Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология».8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программы основного общего образования. Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс. Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М.: Дрофа, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.biologiya.doc | 831.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
предметной области «Естественнонаучные предметы»
для 8-х классов
основного общего образования на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Барнаул, 2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программы основного общего образования. Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс. Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М.: Дрофа, 2016 г.
- Федерального перечня учебников (Приказ № 632 от 22.11.2019 Министерства просвещения Российской Федерации);
- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №102»;
- Учебного плана МБОУ «СОШ №102» на 2020-2021 учебный год;
- Годового календарного графика МБОУ «СОШ №102» на 2020-2021 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане.
Биология входит в предметную область «Естественнонаучные предметы »
Программа по биологии в 8 классе рассчитана на 70 часов в год -2 часа в неделю, на один учебный год.
УМК:
1.Авторская программа к учебникам Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс -М: Дрофа, 2016
2. Н.И. Сонин, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018
3.Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина: «Биология. Человек» 8 класс. Авторы Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов.-М: Дрофа, 2016
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой отсутствуют
Цели и задачи учебного предмета
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными пред ками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в данных программах выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).
Лабораторных работ-3 Практических работ-11
Общая характеристика учебного процесса.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Дифференцированного обучения
8. Составления алгоритма выполнения задания
9. Развития навыков самопроверки самоконтроля
10. ИКТ-технологии
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, лабораторные и практические работы.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических и лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов)
тестовый контроль, биологические диктанты.
Рабочая программа ориентирована на помощь ребенку с ОВЗ в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает организацию дополнительных занятий по предмету, а также безбарьерной, развивающей предметной среды — создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого — формирование позитивной, социально направленной учебной мотивации — применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы : работа с рисунками.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ:
1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращается наступление утомления, используются для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала)
3. Соблюдается повторность обучения на всех этапах урока.
4. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
2. Планируемые результаты
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
содержание программы
Человек как часть живой природы. Место человека
в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообраз
ных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация
Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы,
рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных
Учащиеся должны знать:
- признаки, доказывающие родство человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, преставителей различных рас.
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Учащиеся должны знать:
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
- основные этапы эволюции человека;
- основные черты рас человека.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация
Портреты великих ученых — анатомов и физиологов.
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация
Схемы строения систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Учащиеся должны знать:
- основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь:
- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
- устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация
Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного им- пульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация
Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.
Учащиеся должны знать:
- роль регуляторных систем;
- механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь:
- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей.
Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Демонстрация
Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической на грузки на утомление мышц.
Учащиеся должны знать:
- части скелета человека;
- химический состав и строение костей;
- основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь:
- распознавать части скелета на наглядных пособиях;
- находить на наглядных пособиях основные мышцы;
- оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови.
Учащиеся должны знать:
- признаки внутренней среды организма;
- признаки иммунитета;
- сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь:
- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
- объяснять механизмы свертывания и переливания крови.
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация
Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки транспорта веществ в орга- низме.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
- измерять пульс и кровяное давление;
- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация
Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Учащиеся должны знать:
- органы дыхания, их строение и функции;
- гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
- оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация
Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Учащиеся должны знать:
- органы пищеварительной системы;
- гигиенические меры и меры профилактики нарушен работы пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Общая характеристика обмена веществ и энергии Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Учащиеся должны знать:
- особенности пластического и энергетического обмене в организме человека;
- роль витаминов. Учащиеся должны уметь:
- выявлять существенные признаки обмена веществ превращения энергии.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация
Модель почек.
Учащиеся должны знать:
- органы мочевыделительной системы;
- меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Учащиеся должны знать:
- строение и функции кожи;
- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять механизм терморегуляции;
- оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Учащиеся должны знать:
- строение и функции органов половой системы человека;
- основные этапы внутриутробного и возрастного раз- вития человека.
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Учащиеся должны знать:
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки психики человека;
- характеризовать типы нервной системы.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Чело- век и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Учащиеся должны знать:
- приемы рациональной организации труда и отдыха;
- отрицательное влияние вредных привычек. Учащиеся должны уметь:
- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
- оказывать первую доврачебную помощь.
Учащиеся должны уметь:
- планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- составлять описание объектов;
- составлять простые и сложные планы текста;
- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
- выявлять причинно-следственные связи;
- работать со всеми компонентами текста;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
- Формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
- формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
- формирование основ экологической культуры.
Резервное время — 6 ч.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Вид занятий | ||
Лабораторные работы | Практические работы | ||||
1 | Место человека в системе органического мира | 2 | - | - | |
2 | Происхождение человека | 2 | - | ||
3 | Краткая история развития знаний о происхождении и функциях организма человека. | 4 | - | - | |
4 | Общий обзор строения функций организма человека. | 4 | 1 | 1 | |
5 | Координация и регуляция | 10 | 2 | ||
6 | Опора и движение | 8 | - | 3 | |
7 | Внутренняя среда организма. | 3 | 1 | 1 | |
8 | Транспорт веществ | 4 | - | - | |
9 | Дыхание | 5 | - | 1 | |
10 | Пищеварение | 5 | 1 | 1 | |
11 | Обмен веществ и энергии | 2 | - | - | |
12 | Выделение | 2 | - | - | |
13 | Покровы тела | 3 | - | - | |
14 | Размножение и развитие | 3 | - | - | |
15 | Высшая нервная деятельность | 5 | - | - | |
16 | Человек и его здоровье | 4 | - | 2 | |
17 | Резервное время | 6 | |||
итог | 70 | 3 | 11 |
Календарно-тематическое планирование:
№ | Сроки | Тема урока и тип урока | Кол. часов | |||
Раздел 1 Место человека в системе органического мира | 2 | Характеристика основных видов деятельности | Оборудование | |||
1(1) | 1 неделя сентября | Человек часть живой природы, Место человека в системе органического мира | 1 | Объясняют место человека в системе органического мира. | Таблица «Уровни организации и свойства живого», демонстрация скелета человека. Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие». | |
2(2) | 1 неделя сентября | Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | 1 | Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология» | |
Раздел 2 Происхождение человека | 2 | |||||
3(1) | 2 неделя сентября | Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. | 1 | Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека | Модели: «Происхождение человека», останков первобытной культуры человека, иллюстрации. Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие». | |
4(2) | 2 неделя сентября | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | Определяют характерные черты рас человека | Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие». Модели древних, древнейших, современных людей. Набор «палеонтологические находки» | |
Раздел 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |||||
5(1) | 3 неделя сентября | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий. | 1 | Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека | Демонстрация портретов великих ученых. | |
Раздел 4 Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | |||||
6(1) | 3 неделя сентября | Клеточное строение организма. | 1 | Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме | Таблица «Строение клетки» | |
7(2) | 4 неделя сентября | Ткани: эпителиальные , соединительные, мышечные, нервные. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 1 | Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. | Микроскопы, готовые микропрепараты по теме «анатомия» | |
8(3) | 4 неделя сентября | Органы человеческого организма Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».
| 1 | Выявляют основные признаки человека. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме | Таблицы по теме:»Системы органов человека», «Внутреннее строение человека». Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие». Таблицы по теме: «Системы органов человека», «Внутреннее строение человека». | |
9(4) | 1 неделя октября | Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | 1 | Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме | Интерактивное наглядное пособие «Биология, электронное наглядное пособие». | |
Раздел 5 Координация и регуляция. | 10 | |||||
10(1) | 1 неделя октября | Гуморальная регуляция. | 1 | Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. | Интерактивное наглядное пособие «Биология» Таблицы по теме:»Системы органов человека», «Внутреннее строение человека»,скелет человека. | |
11(2) | 2 неделя октября | Железы внутренней секреции | 1 | Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы. | Модель «железы внутренней секреции» | |
12(3) | 2 неделя октября | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. | 1 | Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов. | Интерактивное наглядное пособие «Биология ». Модель «железы внутренней секреции» | |
13(4) | 3 неделя октября | Нервная регуляция. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | 1 | Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. | Таблица «Нервная система человека». Таблица: схема строения н.с., нервные клетки и схема рефлекторной дуги. | |
14(5) | 3 неделя октября | Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс отведение нервного импульса. | 1 | Устанавливают взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем | Схема «Рефлекторная дуга» | |
15(6) | 3 неделя октября | Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Практическая работа№2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | 1 | Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. | Таблица «Нервная система человека». «Отделы головного мозга». Муляж головного мозга | |
16(7) | 4 неделя октября | Кора больших полушарий, ее значение в связи с другими отделами мозга. | 1 | Сформировать знания о строении нервной системы, коре головного мозга и связи с другими отделами. | Таблица «Нервная система человека». «Отделы головного мозга» | |
17(8) | 4 неделя октября | Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Зрительный анализатор строение, функции и гигиена органов зрения. Практическая работа№3 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 | Определить, что такое зрительный анализатор, особенности строения анализатора на примере зрительного, строение, функции глаза, его частей, гигиена зрения. | Таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза. | |
18(9) | 2 неделя ноября | Строение и функции органов слуха. Предупреждение органов слуха. | 1 | Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, причины заболеваний слуха, гигиена. | Таблица «Анализаторы слуха и равновесия», модель уха. | |
19(10) | 2 неделя ноября | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. | 1 | Сформировать знания учащихся со строением и функционированием кожно-мышечного анализатора, вкусового и обонятельного анализаторов. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках | Рисунки учебника, барельеф «строение кожи», | |
Раздел 6 Опора и движение | 8 | |||||
20(1) | 3 неделя ноября | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Практическая работа№4 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» и «Изучение внешнего вида отдельных костей» | 1 | Расширить знания о строении и функциях скелета; изучить строение скелета человека; | Модели скелета и черепа; «Скелет млекопитающего животного. Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника. нормальной, жженой и декальцинированной кости. | |
21(2) | 3 неделя ноября | Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | 1 | Расширить знания о строении и функциях скелета; изучить строение скелета человека; обратить внимание на особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью | Модели скелета и черепа; «Скелет млекопитающего животного». Скелет человека, таблица «Опорно-двигательная система», рисунки учебника. | |
22(3) | 4 неделя ноября | Состав и строение костей: Трубчатые и губчатые. Рост костей. Возрастные изменения костей. | 1 | Определять виды костей, строение и химический состав кости, типы соединения костей уметь определять тип соединения костей | Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника, | |
23(4) | 4 неделя ноября | Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 | Изучить строение и химический состав костей, типы соединения костей в скелете; разобраться в классификации костей, используя наглядный материал; дать представление о возрастном изменении костной ткани | Скелет человека, таблица «Опорно-двигательная система», рисунки учебника. Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
24(5) | 1 неделя декабря | Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основная группа мышц. Работа мышц : статическая и динамическая нагрузка. Практическая работа №5 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 | Расширить знания о строении и функциональных особенностях мышечной ткани; сформировать представления об основных группах мышц тела человека. | Интерактивное наглядное пособие «Биология». Напольные весы,рулетка. | |
25(6) | 1 неделя декабря | Роль нервной системы в регуляции работы мышц. | 1 | Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц, рассмотреть условия нормального функционирования мышц, механизмы регуляции мышечных сокращений, факторов, влияющих на работоспособность мышц. | Таблица «мышечная система» | |
26(7) | 2 неделя декабря | Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Практическая работа №6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»стр.23-25(тетрадь для лабораторных и практических работ) | 1 | Познакомить уч-ся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, особенностями строения и функции скелетных мышц, основными группами мышц и их предназначение. | Видеофрагмент «опора и движение», | |
27(8) | 2 неделя декабря | Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | 1 | Раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни. | Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
Раздел 7 Внутренняя среда организма | 3 | |||||
28(1) | 3 неделя декабря | Внутренняя среда организма. Тканевая жидкость, кровь ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. | 1 | Сформировать представление о внутренней среде организма, познакомить с ее составом; обратить внимание на важность поддержания постоянства внутренней среды для организма; дать понятие гомеостаза. Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма. | ||
29(2) | 3 неделя декабря | Клеточные элементы крови; эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Лимфа, иммунитет, Предупредительные прививки. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки) | 1 | знать группы крови, значение переливания крови, уметь работать с источниками информации | Интерактивное наглядное пособие «Биология Систематика и жизненные циклы растений» Микроскопы. Кластер кровь. | |
30(3) | 4 неделя декабря | Переливание крови, донорство. Значение работ Л.Пастера, И.И. Мечникова в области иммунитета. Практическая работа №7 Измерение кровяного давления». «Подсчет ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке». | 1 | Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные нарушения; сформировать представления о группах крови, их совместимости, роли доноров. | Таблица «Гомеостаз», видеофрагмент «кровь», магнитная модель «Генетика группа крови», «Наследование резус-фактора». | |
Раздел 8 Транспорт веществ | 4 | |||||
31(1) | 4 неделя декабря | Сердце его строение и регуляция деятельности. | 1 | Изучить работу сердца, стадии сердечного цикла, особенности регуляции работы сердца. | Интерактивное наглядное пособие «Биология». Муляж сердца. | |
32(2) | 2неделя января | Большой и малый круг кровообращения. | 1 | Изучить закономерности движения крови по сосудам; познакомить с понятиями «кровяное давление», «пульсовое давление» и физиологическим смыслом измерения этих параметров; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека. | Таблица «Кровеносная система» | |
33(3) | 2неделя января | Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. | 1 | Изучить строение органов кровообращения, функций кровообращения | Таблица «кровеносная система» | |
34(4) | 3неделя января | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. | 1 | Обобщить сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи; показать вредное влияние алкоголя, никотина и других негативных факторов на сердечно-сосудистую систему; дать представление о способах профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». | |
Раздел 9 Дыхание | 5 | |||||
35(1) | 3неделя января | Потребности организма человека в кислороде воздуха. | 1 | Познакомить со строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных особенностей дыхательной системы | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. | |
36(2) | 4неделя января | Органы дыхания, их строение. | 1 | Познакомить со строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных особенностей дыхательной системы | Модели гортани, легких, табица». Дыхательная система» | |
37(3) | 4неделя января | Газообмен в легких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Дыхательные движения и их регуляция. Практическая работа №8 «Определение частоты дыхания» | 1 | Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности дыхательной системы | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». Таблица «дыхание». секундомер | |
38(4) | 1 неделя февраля | Регуляция дыхания. | 1 | Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности дыхательной системы | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». Таблица «дыхание». | |
39(5) | 1 неделя февраля | Искусственное дыхание голосовой аппарат. | 1 | Обобщить сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». | |
Раздел 10 Пищеварение | 5 | |||||
40(1) | 2 неделя февраля | Пищевые продукты и питательные вещества. Потребность человека в пище и питательных веществах. | 1 | Раскрыть значение пищеварения в организме человека, выяснить сущность превращения питательных веществ в организме, уточнить разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества». | Таблица «Пищеварительная система», | |
41(2) | 2 неделя февраля | Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. | 1 | Изучить процесс пищеварения в ротовой полости уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию | Таблицы Тип Плоские черви. Многообразие паразитических червей. | |
42(3) | 3 неделя февраля | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Лабораторная работа № 3 «Действие ферментов слюны на крахмал». | 1 | изучить строение желудка и кишечника, процессы, происходящие в них, свойства ферментов желудочного сока, печени, поджелудочной железы. | Муляжи внутренних органов. Торс человека. Таблица «Пищеварительная система. Крахмальная полоска, слабый р-р йода, чашка Петри ,палочка с ватой. | |
43(4) | 3 неделя февраля | Этапы процессов пищеварения. Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания» | 1 | Изучить энергетический и пластический обмен, роль органов кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию | Таблицы «Процессы энергетического и пластического обмена». | |
44(5) | 4 неделя февраля | Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. | 1 | Изучить методы исследования работ Павлова. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Биология8 класс. | |
Раздел 11 Обмен веществ и энергии | 2 | |||||
45(1) | 4 неделя февраля | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | 1 | Развить представления о взаимосвязях различных систем органов; изучить механизм и биологический смысл пластического и энергетического обмена как двух сторон метаболизма; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека. | Таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения». . | |
46(2) | 1неделя марта | Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. | 1 | Продолжить изучение биологически активных веществ организма человека; дать представление о многообразии витаминов, их значении; рассмотреть причины и симптомы авитаминозов; формировать понятие здорового питания и здорового образа жизни. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Таблица «Суточные нормы витаминов». | |
Раздел 12 Выделение | 2 | |||||
47(1) | 1неделя марта | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки их строение и функция. | 1 | Раскрыть структурные и функциональные особенности почек как основных органов мочевыделительной системы, рассмотреть механизм образования мочи. | Муляж почки. Таблица «Выделительная система» | |
48(2) | 2неделя марта | Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | 1 | значение и строение мочевыделительной системы, особенности внешнего строения и локализацию почек. рассмотреть вопросы гигиены почек и мочевыводящих путей, познакомить с причинами патологий этих органов и мерами по их профилактике, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" | |
Раздел 13 покровы тела | 3 | |||||
49(1) | 2неделя марта | Строение и функции кожи. | 1 | изучить со строение и функции кожи, рассмотреть структурные и функциональные особенности ее производных: волос, ногтей, сальных, потовых и молочных желез. | Таблица «Строение кожи» Муляж «кожа человека» | |
50(2) | 3неделя марта | Роль кожи в теплорегуляции организма. | 1 | Знакомство с механизмами терморегуляции в организме человека, раскрыть роль повышения температуры во время болезни, рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении | Таблица «Строение кожи», Муляж «кожа человека» | |
51(3) | 3неделя марта | Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | 1 | Познакомиться с оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении, значение закаливания для сохранения здоровья, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование знаний о гигиене человеческого тела. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" | |
Раздел 14 Размножение и развитие | 3 | |||||
52(1) | 4неделя марта | Система органов размножения. Строение и гигиена. | 1 | Обобщить сведения о различных типах размножения в природе, выявить черты преимущества полового размножения, познакомить с особенностями строения мужской и женской половой системы. | Таблица «Половые органы человека» | |
53(2) | 2неделя апреля | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. | 1 | Обобщить сведения о репродуктивной системе человека, рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология» | |
54(3) | 2неделя апреля | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи | 1 | Обобщить сведения о репродуктивной системе человека, рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности. Планирование семьи | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология» | |
Раздел 15 Высшая нервная деятельность | 5 | |||||
55(1) | 3неделя апреля | Рефлекс -основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А,Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. | 1 | Дают общую характеристику рефлекса. Проводится сравнительный анализ. рассматривают особенности условных и безусловных рефлексов. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология». Портреты ученых. | |
56(2) | 3 неделя апреля | Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей деятельности поведения человека. | 1 | Дают общую характеристику рефлекса. Проводится сравнительный анализ. рассматривают особенности условных и безусловных рефлексов. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология» Талица «Нервная система». | |
57(3) | 4неделя апреля | Познавательные процессы. Торможение. | 1 | Познакомить с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов. Познакомить с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов | Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
58(4) | 4неделя апреля | Типы нервной системы. Речь, мышление, сознание. | 1 | Знакомство с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов | Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
59(5) | 5неделя апреля | Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна. Память, эмоции. Особенности психики человека. | 1 | Знакомство биологической природой сна как разновидности деятельности мозга; сформулировать условия полноценного сна, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни. | Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
1неделя мая | Раздел 16 Человек и его здоровье | 4 | ||||
60(1) | 1неделя мая | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | Углубить знания учащихся о ЗОЖ, раскрыть понятие факторы риска и меры борьбы с ними. знать основные понятия уметь применять полученные знания | Дополнительная литература. | |
61(2) | 2неделя мая | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Практическая работа № 10 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | 1 | Закрепление учащимся простейшие (при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего способы оказания ПМП при различных видах повреждений, травмах, ожогах, обморожении) | Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
62(3) | 2неделя мая | Укрепление здоровья. Двигательная активность, закаливание. Практическая работа№11 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1 | Самостоятельно работать с учебником.
| Интерактивное наглядное пособие «Биология» | |
63(4) | 3неделя мая | Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки их влияние на здоровье человека. | 1 | Самостоятельно работать с учебником.
| Интерактивное наглядное пособие «Биология». | |
Резервное время | 7 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина. «Биология. Человек. 8 класс» Авторы : Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. – М.; Дрофа 2016 .
2.Тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. Авторы: Н.Б. Сысолятина, Л.В.Сычёва, Н.И. Сонин. – М.; Дрофа , 2015
3. Технические средства обучения (оборудование: компьютер, мультимедийный проектор)
MULTIMEDIA
1. «Биология человека»электронное наглядное пособие
2.CD-ROM Биология человека 4 часть мультимедийное учебное издание. ООО «Дрофа»,2008г.
3.интегрированное интерактивное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека» ООО «Дрофа»,2008г.
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования
Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...