Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
рабочая программа по биологии (7 класс)

Громова Тамара Викторовна

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М.: Дрофа, 2016 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.biologiya.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                              «Средняя общеобразовательная школа №102»

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Протокол №_1___

От «____»_______2019 г.

Руководитель МО

Громова Т.В.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №_1___

От «____»___________2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №102»

___________Т.К. Новоселова

Приказ №___________

От «____»____________2019 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

предметной области «Естественнонаучные предметы»

для 7-х классов

основного общего образования на 2019-2020 учебный год

        

        Составитель:

Громова Тамара Викторовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Барнаул 2019 г

                                                     

                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • Основная образовательная программа ООО МБОУ «СОШ №102», утвержденная приказом № 254 от 13.10.2019 г.
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №102»
  • Годового календарного графика МБОУ «СОШ №102» на 2019-2020 учебный год
  • Учебного плана МБОУ «СОШ №102» на 2019-2020 учебный год
  • «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М.: Дрофа, 2016 г.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения

биологии. Рабочая программа по биологии адресована обучающимся 7 класса, возраст которых

составляет 13-14 лет.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

    Предмет «Биология» относится к предметной области «Естественно-научные предметы». Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель). Реализация программы 1 год (2019-2020 уч.  год).

Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем  конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. В программу включены все работы, отмеченные знаком *, рекомендованные для обязательного выполнения и три лабораторных работы дополнительно.  Лабораторных работ 18.

     

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: изменений нет.

Программа ориентирована на использование   следующего УМК:

      1.Авторская программа к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. В.Б. Захарова  «Многообразие живых организмов. 7 класс».   Дрофа, 2016

    2. В Б Захаров, Сонин Н.И. Биология.  Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.  

     3.Марина А,В., Сивоглазов В.И. Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс; методическое пособие к учебнику В.Б.Захаров ,Н.И. Сонин М.: Дрофа, 2015

Изучение биологии на базовом  уровне  направлено  на  достижение  следующих  целей:

в 7 классе учащиеся получат углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации;

знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

     

Основные технологии, методы, формы обучения.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

1.  Здоровьесберегающие

2.  Проблемного обучения

3.  Игровые        

4.  Информационно-коммуникационные

5.  Развивающего обучения

6.  Проектные

7. Дифференцированного обучения

8.  Составления алгоритма выполнения задания

9. Развития навыков самопроверки самоконтроля

10. ИКТ-технологии

     

                                             Методы организации учебного процесса

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 

- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы: лабораторные и практические работы.

Формы обучения

Диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Формы текущего контроля: индивидуальный, групповая работа, фронтальный.

Методы контроля: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль (лабораторная работа, практическая работа)

содержание программы

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства  живого. Экосистемы. Биосфера-глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч.Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1  Царство Прокариоты (3часа)

Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. (3часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства. Настоящие бактерии)

Демонстрация: строение клеток различных прокариот.

Лабораторные  и практические работы:

 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

.Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 2. Царство грибы (4 часов)

Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация: схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные  и практические работы:

Строение плесневого гриба мукора.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2 Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация: схема строения лишайников. Различные представители лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Растений (16 часов)

Тема 3.1 Общая характеристика растений (2часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация: Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2 Низшие растения (2часа)    

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация: Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные  и практические работы:

Изучение внешнего строение водорослей.

Тема 3.3 Высшие споровые растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.  Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация: схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротниковидных.

Лабораторные  и практические работы:

Изучение внешнего строения мха.

Изучение внешнего строения папоротника.  

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенных голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

 Демонстрация: Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Лабораторные  и практические работы:

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5 Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация: схема строения цветкового растения; строение цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные  и практические работы:

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений в биосфере;

— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 4. Царство Животные  (38 часов)

Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляция. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация: распределение животных и растений по планете: биографические области.

Лабораторные  и практические работы:

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых

Тип Споровики; споровики – паразиты человека и животных. Особенности организации представителей Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация: схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные  и практические работы:

Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные  (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация: типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4 Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■ Демонстрация: схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные  и практические работы:

Изучение плакатов и таблиц, отражающих под регенерации у гидры.

Тема 4.5 Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■ Демонстрация: схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные  и практические работы:

Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6 Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

■ Демонстрация: схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные  и практические работы:

Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

■ Демонстрация: схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.

Лабораторные  и практические работы:

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8 Тип Моллюски. (2часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация: Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные  и практические работы:

Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9 Тип Членистоногие  (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.  Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация: схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы             Лабораторные  и практические работы:

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

— общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.10 Тип Иглокожие (1час) (тема изучается на усмотрение учителя за счет резервного времени)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.   Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация: схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11 Тип Хордовые.  Подтип Бесчерепные (1час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■ Демонстрация: схема строения ланцетника.Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб.  Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленность к среде обитания.  Экологическое и хозяйственное значение рыб.

 ■ Демонстрация: многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторные  и практические работы:

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13 Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

■ Демонстрация

Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторные  и практические работы:

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие пресмыкающиеся.

■ Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Лабораторные  и практические работы:

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация

Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторные  и практические работы:

Особенности внешнего строение птиц в связи с образом жизни.

Тема 4.16 Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

  ■ Демонстрация: схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные  и практические работы:

Изучение строения млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение систематического положения и значения в жизни человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— давать характеристику методам изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий

Раздел 5 Вирусы (2 часа)

Тема5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

■ Демонстрация

 Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействие вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

— пути проникновения вирусов в организм;

— этапы взаимодействия вируса и клетки;

— меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Заключение (1час)

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среду и здоровья человека.

Личностные результаты обучения

— развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук

Резервное время  (3 часа)

 

      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Разделы  темы

Кол-во часов

1

Введение

2

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1 Многообразие. Особенности строения и происхождения прокариотических организмов

3

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1 Общая характеристика грибов

Тема 2.2 Лишайники

4

Раздел 3. Царство Растений

16ч

Тема 3.1 Общая характеристика растений 

Тема 3.2 Низшие растения  

Тема 3.3 Высшие споровые растения

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения

Тема 3.5 Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

5

Раздел 4. Царство Животные  

38ч

Тема 4.1 Общая характеристика животных

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные  

Тема 4.4 Тип Кишечнополостные

Тема 4.5 Тип Плоские черви

Тема 4.6 Тип Круглые черви

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви

Тема 4.8 Тип Моллюски

Тема 4.9 Тип Членистоногие  

Тема 4.10 Тип Иглокожие

Тема 4.11 Тип Хордовые.  Подтип Бесчерепные

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы

Тема 4.13 Класс Земноводные

Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся

Тема 4.15 Класс Птицы

Тема 4.16 Класс Млекопитающие

6

Раздел 5 Вирусы

Тема5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов

7

Заключение

8

Резервное время

Итого

70ч

        

                                                                       Тематическое поурочное планирование по биологии

7 класс (70часов, 2 раза в неделю)

№ урока п/п

Сроки

Тема урока и тип урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся, оборудование

Введение

3

1(1)

1 неделя сентября

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого

1

Определяют и анализируют понятия: «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Таблица Уровни организации и свойства живого

2(2)

1 неделя сентября

Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания

1

Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и  изменяющихся условиях существования.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. Многообразие живых организмов», дрофа

3(3)

2 неделя сентября

Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организма

1

Определяют понятия: «царства», «грибы», «растения» и «животные». Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению.

Раздел 1. Царство Прокариоты

3

4(1)

2 неделя сентября

Происхождение и эволюция бактерий

1

Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляя ее со структурными особенностями организации бактерий.

Интерактивное наглядное пособие «Биология ,неклеточные формы жизни. Бактерии.»

5(2)

3  неделя сентября

Особенности строения бактериальной клетки. Лабораторная работа № 1 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

1

Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии», «бактерии-деструкторы», «болезнетворные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии». Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека.

 Интерактивное наглядное пособие «Биология ,неклеточные формы жизни. Бактерии. Микропрепараты «Бактерии», микроскопы

6(3)

3  неделя сентября

Экологическая роль и медицинское значение.

1

Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов». Выполняют зарисовку форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот».

Интерактивное наглядное пособие «Биология ,неклеточные формы жизни. Бактерии.»

Раздел 2. Царство грибов

4

Тема 2.1 Общая характеристика грибов

3

7(1)

4  неделя сентября

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов.

1

Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделения о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп

8(2)

4  неделя сентября

Основные черты организации многоклеточных грибов. Лабораторная работа №2. Строение плесневого гриба мукора

1

Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты» (головня, спорынья и др).

Интерактивное наглядное пособие «Биология , « Строение высших и низших растений», Микроскоп, микропрепараты мукора и дрожжей

9(3)

1 неделя октября

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Л.р №3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

1

Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора и дрожжевых грибов. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах).

Муляжи съедобных и ядовитых грибов и таблицы

Тема 2.2. Лишайники

1

10(4)

1 неделя октября

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников.

1

Характеризуют современные представления о происхождении лишайников, их строении и значение в природе и жизни человека.

Интерактивное наглядное пособие «Биология Растительные сообщества. Гербарные экземпляры лишайники

Раздел 3. Царство растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

16

2

11(1)

2  неделя октября

Растительный организм как целостная система.

1

Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенности растений.

Интерактивное наглядное пособие «Биология .Строение и жизнедеятельность организма ратения.

12(2)

2  неделя октября

Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты.

.

1

Определяют понятия: «фотосинтез» , «пигменты», «систематика растений», «низшие» и « высшие» растения. Дают характеристику основных этапов развития растений. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению.

Таблица Фотосинтез.

Тема 3.2. Низшие растения

2

13(1)

3  неделя октября

Водоросли как древнейшая группа растений. Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения водорослей.

1

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходства и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и в жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные  программой (работа в малых группах),

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, микропрепараты водорослей

14(2)

3  неделя октября

Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли.

1

Составляют краткий конспект текста урока. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности.

Гербарии водоросли.

Тема 3.3. Высшие споровые растения

4

15(1)

4  неделя октября

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Лабораторная работа №5.  Изучение внешнего строения мхов.

1

Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, лупа, мхи кукушкин лён и сфагнум, микропрепараты мхов

16(2)

4 неделя октября

Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных.

Гербарии Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные.

17(3)

1 неделя ноября

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах

1

Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротниковых в природе и жизни человека.

Гербарии Отдел Хвощевидные.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение высших и низших растений.

18(4)

1 неделя ноября

Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения папоротника

1

Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работы малых группах). Составляют план- конспект по темам: "хвощевидные", "плауновидные" И  "строение, многообразие и экологическая роль папоротников".

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, гербарии папоротников, лупа

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

19(1)

2 неделя ноября

Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Лабораторная работа №7. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

1

Получают представление о современных взглядах ученых на возникновения семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений. отмечая прогрессивные черты. сопровождавшие их появление.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, гербарии голосеменных растений, лупа

20(2)

2  неделя ноября

Многообразие, распространенных голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

1

Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации ,предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение высших и низших растений».

Тема 3.5. Отдел покрытосеменные

6

21(1)

3 неделя ноября

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений.

Лабораторная работа №8 Изучение строения покрытосеменных растений.

1

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений

22(2)

3 неделя ноября

Класс Однодольные

1

Дают общую характеристику покрытосеменных растений ,отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп

Гербарии покрытосеменных растений, лупа, муляжи цветов

23(3)

4 неделя ноября

Класс Двудольные

1

Описывают представителей покрытосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение высших и низших растений». гербарии№1,2,3,3,4,5,

24(4)

4 неделя ноября

Класс Двудольные.

1

Составляют таблицу: "сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных растений".

Комплект "Биологическая лаборатория»

25(5)

1 неделя декабря

Многообразие, распространенность цветковых.

Лабораторная работа №9.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

1

Зарисовывают в тетради схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Муляжи цветов. Набор гербарии№1,2,3,3,4,5,

26(6)

1 неделя декабря

Многообразие, распространенность цветковых .

1

Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока.

Интерактивное наглядное пособие «Биология Систематика и жизненные циклы растений»

Раздел 4. Царство Животные

38

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

27(1)

2  неделя декабря

Общая характеристика животных.

1

Характеризуют животные организмы как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые  группы животных и их потомков. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализирует роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Беспозвоночные животные

Тема 4.2.Подцарство Одноклеточные

2

28(1)

2 неделя декабря

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа №10 «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории инфузории туфельки». 

1

Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Дает развернутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп

Микропрепараты «Инфузории»

29(2)

3 неделя декабря

Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

1

Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают споровиков, вызывающих заболевания у человека. Отмечают меры профилактики малярии и  других заболеваний, вызываемых споровиками. Выполняют практическую работу "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки"

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

30(1)

3  неделя декабря

Общая характеристика многоклеточных животных.

1

Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов.  Составляют краткий конспект учебника. Готовятся к устному выступлению.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

Тема 4.4.Тип Кишечнополостные

3

31(1)

4 неделя декабря

Особенности организации кишечнополостных.

1

Характеризуют особенности организации жизнедеятельности кишечнополостных. Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

32(2)

4  неделя декабря

Бесполое и половое размножение.

1

Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

33(3)

2 неделя января

Многообразие и распространение кишечнополостных.

1

Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, иллюстрирующих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малой группе). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

34(1)

2 неделя января

Особенности организации плоских червей.

1

Дают общую характеристику типа плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей ленточных червей. Приобретают представления о паразитизме как о форме взаимоотношения организмов в жизненном цикле паразитов.

Таблицы Тип Плоские черви. Многообразие паразитических червей.

35(2)

3  неделя января

Многообразие плоских червей-паразитов

1

Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печеночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасного для заражения человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению и презентации: "плоские черви- паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний."

Таблицы Тип Плоские черви. Многообразие паразитических червей.

Тема 4.6.Тип Круглые черви

1

36(1)

3  неделя января

Особенности организации круглых червей.

1

Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере аскариды человеческой. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободно живущих круглых червей,оценивая их роль в биоценозах. Составляют краткий конспект урока.

Таблицы Тип Круглые черви. Многообразие паразитических червей.

Комплект карточек "Циклы развития паразитических червей".

Тема 4.7.Тип Кольчатые черви

3

37(1)

4  неделя января

Особенности организации кольчатых червей. Лабораторная работа №11 «Внешнее строение дождевого червя».

1

Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Приводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в таблицу.

Таблица Тип Кольчатые черви. Дождевой червь.

Микропрепараты «срез дождевого червя» Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп

38(2)

4  неделя января

Многообразие кольчатых червей: Классы Многощетинковые и Малощетинковые.

.

1

Оценивают значение возникновения вторичной полости тела-целома. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты многощетинковых, малощетинковых червей и пиявок.

ТаблицаТип Кольчатые черви. Дождевой червь.

39(3)

1 неделя февраля

Значение кольчатых червей в биоценозах.

1

Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах,а также медицинское значение пиявок. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

40(1)

1  неделя февраля

Особенности организации моллюсков; Лабораторная работа №12  Внешнее строение моллюсков.

1

Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновения. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, схемы строения моллюсков, раковины моллюсков, лупа

41(2)

2 неделя февраля

Многообразие моллюсков; их значение в биоценозах и жизни человека

1

Характеризуют систему моллюсков. Объясняют значение биоценозов, и значение для человека. Выполняют практическую работу: "Внешнее строение моллюсков". Составляет краткий конспект урока.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

42(1)

3  неделя февраля

Происхождение и особенности организации членистоногих. Лабораторная работа №13 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

1

Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отличают зависимые черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение.

Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, коллекция «Членистоногие», лупа

43(2)

3 неделя февраля

Класс Ракообразные.

.

1

Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих. результаты заносят в таблицу.

Таблица «Тип Членистоногие».

44(3)

4  неделя февраля

Многообразие и значение ракообразных в биоценозах

1

Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение. Дают общую характеристику класса ракообразных. Анализирует особенности организации  речного рака. Характеризуют  систематику ракообразных и их разнообразие.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

45(4)

4  неделя февраля

Класс Паукообразные.

1

Дают общую характеристику класса Паукообразные. Анализируют особенности организации паука-крестовика, характеризуют разнообразие паукообразных, распознают представителей класса пауков и скорпионов. Определяют экологическую роль и медицинское значение паукообразных.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

46(5)

1 неделя марта

Многообразие и значение паукообразных в биоценозах

1

Дают общую характеристику класса Насекомые. Анализирует особенности организации тараканов, различают типы развития насекомых.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

47(6)

1 неделя марта

Класс Насекомые. Многообразие насекомых.

1

Характеризуют систематику насекомых и их разнообразие. Сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых, приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

48(7)

2 неделя марта

Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Разнообразие и роль членистоногих в природе.

1

Описывают представителей класса Многоножки. Приводят примеры представителей, Выполняют практические работы предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока    готовят презентацию.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

Комплект карточек "Среда обитания живых организмов и насекомых".                

Тема 4.10. Тип Иглокожие.

1

49(1)

2 неделя марта

Общая характеристика типа. Многообразие и экологическое значение.

1

Дают общую характеристику типа. Проводится сравнительный анализ.  Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.»

Тема 4.11.  Тип хордовые . Подтип Бесчерепные

1

50(1)

3 неделя марта

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных.

1

Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводится сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих. Результаты заносят в таблицу. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока.

Интерактивное наглядное пособие «Биология .Позвоночные животные».

Тема 4.12 Подтип позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы

2

51(1)

3  неделя марта

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Лабораторная работа №14. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. 

1

Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса рыб. Отмечают прогрессивные черты организации рыб ,сопровождавшие их возникновение. Характеризуют с тематику и  многообразие рыб. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб.

Интерактивное наглядное пособие «Биология . Позвоночные животные»,

 таблица «Класс рыбы»

52(2)

4  неделя марта

Многообразие видов и черты приспособленность к среде обитания.  

1

Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Выполняют практическую работу: «Особенности внешнего строения рыб, связанные с образом жизни». Составляют краткий конспект урока.

Интерактивное наглядное пособие «Биология .Позвоночные животные».

Тема 4.13 Класс Земноводные  

2

53(1)

4 неделя марта

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Лабораторная работа №15. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

.

1

Дают общую характеристику класса Земноводных на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб. Проводят сравнительный анализ организации и Рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу, характеризуя систематику и их происхождение.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные».

Таблица «Класс земноводные».

54(2)

1 неделя апреля

Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки.

1

Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий . Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности околоводной среде обитания. Выполняют практическую работу, обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект, готовят презентацию: «Древние земноводные. Выход на сушу».

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные».

Тема 4.14 Класс Пресмыкающихся

2

55(1)

1 неделя апреля

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных

1

Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий, результаты записывают в таблицу. Описывают строение, особенности жизнедеятельности.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные».

Таблицы пресмыкающиеся.

56(2)

2 неделя апреля

Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах.

1

Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи, ящерицы) крокодилы и черепахи, а также приспособленные особенности к разнообразным средам обитания. Выполняют практическую работу, обсуждают  демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентацию: «Древние рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше».

Интерактивное наглядное пособие «Биология . Позвоночные животные».

Таблицы пресмыкающиеся.

Тема 4.15 Класс Птицы  

4

57(1)

2 неделя апреля

Класс Птицы: особенности строения,

жизнедеятельности.

 Лабораторная работа №16. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

1

Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации группы, сопровождавшие их возникновения.

Таблица Тип Хордовые. Класс Птицы.

58(2)

3 неделя апреля

Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц.

1

Проводят сравнительный анализ организаций рептилий и  птиц. Результаты заносят в таблицу, отмечают приспособления птиц к полету.

Талица Птицы. Интерактивное наглядное пособие «Биология .Позвоночные животные».

59(3)

3 неделя апреля

Охрана и привлечение птиц; домашние птицы.

1

Характеризуют систематику птиц ,их происхождение. Описывают строение, особенности жизнедеятельности, характеризуют многообразие представителей класса.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные».

60(4)

4  неделя апреля

Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

1

Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации ,предусмотренной программой. Составляют краткий конспект урока.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные».

Тема 4.16 Класс Млекопитающие  

4

61(1)

4  неделя апреля

Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные

1

Дают общую характеристику классу Млекопитающие. Отличают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу.

Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные».

62(2)

1 неделя мая

Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки Лабораторная работа№17. Изучение строения млекопитающих.

1

Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие млекопитающих, Описывают основные отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны , зайцеобразные, хищные, ластоногие ,китообразные и другие. Приводят примеры представителей групп.

Таблица « Класс Млекопитающие». Скелет кролика

63(3)

1 неделя мая

Основные отряды плацентарных млекопитающих.

1

Оценивают экологическое народнохозяйственное значение млекопитающих, объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных наносящих вред человеку,выполняют практическую работу.

Таблица « Класс Млекопитающие». Скелет кролика

64(4)

2 неделя мая

Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека  

Л. р.  №18 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека».

1

 Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект и презентацию: «Древние млекопитающие».

Таблица

1.Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

Раздел 5. Вирусы

2

65(1)

2 неделя мая

Общая характеристика вирусов.

1

Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, запоминают историю их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология.Многообразие живых организмов», дрофа

66(2)

3 неделя мая

Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека

1

Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания человека. Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний. Запоминают гипотезы возникновения вирусов. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. Многообразие живых организмов», дрофа

67

3 неделя мая

Заключение.

1

Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах).

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. Многообразие живых организмов», дрофа

68-70

Резерв

3

                                            Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

        

 Для учителя:

  1.В. Б. Захаров Н.И Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. Дрофа, Москва 2017 г.

2.Рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» «Дрофа» М. 2017  г.

3.Н. Б. Огородова, Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ 2016г.

4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс : учебник.- М.:.2001г

5.Латюшин В.В.Шапкин В.А.Биология. Животные.7класс: учебник. М.: Дрофа

6.Цифровые образовательные ресурсы: мультимедиа, компьютер.

                                                                                                MULTIMEDIA

1. Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растения. Грибы. Бактерии

2. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Живой организм -2 часть

3. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

Для учащихся:

1. В. Б. Захаров Н.И Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. Дрофа, Москва 2017 2..Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс: учебник.- М.: Дрофа.2001г.

3..В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные. 7 класс : рабочая тетрадь.- М.: Дрофа.2010г

4..В.В.Шапкин В.А.Биология. Животные.7класс: учебник. М.: Дрофа

5.Зверев А.Т. Экология.7-9 класс: учебник.- М.: ОНИКС 21 век.2002г.

                                                         

                                                                         Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;-Авторской программы по географии  О. А. К...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...