Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М.: Дрофа, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.biologiya.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
предметной области «Естественнонаучные предметы»
для 7-х классов
основного общего образования на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Барнаул 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Основная образовательная программа ООО МБОУ «СОШ №102», утвержденная приказом № 254 от 13.10.2019 г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №102»
- Годового календарного графика МБОУ «СОШ №102» на 2019-2020 учебный год
- Учебного плана МБОУ «СОШ №102» на 2019-2020 учебный год
- «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М.: Дрофа, 2016 г.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения
биологии. Рабочая программа по биологии адресована обучающимся 7 класса, возраст которых
составляет 13-14 лет.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Предмет «Биология» относится к предметной области «Естественно-научные предметы». Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель). Реализация программы 1 год (2019-2020 уч. год).
Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. В программу включены все работы, отмеченные знаком *, рекомендованные для обязательного выполнения и три лабораторных работы дополнительно. Лабораторных работ 18.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: изменений нет.
Программа ориентирована на использование следующего УМК:
1.Авторская программа к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов. 7 класс». Дрофа, 2016
2. В Б Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
3.Марина А,В., Сивоглазов В.И. Биология. Многообразие живых организмов . 7 класс; методическое пособие к учебнику В.Б.Захаров ,Н.И. Сонин М.: Дрофа, 2015
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
в 7 классе учащиеся получат углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации;
знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.
Основные технологии, методы, формы обучения.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Дифференцированного обучения
8. Составления алгоритма выполнения задания
9. Развития навыков самопроверки самоконтроля
10. ИКТ-технологии
Методы организации учебного процесса
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы: лабораторные и практические работы.
Формы обучения
Диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Формы текущего контроля: индивидуальный, групповая работа, фронтальный.
Методы контроля: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль (лабораторная работа, практическая работа)
содержание программы
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера-глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч.Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1 Царство Прокариоты (3часа)
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. (3часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства. Настоящие бактерии)
■ Демонстрация: строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы:
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
.Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство грибы (4 часов)
Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
■ Демонстрация: схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы:
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
■Демонстрация: схема строения лишайников. Различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растений (16 часов)
Тема 3.1 Общая характеристика растений (2часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■Демонстрация: Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2 Низшие растения (2часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
■ Демонстрация: Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы:
Изучение внешнего строение водорослей.
Тема 3.3 Высшие споровые растения (4 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
■ Демонстрация: схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротниковидных.
Лабораторные и практические работы:
Изучение внешнего строения мха.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенных голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
■ Демонстрация: Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Тема 3.5 Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация: схема строения цветкового растения; строение цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (38 часов)
Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляция. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
■ Демонстрация: распределение животных и растений по планете: биографические области.
Лабораторные и практические работы:
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых
Тип Споровики; споровики – паразиты человека и животных. Особенности организации представителей Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
■ Демонстрация: схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы:
Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация: типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация: схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы:
Изучение плакатов и таблиц, отражающих под регенерации у гидры.
Тема 4.5 Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация: схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы:
Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6 Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
■ Демонстрация: схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные и практические работы:
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
■ Демонстрация: схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.
Лабораторные и практические работы:
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8 Тип Моллюски. (2часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация: Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы:
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
■ Демонстрация: схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы Лабораторные и практические работы:
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1час) (тема изучается на усмотрение учителя за счет резервного времени)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация: схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация: схема строения ланцетника.Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленность к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
■ Демонстрация: многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторные и практические работы:
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 4.13 Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
■ Демонстрация
Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы:
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие пресмыкающиеся.
■ Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы:
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация
Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы:
Особенности внешнего строение птиц в связи с образом жизни.
Тема 4.16 Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
■ Демонстрация: схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения млекопитающих.
Распознавание животных своей местности, определение систематического положения и значения в жизни человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий
Раздел 5 Вирусы (2 часа)
Тема5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
■ Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействие вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Заключение (1час)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среду и здоровья человека.
Личностные результаты обучения
— развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук
Резервное время (3 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 3ч |
2 | Раздел 1. Царство Прокариоты | 3ч |
Тема 1.1 Многообразие. Особенности строения и происхождения прокариотических организмов | 3ч | |
3 | Раздел 2. Царство Грибы | 4ч |
Тема 2.1 Общая характеристика грибов | 3ч | |
Тема 2.2 Лишайники | 1ч | |
4 | Раздел 3. Царство Растений | 16ч |
Тема 3.1 Общая характеристика растений | 2ч | |
Тема 3.2 Низшие растения | 2ч | |
Тема 3.3 Высшие споровые растения | 4ч | |
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения | 2ч | |
Тема 3.5 Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6ч | |
5 | Раздел 4. Царство Животные | 38ч |
Тема 4.1 Общая характеристика животных | 1ч | |
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные | 2ч | |
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные | 1ч | |
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные | 3ч | |
Тема 4.5 Тип Плоские черви | 2ч | |
Тема 4.6 Тип Круглые черви | 1ч | |
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви | 3ч | |
Тема 4.8 Тип Моллюски | 2ч | |
Тема 4.9 Тип Членистоногие | 7ч | |
Тема 4.10 Тип Иглокожие | 1ч | |
Тема 4.11 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1ч | |
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы | 2ч | |
Тема 4.13 Класс Земноводные | 2ч | |
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся | 2ч | |
Тема 4.15 Класс Птицы | 4ч | |
Тема 4.16 Класс Млекопитающие | 4ч | |
6 | Раздел 5 Вирусы | 2ч |
Тема5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов | 2ч | |
7 | Заключение | 1ч |
8 | Резервное время | 3ч |
Итого | 70ч |
Тематическое поурочное планирование по биологии
7 класс (70часов, 2 раза в неделю)
№ урока п/п | Сроки | Тема урока и тип урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся, оборудование | |
Введение | 3 | ||||
1(1) | 1 неделя сентября | Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого | 1 | Определяют и анализируют понятия: «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | Таблица Уровни организации и свойства живого |
2(2) | 1 неделя сентября | Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания | 1 | Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. Многообразие живых организмов», дрофа |
3(3) | 2 неделя сентября | Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организма | 1 | Определяют понятия: «царства», «грибы», «растения» и «животные». Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению. | |
Раздел 1. Царство Прокариоты | 3 | ||||
4(1) | 2 неделя сентября | Происхождение и эволюция бактерий | 1 | Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляя ее со структурными особенностями организации бактерий. | Интерактивное наглядное пособие «Биология ,неклеточные формы жизни. Бактерии.» |
5(2) | 3 неделя сентября | Особенности строения бактериальной клетки. Лабораторная работа № 1 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки. | 1 | Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии», «бактерии-деструкторы», «болезнетворные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии». Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. | Интерактивное наглядное пособие «Биология ,неклеточные формы жизни. Бактерии. Микропрепараты «Бактерии», микроскопы |
6(3) | 3 неделя сентября | Экологическая роль и медицинское значение. | 1 | Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов». Выполняют зарисовку форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот». | Интерактивное наглядное пособие «Биология ,неклеточные формы жизни. Бактерии.» |
Раздел 2. Царство грибов | 4 | ||||
Тема 2.1 Общая характеристика грибов | 3 | ||||
7(1) | 4 неделя сентября | Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. | 1 | Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделения о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп |
8(2) | 4 неделя сентября | Основные черты организации многоклеточных грибов. Лабораторная работа №2. Строение плесневого гриба мукора | 1 | Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты» (головня, спорынья и др). | Интерактивное наглядное пособие «Биология , « Строение высших и низших растений», Микроскоп, микропрепараты мукора и дрожжей |
9(3) | 1 неделя октября | Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Л.р №3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | 1 | Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора и дрожжевых грибов. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). | Муляжи съедобных и ядовитых грибов и таблицы |
Тема 2.2. Лишайники | 1 | ||||
10(4) | 1 неделя октября | Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. | 1 | Характеризуют современные представления о происхождении лишайников, их строении и значение в природе и жизни человека. | Интерактивное наглядное пособие «Биология Растительные сообщества. Гербарные экземпляры лишайники |
Раздел 3. Царство растения Тема 3.1. Общая характеристика растений | 16 2 | ||||
11(1) | 2 неделя октября | Растительный организм как целостная система. | 1 | Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенности растений. | Интерактивное наглядное пособие «Биология .Строение и жизнедеятельность организма ратения. |
12(2) | 2 неделя октября | Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. . | 1 | Определяют понятия: «фотосинтез» , «пигменты», «систематика растений», «низшие» и « высшие» растения. Дают характеристику основных этапов развития растений. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению. | Таблица Фотосинтез. |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 | ||||
13(1) | 3 неделя октября | Водоросли как древнейшая группа растений. Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения водорослей. | 1 | Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходства и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и в жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах), | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, микропрепараты водорослей |
14(2) | 3 неделя октября | Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. | 1 | Составляют краткий конспект текста урока. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности. | Гербарии водоросли. |
Тема 3.3. Высшие споровые растения | 4 | ||||
15(1) | 4 неделя октября | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Лабораторная работа №5. Изучение внешнего строения мхов. | 1 | Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, лупа, мхи кукушкин лён и сфагнум, микропрепараты мхов |
16(2) | 4 неделя октября | Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. | Гербарии Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. |
17(3) | 1 неделя ноября | Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах | 1 | Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротниковых в природе и жизни человека. | Гербарии Отдел Хвощевидные. Интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение высших и низших растений. |
18(4) | 1 неделя ноября | Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения папоротника | 1 | Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работы малых группах). Составляют план- конспект по темам: "хвощевидные", "плауновидные" И "строение, многообразие и экологическая роль папоротников". | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, гербарии папоротников, лупа |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 2 | ||||
19(1) | 2 неделя ноября | Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Лабораторная работа №7. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. | 1 | Получают представление о современных взглядах ученых на возникновения семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений. отмечая прогрессивные черты. сопровождавшие их появление. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, гербарии голосеменных растений, лупа |
20(2) | 2 неделя ноября | Многообразие, распространенных голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. | 1 | Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации ,предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение высших и низших растений». |
Тема 3.5. Отдел покрытосеменные | 6 | ||||
21(1) | 3 неделя ноября | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Лабораторная работа №8 Изучение строения покрытосеменных растений. | 1 | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений | |
22(2) | 3 неделя ноября | Класс Однодольные | 1 | Дают общую характеристику покрытосеменных растений ,отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп Гербарии покрытосеменных растений, лупа, муляжи цветов |
23(3) | 4 неделя ноября | Класс Двудольные | 1 | Описывают представителей покрытосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение высших и низших растений». гербарии№1,2,3,3,4,5, |
24(4) | 4 неделя ноября | Класс Двудольные. | 1 | Составляют таблицу: "сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных растений". | Комплект "Биологическая лаборатория» |
25(5) | 1 неделя декабря | Многообразие, распространенность цветковых. Лабораторная работа №9.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. | 1 | Зарисовывают в тетради схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | Муляжи цветов. Набор гербарии№1,2,3,3,4,5, |
26(6) | 1 неделя декабря | Многообразие, распространенность цветковых . | 1 | Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. | Интерактивное наглядное пособие «Биология Систематика и жизненные циклы растений» |
Раздел 4. Царство Животные | 38 | ||||
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 | ||||
27(1) | 2 неделя декабря | Общая характеристика животных. | 1 | Характеризуют животные организмы как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализирует роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Беспозвоночные животные |
Тема 4.2.Подцарство Одноклеточные | 2 | ||||
28(1) | 2 неделя декабря | Общая характеристика простейших. Лабораторная работа №10 «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории инфузории туфельки». | 1 | Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Дает развернутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп Микропрепараты «Инфузории» |
29(2) | 3 неделя декабря | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 1 | Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают споровиков, вызывающих заболевания у человека. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Выполняют практическую работу "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки" | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 | ||||
30(1) | 3 неделя декабря | Общая характеристика многоклеточных животных. | 1 | Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Составляют краткий конспект учебника. Готовятся к устному выступлению. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
Тема 4.4.Тип Кишечнополостные | 3 | ||||
31(1) | 4 неделя декабря | Особенности организации кишечнополостных. | 1 | Характеризуют особенности организации жизнедеятельности кишечнополостных. Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
32(2) | 4 неделя декабря | Бесполое и половое размножение. | 1 | Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
33(3) | 2 неделя января | Многообразие и распространение кишечнополостных. | 1 | Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, иллюстрирующих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малой группе). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 | ||||
34(1) | 2 неделя января | Особенности организации плоских червей. | 1 | Дают общую характеристику типа плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей ленточных червей. Приобретают представления о паразитизме как о форме взаимоотношения организмов в жизненном цикле паразитов. | Таблицы Тип Плоские черви. Многообразие паразитических червей. |
35(2) | 3 неделя января | Многообразие плоских червей-паразитов | 1 | Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печеночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасного для заражения человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению и презентации: "плоские черви- паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний." | Таблицы Тип Плоские черви. Многообразие паразитических червей. |
Тема 4.6.Тип Круглые черви | 1 | ||||
36(1) | 3 неделя января | Особенности организации круглых червей. | 1 | Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере аскариды человеческой. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободно живущих круглых червей,оценивая их роль в биоценозах. Составляют краткий конспект урока. | Таблицы Тип Круглые черви. Многообразие паразитических червей. Комплект карточек "Циклы развития паразитических червей". |
Тема 4.7.Тип Кольчатые черви | 3 | ||||
37(1) | 4 неделя января | Особенности организации кольчатых червей. Лабораторная работа №11 «Внешнее строение дождевого червя». | 1 | Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Приводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в таблицу. | Таблица Тип Кольчатые черви. Дождевой червь. Микропрепараты «срез дождевого червя» Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп |
38(2) | 4 неделя января | Многообразие кольчатых червей: Классы Многощетинковые и Малощетинковые. . | 1 | Оценивают значение возникновения вторичной полости тела-целома. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты многощетинковых, малощетинковых червей и пиявок. | ТаблицаТип Кольчатые черви. Дождевой червь. |
39(3) | 1 неделя февраля | Значение кольчатых червей в биоценозах. | 1 | Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах,а также медицинское значение пиявок. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | ||||
40(1) | 1 неделя февраля | Особенности организации моллюсков; Лабораторная работа №12 Внешнее строение моллюсков. | 1 | Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновения. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, схемы строения моллюсков, раковины моллюсков, лупа |
41(2) | 2 неделя февраля | Многообразие моллюсков; их значение в биоценозах и жизни человека | 1 | Характеризуют систему моллюсков. Объясняют значение биоценозов, и значение для человека. Выполняют практическую работу: "Внешнее строение моллюсков". Составляет краткий конспект урока. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 | ||||
42(1) | 3 неделя февраля | Происхождение и особенности организации членистоногих. Лабораторная работа №13 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. | 1 | Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отличают зависимые черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. | Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп, коллекция «Членистоногие», лупа |
43(2) | 3 неделя февраля | Класс Ракообразные. . | 1 | Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих. результаты заносят в таблицу. | Таблица «Тип Членистоногие». |
44(3) | 4 неделя февраля | Многообразие и значение ракообразных в биоценозах | 1 | Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение. Дают общую характеристику класса ракообразных. Анализирует особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных и их разнообразие. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть |
45(4) | 4 неделя февраля | Класс Паукообразные. | 1 | Дают общую характеристику класса Паукообразные. Анализируют особенности организации паука-крестовика, характеризуют разнообразие паукообразных, распознают представителей класса пауков и скорпионов. Определяют экологическую роль и медицинское значение паукообразных. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть |
46(5) | 1 неделя марта | Многообразие и значение паукообразных в биоценозах | 1 | Дают общую характеристику класса Насекомые. Анализирует особенности организации тараканов, различают типы развития насекомых. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
47(6) | 1 неделя марта | Класс Насекомые. Многообразие насекомых. | 1 | Характеризуют систематику насекомых и их разнообразие. Сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых, приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
48(7) | 2 неделя марта | Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Разнообразие и роль членистоногих в природе. | 1 | Описывают представителей класса Многоножки. Приводят примеры представителей, Выполняют практические работы предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока готовят презентацию. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» Комплект карточек "Среда обитания живых организмов и насекомых". |
Тема 4.10. Тип Иглокожие. | 1 | ||||
49(1) | 2 неделя марта | Общая характеристика типа. Многообразие и экологическое значение. | 1 | Дают общую характеристику типа. Проводится сравнительный анализ. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология,многообразие живых организмов3ч.» |
Тема 4.11. Тип хордовые . Подтип Бесчерепные | 1 | ||||
50(1) | 3 неделя марта | Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. | 1 | Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводится сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих. Результаты заносят в таблицу. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока. | Интерактивное наглядное пособие «Биология .Позвоночные животные». |
Тема 4.12 Подтип позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы | 2 | ||||
51(1) | 3 неделя марта | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Лабораторная работа №14. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. | 1 | Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса рыб. Отмечают прогрессивные черты организации рыб ,сопровождавшие их возникновение. Характеризуют с тематику и многообразие рыб. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. | Интерактивное наглядное пособие «Биология . Позвоночные животные», таблица «Класс рыбы» |
52(2) | 4 неделя марта | Многообразие видов и черты приспособленность к среде обитания. | 1 | Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Выполняют практическую работу: «Особенности внешнего строения рыб, связанные с образом жизни». Составляют краткий конспект урока. | Интерактивное наглядное пособие «Биология .Позвоночные животные». |
Тема 4.13 Класс Земноводные | 2 | ||||
53(1) | 4 неделя марта | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Лабораторная работа №15. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. . | 1 | Дают общую характеристику класса Земноводных на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб. Проводят сравнительный анализ организации и Рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу, характеризуя систематику и их происхождение. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные». Таблица «Класс земноводные». |
54(2) | 1 неделя апреля | Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. | 1 | Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий . Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности околоводной среде обитания. Выполняют практическую работу, обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект, готовят презентацию: «Древние земноводные. Выход на сушу». | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные». |
Тема 4.14 Класс Пресмыкающихся | 2 | ||||
55(1) | 1 неделя апреля | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных | 1 | Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий, результаты записывают в таблицу. Описывают строение, особенности жизнедеятельности. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные». Таблицы пресмыкающиеся. |
56(2) | 2 неделя апреля | Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. | 1 | Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи, ящерицы) крокодилы и черепахи, а также приспособленные особенности к разнообразным средам обитания. Выполняют практическую работу, обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентацию: «Древние рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше». | Интерактивное наглядное пособие «Биология . Позвоночные животные». Таблицы пресмыкающиеся. |
Тема 4.15 Класс Птицы | 4 | ||||
57(1) | 2 неделя апреля | Класс Птицы: особенности строения, жизнедеятельности. Лабораторная работа №16. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. | 1 | Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации группы, сопровождавшие их возникновения. | Таблица Тип Хордовые. Класс Птицы. |
58(2) | 3 неделя апреля | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. | 1 | Проводят сравнительный анализ организаций рептилий и птиц. Результаты заносят в таблицу, отмечают приспособления птиц к полету. | Талица Птицы. Интерактивное наглядное пособие «Биология .Позвоночные животные». |
59(3) | 3 неделя апреля | Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. | 1 | Характеризуют систематику птиц ,их происхождение. Описывают строение, особенности жизнедеятельности, характеризуют многообразие представителей класса. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные». |
60(4) | 4 неделя апреля | Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 1 | Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации ,предусмотренной программой. Составляют краткий конспект урока. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные». |
Тема 4.16 Класс Млекопитающие | 4 | ||||
61(1) | 4 неделя апреля | Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные | 1 | Дают общую характеристику классу Млекопитающие. Отличают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу. | Интерактивное наглядное пособие «Биология. Позвоночные животные». |
62(2) | 1 неделя мая | Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки Лабораторная работа№17. Изучение строения млекопитающих. | 1 | Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие млекопитающих, Описывают основные отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны , зайцеобразные, хищные, ластоногие ,китообразные и другие. Приводят примеры представителей групп. | Таблица « Класс Млекопитающие». Скелет кролика |
63(3) | 1 неделя мая | Основные отряды плацентарных млекопитающих. | 1 | Оценивают экологическое народнохозяйственное значение млекопитающих, объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных наносящих вред человеку,выполняют практическую работу. | Таблица « Класс Млекопитающие». Скелет кролика |
64(4) | 2 неделя мая | Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека Л. р. №18 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | 1 | Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект и презентацию: «Древние млекопитающие». | Таблица 1.Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. |
Раздел 5. Вирусы | 2 | ||||
65(1) | 2 неделя мая | Общая характеристика вирусов. | 1 | Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, запоминают историю их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология.Многообразие живых организмов», дрофа |
66(2) | 3 неделя мая | Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека | 1 | Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания человека. Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний. Запоминают гипотезы возникновения вирусов. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой. Составляют краткий конспект урока. | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. Многообразие живых организмов», дрофа |
67 | 3 неделя мая | Заключение. | 1 | Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология. Многообразие живых организмов», дрофа |
68-70 | Резерв | 3 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Для учителя:
1.В. Б. Захаров Н.И Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. Дрофа, Москва 2017 г.
2.Рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» «Дрофа» М. 2017 г.
3.Н. Б. Огородова, Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ 2016г.
4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс : учебник.- М.:.2001г
5.Латюшин В.В.Шапкин В.А.Биология. Животные.7класс: учебник. М.: Дрофа
6.Цифровые образовательные ресурсы: мультимедиа, компьютер.
MULTIMEDIA
1. Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растения. Грибы. Бактерии
2. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Живой организм -2 часть
3. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть
Для учащихся:
1. В. Б. Захаров Н.И Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. Дрофа, Москва 2017 2..Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс: учебник.- М.: Дрофа.2001г.
3..В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные. 7 класс : рабочая тетрадь.- М.: Дрофа.2010г
4..В.В.Шапкин В.А.Биология. Животные.7класс: учебник. М.: Дрофа
5.Зверев А.Т. Экология.7-9 класс: учебник.- М.: ОНИКС 21 век.2002г.
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования
Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;-Авторской программы по географии О. А. К...
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...