Рабочая программа по курсу «География России» 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа
по курсу «География России» 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_klass.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ )
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)
протокол № 8 от 29.08. 2019г. приказ № 90 от29.08.2019 г.
Рабочая программа
по курсу «География России» 9 класс
Составитель: учитель географии Соколова Н.В.
Тюменцево 2019 г.
Пояснительная записка
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы по географии России авторов В.В.Николиной, А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной 5-9 классы, М «Просвещение»2019год.
1.2.Общие цели учебного предмета
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов, происходящих в географическом пространстве России;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования.
- формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально –экономическими и экологическими факторами.
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
География России в основной школе изучается в 8 и в 9 классах.
Общее число учебных часов по авторской программе - 70 часов; из них 15 часов –резервное время. По учебному плану - 2 часа в неделю.
Практические работы -14
Так как учебный период в 9 классе составляет 34 учебных недели , урок № 63 и урок № 67 включают 2 темы. Резервные часы распределены следующим образом: 5 часов добавлено в тему Регионы России, 6 часов на изучение темы «Европейская Россия» и 4 часа на тему «Азиатская Россия»
1.4.УМК
для учителя
1.В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 класс, М: Просвещение 2011г.
2. А.И. Алексеев и др. География. 9 класс (учебник) М: Просвещение 2017г
3. В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь) М: Просвещение 2017г
4. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя )М: Просвещение 2010г.
5.Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
для учащихся
1.А.И. Алексеев и др. География. 9 класс (учебник) М: Просвещение 2017г
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3).формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4). формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:,
1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы ^достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6)умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
7).умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
8) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование целостной географической картины своей страны и отдельных её районов;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода к изучению страны, понимание взаимосвязи исторического, этнонационального, социалогического, экологического содержания;
3) использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
4) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
Содержание курса
Введение (2 ч)
Цели курса, структура, содержание курса. Способы подготовки к экзамену
Районирование России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
ПР №1Анализ различных видов районирования
Регионы России. (13ч.)
Регионы России:Восточно-Европейская и Западно–Сибирская равнина, Урал и горы Южной Сибири, Восточная и Северо –Восточная Сибирь, Северный Кавказ и Дальний ВостокХарактеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы в сравнении: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, высотная поясность, природные ресурсы.Формирование экологического сознания. Экологическая ситуация в России.ПР №2 Экологическая безопасность России.
Европейская Россия(36 ч.)
Центральная Россия:особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал.
ПР №3Выявление и анализ условий для развития Центральной России
Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Города Центральной Росси.
Центральный район. Состав и географическое положение. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов..Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов.Москва - столица Российской Федерации
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.Северо Запад: «окно в Европу».Значение Санкт-петербурга
ПР №4Описание памятника ВКН района
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Население. Крупнейшие города
ПР№5Анализ выбора места для строительства металлургического комбината в г.Череповец
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: пространство Северного Кавказа, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. АПК Северного Кавказа. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Крупнейшие города.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волга –главная хозяйственная ось района. ВКН Поволжья. Экологические проблемы Поволжья.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Специфика проблем Урала.
ПР № 6 Сравнительная характеристика развития Поволжья и Урала
Азиатская Россия. (13ч.)
Пространство Сибири: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Транссибирская магистраль
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Западная Сибирь – главная топливная база страны. Особенности АПК. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Норильский промышленный район.Озеро Байкал. БАМ.
ПР № 7 Путешествие по Транссибирской магистрали
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
ПР№ 7Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства. Роль морского транспорта. Природные контрасты. Памятники ВПН. Разработка проекта«Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века»
Россия в мире (4 ч.) Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
ПР №8 Анализ показателей внешнеторгового оборота России
Взаимодействие природы и человека
ПР №9Характеристика природных особенностей, населения и хозяйства своей местности.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов |
Регионы России | 15 | |
1 | Введение. Цели курса, структура, содержание курса. Способы подготовки к экзамену | 1 |
2 | Природно-хозяйственное районирование | 1 |
3 | ПР №1Анализ различных видов районирования | 1 |
4 | Источники географической информации | 1 |
5 | Великие равнины России. Восточно-Европейская и Западно – Сибирская равнина | 1 |
6 | Сравнительный анализ природных особенностей равнин | 1 |
7 | Характеристика природных регионов России. Урал и Пояс гор Южной Сибири | 1 |
8 | Сравнительный анализ природных особенностей Урала и пояса гор Южной Сибири | 1 |
9 | Характеристика природных регионов России. Восточная и Северо – Восточная Сибирь | 1 |
10 | Сравнительный анализ особенностей природы Восточной и Северо–Восточной Сибири | 1 |
11 | Характеристика природных регионов России.Северный Кавказ и Дальний Восток | 1 |
12 | Сравнительный анализ особенностей природы Северного Кавказа и Дальнего Востока | 1 |
13 | Экологическая ситуация в России. | 1 |
14 | Экологическая безопасность | 1 |
15 | ПР №2 Экологическая безопасность России. | 1 |
1 | ||
Европейская Россия | 36 | |
16 | Пространство Центральной России. | 1 |
17 | ПР №3Выявление и анализ условий для развития Центральной России | 1 |
18 | Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. | 1 |
19 | Памятники Всемирного культурного наследия Центральной России. Население Центральной России | 1 |
20 | Современные проблемы и перспективы Центральной России | 1 |
21 | Центральный район. Характеристика экономико-географического положения района | 1 |
22 | Центральный район. Особенности развития хозяйства. | 1 |
23 | Волго-Вятский район. Состав района и его своеобразие. | 1 |
24 | Место и роль района в социально-экономическом развитии страны | 1 |
25 | Центрально-Чернозёмный район. Особенности природы и хозяйства. Специализация хозяйства. | 1 |
26 | ПР №4 Исследовательская практика «Работа с текстом» | 1 |
27 | Москва — столица России. Роль Москвы в политике, экономике, культуре России. | 1 |
28 | Дискуссия «Рост Москвы — это хорошо или плохо?» | 1 |
29 | Пространство Северо - Запада | 1 |
30 | Северо-Запад: «окно в Европу». Влияние географического положения Северо-Запада на его роль и место в хозяйстве России. | 1 |
31 | Особенности развития хозяйства Северо-Запада. Калининградская область российский анклав. | 1 |
32 | Санкт –Петербург –вторая столица России. Значение города в экономике, науке и культуре. | 1 |
33 | Создание презентации «Санкт-Петербург — вторая столица» | 1 |
34 | Европейский Север. Географическое положение. Природные условия. | 1 |
35 | Этапы освоения территории Европейского Севера. Население. | 1 |
36 | Развитие хозяйства Европейского Севера. | 1 |
37 | Географические аспекты экономических, социальных и экологических проблем Европейского Севера. | 1 |
38 | ПР №5 «Строительство «Северной Магнитки»» | 1 |
39 | Пространство Северного Кавказа. . Состав и географическое положение. Особенности природы. | 1 |
40 | География народов Северного Кавказа. Этническая и религиозная пестрота населения | 1 |
41 | Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности современного хозяйства. | 1 |
42 | ПР №6 «Развитие рекреации на Северном Кавказе» | 1 |
43 | Пространство Поволжья. Природные особенности | 1 |
44 | Этапы освоения территории.Население: численность, национальный состав, специфика расселения. | 1 |
45 | Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. География важнейших отраслей хозяйства. | 1 |
46 | ПР №7 Экологические проблемы Поволжья | 1 |
47 | Пространство Урала. Природные особенности. | 1 |
48 | Этапы развития хозяйства Урала. Современное хозяйство Урала. | 1 |
49 | Население: численность, национальный состав, специфика расселения, занятия. Быт и традиции народов Урала. Особенности городов Урала. | 1 |
50 | ПР №8 Сравнительная характеристика развития Поволжья и Урала | 1 |
51 | Анализ проблем Урала, их специфика | 1 |
Азиатская Россия 13 | ||
52 | Пространство Сибири. Географическое положение. Особенности природы: | 1 |
53 | ПР №9 Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири. | 1 |
54 | Заселение и освоение территории Сибири. Население: национальный состав, специфика расселения. | 1 |
55 | Хозяйство Сибири. Этапы промышленного развития. Роль Сибири в хозяйстве России. | 1 |
56 | Западная Сибирь— главная топливная база России. Экологические проблемы Западной Сибири | 1 |
57 | Восточная Сибирь. Отрасли специализации и крупнейшие центры | 1 |
58 | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | 1 |
59 | Дальний Восток. Уникальность географического положения, природы района. Состав территории | 1 |
60 | Природные контрасты. Памятники ВПН. | 1 |
61 | Освоение территории Дальнего Востока. . | 1 |
62 | Различие северной и южной частей. Роль морского транспорта в осуществлении связей между севером и югом. | 1 |
63 | Хозяйство Дальнего Востока. | 1 |
64 | ПР № 10 Исследовательская практика «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века» | 1 |
Россия в современном мире | 4 | |
65 | Место России в мире. Россия в системе международного географического разделения труда. | 1 |
66. | Сферы влияния России Экономические, культурные, информационные, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья | 1 |
67. | ПР №11Анализ показателей внешнеторгового оборота | 1 |
68. | ПР №12Характеристика природных особенностей, населения и хозяйства Алтайского края | 1 |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата, когда была сделана корректировка | Скорректированные номера уроков | Тема урока, после корректировки | Основание для корректировки (№ приказа, дата) | Подпись представителя администрации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.М. Домогацких....
рабочая программа по курсу "География России"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. Г...
Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс
Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...
рабочая программа по курсу географии России 8 класс
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становлен...
Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".
По учебнику для 9 классов. Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2011....
Рабочая программа по курсу «География России» 8 класс
Рабочая программапо курсу «География России» 8 класс...
Рабочая программа по курсу "География России"
Рабочая программа по курсу « География России. Природа» для учащихся 8-х классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовател...