ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме «Экологические факторы среды»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Елена Викторовна Манджиева

Цель урока:  Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_ekologicheskie_faktory.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «Экологические факторы среды»

Предмет:    биология

Класс:      5

Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД

Тема

   Экологические факторы среды

Цель

 Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.

Задачи

Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм.

Развивающие: Развитие познавательных способностей и поисково-информационные умения:  анализировать информацию, работать с текстом, сворачивать информацию в виде схемы, обобщать, сравнивать, навыков работы с цифровыми ресурсами,  воображения учащихся; умение работать с конспектом урока как основы формирования УУД через использование различных заданий по Д.Толлингеровой.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные УУД:  Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль.

Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты

Предметные:   Знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;.     Уметь  - определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы, приводить примеры.

Личностные:

учащиеся должны уметь:

•        высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

•        анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
Метапредметные:

учащиеся должны уметь:

•        систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи

  •      ставить учебную задачу под руководством учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

•        умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

•         умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

•        оценивать работу одноклассников.

Основные понятия

 Экологические факторы, факторы неживой природы- абиотические, факторы живой природы - биотические, деятельность человека -  антропогенные, среды обитания, экология

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

 Базовый учебник: Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2014

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Тип урока

 Урок открытия новых знаний.

Структура урока    

1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели  5.Изучение нового 6.Закрепление знаний  7.Контроль полученных знаний  8.Рефлексия.


Дидактическая
структура 
урока – открытия нового знания

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Используемые  ЭОР

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Орг. момент

Мотивация (самоопределение)

Время: 1-2

1.Зачитывает стихотворение  

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение  об условиях, месте, или по другому о среде обитания

1. Стихотворение

Среда обитания

1. Стихотворение  

Приложение 1

 

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации;

Актуализация знаний и пробное учебное действие
Время: 5-6
Этапы:

 Распределяются по группам, определяют и называют среды обитания, характеризуют предложенную им.

 1. Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания               (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)

 - Что называют «средой обитания»?

2. Задание: Обобщите и скажите о какой среде обитания идет речь, выберите свою - ту в которой обитают представленные вами животные:

Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это ….

Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это…

Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это …

Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это…

3.  Задание: Среди рисунков в конверте найдите лишний, и поместите остальных в нужную среду обитания.

Перечислите условия необходимые для обитателей каждой среды.

1. Задание на слайде презентации

2. На столах конверты с иллюстрациями живых организмов какой-то одной среды обитания, но одно среди них лишнее.

3. На слайде презентации сводная таблица по средам обитания

 

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПО3- структурирование знаний;

Выявление места и причины затруднения

 Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ.

 предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Сила Дождя и Дружбы»

(сказка о живительной силе воды) и выполнить задания к ней

 4 Задание: Прочитайте сказку и выполните задания.

Приложение № 2  

Подумайте и скажите одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред?

О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об условиях жизни организмов)

Приложение № 2 «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды)

 Ресурс № 1  «Экологические факторы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/view/

 (Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основное понятие «экологические факторы среды»)

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Построение проекта выхода из затруднения- Формулирование темы урока 

Постановка учебной задачи

Время:2-3

Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

Получают вопрос-задание

 обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды - это «экологические факторы среды». Что вы уже знаете о них? Чего не знаете?

Следовательно тема урока – Экологические факторы.

Распределяет вопросы между учащимися

 

Задание: Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе урока.

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Реализация построенного проекта-

Открытия нового знания
 Время: 10-11

  Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы.

Представляют свои вопросы, слушают остальных, делают соответствующие записи.

Работают по заданиям

 Контролирует работу учащихся, оказывает помощь в случае затруднения

Организует работу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды

Организует работу в группах

1гр. – «факторы неживой природы»

2 гр. – «факторы живой природы»

3 гр. – «антропогенные факторы»

Даёт сигнал об окончании работы

  Задание 1:  Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану.

(Самостоятельная работа по заданиям.)

Задание 2: Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить?

Какие  группы экологических факторов в нем упоминаются?

Задание 3: Составьте схему «Группы экологических факторов» в тетрадь.

Дополните схему составив перечень факторов, относящихся к группе факторов  живой природы/ неживой природы/деятельности человека, используя материал сказки и полученную информацию.

Пользуясь флеш моделью проверьте правильность схемы

Ресурс №2 - «Группы экологических факторов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/view/

(Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основные понятия «экологические факторы среды», «факторы неживой природы»)

Ресурс №3 - Анимация - Схема «Экологические факторы среды» флеш анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bb43fb0-a639-4573-a85e-069fdd311e16/%5BBIO6_01-04%5D_%5BIM_03%5D.swf

  

 

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО7 – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, умение передавать содержание текста 

ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Ответы дают устно

Проводит физкультминутку?

Задание 1: Что из перечисленного относится к факторам живой природы: перемещение песков в пустыне, высадка растений, поедание тли божьими коровками, выпадение дождя, наступление ночи, рыхление почвы дождевыми червями, очистка сточных вод.

Задание 2: Сравните факторы живой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются.

Задание на слайде и ответы на следующем

ПЛ3 – выбор оснований и критериев  для сравнения, сериации, классификации объектов;

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде.

Организует работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях

Тестовое задание на бумажном носителе

Ресурс № 3

Тест на тему «Эко-логические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000758-1000-4ddd-effc-0b00475d430c/index_mht.htm

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПЛ3 – выбор оснований и критериев  для сравнения, сериации, классификации объектов;

Включения в систему знаний и повторения

Задание 1: Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц?

Задание 2: Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека?

Задание 3: Что случится, если исчезнет вода на Земле?

Задание 4: Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц  равен 30 дней.

ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности;

ПЛ5 – установление причинно- следственных связей;

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПЛ7 – доказательство;

ПЛ8 – выдвижение гипотез и их обоснование

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Время: 2-3

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Что узнали нового на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что вызвало интерес?

Рефлексивный экран
1. Сегодня я узнал… 
2. Было трудно… 
3. Я понял, что… 

4. Теперь я могу… 
5. Я научился… 

6. У меня получилось … 
7. Я смог… 
8. Меня удивило…
 

9. Мне было трудно…

ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Домашнее задание

Записываю домашнее задание в дневник

Задаёт домашнее задание

 

Задание  

1.Выучить материал параграфа 18 учебника и записи в тетради.

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа

3. Напишите сочинение на тему: «Как вести себя в природе», «Как человек влияет на природу»

ПО3- структурирование знаний;    

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО8 – знаково-символическое моделирование;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...

Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ

Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...

Технологическая карта по теме "Экологические факторы среды", 5 класс

Предмет: биологияУМК: Биология: 5 класс / И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова: - М.: Вентана- Граф, 2014Раздел: Жизнь организмов на планете ЗемляТема: Экологические факторы средыТема урок...

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...