Интерактивные технологии в работе классного руководителя.
учебно-методический материал по географии
Сообщение на педагогическом совете в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Лигоцкая С.И.
Сообщение на педагогическом совете.
Тема «Интерактивные технологии в работе классного руководителя».
Становление современных детей и подростков протекает в условиях стремительного формирования единого общемирового финансово- информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. Жизнь насыщается неопределенностью, которая задается несколькими факторами как глобальными, так и локальными.
К глобальным факторам отнесем следующие:
– современный уровень развития технологий, повышающий уровень субъектности собственной жизни как детей, так и воспитывающих их взрослых; возможность познавать мир непосредственно, а не через внешние трансляторы;
– изменение скорости изменений, которая будет только нарастать, учитывая тот факт, что 90 % всех ученых, работавших на Земле за все время существования человечества, совершают свои открытия сегодня, что только наращивает неопределенность;
– развитие средств и способов генерирования и передачи информации, что определяет запрос на открытость мира, готовность к взаимодействию и обмену, а также изменяет время и способы получения информации, формирует у новых поколений способность к многозадачности;
– увеличение продолжительности жизни, что порождает, с одной стороны, усиление межпоколенных связей, а с другой – усиливает разрыв между поколениями, обусловленный изменения
На фоне этого имеют место факторы, присущие собственно современной России и, в совокупности с глобальными, задающие отечественные параметры неопределенности:
– неопределенность идеологии страны, изменяющейся в течение последней четверти века от либерализации до ограничения прав и свобод;
– непредсказуемость будущего, сужающая горизонты жизненного
проектирования молодых людей;
– тренд на государственную монополию в области воспитания
ограничивающий вариативность возможностей;
– усиление роли государственной пропаганды как средства воспитания;
– приоритет патриотического воспитания при усилении его военной составляющей.
Нынешние школьники и дошкольники не знают, что бывает жизнь без Сети. Они живут сегодняшним днем, не строя долгосрочных планов (следствия терактов и нестабильности конца 90-х, кризисного настоящего), социальные сети сформировали у них острую потребность в постоянном признании (многочисленные «лайки» на их постах), за год они в состоянии прочитать не более 12-ти книг, зато прочитывают более 2 300 электронных писем, они мо- гут спокойно отказаться от участия в любом проекте, если он им НЕ ИНТЕРЕСЕН, они формулируют нравственные ценности, исходя не из запретов, а из разрешений, они обладают способностью к «многозадачности»: могут одновременно слушать mp3-музыку, общаться с друзьями в чате, бродить по Сети, редактировать фотки, вдобавок делая все это во время учебы. Они понимают, что получить доступ к информации важнее, чем запомнить ее.
Преодолеть объективную неопределенность возможно посредством
самоорганизации человека, либо группы людей, т.е. посредством выбора форм и способов поведения, отношений, деятельности, способствующих формированию у ребенка собственной картины мира, собственного образа будущего и своего способа существования.
Развитие готовности к самоорганизации задается возможностью самостоятельного ответственного выбора ребенком и взрослым форм и способов организации собственных действий, анализа полученных результатов, моделирования выборов и действий в аналогичных условиях в будущем.
В своих работах учёные определили базовое противоречие педагогики глобального общества, заключающегося в том, что воспитательные и организационные усилия взрослого сообщества сегодня сориентированы на самосохранение, а не на развитие молодого человека [4]. Действительно, современные дети живут в системе горизонтальных сетевых отношений, в формате сетевого самоорганизующегося общества. Это для них единственно возможная среда обитания. Они индивидуализированы и объединение в любые сообщества зачастую для них не цель, а средство достижения искомой цели. Основной механизм формирования этих сообществ – самоорганизация. Взрослые же, ориентированные на свой жизненный опыт и выработанные «вертикальные» модели отношений и социального поведения (скажем прямо, не всегда соответствующие вызовам сегодняшнего времени), стремятся тотально «организовать» молодежь, зачастую используя их как «средство» сохранения существующего «статус-кво».
Взрослые проецируют свое прошлое в будущее молодых людей. Между тем, молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». Будущее влияет на настоящее, определяет смыслы и содержание деятельности человека, стремящегося к осознанному образу бу- дущего. В условиях глобальной неопределенности будущего человеку нужно быть готовым сформировать и реализовать собственный (непротиворечащий самому себе) жизненный проект, а не следовать «канализированной» логике
руководящих указаний.
Для осознания роли образования, понимания его возможностей в ре- альной самоорганизации подрастающего поколения потребовалось довольно много времени. Необходимо было значительно расширить представление о самоорганизации лишь как о развитии органов школьного самоуправления. Поэтому так важно, что в последние годы были приняты основополагающие нормативно-правовые, научно-методические документы (Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; материалы ФГОС нового поколения и др.), в которых особо отмечается первостепенная значимость создания условий для самореализации интересов и потребностей детей, предоставления им возможности свободного выбора различных форм и видов деятельности, участия в самодеятельности, развития у них творческой и социальной активности, стремления участвовать в различных социально значимых проектах, в общественно-полезной деятельности совместно с педагогами и родителями, умения быстро реагировать на возникающие новые обстоятельства, обладать гибкостью мышления. Иными словами, речь идет о самоорганизации, в процессе которой развивается межличностные взаимодействия на «горизонтальном уровне».
Успешность решения этих задач во многом зависит от того, какие условия для самоорганизации имеются в образовательных учреждениях, каково отношение к этой проблеме со стороны администрации и всего педагогического коллектива, от степени информационной открытости, уровня демократичности управления, имеющихся возможностей для реализации социальной и творческой активности учащихся, от установления сетевого партнерства с другими учреждениями и др. Все эти характеристики позволяют определить типологию самоорганизации в различных образовательных учреждениях.
На курсах перед слушателями поделились опытом работы по развитию самоорганизации представители трёх школ района: Шатуроторф, Пышлицы и Радовицкий Мох
В Шатуроторфе, изучив ряд практических ситуаций проявления самоорганизации детей, пришли к выводу, что ни в одной из них нет взрослого организатора детской деятельности. Первоисточник активности детей может быть разный – предмет (гаджет, мяч, ракетка), информация (объявление о субботнике), событие (посадка деревьев), Всегда имеет место фактор, «запускающий» процесс самоорганизации – «фактор-импульс». И задача педагога найти этот "фактор-импульс". Далее педагог наблюдает и не вмешивается в процесс до тех пор, пока деятельность ребят не зайдет в тупик, и Таким фактором стала подготовка к Новому году через органи- зацию игры «Новогодний займ»). Разобрав выявленные в ходе проведенных мероприятий проблемы, мы пришли к выводу, что данные мероприятия – это все-таки частичная самоорганизация учащихся (роль учителя в них была определена). Так возникла новая идея – изучение запросов и желаний учащихся на уровне классных коллективов. Таким образом можно привлечь к работе не только тех активных учащихся, которые сами шли на встречу, кто не боялся проводить общешкольные мероприятия, но и тех, кто мог что- то сделать на уровне классного коллектива, а на уровень школы выйти ещё боится. На этот раз всё началось с опроса – Что? Зачем? Как? Кто? Классные руководители должны были провести опрос учащихся класса: что они хотели бы сделать? зачем это нужно делать? как можно реализовать идею? кто будет это делать.
Схема подготовки всех мероприятий: – сбор инициативной группы, обсуждение проведения мероприятия, распределение ролей; – реклама мероприятия; – подготовка и проведение мероприятия; – опрос-анкетирование участников мероприятия на определение уровня удовлетворения интереса учащихся, выявление удачных моментов и проблем; – поиск новых импульс-факторов.
Работа в данном направлении сложна, но интересна. Результаты каждого маленького шага в направлении развития самоорганизации в пространстве школы позволяют увидеть каждого ребёнка, способствуют реализации интересов детей, обновлению форм работы и, в целом, делают жизнь в школе интересной для детей.
Что приобрели в рамках работы. На данный момент мы находимся в процессе исследования действия механизма самоорганизации в воспитательном пространстве школы. За обозначенный период работы нами были достигнуты следующие цели: 1. Запуск и функционирование процесса самоорганизации в ученическом коллективе, коллективе педагогов. 2. Практическая реализация воспитательных мероприятий через механизм самоорганизации. 3. Появление в воспитательной системе школы новых форм работы с учащимися (современных, интересных для ребят). 4. Создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактора-импульса, и обеспечение взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности. Отмечу, как руководитель, что в ходе внедрения идеи самоорганизации, изменения произошли как с педагогами, так и с учащимися. Многие педагоги по-другому посмотрели на детей, увидели их, стали прислушиваться к их мнению. Большинство классных руководителей меняют свое отношение к планированию работы, предоставляют детям пространство для реализации своих идей, а учащиеся не боятся говорить о своих желаниях, о том, что они хотели бы сделать. Проблемы, возникающие в ходе работы. 1. В деятельности учителя, использующего в своей педагогической работе с классом принципы самоорганизации, встречается немало трудностей и «подводных течений». Например, постоянное желание вмешаться в процесс, происходящий внутри детского коллектива, поруководить, организовать дело так, как нам, взрослым, это кажется более правильным и разумным. Поэтому постоянно приходится сдерживать себя, чтобы остаться наблюдателем со стороны и предложить помощь только в том случае, когда она действительно необходима или когда самоорганизационный процесс зашёл в тупик, и требуется новый фактор-импульс. Не всегда понятно и то, каким образом оказать помощь. Этому нужно учиться (проблема педагогов). 2. Большинство педагогов сами не самоорганизованы и ждут постоянных указаний в любых видах деятельности (проблема существующей системы работы). 3. Несовершенство системы планирования мероприятий в рамках воспитательного пространства школы.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя"
Методические рекомендации....
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя
Работа классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьников, воспитанию у них потребности в здоровом образе жизни....
Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"
Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю....
Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее п...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» ...