Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"
статья по теме

Петрова Ирина Алексеевна

Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Информационные технологии в работе классного руководителя

     Воспитательная  работа  является  одним  из приоритетных  направлений деятельности  образовательных  учреждений.  Воспитательные  функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако  основная  роль  в решении  задач  воспитания  принадлежит  классному руководителю.  Общество  возлагает  на  него  огромную  ответственность  за воспитание подрастающего поколения.

     В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

     Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.

     В современной литературе выделяются критерии эффективности использования компьютера в работе классного руководителя по воспитательной работе:

  1.  экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  2. компактность (возможность накапливать информацию на электронном носителе, исключая накопление папок с информационным материалом);
  3. наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  4. возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
  5. возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через индивидуальную работу.

     В  своей  работе  классный  руководитель  может  использовать  новые инструменты,  которые  предлагают  информационно  –  коммуникационные технологии:  

          -  ресурсы Интернет;

-  электронные образовательные ресурсы;

 - компьютерные программы.

Остановимся на каждом подробнее.

1. Ресурсы Интернет

Используя Интернет, можно применять в работе новые формы, такие как:  

- Интеренет-консультации -это возможность ознакомиться с информацией , касающийся образовательного процесса, задать интересующий вопрос, возможность прочитать рекомендации по воспитанию детей, которая осуществляется по средствам сайта общеобразовательного учреждения;

- SMS-дневники;

     В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь  между  классным  руководителем  и  родителями  учеников-  очень актуальна.  Использование  SMS-дневников  позволит  с  минимальными временными  и  материальными  затратами  через  Интернет  установить  контакт с родителями  (законными  представителями)  обучающихся.  Например,  можно оперативно  довести  до  сведения  родителей  дату  родительского  собрания или другого  мероприятия,  информировать  родителей  об  успеваемости  каждого обучающегося и о пропусках учебных занятий.  

- Ознакомление с информацией на образовательных сайтах.

     Существует  множество  образовательных  сайтов,  на  которые  вы  можете сослаться в работе с родителями, где можно раздобыть интересный материал, доработать его, не затратив на это большое количество времени. Например, классные часы, родительские собрания, сценарии школьных праздников, документация классного руководителя и т.д.

2. Электронные образовательные ресурсы

     В  своей  работе  классный  руководитель  может  применять  электронные образовательные  ресурсы,  в  которых  собраны  материалы  следующего характера:

  - планирование и содержание деятельности классного руководителя;

  - диагностика, анализ и контроль;

  - документальное обеспечение;

- материал для классных часов;

- материалы для родительского собрания;

- сценарии мероприятий.

3. Компьютерные программы

1)  Word

     С помощью этой программы классный руководитель может делать методические  разработки  воспитательных  мероприятий,  вести документацию и оформлять личные дела обучающихся, составлять план воспитательной  работы,  делать  анализ  и оценку  результатов  своей работы,  вести  классный  журнал  с регистрацией  поручений  и занятости учащихся  в кружках  и секциях,  а  также  регулярный  учет  в журнале посещаемости  уроков  в классе,  контроль  за пропусками  уроков  и заполнять  психолого-педагогические  карты  изучения  личностей учащихся.  

2)  Excel

     В  Excel  легко  составить  график  организации  дежурства  по классу, образовательному  учреждению,  столовой,  график  коллективной  уборки школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения. В конце четверти,  семестра  или  полугодия  это  программа  поможет  легко составить отчет по классу – об успеваемости, посещаемости (при условии внесения данных в программу ежедневно).

3)  Power Point  

     Эта  компьютерная  программа  позволит  более  качественно  проводить классные часы и родительские собрания, так как информация, предоставленная  в Power Point, выглядит более наглядно и воспринимается легче.

4) Автоматизированная информационно-аналитическая система «АРМ ДИРЕКТОР»

     Эта  программа  позволяет  создать  автоматизированные  рабочие  места (АРМ)  руководителя,  заместителей  руководителя,  секретаря,  медицинского  и социального работников, психолога, классных руководителей, а также других сотрудников  учреждения,  занятых  в  управлении  учебно-воспитательным  и административно-хозяйственным процессом.
     Данная программа предполагает заполнение индивидуальной карточки каждого обучающегося, которая имеет следующие вкладки:

-общие сведения о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, пол, адрес и т.д);

- сведения о родителях или лицах их заменяющих (образование, место работы, должность, социальное положение семьи);

- социальные условия (жилищные условия, материальное положение),  

-здоровье (информация о группе здоровья, физкультурной группе, прививки), - успеваемость;

- документы ( информация о свидетельстве о рождении, паспорте, а так же отметка о гражданстве);

-дополнительная информация (информация о движении ребенка: откуда, когда прибыл, по какой причине).

      Таким образом, для педагогически грамотного, успешного и  эффективного выполнения своих  функций  классному  руководителю  надо  хорошо  знать  психолого-педагогические  основы  работы  с детьми  конкретного  возраста,  быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.  

     Активное  использование  ИКТ  в  работе  классного  руководителя  вносит свою  лепту  в  формирование  коллектива  единомышленников  учеников  и  их родителей, помогает в решении многих вопросов воспитания.       Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь  в  него  обучающихся  как  субъектов  образовательного  пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее п...

« Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя»

Мастер-класс по теме:"Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя" помогут классному руководителю при подготовке классного часа. Также может стать подспорьем в овладении восп...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...