Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
статья по теме

Скирневская Виктория Борисовна

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее поколение (учитель) передавал свой опыт. Итог образовательной системы – подготовить ребенка к жизни – моделируют учителя, только они определяют методы, содержание образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_vospitatelnye_tekhnologii.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Современные воспитательные технологии

В работе классного руководителя 6 «Б» класса

Скирневской В. Б.

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее поколение (учитель) передавал свой опыт. Итог образовательной системы – подготовить ребенка к жизни – моделируют учителя, только они определяют методы, содержание образования.

Во II половине  ХХв. традиционные постулаты были переосмыслены. Активно в процесс образования начинает внедряться наука психология. Выясняется роль различных социогенных и психогенных факторов в формировании личности ребенка.  Дети растут, развиваются в круговороте всевозможных и разнообразных взаимодействий, отношений. Таким образом, ребенок может и сам многому научиться. Задача педагогов теперь состоит не столько в том, чтобы передать свой личный опыт, как в направлении ребенка, и поддержке его стараний разобраться во всем многообразии современного мира, отношений в нем, помощи найти свое место в обществе.

В следствие этого,  воспитание в коллективе класса не должно быть стихийным, а спланированным и  продуманным по возможности до мелочей. Но не исключается и мобильность педагога, умение быстро ориентироваться в порой непростых ситуациях, возникающих в классном коллективе, подстраиваться под непосредственные и насущные проблемы и интересы своего класса, опираясь на опыт предыдущих лет и современные воспитательные технологии.

Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову).

Целевые ориентиры:

  • Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности
  • Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду
  • Развитие познавательных интересов и любознательности учащихся
  • Сплочение классного коллектива

Можно условно выделить 4 этапа становления коллектива класса:

  • Проектирование
  • Становление
  • Стабильное функционирование
  • Завершение функционирования или коренное обновление

На мой взгляд, 6 «Б» сейчас находится на второй стадии становления. На этом этапе пристальное внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», использованию различных форм и способов совместной деятельности.

Для наиболее успешного формирования и развития коллектива класса необходимы общие и индивидуальные  целевые перспективы («Для чего вообще нужен наш класс? Зачем мы тут собрались?» и тд.) В зависимости от целевых установок , возможностей, особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть:

  1. Близкими (поход, дискотека, праздник, посещение театра, концерта, выставки, экскурсия)
  2. Средними (коллективное творческое дело, победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании)
  3. Далекими (успешно завершить обучение в школе, стать образованными и воспитанными личностями)

Работа с родителями.

        Суть взаимодействия классного руководителя и семьи (индивидуальные беседы, родительские собрания) заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, открытии и развитии в нем лучших качеств и форм.

Руководство развитием ребенка включает и диагностическую деятельность, изучение уровня воспитанности и личностных индивидуальных характеристик учащихся.

Технология индивидуализированного (персонифицираванного) подхода в воспитании.

Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой а) воспитатель взаимодействует с одним ребенком; б) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих; в) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и тд.)

Эти модели могут существовать как порознь, так и вместе.

С помощью индивидуального, межличностного канала взаимодействия формируются такие качества личности, которые определяют ее индивидуальность (нравственные качества, эстетические чувства и тд.) Необходимо диагностировать индивидуальные особенности ребенка (наблюдение, беседа, анализ, обобщения, консультации), максимально индивидуализировать и дифференцировать педагогический процесс, создавать условия успеха для ребенка в разных видах деятельности , поощрять и одобрять самостоятельную инициативу.

Технологии воспитания в современной массовой школе.

Кроме общеизвестных, традиционных форм воспитания в школе (общественно полезный труд, общеклассные и общешкольные игры, народные праздники и традиции, дни – погружения: день самоуправления, день учителя, день здоровья, день открытых дверей и тд.) в современной школе под влиянием СМИ распространилась форма массовых мероприятий, имеющих характер «шоу» (шоу-технологии) .

Цель:

  • Педагогическая – опыт эмоционального реагирования в культурных формах
  • Организаторская – социальная полезность
  • Жизненная – опыт индивидуального и публичного соревнования

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.

Главная цель – нравственно-воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу, умный, добрый, порядочный, честный человек.

Коллектив – это содружество единомышленников. Сила его в идейном, духовном сближении. Таким образом в воспитательной работе с классом я использую классные часы, беседы, направленные на воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, уважения к родителям.


Используемая литература.

  1. Г. К. Селевко «Воспитательные технологии», М.- 2005.
  2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой, М.- 1988.
  3. Классному руководителю: о воспитательной системе класса. Под ред Е.Н. Степанова, М.- 2001.
  4. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова, М.- 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя»

Мастер-класс по теме:"Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя" помогут классному руководителю при подготовке классного часа. Также может стать подспорьем в овладении восп...

Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Некоторые технологии, которые я использую в своей работе....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Использование современных коммуникационных технологий в работе классного руководителя с детьми и родителями

Cовременный мир очень быстро меняется и требует от людей такой же быстрой «ответной» реакции, это касается и взрослых, и детей, а значит, касается учителей, детей и родителей в равной степени.  О...

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Современные технологии в работе классного руководителя как средство реализации воспитательной компоненты

Данный материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете школы, методическом объединении классных руководителей или тематическом семинаре....

Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя.

Эффективное использование современных   воспитательных технологий в  работе  классного руководителя....