Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
статья по теме
Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее поколение (учитель) передавал свой опыт. Итог образовательной системы – подготовить ребенка к жизни – моделируют учителя, только они определяют методы, содержание образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_vospitatelnye_tekhnologii.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные воспитательные технологии
В работе классного руководителя 6 «Б» класса
Скирневской В. Б.
Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее поколение (учитель) передавал свой опыт. Итог образовательной системы – подготовить ребенка к жизни – моделируют учителя, только они определяют методы, содержание образования.
Во II половине ХХв. традиционные постулаты были переосмыслены. Активно в процесс образования начинает внедряться наука психология. Выясняется роль различных социогенных и психогенных факторов в формировании личности ребенка. Дети растут, развиваются в круговороте всевозможных и разнообразных взаимодействий, отношений. Таким образом, ребенок может и сам многому научиться. Задача педагогов теперь состоит не столько в том, чтобы передать свой личный опыт, как в направлении ребенка, и поддержке его стараний разобраться во всем многообразии современного мира, отношений в нем, помощи найти свое место в обществе.
В следствие этого, воспитание в коллективе класса не должно быть стихийным, а спланированным и продуманным по возможности до мелочей. Но не исключается и мобильность педагога, умение быстро ориентироваться в порой непростых ситуациях, возникающих в классном коллективе, подстраиваться под непосредственные и насущные проблемы и интересы своего класса, опираясь на опыт предыдущих лет и современные воспитательные технологии.
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову).
Целевые ориентиры:
- Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности
- Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду
- Развитие познавательных интересов и любознательности учащихся
- Сплочение классного коллектива
Можно условно выделить 4 этапа становления коллектива класса:
- Проектирование
- Становление
- Стабильное функционирование
- Завершение функционирования или коренное обновление
На мой взгляд, 6 «Б» сейчас находится на второй стадии становления. На этом этапе пристальное внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», использованию различных форм и способов совместной деятельности.
Для наиболее успешного формирования и развития коллектива класса необходимы общие и индивидуальные целевые перспективы («Для чего вообще нужен наш класс? Зачем мы тут собрались?» и тд.) В зависимости от целевых установок , возможностей, особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть:
- Близкими (поход, дискотека, праздник, посещение театра, концерта, выставки, экскурсия)
- Средними (коллективное творческое дело, победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании)
- Далекими (успешно завершить обучение в школе, стать образованными и воспитанными личностями)
Работа с родителями.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи (индивидуальные беседы, родительские собрания) заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, открытии и развитии в нем лучших качеств и форм.
Руководство развитием ребенка включает и диагностическую деятельность, изучение уровня воспитанности и личностных индивидуальных характеристик учащихся.
Технология индивидуализированного (персонифицираванного) подхода в воспитании.
Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой а) воспитатель взаимодействует с одним ребенком; б) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих; в) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и тд.)
Эти модели могут существовать как порознь, так и вместе.
С помощью индивидуального, межличностного канала взаимодействия формируются такие качества личности, которые определяют ее индивидуальность (нравственные качества, эстетические чувства и тд.) Необходимо диагностировать индивидуальные особенности ребенка (наблюдение, беседа, анализ, обобщения, консультации), максимально индивидуализировать и дифференцировать педагогический процесс, создавать условия успеха для ребенка в разных видах деятельности , поощрять и одобрять самостоятельную инициативу.
Технологии воспитания в современной массовой школе.
Кроме общеизвестных, традиционных форм воспитания в школе (общественно полезный труд, общеклассные и общешкольные игры, народные праздники и традиции, дни – погружения: день самоуправления, день учителя, день здоровья, день открытых дверей и тд.) в современной школе под влиянием СМИ распространилась форма массовых мероприятий, имеющих характер «шоу» (шоу-технологии) .
Цель:
- Педагогическая – опыт эмоционального реагирования в культурных формах
- Организаторская – социальная полезность
- Жизненная – опыт индивидуального и публичного соревнования
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.
Главная цель – нравственно-воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу, умный, добрый, порядочный, честный человек.
Коллектив – это содружество единомышленников. Сила его в идейном, духовном сближении. Таким образом в воспитательной работе с классом я использую классные часы, беседы, направленные на воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, уважения к родителям.
Используемая литература.
- Г. К. Селевко «Воспитательные технологии», М.- 2005.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой, М.- 1988.
- Классному руководителю: о воспитательной системе класса. Под ред Е.Н. Степанова, М.- 2001.
- Классному руководителю: Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова, М.- 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя»
Мастер-класс по теме:"Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя" помогут классному руководителю при подготовке классного часа. Также может стать подспорьем в овладении восп...
Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
Некоторые технологии, которые я использую в своей работе....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Использование современных коммуникационных технологий в работе классного руководителя с детьми и родителями
Cовременный мир очень быстро меняется и требует от людей такой же быстрой «ответной» реакции, это касается и взрослых, и детей, а значит, касается учителей, детей и родителей в равной степени. О...
Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...
Современные технологии в работе классного руководителя как средство реализации воспитательной компоненты
Данный материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете школы, методическом объединении классных руководителей или тематическом семинаре....
Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя.
Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя....