Технологическая карта урока по теме: "Факторы эволюции".
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Шапошникова Татьяна Сергеевна

Данная карта необходима при повторении материала, который уже не изучался ранее. В 9 классе обучающиеся только начинают знакомиться с таким большим разделом как эволюция, поэтому данная технологическая карта позволит остановится более подробно на самых главных моментах темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_evolyutsiya.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Факторы (движущие силы) эволюции

Предпосылками эволюции, по Дарвину, являются: размножение организмов в геометрической прогрессии и ограниченность природных ресурсов.

К движущим силам эволюции относятся: борьба за существование и естественный отбор.

Факторы эволюции: изменчивость, наследственность и изоляция.

Наследственность – это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.

Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.

Формы изменчивости

определённая                                                            неопределённая

(ненаследственная)                                                       (наследственная)

Формы изменчивости по Ч. Дарвину:

Ч. Дарвин установил, между особями одного вида всегда существуют как хорошо заметные различия (спорты), так и малозаметные. Ч. Дарвин считал, что именно мелкие различия между особями являются материалом для отбора. Эти различия Ч. Дарвин назвал изменчивостью и выделил несколько форм изменчивости: определенную, неопределенную, комбинативную и коррелятивную.

Ненаследственная изменчивость является определенной, поскольку, изменяя условия развития организмов, можно предвидеть направление изменчивости. В то же время, она является и групповой, поскольку вся группа особей, подвергаемая одинаковому изменению условия развития, изменяется в одном направлении. [В XX веке такую изменчивость долгое время называли модификационной.]

Например, если группу поросят одной породы выращивать в хороших условиях, то через полгода все они будут характеризоваться сходными чертами: большая масса (около 200 кг), удлиненное тело, укороченные конечности, слабо развитый шерстный покров, спокойное поведение, хороший аппетит. Если же группу поросят той же породы выращивать в плохих условиях, то взрослые особи также будут сходны между собой: низкий вес (около 50 кг), укороченное тело, удлиненные конечности, сильно развитый шерстный покров, злобный нрав, плохой аппетит.

Наследственная изменчивость прямо противоположна ненаследственной. Эта изменчивость неопределенная. Например, мы не можем заранее предсказать: когда и в каком стаде появится овца с резко укороченными конечностями. Наследственная изменчивость является индивидуальной: изменение признака наблюдается лишь у одной особи из многих. [В XX веке эту форму изменчивости долгое время называли мутационной.]

Ч. Дарвин противопоставлял наследственную изменчивость ненаследственной и считал, что к отбору приводит только наследственная изменчивость.

Коррелятивная изменчивость. Пример с изменением целого комплекса признаков у поросят показывает, что при изменении условий развития изменяется не один признак, а целый комплекс признаков. Одновременное изменение нескольких признаков Ч. Дарвин назвал соотносительной, или коррелятивной изменчивостью.

Наследственная изменчивость также может быть коррелятивной: изменение одного признака влечет за собой изменение других признаков. Например, все белые голубоглазые коты – глухие, у бесшерстных собак определенной породы – недоразвиты зубы. [В настоящее время установлено, что наследственная коррелятивная изменчивость может быть обусловлена множественным действием генов, а также сцеплением генов – истинным сцеплением или квазисцеплением.]

Комбинативная изменчивость. Во времена Дарвина (еще до опытов Менделя) было известно, что разные наследственные признаки могут образовывать различные комбинации (например, разнообразные сочетания окраски и длины шерсти у животных).

Независимую изменчивость признаков Ч. Дарвин назвал комбинативной изменчивостью.

[В настоящее время установлено, что коррелятивная изменчивость часто сочетается с комбинативной, т.е. совместная изменчивость двух и более признаков].

Борьба за существование

совокупность взаимоотношений организма с другими организмами и с окружающей средой.

Причина: организмов рождается гораздо больше, чем может выжить, поэтому для них всех не хватает пищи и территории.

Формы: § 7.4.

  1. Внутривидовая (между особями одного вида), самая ожесточенная
  2. Межвидовая (между особями разных видов)
  3. С условиями окружающей среды.

Следствие: естественный отбор.

Формы отбора

Естественный Е.О.                   Искусственный И.О.

Признаки для сравнения

Естественный отбор

Искусственный отбор

1.Определение

Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

Отбор особей с нужными человеку хозяйственными признаками для последующего их разведения

2.Материал для отбора

Наследственная изменчивость

Наследственная изменчивость

3. Отбирающий фактор

Условия среды

Потребности человека

4. Отбираемые признаки

Полезные для выживания в данных условиях среды

Нужные человеку хозяйственные признаки

5. Объект действия

Популяция

Отдельные особи или их группы

6. Результат отбора

1. Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ;

2. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды (адаптации),  (направленный характер);

3. Многообразие видов.

Новые породы животных и сорта растений

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции (Ч. Дарвин).

Формы естественного отбора   § 7.5.

  1. Движущий: При изменении условий среды (устойчивость насекомых к ядохимикатам)
  2. Стабилизирующий: В постоянных условиях среды (насекомоопыляемые цветки соответствуют размерам насекомых)
  3. Дизруптивный:  Проявляется в изменяющихся условиях среды (в смешанном лесу на соснах- бабочки с темной окраской, а на березах – со светлой)

Одним из случаев внутривидового Е.О. является половой отбор. Например: яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок, специфические запахи, клыки, рога для турнирного боя.

Изоляция   § 7.6., 7.7.

Постепенное накопление различий между изолированными друг от друга популяциями может привести к тому, что они превратятся в два разных вида, т.е. произойдет видообразование.

Изоляция: географическая, пространственная, поведенческая, репродуктивная.

Виды видообразования: (Микроэволюция ведет к видообразованию)

Географическое видообразование

Экологическое видообразование

если между популяциями имеется непреодолимая преграда – гора, река или очень большое расстояние (возникает при быстром расширении ареала). Например, лиственница сибирская (в Сибири) и лиственница даурская (на Дальнем Востоке).

если две популяции живут на одной территории (внутри одного ареала), но не могут скрещиваться. Например, разные популяции форелей живут в озере Севан, но нереститься уходят в разные реки, впадающие в это озеро.        

ВЫВОД:

Следствия эволюции: повышение приспособленности видов, образование новых видов и общая прогрессивная эволюция органического мира.

Центральным моментом в дарвиновской теории эволюции является учение о естественном отборе.

Д/з: § 7.2. – 7.7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Происхождение и эволюция человека"

Использование данных карт на уроках биологии позволяет учащимся изучить большой объем материала, систематизировать, изложить с соблюдением принципа логичности и научности. Способствует развитию метапр...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных

Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....

Технологическая карта урока в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина».

Изучение творчества А.С.Пушкина вызывает у учащихся живой интерес. Роман в стихах "Евгений Онегин" позволяет учащимся не только ознакомиться с историей русской жизни, историей любви между Та...

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...

технологическая карта урока по астрономии тема Эволюция звезд 11 класс

Технологическая карта к уроку по астрономии  в которой рассмотрены вопросы, связанные с  жизнью звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; грави...