рабочая программа по курсу "География России"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (8-9 класс). Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2009.
2.Баринова И.И., Дронов В.П.География России.8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География.6-11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (8-9 класс). Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2009.
2.Баринова И.И., Дронов В.П.География России.8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География.6-11 классы.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; перечень практических работ.
В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии Республики Татарстан. Это связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Цели
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Из них на географию Татарстана в 8 классе отводится 10 часов, в 9 классе- 6 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (138 часов)
8 класс (70 часов)
Введение (1 час) Что изучает география России?
Россия на карте Мира (12 часов).
Тема1. Географическое положение России (4 часа)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России. (8 часов)
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России
Практические работы.
Пр. р. №1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Пр. р. №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Раздел 1. Природа России (35 ч.)
Тема3. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практические работы.
Пр.р. №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы
Пр.р.№4 Определение закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
Пр.р.№5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды..
Пр.р. №6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 5.Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы
Пр.р.№7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Тема 6. Почва и почвенные ресурсы (4 часа)
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(3 часа)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал.
Практические работы13. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Тема 8. Разнообразие природных комплексов России (7часов)
Природные комплексы, ландшафты. Природно-территориальные комплексы. Моря как крупные ПК.Природные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы:
Пр.р.№8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа географических и тематических карт..
Раздел 3. Население России (8 часов)
Численность населения России. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Этнический, языковой и религиозный состав населения. Городское и сельское население. Размещение населения России. Люди и труд. Миграции населения
Практические работы:
Пр.р. №9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
Пр.р. №10. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
Раздел 4. Хозяйство России (12 часов) Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство.
Тема 9. Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу. (10 часов) Состав первичного сектора экономики. Природно-ресурсный потенциал России. Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества.
Практические работы:
Пр.р. №11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства.
9 класс
Раздел 5. Хозяйство России (продолжение)
Тема 10. Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье (3 часа).
ТЭК, его значение и проблемы. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение, проблемы. Топливная промышленность. Электроэнергетика.
Тема 11. Комплексы по производству конструкционных материалов и химических веществ. (8 часов)
Состав и значение. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность.
Тема 12. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (6 часов) Инфраструктурный комплекс. Состав. Роль транспорта. Транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство. География науки.
Раздел VI. География крупных регионов России (47 часов)
Тема 13. Районирование России-1 час
Тема 14.«Европейская Россия (Западный макрорегион)» (24 часа)
Экономическое районирование России. Европейский Север. Хозяйство Европейского Севера. Западный макрорегион – европейская Россия. Центральная Россия: состав, ГП, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Экономика и территориальная структура Центральной России. Узловые районы Центральной России. Москва и столичный регион. Узловые районы Центральной России. Северо-Западная Россия. Европейский Юг- Северный Кавказ. Географическое положение. Природные ресурсы.Население и хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ЭГП, природа, население. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство Урала.
Тема 15. «География Республики Татарстан» (6 часов)
Географическое положение и административное устройство РТ. Природные ресурсы РТ, их рациональное использование и охрана. Климатические, водные, земельные ресурсы. Ресурсы недр. Биологические ресурсы Татарстана. Население РТ. Численность и структура населения. Трудовые ресурсы. Условия жизни и проблемы населения. Хозяйство. Общая характеристика. География промышленности. АПК Татарстана. Инфраструктура Республики Татарстан. Экономико-географические районы Татарстана.
Тема 16. «Азиатская Россия - Восточный макрорегион» (16 часов) Восточный макрорегион - азиатская Россия. Этапы, проблемы, перспективы развития. Западная Сибирь. Природа Западной Сибири. Население и хозяйство. Восточная Сибирь. Факторы формирования. Природа. Население. Хозяйство. Дальний Восток. Природа. Население. Хозяйство
Раздел VII. Россия в современном мире (3 часа)
Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами. Объекты мирового и культурного наследия.
Практические работы
№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
№ 2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
№ 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
№ 4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
№ 5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
№ 6. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
№7 . Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
№ 8. Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни и быта человека.
№ 9.Составление характеристики Норильского промышленного узла.
№10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них.
№ 11. Определение по картам географического положения Татарстана.
№ 12. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Татарстана.
Творческие работы
- Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
- Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
- Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
- Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
- Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
- Описание народных помыслов Центральной России.
- Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
- Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
- Этническая культура народов Северного Кавказа.
- Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
- Народные промыслы Урала.
- Современные проблемы коренных народов Севера.
- Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
Используемый УМК:
- В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобджанидзе. География России. 8- 9 класс (в двух частях)– М.: Дрофа, 2011.
- Атлас. География России.8 и 9 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
* основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
* специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы
* природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
* выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
* находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
* приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
* составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
* определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
* применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
* учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
* наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
* решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
* проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России III Ступень (10-11 кл.)
данная рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной, Л.Н.Алексашкиной стандарт образования 2004 года...
Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.
Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....
Рабочая программа по истории России 9 класс.
Рабочая программа по истории России 9 класс....
Рабочая программа по истории России 8 класс
Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....
Рабочая программа по истории России 9 класс
Составлена по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...