ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме «Экологические факторы среды»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_ekologicheskie_faktory.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме «Экологические факторы среды»
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД
Тема | Экологические факторы среды |
Цель | Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней. |
Задачи | Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм. Развивающие: Развитие познавательных способностей и поисково-информационные умения: анализировать информацию, работать с текстом, сворачивать информацию в виде схемы, обобщать, сравнивать, навыков работы с цифровыми ресурсами, воображения учащихся; умение работать с конспектом урока как основы формирования УУД через использование различных заданий по Д.Толлингеровой. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное. |
УУД | Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль. Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы, приводить примеры. Личностные: учащиеся должны уметь: • высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; • анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос; учащиеся должны уметь: • систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи
• планировать свою деятельность под руководством учителя; • работать в соответствии с поставленной задачей и планом; • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; • умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь • оценивать работу одноклассников. |
Основные понятия | Экологические факторы, факторы неживой природы- абиотические, факторы живой природы - биотические, деятельность человека - антропогенные, среды обитания, экология |
Межпредметные связи |
|
Ресурсы: основные дополнительные | Базовый учебник: Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2014 ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР. |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
|
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Структура урока | 1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия. |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Используемые ЭОР | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
Орг. момент | ||||||
Мотивация (самоопределение) Время: 1-2 | 1.Зачитывает стихотворение - Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь? - Да, это стихотворение об условиях, месте, или по другому о среде обитания | 1. Стихотворение Среда обитания | 1. Стихотворение Приложение 1 |
| ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; | |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Распределяются по группам, определяют и называют среды обитания, характеризуют предложенную им. | 1. Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная) | - Что называют «средой обитания»? 2. Задание: Обобщите и скажите о какой среде обитания идет речь, выберите свою - ту в которой обитают представленные вами животные: Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это …. Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это… Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это … Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это… 3. Задание: Среди рисунков в конверте найдите лишний, и поместите остальных в нужную среду обитания. Перечислите условия необходимые для обитателей каждой среды. | 1. Задание на слайде презентации 2. На столах конверты с иллюстрациями живых организмов какой-то одной среды обитания, но одно среди них лишнее. 3. На слайде презентации сводная таблица по средам обитания |
| ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПО3- структурирование знаний; |
Выявление места и причины затруднения | Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. | предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды) и выполнить задания к ней | 4 Задание: Прочитайте сказку и выполните задания. Приложение № 2 Подумайте и скажите одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об условиях жизни организмов) | Приложение № 2 «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды) Ресурс № 1 «Экологические факторы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/view/ (Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основное понятие «экологические факторы среды») | ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; | |
Построение проекта выхода из затруднения- Формулирование темы урока Постановка учебной задачи Время:2-3 | Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь Получают вопрос-задание | обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды - это «экологические факторы среды». Что вы уже знаете о них? Чего не знаете? Следовательно тема урока – Экологические факторы. Распределяет вопросы между учащимися |
Задание: Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе урока. | ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; | ||
Реализация построенного проекта- Открытия нового знания | Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы. Представляют свои вопросы, слушают остальных, делают соответствующие записи. Работают по заданиям | Контролирует работу учащихся, оказывает помощь в случае затруднения Организует работу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды Организует работу в группах 1гр. – «факторы неживой природы» 2 гр. – «факторы живой природы» 3 гр. – «антропогенные факторы» Даёт сигнал об окончании работы | Задание 1: Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану. (Самостоятельная работа по заданиям.) Задание 2: Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить? Какие группы экологических факторов в нем упоминаются? Задание 3: Составьте схему «Группы экологических факторов» в тетрадь. Дополните схему составив перечень факторов, относящихся к группе факторов живой природы/ неживой природы/деятельности человека, используя материал сказки и полученную информацию. Пользуясь флеш моделью проверьте правильность схемы | Ресурс №2 - «Группы экологических факторов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/view/ (Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основные понятия «экологические факторы среды», «факторы неживой природы») Ресурс №3 - Анимация - Схема «Экологические факторы среды» флеш анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bb43fb0-a639-4573-a85e-069fdd311e16/%5BBIO6_01-04%5D_%5BIM_03%5D.swf |
| ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО7 – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, умение передавать содержание текста ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; |
Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Ответы дают устно | Проводит физкультминутку? | Задание 1: Что из перечисленного относится к факторам живой природы: перемещение песков в пустыне, высадка растений, поедание тли божьими коровками, выпадение дождя, наступление ночи, рыхление почвы дождевыми червями, очистка сточных вод. Задание 2: Сравните факторы живой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются. | Задание на слайде и ответы на следующем | ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | |
Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде. | Организует работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях | Тестовое задание на бумажном носителе | Ресурс № 3 Тест на тему «Эко-логические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000758-1000-4ddd-effc-0b00475d430c/index_mht.htm | ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | |
Включения в систему знаний и повторения | Задание 1: Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц? Задание 2: Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека? Задание 3: Что случится, если исчезнет вода на Земле? Задание 4: Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц равен 30 дней. | ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПЛ5 – установление причинно- следственных связей; ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПЛ7 – доказательство; ПЛ8 – выдвижение гипотез и их обоснование | ||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Время: 2-3 | Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Что узнали нового на уроке? - Что показалось трудным? - Что вызвало интерес? | Рефлексивный экран 4. Теперь я могу… 6. У меня получилось … 9. Мне было трудно… | ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | ||
Домашнее задание | Записываю домашнее задание в дневник | Задаёт домашнее задание
| Задание 1.Выучить материал параграфа 18 учебника и записи в тетради. 2. Ответить на вопросы учебника после параграфа 3. Напишите сочинение на тему: «Как вести себя в природе», «Как человек влияет на природу» | ПО3- структурирование знаний; ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО8 – знаково-символическое моделирование; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"
Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...
Технологическая карта к уроку "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Урок в форме устного журнала. Технологическая карта - журнал....
Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ
Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...
Технологическая карта по теме "Экологические факторы среды", 5 класс
Предмет: биологияУМК: Биология: 5 класс / И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова: - М.: Вентана- Граф, 2014Раздел: Жизнь организмов на планете ЗемляТема: Экологические факторы средыТема урок...
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...