3)

2неделя апреля

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи

1

Обобщить сведения о репродуктивной системе человека, рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности. Планирование семьи

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология»

Раздел 15 Высшая нервная деятельность

5

55(1)

3неделя апреля

Рефлекс -основа нервной  деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А,Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов.

1

Дают общую характеристику рефлекса. Проводится сравнительный анализ. рассматривают особенности условных и безусловных рефлексов.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». Портреты ученых.

56(2)

3

неделя апреля

Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей деятельности поведения человека.

1

Дают общую характеристику рефлекса. Проводится сравнительный анализ. рассматривают особенности условных и безусловных рефлексов.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология»

Талица «Нервная система».

57(3)

4неделя апреля

Познавательные процессы. Торможение.

1

Познакомить с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов. Познакомить с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

58(4)

4неделя апреля

Типы нервной системы.

Речь, мышление, сознание.

1

Знакомство с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

59(5)

5неделя апреля

Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна. Память, эмоции. Особенности психики человека.

1

Знакомство биологической природой сна как разновидности деятельности мозга; сформулировать условия полноценного сна, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

1неделя мая

Раздел 16 Человек и его здоровье

4

60(1)

1неделя мая

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

Углубить знания учащихся о ЗОЖ, раскрыть понятие факторы риска и меры борьбы с ними. знать основные понятия

уметь применять полученные знания

Дополнительная литература.

61(2)

2неделя мая

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Практическая работа № 10

«Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

1

 Закрепление учащимся простейшие (при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего способы оказания ПМП при различных видах повреждений, травмах, ожогах, обморожении)

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

62(3)

2неделя мая

Укрепление здоровья. Двигательная активность, закаливание.

Практическая работа№11

 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1

Самостоятельно работать с учебником.

Рассказать о пользе

занятий спортом;

гигиены

и здорового образа жизни.

Интерактивное наглядное пособие «Биология»

63(4)

3неделя мая

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки их влияние на здоровье человека.

1

Самостоятельно работать с учебником.

Рассказать о пользе

занятий спортом;

гигиены

и здорового образа жизни.

Интерактивное наглядное пособие «Биология».

Резервное время

7

                                                 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

        

1. Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина. «Биология. Человек. 8 класс» Авторы : Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. – М.; Дрофа 2016 .

2.Тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. Авторы: Н.Б. Сысолятина, Л.В.Сычёва,  Н.И. Сонин. – М.; Дрофа , 2015

3. Технические средства обучения (оборудование: компьютер, мультимедийный проектор)

                                                 

                                                                                  MULTIMEDIA  

    1. «Биология человека»электронное наглядное пособие

    2.CD-ROM Биология человека 4 часть мультимедийное учебное издание. ООО «Дрофа»,2008г.

    3.интегрированное интерактивное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека» ООО «Дрофа»,2008г.

                                                                                         

                                                       

                                                                          

                                                                     Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п        

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...