Технологическая карта урока по теме "Школьное образование".
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) по теме

Носова Ирина Ивановна

Урок предназначен для проведения в 5 классе. Он соответствуют ФГОС. Разработан на основе системнодеятельностного подхода. В ходе урока учащиеся сами определяют тему, цель и план урока. Применяются наглядно - иллюстративный, игровой, лабораторный (творческая мастерская) методы обучения; формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию.

Ф.И.О. учителя:  И.И. Носова.      Класс:   5 А.

Тема.  Школьное образование.

Цель урока: подвести к  пониманию  значения  школьного образования в жизни человека.

Задачи урока.

Образовательные:  создать условия для применения знаний и умений по теме « Школьное  образование » в знакомой и новой учебной ситуации; организовать деятельность учащихся, направленную на применение этих умений при решении практических задач.

Развивающие:  развивать  познавательную активность и интерес к изучаемому предмету;  умения  анализировать, обобщать, систематизировать,  переносить знания в новую ситуацию;  умения логически мыслить; использовать грамотно построенную речь,  анализировать   и преобразовывать ее,  делать вывод, применять знания по обществознанию  для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Воспитательные:   воспитание настойчивости и трудолюбия; ответственного отношения  к учебному труду, волю и настойчивость, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности, умения работать в сотрудничестве.

Тип урока:  закрепление и обобщение знаний.

Технология: проблемного обучения.

Методы обучения:  наглядный;  ролевая игра; лабораторный (творческая мастерская).

Формы: индивидуальная,  фронтальная,  групповая.

Оборудование:  компьютер, экран,  проектор, презентации, раздаточный материал.  Листы для работы (оформить обложку книги «Школьное образование глазами   пятиклассников),  карандаши.

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

 Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения  в учебную деятельность.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися через показ презентации.

Смотрят презентацию, определяют самостоятельно тему урока и цель.

Презентация № 2 (слайд № 1, № 2)

 Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель  урока  после предварительного обсуждения.

Проверка домашнего задания

 Вопросы учителя: что такое  школа, какие ступени обучения есть в школе и на какой ступени обучения сейчас находятся  учащиеся

5  класса.

  Организует инсценировку переделанной басни Крылова «Стрекоза и муравей».

 Инсценируют басню.

 Инсценируют переделанную басню Крылова «Стрекоза и муравей» и определяют проблему: Образование – это так просто!  Образование – это так сложно! (слайд № 4).

 Должны будут знать, что такое школа, ступени обучения и на какой ступени сейчас находятся учащиеся.

 Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: формулируют проблему урока.

Изучение нового материала

 Спрашивает учащихся: как можно узнать, чему учат в школе?  Говорит о том, что обучение в школе регулирую государственные документы (слайд №5), но у учащихся есть право   проявлять свою творческую деятельность. Предлагает организовать  творческую лабораторию по созданию книги «Школьное образование глазами пятиклассников». (Слайд № 6)

 Оформляют страницы книги (обложка оформляется заранее). Работают в группе. Выступают по желанию – или один от группы.

 На столах учащихся листы для оформления страниц книги.  Каждая страница имеет тематическое направление: 1)  какие предметы изучаются в школе;

2) правила работы и поведения  на уроках;

3) правила поведения на перемене;

4) правила общения  в школьном коллективе.

Учащиеся, используя канцелярские принадлежности, оформляют в любой форме – схема, рисунки, надписи.

Заполняют таблицу: оценивание работы групп – оформление,  содержание, выступление.

 Узнают о том, чему учат  в школе: на уроках, перемене, правилам  общения между участниками образовательного процесса.

Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

 Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Закрепление нового материала

 Предлагает инсценировать сценки из школьной жизни, организует обсуждение.

Возвращается к  проблеме урока,  затем к  цели: чему учат в школе? (кратко.) Зачем нужно  образование? (Обсуждение в группе). Сложно или просто получать образование?

Инсценируют сценки. Обсуждают, как не нужно себя вести в подобных ситуациях.

 

Участвуют в обсуждении проблемы (просто или сложно учиться), затем возврат к цели. Чему учат в школе? Зачем нужно образование современному человеку?

Слайд № 8  – понятие Образование.

 Узнают о нарушениях, которые совершают учащиеся и какие это имеет последствия  для окружающих  людей?

Учатся высказывать разные точки зрения.

 Определяют роль образования, его значение для каждого человека в современном обществе, в котором без овладения знаниями и умениями не обойтись.

 

Личностные: понимают значение знаний  для человека и принимают его.

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 Осуществляет прием «Выбор».

 Выбирают ответ.

 Таблица «Выбор»  (раздаточный материал).

 

 Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание.

Учить понятия «Школа», «Образование». Написать сочинение размышление на тему: «Хорошо учиться – это значит….»



Предварительный просмотр:

Предложения, объединенные  по  смыслу.

1)   Изучаем  такие предметы, как информатика (знания о компьютерах и компьютерных технологиях). На  уроках  русского  и  иностранного    языка,  литературы, истории и обществознания   получаем  гуманитарные  знания – то есть знания о человеке и культуре.  Изучаем  математику,  природоведение,  в будущем будем изучать физику, химию – эти уроки дают естественно – научные знания, то есть знания о  природе.

 2)  Приготовить принадлежности на урок (учебник, дневник, тетрадь, ручку, карандаш). Уметь осмысленно читать;   грамотно писать;   составлять план  рассказа;  правильно решать примеры и задачи;  слушать учителя, не разговаривать; отвечать на вопросы  четко и громко;  добросовестно выполнять задания, которые дает учитель.

3)  Беречь имущество школы;  соблюдать чистоту и порядок в здании;  быть вежливым и внимательным к окружающим, опрятным и аккуратным.  Нельзя: толкать друг друга;  драться и применять физическую силу; употреблять непристойные выражения и жесты.

4) Уметь понимать других людей;  быть добрым, отзывчивым;  уважать окружающих людей; быть сдержанным, справедливым;  уметь прийти на помощь;   работать в группе – вместе выполнять  работу.



Предварительный просмотр:

Автор: «Попрыгунья  Стрекоза

Вечер весь кино смотрела,

Оглянуться не успела-

Закрываются глаза.

На удобной,  на кроватке,

Стрекозе сон снится сладкий,

Будто все её тетрадки

В идеальнейшем порядке.

Утром надо просыпаться,

Снова в школу отправляться.

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она».

Стрекоза:  «Не оставь меня, кум милый,

Мне учиться - нету силы.

В общем, я хочу сказать:

Дай домашнюю списать».

Муравей: «Кумушка, мне странно это.

Ну, скажи мне по секрету,

Что ты делала вчера»?

Стрекоза: «Отдыхала до утра!

Я на улице гуляла,

Дома пела да плясала,

Поиграть ещё успела,

Полежала да поела,

Посмотрела «Ералаш»…

Ты списать, когда мне дашь?

Иль тебе тетрадки жалко»?

Муравей: «Ну, ты, Стрекоза, нахалка»!

Стрекоза:  «Знаю, дедушка Крылов

Обожает муравьёв.

Нас же, бедных стрекозей,

Не считает за людей.

Муравей:  «Да, мне крупно повезло,

Что не стал я стрекозлом.

Получить образованье

Невозможно без старанья.

Мораль сей басни ты усвой:

Учись, не будь ты стрекозой»!

Действующие лица: учитель и ученик Петров

 

Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: А что делить, Михаил Иванович?

Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: А между кем?

Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.

Учитель: Почему это?

Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.

Учитель: А сливу он тебе не должен?

Ученик: Нет, сливу не должен.

Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

Ученик: Четыре. И все Сидорову.

Учитель: Почему четыре?

Ученик: Потому что я сливы не люблю.

Учитель: Опять неправильно.

Ученик: А сколько правильно?

Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

 

Школьник Вова    Школьник Петя
ПЕТЯ:  - А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
ВОВА:  - Конечно! Режим… Режим – это куда хочу, туда скачу.
ПЕТЯ:  - Неправильно! Режим - это распорядок дня. Ты выполняешь его?
ВОВА:  - Даже перевыполняю.
ПЕТЯ: - Как это?
ВОВА: - По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре!
ПЕТЯ: - Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
ВОВА: - Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Школа. Обед. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка.
ПЕТЯ:  - Хорошо.
ВОВА: - А можно еще лучше.
ПЕТЯ:- Как же это?
ВОВА: - Вот так! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка.  Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. Сон.
ПЕТЯ: - Ну, нет. При таком режиме из тебя получится лентяй и неуч.
ВОВА: - Не получится.
ПЕТЯ:  - Почему?
ВОВА: - Потому что с бабушкой мы выполняем весь режим.
ПЕТЯ:- Как это с бабушкой?
ВОВА:- А так. Половину выполняю я, а половину – бабушка. А вместе получается весь режим.
ПЕТЯ:- Не понимаю!
ВОВА: - Очень просто. Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед – я.
ПЕТЯ: - И как тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

Учитель.  Ты, Крылов, цветы полей-ка.
Там, в углу, большая лейка.
Ты, Петров, с доски стирай.
Ты, Иванова, подметай!
Крылов.  Нет проблем!

 Автор.  Сказал Крылов.
Петров.  Все хоккей!

 Автор.  Сказал Петров.
А суровая  Иванова
Не ответила ни слова.
Учитель. В общем, чтобы был порядок!-
Автор.  Пояснил учитель мысль
И ушел с горой тетрадок.
И событья понеслись.
Взял Крылов большую лейку –
Стал  Иванову  поливать.
Не стерпел Петров  – и тряпкой
Стал  Иванову  вытирать.
А суровая  Иванова
Не сказала им ни слова –
И  Петрова,  и  Крылова
Стала щеткой выметать…
В общем, школа так тряслась,
Что вбежал директор в класс
И взглянул на них  с  испугом:
Директор.  Что вы делали друг с другом?
 Крылов.  П-поливал,

Автор.  Сказал Крылов,

Петров.  В-вытирал,

Автор.  Сказал Козлов.
А суровая Иванова.

Не ответила ни слова.
Директор. Что ж, отлично убран класс –
Класс намного чище вас!
Напишу я вам записку –
И чтоб были через час…
Крылов.  Ой. Не на…

 Автор.  Сказал Крылов.
Петров.  Я не бу…

Автор.  Сказал Петров.
А суровая Иванова
Не сказала ничего.
Но сдержал директор слово.
Вскоре всех до одного
По директорской записке
Срочно приняли в химчистке. (Все артисты хором)

1-й чтец (сообщая зрителям новость).
Вы слыхали? К нам приехал
Первобытный ученик.
2-й чтец.
Оставляет он на партах,
На учебниках и картах
Точки, черточки, значки,
Закорючки и крючки.
3 - й чтец.
Изменилась постепенно
В классе каждая стена.
4 - й чтец.
И теперь у нас не стены,
А сплошные письмена.
1-й чтец (удивляясь).
Разукрашенные рожи
Смотрят с окон и дверей.
2-й чтец.
Стал  наш  5 класс похожим
На стоянку дикарей.
3 - й чтец (зрителям).
А у вас какая эра?
Вместе.
Класс у вас или пещера?





Предварительный просмотр:

Таблица  «Оценивание  работы  в  группах»

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

СОДЕРЖАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Таблица «Выбор»

1. На уроке я работал (а)

2. Своей работой на уроке

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня

активно,      пассивно

 доволен,      недоволен

коротким,     длинным

не  устал (а),  устал (а)

стало лучше, стало хуже

понятен,         непонятен

интересен,      скучен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Простые вещества, образованные кислородом"

Технологическая карта для учащихся включает учебный материал и задания для изучения темы "Кислород и озон" в 8 классе....

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

Технологическая карта урока "Особенности образования в Великобритании" (11 класс, английский язык).

Технологическая карта к уроку английского языка "Особенности образования в Великобритании" (11 класс)....

Статья "Информационное образование как составная часть технологического образования"

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯГончар Е.В., Малахова И.С.,КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум», г. Назарово, Российская ФедерацияСис...

Удостоверение о повышении квалификации "Программно-методическое обеспечение и технологическое сопровождение программ дополнительного образования в образовательной организации"

Удостоверение о повышении квалификации "Программно-методическое обеспечение и технологическое сопровождение программ дополнительного образования в образовательной организации"...

Технологическая карта урока "Профессиональное образование"

Ознакомление с системой профессиональной подготовки кадров в России, с понятиями «рынок труда» и «конъюнктура  рынка»...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...