Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11-х классов
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзунова.-4-е изд.стереотип. -М Дрофа 2011-254,/2/с.
Программа рассчитана на 70ч при 1 часе классных занятий в неделю, при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).
В связи с тем, что в 11 классе в году 34 уч. недели данная программа сокращена на 1 час за счёт часов резерва и составляет 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.biologiya.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
предметной области «Естественнонаучные предметы»
для 11-х классов
основного общего образования на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Барнаул, 2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством Н.И.Сонина .Биология5-11 классы .Составитель И.Б.Морзунова.-4-е изд.стереотип. -М Дрофа 2011-254,/2/с.
Программа рассчитана на 70ч при 1 часе классных занятий в неделю, при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).
В связи с тем, что в 11 классе в году 34 уч. недели данная программа сокращена на 1 час за счёт часов резерва и составляет 34 часа. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах основывается на знаниях, полученных в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитания бережного обращения к окружающей среде. В программе уделено внимание применения полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач: профилактики СПИДа, последсвия влияния алкоголя, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, программой предусмотрены выполнение ряда практических и лабораторных работ (лабораторных работ-3 , практических работ-10)
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает, повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
УМК:
- Программа общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы.Составитель И.Б.Морзунова.-4-е изд .стереотип .-М Дрофа 2011-254,/2/с.
- Учебник. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. «Биология. Общая биология. Базовый уровень». 10—11 классы.– М.: Дрофа, 2012.
- Козлова Т. А., Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл.» – М.: Дрофа, 2007.
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
-групповая.
Виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: устный ответ, практические,
лабораторные работы.
Формы организации учебного процесса: основная форма - урок
На уроках применяются следующие технологии: ИКТ-технологии, здровьесберегающие, технология деятельностного подхода.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), компьютер, проектор.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
- происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Тематическое планирование по биологии в 11 классе
№ | Тема | Общее количество часов | Цели и задачи | Оборудование |
Раздел 4. Вид | ||||
1 | История эволюционных идей. | 4 | Дать определения ведущим ключевым понятиям, называть ученых и их вклад в развитие биологии. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Формировать законы «упражнения и неупражнение органов», «наследования неблагоприятных признаков». Назвать основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе, характеризовать сущность действия искусственного отбора. Знать определение биологического вида и его критерии. Уметь доказать целостность вида, значение видового разнообразия в природе. Описание особей вида по морфологическому критерию. | Таблицы, Схемы маршрута путешествия Дарвина. Гербарии «Культурные растения», «Растения луга», «Дикорастущие растения» |
2 | Современное эволюционное учение. | 8 | Называть факторы эволюции, объяснять причины изменчивости видов, выявлять изменчивость у особей одного вида. Характеризовать виды адаптаций, выявлять приспособлений организмов к среде обитания. Приводить примеры процветающих, вымирающих видов. Оценивать последствия деятельности человека. Дать определения ведущим ключевым понятиям, находить и систематизировать информацию о прямых и косвенных доказательствах эволюции | Таблицы: « Критерии вида», «Морфологический критерий вида»,. Гербарные экземпляры: «Растения лугов», «Растения леса», «Хвойные растения» |
2 | Происхождение жизни на Земле. | 3 | Описывать анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Находить систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции | Репродукции картин изображающих флору и фауну различных эр. Таблицы «Биологический прогресс и регресс» |
3 | Происхождение человека | 4 | Характеризовать различные взгляды ученых на проблему антропогенеза. Обосновывать принадлежность человека животному миру. Называть место человека в системе животного мира. Называть стадии эволюции человека, характеризовать представителе разных стадий. Роль биологических и социальных факторов антропогинеза. Называть и различать человеческие расы. Обосновывать механизмы формирования расовых признаков. | Схема основные этапы эволюции человека, таблицы ,скелет человека и животных. Модели древних, древнейших , современных людей. Набор «палеонтологические находки» |
Всего | 19 | |||
Раздел Экосистемы | ||||
5 | Экологические факторы | 3 | Дать определения ведущим ключевым понятиям. Называть задачи экологии, экологические факторы. Называть Абиотические факторы среды. Выявлять действие местных экологических факторов живые организмы. Межвидовые отношения. Характеризовать круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Характеризовать ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. | Таблицы»Абиотические факторы среды», «Межвидовые отношения», «Круговорот вещевств», «Ярусность растений» . Схемы таблицы, «пищевые цепи»,»экологические пирамиды», «круговорот веществ и энергии» |
6 | Структура экосистем | 4 | Дать определения ведущим ключевым понятиям. Называть структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое и костное вещество. Круговорот веществ в биосфере. | Наглядные материалы «Круговорот в биосфере», Видовое разнообразие организмов в биосфере |
7 | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | Глобальные экологические проблемы. Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Оценивать последствия роста населения планеты, характеризовать роль международного. Знать /понимать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; | Таблицы «глобальные экологические проблемы», карты национальных парков , заповедников. |
8 | Биосфера и человек | 2 | Знать глобальные экологические проблемы. Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Оценивать последствия роста населения планеты, характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем. | Таблица «глобальные экологические проблемы» |
Всего | 11 | |||
9 | Заключение | 1 | ||
Резерв | 3 | |||
итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | |||
Раздел 4. ВИД 19 ч | |||||
История эволюционных идей. 4ч | |||||
1 | 1 неделя сентября | История эволюционных идей. | |||
2 | 2 неделя сентября | Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, ЖБ Ламарка, теория Кювье. | |||
3 | 3 неделя сентября | Предпосылки возникновения учения Ч, Дарвина современной теории. | |||
4 | 4 неделя сентября | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | |||
Современное эволюционное учение8ч | |||||
5 | 1 неделя октября | Вид, его критерии. | Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | ||
6 | 2 неделя октября | Популяция– структурная единица вида и эволюции. | ЛР №2 « Описание особей по морфологическому критерию» | ||
7 | 3 неделя октября | Движущие силы эволюции. | |||
8 | 4 неделя октября | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | |||
9 | 2 неделя ноября | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | |||
10 | 3 неделя ноября | Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. | ЛР №3 « Выявление приспособленности к среде обитания» | ||
11 | 5 неделя ноября | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | |||
12 | 1 неделя декабря | Доказательства эволюции органического мира.. | |||
Происхождение жизни на Земле.3ч | |||||
13 | 2 неделя декабря | Развитие представлений о возникновении жизни на Земле | |||
14 | 3 неделя декабря | Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Опыты Ф. Реди, Пастера | Практическая работа1 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни . | ||
15 | 4неделя декабря | Современные представления о возникновении жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | |||
Происхождение человека 4 часа | |||||
16 | 5неделя декабря | Гипотезы происхождения человека | Практическая работа № 2 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства» | ||
17 | 2неделя января | Положение человека в системе животного мира. | |||
18 | 3неделя января | Эволюция человека, основные этапы. | ПР№ 3 «Анализ и оценка различных гепотез происхождения человека» | ||
19 | 4неделя января | Человеческие расы. Происхождение человеческих рас. | |||
Раздел Экосистемы. 11 ч | |||||
Экологические факторы 3ч | |||||
20 | 1 неделя февраля | Организм и среда. Экологические факторы | |||
21 | 2 неделя февраля | Абиотические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение. | |||
22 | 3 неделя февраля | Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения; хищничество, конкуренция, симбиоз.. | |||
Структура экосистем 4ч | |||||
23 | 4 неделя февраля | Видовая и пространственная структура экосистем. | |||
24 | 1 неделя марта | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | Практическая работа№4 « Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах» . | ||
25 | 2 неделя марта | Причины устойчивости и смены экосистем. | ПР№5 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агро экосистем своей местности», ПР №6 «Исследования изменений в экосистемах на биологических моделях» | ||
26 | 3 неделя марта | Влияние человека на экосистемы. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | Практическая работа №7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» , ПР№8 «Решение экологических задач» | ||
Биосфера – глобальная экосистема 2 часа | |||||
27 | 1 неделя апреля | Биосфера – глобальная экосистема | |||
28 | 2 неделя апреля | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса земли.. | |||
Биосфера и человек2часа | |||||
29 | 3 неделя апреля | Биосфера и человек. Учение В.И, Вернадского о биосфере. | |||
30 | 4неделя апреля | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | П.Р.№9Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» ПР №10 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» | ||
1 неделя мая | Заключение 1 | ||||
Резерв 3ч | 2 неделя мая | ||||
Итого 34ч |
Учебно-методическая литература.
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
3.П.Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1993.
4.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.:Мир, 2001.
5.Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы .Богданова Т.Л.Москва «АСТ-ПРЕСС» 2001г.
MULTIMEDIA
1. Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растения. Грибы. Бактерии
2. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Живой организм -2 часть
3. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть
4. Общая биология .Клетка. Интерактивное наглядное пособие. Дрофа
5. Общая биология .Эволюция систем органов. Интерактивное наглядное пособие. Дрофа
6. Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология общие закономерности» 9класс.
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 7 класса на 2022/ 2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся7 классана 2022/ 2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8 классов на 2022/ 2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся8 классовна 2022/ 2023 учебный год...