Технологическая карта урока на тему: «Почвы и факторы их образования»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Цель урока: сформировать представление о почве, её составе, отличительных особенностях, роли в жизни человека
Задачи:
1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим;
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование при работе с текстом
3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны – почве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pochvy.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему: «Почвы и факторы их образования»
Цель урока: сформировать представление о почве, её составе, отличительных особенностях, роли в жизни человека
Задачи:
1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим;
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование при работе с текстом
3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны – почве
Планируемые результаты:
Предметные: узнать о значении почв; причинах эрозии почв, главными противоэрозионными мероприятиями, видами мелиорации
Личностные: осознать роль почв для жизни и деятельности человека
Метапредметные: проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной форме, излагать собственное мнение,
Формируемые УУД:
Личностные: развитие познавательных интересов у учащихся к изучаемой теме, вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные: делать анализ и отбор информации и перерабатывать её для получения необходимого результата, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
Учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «География России. Природа. Население. Хозяйство», Просвещение, 2016г.
компьютер, проектор, Атлас
Тип урока: урок открытия нового знания
Основные понятия:
Почва, Почвенные ресурсы, эрозия почв, мелиорация, В.В.Докучаев.
Этапы урока:
Этап урока | Время.мин | Задача этапа | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Форма обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1)организационный | 1мин. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | - | - | - | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
2)актуализация знаний | 3 мин. | Проверка усвоенных знаний, подведение к теме изучения нового материала | - | репродуктивный | Фронтальный опрос | Проверяет степень усвоенности полученных на прошлых уроках знаний, подводит к теме урока. | Отвечают на вопросы возможно с применением электронного приложения к учебнику |
3)Целеполагание | 5-7 мин. | целеполагание | Вспомните. Что такое почва? Какое основное свойство почвы вы знаете?(плодородие) От чего зависит плодородие почвы? Для чего в почву вносят песок? Можно ли создать искусственную почву? Чем почва отличается от горной породы? Сформулируйте тему урока и что мы сегодня хотим узнать? | проблемный | фронтальный | Провоцирует учащихся на осознание цели урока после того, как учащиеся их проговорят подводит итог. | Отвечая на вопросы, выходят на определение темы и целей урока. |
4)первичная проверка понимания изученного | 15-20 мин. | Работая с учебником, выясняем, что называется почвой. Кто является основателем науки «Почвоведения» Знакомятся со схемой почвенного разреза. | Работая с учебником, отвечаем на вопрос, как происходит образование почвы? Составляют схему факторов, влияющих на образование почвы. | поисковый | Индивидуальная или в микрогруппах | Организует и направляет работу учащихся. Помогает сформулировать определения . Акцентирует внимание на основных моментах темы. Помогает формулировать ответы на вопросы. | Работают в тетради по составлению схемы. Записывают определения в тетрадь. Находят примеры по карте |
5)применение изученного | 5-6 мин. | Проводим исследование «Механический состав почвы» | Какое влияние на образование почв оказывают горные породы? (Одна почва образуется на песках, другая — на глинах, третья — на известняках. Минеральная часть почвы будет различна) | репродуктивный | индивидуальная | Инструктирует по проведению работы с почвой | Выполняют исследовательскую работу |
6) закрепление знаний | 8 мин. | Закрепить полученные знания. Что называется почвой? Назовите факторы почвообразования? Почему В.В. Докучаев назвал почвы «Зеркалом ландшафта» Как различаются почвы по механическому составу? Назовите основное свойство почвы? (плодородие) Почему почва должна быть рыхлой? Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит?( О плохой структуре почвы, о необходимости рыхления)Какая структура считается лучшей? Назовите почвенные горизонты? Как можно по горизонтам почвенного профиля определить возраст почвы (старая или молодая) ( В молодой почве не выражены вс е слои) | Проверка схемы | фронтальный | Предлагает найти и показать изученные объекты гидросферы на физической карте. Консультирует учащихся при необходимости. | Работают с физической картой мира. Работают с учебников, электронным приложением к учебнику. | |
7)Рефлексия | 3 мин. | Самооценка и анализ деятельности | Что узнали нового на уроке? Как эти знания могут пригодиться в будущем? | анализ | индивидуальный | Предлагает ответить на вопросы. | Ответы учащихся. |
8)Домашнее задание | 1-2 мин. | Обеспечение учащимися понимания, цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Сообщает цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. | Фиксируют домашнее задание. |
Приложение 1.
Практическая работа
Оборудование: наборы образцов различных видов почв, ручные лупы, стаканы с водой, пипетки, линейки с делениями, рабочая тетрадь.
Ход работы:
- Описать образцы почвы по внешнему виду, определяя их окраску (цвет), структуру, различные включения (наличие обломков горных пород, щебня, раковин, кусков кирпича, костей животных или корней растений)
Примечания:
- Окраска почвы зависит от природных условий почвообразования, от состава плочвы, от степени ее увлажнения и освещения. К примеру, в сухом состоянии почва может иметь одну окраску, а во влажном — другую. Распыленные (бесструктурные) почвы выглядят светлее, чем структурные (комковатые). В середине ясного дня почвы светлее, а утром и вечером кажутся темнее.
- Структурная свойственна каждому виду почв. Найти среди них комковатую (10...30мм в диаметре), зернистую (3...5 мм),пылеватую (меньше 0,5 мм ) структуру почв. Проверьте, какие из них хорошотвпитывают воду, а какие плохо.
- На основе наблюдений и описаний сделать вывод, на каких почвах будут лучше прорастать растения.
Определение механического состава и влажности почвы
Сухой способ: взять комочек глинистой почвы величиной с горошину и раздавить ее ногтем на ладони. Если этот комочек прочный, угловат и после полного раздавливания втирается в кожу, такую почву принято считать тяжелой по механическому составу.
Глинистые почвы после растирания дают тонкий, однородный порошок.
В суглинистых почвах, кроме глинистых, встречаются незначительное количество песчаных частиц.
Мокрый способ: определить механическимй состав, раскатав мокрую, тестообразную почву в шнур толщиной около 3 мм. При сворачивании в колечко диаметром в 3 см кольцо стойкое — характерно для глины; шнур сплошной, но кольцо с трещинами — характерно для тяжелого суглинка; сплошной шнур, кольцо при свертывании распадается - средний суглинок; шнур, дробящийся при раскатывании, - легкий суглинок; зачатки шнура (супесь) и шнур не образуется — характерно для песчаной почвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Технологическая карта урока по теме "Школьное образование".
Урок предназначен для проведения в 5 классе. Он соответствуют ФГОС. Разработан на основе системнодеятельностного подхода. В ходе урока учащиеся сами определяют тему, цель и план урока. Применяются наг...
Технологическая карта урока по теме: "Факторы эволюции".
Данная карта необходима при повторении материала, который уже не изучался ранее. В 9 классе обучающиеся только начинают знакомиться с таким большим разделом как эволюция, поэтому данная технологическа...
технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс
Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...
Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса
Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме «Экологические факторы среды»
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к жи...
- Мне нравится (1)