рабочая программа по курсу "География России"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Плющенко Инна Викторовна

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (8-9 класс). Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2009.

2.Баринова И.И., Дронов В.П.География России.8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География.6-11 классы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по географии80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

     Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (8-9 класс). Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2009.

2.Баринова И.И., Дронов В.П.География России.8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География.6-11 классы.

      Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.     Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

       Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

        Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

      Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; перечень практических работ.

      В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

      Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

      Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.        

       Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии Республики Татарстан. Это связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Цели

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В  VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Из них на географию Татарстана в 8 классе отводится 10 часов, в 9 классе- 6 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

      Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (138 часов)

8 класс (70 часов)

Введение (1 час) Что изучает география России?

Россия на карте Мира (12 часов).

Тема1. Географическое положение России (4 часа) 

       Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России. (8 часов)

       Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

       История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России

 

Практические работы.

Пр. р. №1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Пр. р. №2. Определение поясного времени для разных пунктов России. 

Раздел 1. Природа России (35 ч.)

Тема3. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 часов)

      Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практические работы.

Пр.р. №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов) 

       Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

     Практические работы

Пр.р.№4 Определение закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.

Пр.р.№5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных  пунктов. Составление прогноза погоды..

Пр.р. №6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 5.Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

      Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

      Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

      Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы

Пр.р.№7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Тема 6. Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

        Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения.

        Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(3 часа)

      Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал.

Практические работы13. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Тема 8. Разнообразие природных комплексов России (7часов)

      Природные комплексы, ландшафты. Природно-территориальные комплексы.  Моря как крупные ПК.Природные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы:

Пр.р.№8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа географических и тематических карт..

Раздел 3. Население России (8 часов)

Численность населения России. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Этнический, языковой и религиозный состав населения. Городское и сельское население. Размещение населения России. Люди и труд. Миграции населения

Практические работы:

Пр.р. №9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

Пр.р. №10. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Раздел 4. Хозяйство России (12 часов) Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство.

Тема 9. Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу. (10 часов) Состав первичного сектора экономики. Природно-ресурсный потенциал России. Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества.

Практические работы:

Пр.р. №11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства.

9 класс

Раздел 5. Хозяйство России (продолжение)

Тема 10. Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье (3 часа).

 ТЭК, его значение и проблемы. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение, проблемы. Топливная промышленность. Электроэнергетика.

Тема 11. Комплексы по производству конструкционных материалов и химических веществ. (8 часов)

Состав и значение. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность.  Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность.

Тема 12. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (6 часов) Инфраструктурный комплекс. Состав. Роль транспорта. Транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство. География науки.

 Раздел VI. География крупных регионов России (47 часов)

Тема 13. Районирование России-1 час

Тема 14.«Европейская Россия (Западный макрорегион)» (24 часа)

Экономическое  районирование России. Европейский Север. Хозяйство Европейского Севера.  Западный макрорегион – европейская Россия. Центральная Россия: состав, ГП, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Экономика и территориальная структура Центральной России. Узловые районы Центральной России. Москва и столичный регион. Узловые районы Центральной России. Северо-Западная Россия. Европейский Юг- Северный Кавказ. Географическое положение. Природные ресурсы.Население и хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ЭГП, природа, население. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство Урала.

Тема 15. «География Республики Татарстан» (6 часов)

Географическое положение и административное устройство РТ. Природные ресурсы РТ, их рациональное использование и охрана. Климатические, водные,  земельные ресурсы. Ресурсы недр. Биологические ресурсы Татарстана. Население РТ. Численность и структура населения. Трудовые ресурсы. Условия жизни и проблемы населения. Хозяйство. Общая характеристика. География промышленности. АПК Татарстана. Инфраструктура Республики Татарстан. Экономико-географические районы Татарстана.

Тема 16. «Азиатская Россия - Восточный макрорегион» (16 часов) Восточный макрорегион - азиатская Россия. Этапы, проблемы, перспективы развития. Западная Сибирь. Природа Западной Сибири. Население и хозяйство. Восточная Сибирь. Факторы формирования. Природа. Население. Хозяйство. Дальний Восток. Природа. Население. Хозяйство

Раздел VII. Россия в современном мире (3 часа)

Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами. Объекты мирового и культурного наследия.

Практические работы

№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

№ 2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной  из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

№ 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№ 4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

 № 5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

№ 6. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

№7 . Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

№ 8. Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни и быта человека.

№ 9.Составление характеристики Норильского промышленного узла.

№10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них.

№ 11. Определение по картам географического положения Татарстана.

№ 12. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Татарстана.

Творческие работы 

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  6. Описание народных помыслов Центральной России.
  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
  11. Народные промыслы Урала.
  12. Современные проблемы коренных народов Севера.
  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобджанидзе. География России. 8- 9  класс  (в двух частях)– М.: Дрофа, 2011.
  2. Атлас. География России.8 и 9 класс.
  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

* основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

* специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы

* природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

* выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

* находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

* приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

* составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

* определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

* применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

* учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

* наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

* решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

* проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

        

        

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России III Ступень (10-11 кл.)

данная рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной, Л.Н.Алексашкиной стандарт образования 2004 года...

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по истории России 9 класс

Составлена  по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...