Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
рабочая программа по биологии (10 класс)

Громова Тамара Викторовна

  Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзунова.-4-е изд.стереотип.  – М.:  Дрофа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.biologiya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   «Средняя общеобразовательная школа №102»

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Протокол №_1___

От «____»_______2019 г.

Руководитель МО

Громова Т.В.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №_1___

От «____»___________2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №102»

___________Т.К. Новоселова

Приказ №___________

От «____»____________2019 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Биология. Базовый уровень»

предметной области «Естественнонаучные предметы»

для 10-х классов

основного общего образования на 2019-2020 учебный год

        

        Составитель:

Громова Тамара Викторовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Барнаул 2019 г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзунова.-4-е изд.стереотип.  – М.:  Дрофа,  2011-254,/2/с.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах основывается на знаниях, полученных в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитания бережного обращения к окружающей среде. В программе уделено внимание применения полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач: профилактики СПИДа,  последсвия влияния алкоголя, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, программой предусмотрены выполнение ряда практических и лабораторных работ.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает, повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения,  экологического мышления и  здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности  использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина. наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование.

 

УМК:

  1.  Программа общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзунова.-4-е изд .стереотип .- М.:  Дрофа,  2011-254,/2/с.
  2. Учебник. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. «Биология. Общая биология. Базовый уровень». 10—11 классы.– М.: Дрофа,  2012.
  3. Козлова Т. А., Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл.» – М.: Дрофа,  2007.

Программа рассчитана  на 70ч,  при 1 часе классных занятий в неделю, при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 10 класса предусматривает 1 час в неделю, всего за год - 35 часов (35 учебных недель). Реализация программы 2019-2020 уч.  год

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: изменений нет.

В 10 классе:

Количество лабораторных работ-2

Количество практических работ-6

                                                                                                                                             

Формы организации работы учащихся: 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 -групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Работа   с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: устный  ответ, практические,

лабораторные  работы.

Формы организации учебного процесса: основная форма – урок

 На уроках применяются следующие технологии: ИКТ-технологии, здровьесберегающие, технология деятельностного подхода.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства ( раздаточный материал), компьютер, проектор.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
  • происхождения жизни и человека,  глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тематическое планирование  10 класс

Название темы

Количество часов

Цели и задачи

оборудование

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

Называть

-естественные науки, составляющие биологию

-вклад ученых в развитие биологии

-методы в исследование живой природы

Объяснять

Роль биологии в формирование научного мировоззрения

-роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. Давать определение ключевым понятиям проверка и оценка усвоения полученных знаний

Таблица «Многообразие клеток»,

«Признаки живого и неживого» Компьютер, проектор

Сущность и свойства живого. Уровни организации методы познания живой природы.

2

Всего

3

Раздел 2. Клетка 10ч

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

Давать определение ключевым понятиям мкро-микроэлементы, катионы,анионы,ферменты, химические связи-использовать и структурировать имеющиеся знания, делать выводы. Давать определение ключевым понятиям мономер, полимер, гликоген, хитин, рибоза дезоксирибоза

-выделять главное, использовать имеющиеся знания, работать с текстом учебника. Метаболизм, ферменты, катализаторы

-оформлять опорный конспект и использовать его для рассказа в группе,реализовывать межпредметные связи. Ядерная мембрана, хроматин, хроматиды, центромеры, кариотип, ди-гаплоидный набор хромосом

Ориентироваться в ситуации, грамотно формулировать вопросы, предполагать , делать выводы

Строение клетки. Хромосомы. Гены. проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу. Прокариоты, эукариоты, аэробы, анаэробы, гетеротрофы, автотрофы, органоиды,  цитоскелет

Биосинтез белка Интерфаза, про- мета –анна- телофазы биологическая система,вирусы размножение, капсид.

Таблицы «Строение прокриотической и эукриотической клетки», «Строение растительной клетки».

Таблицы «Строение хромосом», «Распростронение химических элементов в живой природе», «Строение молекулы РНК и ДНК», «Удвоение молекулыДНК» Компьютер, проектор

Химический состав клетки

4

Строение эукариотической и прокариотической клеток

3

Реализация наследственной информации в клетке

1

Вирусы

1

Всего

10

Раздел 3.Организм 18

Организм – единое целое. Многообразие организмов

1

Приводить примеры , отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы.

Таблицы « Стрение и животной и растительной клетки». Микроскопы , готовые препараты одноклеточных микроорганизмов. Компьютер, проектор

Обмен веществ и превращение энергии

2

Давать определение ключевым понятиям, объяснять роль АТФ , называть этапы энергетического обмена. Характеризовать сущность и значение обмена веществ.

Таблица «Обмен веществ»

Размножение

4

Основные понятия. Жизненный цикл. Типы размножения. Половое размножение и его значение. Яйцеклетка и сперматозоид. Мейоз и его биологическое значение. Двойное оплодотворение.

Таблицы «Размножение растений», «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого и полового размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида». Микроскопы, микропрепараты для курса «общая биология». Компьютер, проектор.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

2

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Репродукция и здоровье для будущих поколений людей.

Таблицы: Размножение растений», «Прямое и непрямое развитие организмов», «Периоды постэмбрионального развития»

Микроскопы, микропрепараты для курса «общая биология».

Наследственность и изменчивость

7

Генетика как наука. Законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка».Таблицы «Моногибридное, дигибридное скрещивание».Таблицы «Перекрест хромосом, Наследование сцепленное с полом».Таблицы демонстрирующие влияние мутагенов на организм. Микроскопы, микропрепараты для курса «общая биология». Компьютер, проектор

Основы селекции. Биотехнология

2

Расширить знания о селекции как науке, познакомить с краткой историей селекции, углубить знания учащихся о культурных растениях и их происхождении, познакомить учащихся с исследованиями Н.И.Вавилова;подчеркнуть роль и значения закона Вавилова в практической биологии; Давать определение ключевым понятиям, называть основные методы селекции растений и животных, выявлять различия, объяснять причины затухания гетерозиса.

Таблица «Селекция организмов».Гербарные экземпляры растенинй. Таблица «Центры многообразия и происхождения культурных растений», Схемы создания генетически модифицированных продуктов. Материалы о достижениях в области биотехнологии. Компьютер, проектор

Всего

18

Резерв

4

Всего за год

35

10 класс

№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся  (ПРАКТИЧЕСКИЕ, ЛАБОРАТОРНЫЕ,   И Т.Д.)

Тема Биология как наука. Методы научного познания 3 часа

1

1 неделя сентября

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

2

2 неделя сентября

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни

3

3 неделя сентября

Уровни организации и методы познания живой природы

Раздел Клетка 10 ч

Тема История изучения клетки. Клеточная теория1ч.

4

4 неделя сентября

История изучения клетки. Клеточная теория.

Тема Химический состав клетки 4ч

5

1 неделя октября

Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки.

6

2 неделя октября

Органические вещества общая характеристика липидов.

7

3 неделя октября

Органические вещества углеводы белки.

8

4 неделя октября

Органические вещества нуклеиновые кислоты.

Тема Строение эукариотической и прокариотической клетки. 3 ч

9

5неделя октября

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.  

Практическая работа №1« Сравнение клеток растений и животных ( В форме таблицы)  

10

3неделя ноября

Клеточное ядро. Хромосомы, строение и их функции.

ЛР №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».

ЛР№2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

 

11

4неделя ноября

Прокариотическая клетка.

Тема Реализация наследственной информации в клетке 1 час

12

5неделя ноября

Реализация наследственной информации в клетке

Тема Вирусы1ч

13

1 неделя декабря

Неклеточные формы жизни. Вирусы.            

.

Раздел Организм 18

Тема Организм единое целое 1ч

14

2 неделя декабря

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Тема Обмен веществ и превращение энергии 2ч

15

3неделя декабря

Энергетический обмен..

16

4неделя декабря

Пластический обмен фотосинтез

Тема Размножение 4

17

3 неделя января

Деление клетки. Митоз.

18

4неделя января

Размножение: бесполое и половое.

19

5неделя января

Образование половых клеток. Мейоз.

20

1 неделя февраля

Оплодотворение.

Тема Индивидуальное развитие организмов 2ч

21

2 неделя февраля

Индивидуальное развитие организма.

22

3 неделя февраля

Онтогенез человека.

Тема наследственность и изменчивости 7ч.

23

4 неделя февраля

 Закономерности наследственности и изменчивости

24

1 неделя марта

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

ПР№2.Составление простейших схем скрещивания.

25

2 неделя марта

Дигибридное скрещивание.

ПР№3.Решение элементарных генетических задач

26

3 неделя марта

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

27

1неделя апреля

Современное представление о гене и геноме. Генетика пола. Половые хромосомы.

28

2неделя апреля

Закономерности  изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

ПР№4Изучение изменчивости.

29

3 неделя апреля

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека.

ПР №5. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм)

Тема Основы селекции. Биотехнология 2ч

30

4 неделя апреля

Селекция: основные методы и достижения.

 ПР№6 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

31

1неделя мая

Биотехнология достижения и перспективы развития.

Резерв 4 ч

Всего часов 35

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса :

Для учителя

1.Рабочая тетрадь к учебнику Сивоглазова В. И., Агафоновой И. Б., Захарова Е. Т. «Биология. Общая биология. Базовый уровень».

10—11 классы. .   1 и 2 часть .М.: Дрофа,  2010г.  

2.Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы .Богданова Т.Л.Москва «АСТ-ПРЕСС» 2001г.

3.Поурочное планирование   «Общая биология» А.В. Кулев .10 класс. Санкт-Петербург. «Паритет» 2001г.

4. Книга для учителя к учебнику С.Г.Мамонтова, ,В.Б. Захарова, , И.Б. Агафоновой ,  Н.И. Сонина  «Биология. Общие закономерности.

9 класс» М., Дрофа , 2011г.

                                                                                                MULTIMEDIA

1. Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растения. Грибы. Бактерии

2. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Живой организм -2 часть

3. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

4. Общая биология .Клетка. Интерактивное наглядное пособие. Дрофа

5. Общая биология .Эволюция систем органов. Интерактивное наглядное пособие. Дрофа

6. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология общие закономерности» 9класс.

                                                             

Для учащихся:

1. Учебник. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. «Биология. Общая биология. Базовый уровень». 10—11 классы.– М.: Дрофа,  2012.

2.Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс: учебник.- М.: Дрофа.2001г.

3. Учебник Н.И.Сонин «Биология. Живой организм. 6класс» Дрофа, 2016г.

4.В Б Захаров, Сонин Н.И. Биология.  Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.  

5. Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс: учебн. для общеобразовательных. учреждений/ Н.И.Сонин.  – М.: Дрофа, 2018. 6.Зверев А.Т. Экология.7-9 класс: учебник.- М.: ОНИКС 21 век.2002г.

                                                  Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;-Авторской программы по географии  О. А. К...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...