Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М.: Дрофа, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_.biologiya.docx | 84.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
предметной области «Естественно-научные предметы»
для 6-х классов
основного общего образования на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Барнаул 2019 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М.: Дрофа, 2016 г.
Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 6 класса предусматривает 2 час в неделю, всего за год - 70 часов (35 учебных недель). Реализация программы 2019-2020 уч. год
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: изменений нет.
УМК учителя:
1 «Авторская программа к учебник В.Б. Захарова кам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию .6 класс » Дрофа, 2013
2.Учебник Н.И.Сонин «Биология. Живой организм. 6класс» Дрофа, 2016г.
3.Методическое пособие к учебникам Н.И.Сонина, А.А. Плешакова, В.Б.Захарова, С.Г. Мамонтова «Биология .Живой организм». З.А.Томанова, В.И. Сивоглазов. Дрофа 2016г.
Изучение курса «Биология» в 6 классе направлена на достижение следующих целей: в 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.
Основные технологии, методы, формы обучения.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Дифференцированного обучения
8. Составления алгоритма выполнения задания
9. Развития навыков самопроверки самоконтроля
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая, лабораторная работа, программное обучение.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических, лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля: лабораторные и практические работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов), тестовый контроль. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Живой организм. 6 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и свойства
живых организмов
(22 ч)
Тема 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
(3 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК (4 ч)Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы. Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК. КЛЕТКА — ЖИВАЯ СИСТЕМА (4 ч)Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ (1 ч)
Деление — важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.15ДемонстрацияМикропрепарат «Митоз». Микропрепараты хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы Ткани живых организмов.
Тема 1.6. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (36 ч) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка —зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение(околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторные и практические работы Распознавание органов растений и животных
Тема 1.7. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (2 ч)Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро»,«мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромо-сома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист»,«почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— что лежит в основе строения всех живых организмов; строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь: распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных; исследовать строение основных органов растения;
— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: работать с дополнительными источниками информации; давать определения;— работать с биологическими объектами
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов(36 ч)
Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ4 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация. Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (4 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (4 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).Демонстрация Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека» .Лабораторные и практические работы. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2/4 ч)Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Демонстрация .Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (4 ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторные и практические работы. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (4 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян .Демонстрация. Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (4 ч)Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и не-прямое развитие. Демонстрация Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Лабораторные и практические работы. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (2 ч)Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм —биологическая система.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: суть понятий и терминов: «почвенное питание»,«воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение»,«листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система»,«эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование»,«гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост»,«развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;— органы и системы, составляющие организмы растения и животного Учащиеся должны уметь:— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных; объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов; обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов; наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы; исследовать строение отдельных органов организмов; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс); осуществлять поиск дополнительной информации набумажных и электронных носителях;
— работать с текстом параграфа и его компонентами; составлять план ответа; составлять вопросы к тексту, разбивать его на от-дельные смысловые части, делать подзаголовки;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Раздел 3. Организм и среда (4 ч)
Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (2 ч)Влияние факторов неживой природы (температуры влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов .Демонстрация коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 ч)Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация : Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы; характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе; структуру природного сообщества.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:— организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
— составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс); осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; работать с текстом параграфа и его компонентами;— составлять план ответа;
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Личностные результаты обучения Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; развитие навыков обучения;
—формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека;— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Резервное время 8 ч.
Тематическое планирование.
№ п\п | Разделы | Количество часов | Вид занятий (количество часов) |
Лабораторные, практические | |||
1 | Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 22 | 1) Определение состава семян пшеницы. 2) Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). 3) Ткани живых организмов 4) Распознавание органов растений и животных. |
2 | Жизнедеятельность организмов | 36 | 5) Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. 6) Разнообразие опорных систем животных. 8) Перемещение дождевого червя. 9) Вегетативное размножение комнатных растений. 10) Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале). |
3 | Организм и среда | 4 | |
4 | Резервное время | 8 | |
Итог | 70 | 70 |
Тематическое поурочное планирование
№ п\п | дата (по нед) | Название раздела, темы | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащегося, | оборудование | ||||||||||
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов. 22 ч. Основные свойства живых организмов. 3ч. | |||||||||||||||
1 | 1нед. сентября | Многообразие живых организмов | 1 | Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов. | Таблицы Биология – наука о живой природе. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | ||||||||||
2 | 1нед сентября | Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость , движение, размножение | 1 | Таблицы «Многообразие живых организмов» | |||||||||||
3 | 2 нед. сентября | Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость , движение, размножение | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
Химический состав клеток.4ч | |||||||||||||||
4 | 2 нед сентября | Содержание химических элементов в клетке. | 1 | Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями | Таблица «Строение клетки», «Органические вещества клетки», | ||||||||||
5 | 3 нед. сентября | Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
6 | 3 нед. сентября | Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
7 | 4 нед. сентября | Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке Л.Р.№1 Определение состава семян пшеницы. | 1 | Оборудование для лабораторной работы: банка с водой, пипетка, кусок марли, раствор йода, пшеничная мука. | |||||||||||
Строение растительной и животной клеток. Клетка- живая система.4ч. | |||||||||||||||
8 | 4 нед. сентября | Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки.. | 1 | Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток. | Таблица «Органоиды клетки», макет клетки, диск «Строение клетки» | ||||||||||
9 | 1 неделя октября | Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. | 1 | Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растение -живой организм | |||||||||||
10 | 2 неделя октября | Хромосомы, их значение. | 1 | Таблица «Органоиды клетки» | |||||||||||
11 | 2 неделя октября | Различия в строении растительной и животной клеток Лабораторная работа № 2. «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)» | 1 | Оборудование для лабораторной работы : микроскоп, покровные ,предметные стекла, препаровальная игла, пинцет, раствор йода, салфетка, шпатель. Объекты: сочные чешуи лука, лист элодеи | |||||||||||
Деление клетки.1ч. | |||||||||||||||
12 | 3 неделя октября | Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. | 1 | Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления | Демонстрация Микропрепарат «Митоз». Микропрепараты хромосомного набора . | ||||||||||
Ткани растений и животных.2ч. | |||||||||||||||
13 | 3 неделя октября | Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие , значение, особенности строения. Лабораторная работа № 3. «Ткани живых организмов» | 1 | Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей | Оборудование для лабораторной работы: микроскоп, микропрепараты. «Поперечный срез корня», «Кожица листа», «Лист элодеи» | ||||||||||
14 | 4 неделя октября | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. | 1 | Микроскопы, микропрепараты тканей растений и животных» | |||||||||||
Органы и системы органов.6 ч. | |||||||||||||||
15 | 4 неделя октября | Понятие «орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. | 1 | Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме. | Гербарии растений с различными типами корневых систем. | ||||||||||
16 | 1 неделя ноября | Строение и значение побега. Почка- зачаточный побег. | 1 | Побеги с набухшими почками, лупа | |||||||||||
17 | 1 неделя ноября | Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | 1 | Гербарий «морфология растений» ,комнатные растения. | |||||||||||
18 | 2 неделя ноября | Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений | 1 | Комплект гербариев разных групп растений Наглядное пособие по биологии . «Экзамен-медиа» .Растение - живой организм | |||||||||||
19 | 2 неделя ноября | Системы органов . П.Р№1 Распознавание органов растений и животных. | 1 | Оборудование для практической работы( распознавание цветка): гербарный экземпляр или живое растение с крупным цветком | |||||||||||
20 | 3 неделя ноября | Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. | 1 | Диск для 6 класса по биологии, таблицы «строение органов растений и животных». | |||||||||||
Растения и животные как целостные организмы. 2 ч. | |||||||||||||||
21 | 3 неделя ноября | Взаимосвязь клеток , тканей и органов в организмах. | 1 | Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие , что организм –единое целое. | Таблицы : Строение клетки. Ткани. Органы | ||||||||||
22 | 4 неделя ноября | Живые организмы и окружающая среда | 1 | Наглядное пособие по биологии «Экзамен-медиа». Растение - живой организм | |||||||||||
Раздел 2.Жизнедеятельность организмов.36 ч. Питание и пищеварение.4 ч. | |||||||||||||||
23 | 4 неделя ноября | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. | 1 | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.
| Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть | ||||||||||
24 | 1 неделя декабря | Воздушное питание (фотосинтез) | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть | |||||||||||
25 | 1 неделя декабря | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты | 1 | Демонстрация Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение СО2 листьями, роль света и воды в жизни растений | |||||||||||
26 | 2 неделя декабря | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | 1 | Демонстрация Действие слюны на крахмал | |||||||||||
Дыхание. 4 ч. | |||||||||||||||
27 | 2неделя декабря | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. | 1 | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания. | Демонстрация Опыт, иллюстрирующий обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе (пробирки, известковая вода, СО2) | ||||||||||
28 | 3неделя декабря | Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
29 | 3неделя декабря | Дыхание животных | 1 | Кора растений, листья растений(гербарные экземпляры) | |||||||||||
30 | 4 неделя декабря | Органы дыхания животных организмов. | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
Передвижение веществ в организме. 4ч. | |||||||||||||||
31 | 4 неделя декабря | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. | 1 | Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. . Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов . Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы и органами кровообращения. | Демонстрация Опыт,иллюстрирующий передвижение органических веществ по стеблю растения. | ||||||||||
32 | 2 неделя января | Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ ПР№2 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | Оборудование для практической работы : побег растения, лупа, чернила, препаровальный нож | |||||||||||
33 | 3 неделя января | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть Демонстрация Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека» | |||||||||||
34 | 3 неделя января | Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови)
| 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
Выделение. Обмен веществ и энергии. 4ч. | |||||||||||||||
35 | 4 неделя января | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных | 1 | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ важнейший признак живого | Таблицы «выделительная ситема» | ||||||||||
36 | 4 неделя января | Выделение у растений | 1 | Диск Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
37 | 5 неделя января | Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. | 1 | Диск Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
38 | 5 неделя января | Обмен веществ и энергии. | 1 | Диск Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть Скелеты млекопитающих. | |||||||||||
Опорные системы. 2ч. | Раковины моллюсков. Коллекции насекомых. | ||||||||||||||
39 | 1 неделя февраля | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений | 1 | Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями | Диск Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть Демонстрация Скелеты млекопитающих Раковины моллюсков. Коллекции насекомых | ||||||||||
40 | 1 неделя февраля | Опорные системы животных. Л.Р.4.Разнообразие опорных систем животных | 1 | Оборудование для лабораторной работы: раковины моллюсков, кости позвоночных животных | |||||||||||
Движение. 4ч. | |||||||||||||||
41 | 2 неделя февраля | Движение как важнейшая особенность животных организмов. | 1 | Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть Диск 6 класс биология | ||||||||||
42 | 2 неделя февраля | Значение двигательной активности | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
43 | 3 неделя февраля | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. ЛР№5,6 «Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя» | 1 | Оборудование для лабораторной работы: микроскоп, инфузории, предметное и покровное стекло. Набор микропрепаратов по зоологии. 2. Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
44 | 3 неделя феврв | Двигательные реакции растений | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
Регуляция процессов жизнедеятельности. 4 ч. | |||||||||||||||
45 | 4 неделя феврв | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. | 1 | Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде | Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | ||||||||||
46 | 4 неделя феврв | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 1 | Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
47 | 1 неделя марта | Раздражимость. Нервная система, особенности строения. | 1 | Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
48 | 1 неделя марта | Рефлекс, инстинкт | 1 | Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
Размножение. 4ч. | |||||||||||||||
49 | 2 неделя марта | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных | 1 | Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения .Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян. | Диск 6 класс биология Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | ||||||||||
50 | 2 неделя марта | Бесполое размножение растений ПР№3 «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 | Демонстрация Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий. Оборудование для практической работы : растения, скальпель, подготовленная почва и цветочный контейнер. | |||||||||||
51 | 3 неделя марта | Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
52 | 3 неделя марта | Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | 1 | Таблица «Способы распространения семян. Прорастание семян". | |||||||||||
Рост и развитие.4ч. | |||||||||||||||
53 | 1 неделя апреля | Рост и развитие растений . Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. | 1 | Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов | Способы распространения семян. Прорастание семян Таблицы «Ткани растений и животных» | ||||||||||
54 | 1 неделя апреля | Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
55 | 2 неделя апреля | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
56 | 2 неделя апреля | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. ЛР№ 7 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале) | 1 | Оборудование для лабораторной работы: коллекции «Развитие насекомых. Капустная белянка» и «Развитие насекомых. Саранча». | |||||||||||
Организм как единое целое. 2ч. | |||||||||||||||
57 | 3 неделя апреля | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. | 1 | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями | Диск 6 класс биология Таблицы «Ткани растений и животных» | ||||||||||
58 | 3неделя апреля | Организм функционирует как единое целое. Организм -биологическая система | 1 | Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | |||||||||||
Раздел 3. Организм и среда.4ч. Среда обитания. Факторы среды.2ч. | |||||||||||||||
59 | 4 неделя апреля | Влияние факторов неживой природы на живые организмы | 1 | Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания | Диск 6 класс биология, таблицы «Природные сообщества» Демонстрация Коллекции , иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов, Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть | ||||||||||
60 | 4 неделя апреля | Взаимосвязи живых оргаизмов | 1 | ||||||||||||
Природные сообщества . 2ч. | |||||||||||||||
61 | 1 неделя мая | Природное сообщество. Экосистема. | 1 | Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы | Диск 6 класс биология, таблицы «Природные сообщества» ,Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть Демонстрация Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи в сети. | ||||||||||
62 | 1 неделя мая | Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | 1 | ||||||||||||
Резервное время-8ч. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса :
Для учителя:
1. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику, Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» издательство «Дрофа» Москва 2016г.
2.Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.. Сонина «. Биология. Живой организм», «Дрофа» Москва 2016г
3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс : учебник.- М.: Дрофа.2001г
4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс : рабочая тетрадь.- М.: Дрофа.2003г
5. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс : методическое пособие.- М.: Дрофа.2001г
MULTIMEDIA
1. Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растения. Грибы. Бактерии
2. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Живой организм -2 часть
3. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть
Для учащихся:
1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс: учебник.- М.: Дрофа.2001г.
2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 класс : рабочая тетрадь.- М.: Дрофа.2003г
3.Зверев А.Т. Экология.7-9 класс: учебник.- М.: ОНИКС 21 век.2002г.
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования
Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;-Авторской программы по географии О. А. К...
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзуно...