РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.М. Домогацких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_programma.docx | 65 КБ |
8_klass_programma.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 8-9 КЛАСС
Составила Холкина Наталья Викторовна учитель географии МОКУ ГСОШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе.
Используемая программа: Примерная программа общего образования по географии «География России» (8 – 9 классы), авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6 – 9 классов. – М.: Русское слово, 2008.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю -2 часа
ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОГРАММЕ
№ раздела | Название раздела | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
ВВЕДЕНИЕ | Место России на карте мира. | 1 | |
I | ГП РОССИИ | Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. | 3 |
II | ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ | Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества. | 3 |
III | РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. | 5 |
IV | КЛИМАТ И ПОГОДА | Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. | 9 |
V | МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ | Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение. | 6 |
VI | РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. | 7 |
VII | КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ | Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории. | 22 |
VIII | ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии. | 3 |
IX | ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ | Познакомиться с природой родного края. | 8 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
ЦЕЛИ:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
ЗАДАЧИ:
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать
представление о роли России в мире;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знанийоб основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениямиориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитаниелюбви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовностик использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
УМК:
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.- М. : Русское слово, 2008.
2.Географический атлас. 8 класс. –М. : Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население.- М. : Дрофа, 2007.
2.Дронов В.П., Баринова И.И. , Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- Дрофа, 2007.
3.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы.- М. : Дрофа, 2007.
4.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8 – 9 классы.- М. –Дрофа, 2004.
5.Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.
6.Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
7.Интернет- ресурсы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Образовательный стандарт «Общее среднее образование» и предметная область «География»;
2. Оценка знаний, умений и навыков по учебным предметам, «География». Из Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
3. Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений, 2009, 2010г.;
4. Инструктивно-методическое письмо к началу учебного года;
5. Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю -2 часа
Оценочные практические работы:
- Пр. работа №1 Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России
- Пр. работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России.
- Пр. работа №3 Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры
- Пр. работа №4 Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов
- Пр. работа №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды
- Пр. работа №6 Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России
- Пр. работа №7 Описание по плану одной из природных зон России
- Пр. работа №8 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири
Контрольная работа:
- Контрольная работа № 1 по теме «Особенности природы России».
- Контрольная работа № 2 по теме «Природа регионов России».
№ п/п | Наименование раздела по программе, тем уроков | Кол-во часов | Работа на уроке | Подготовка к ГИА (Контролируемые виды деятельности) | Практические работы. Контрольная работа | Домашнее задание | Дата |
ВВЕДЕНИЕ – (1час) | |||||||
1 | Что изучает физическая география России. Входной срез. | 1 | Комбинированный |
|
| Кроссворд | |
ГП РОССИИ –(3ЧАСА) | |||||||
2 | Россия на карте мира. ПР № 1 «Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России» | 1 | Практикум | Знать: особенности ГП России, положительные и отрицательные черты ГП. Показывать: крайние точки, пограничные государства | Пр. работа №1 Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России | П.1 | |
3 | Часовые пояса России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: часовые пояса на территории России. Уметь: определять поясное время. |
| П.2,№3 (с.16) | |
4 | ПР № 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России». | 1 | Практикум | Знать: часовые пояса на территории России. Уметь: определять поясное время. | Пр. работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России. | Тест с.16-17 | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ –(3 ЧАСА) | |||||||
5 | Русские землепроходцы 11-17 вв. | 1 | Путешествие | Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках |
| П.3, сообщение об Атласове | |
6 | Географические открытия в России в 18-19 вв. | 1 | Путешествие | Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках |
| П.4, с.27-вопросы | |
7 | Географические исследования 20 века. | 1 | Путешествие | Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках |
| П.5 | |
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – (5 часов) | |||||||
8 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. | Анализ тектонической и геологической карт | П.6 | |
9 | Общие черты рельефа. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Показывать: на карте эти объекты. Объяснять: взаимодействие внутренних и вешних сил в формировании рельефа. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа | П.8 | |
10 | Человек и литосфера. | 1 | Практикум | Знать: закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Показывать на карте эти объекты | Обозначение на карте полезных ископаемых | П.9 | |
11 | ПР № 3 «Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры». | 1 | Практикум | Знать: связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Уметь : сопоставлять карты. Объяснять выявленные закономерности | Пр. работа №3 Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры | Повт.п.6-9 | |
12 | Обобщение и контроль знаний по теме. | 1 | Урок обобщения и контроля знаний. | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой | |
КЛИМАТ И ПОГОДА –(9 часов) | |||||||
13 | Климатообразующие факторы. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: виды солнечной радиации, характеристику основных воздушных масс на территории России. |
| П.10 | |
14 | Распределение тепла и влаги на территории России. | 1 | Исследование | Знать: закономерности распределения тепла и влаги |
| П.11 | |
15 | ПР № 4 «Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов» | 1 | Практикум | Уметь: определять по климатической карте различные климатические показатели. Объяснять: установленные закономерности | Пр. работа №4 Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов | П.11 | |
16 | Типы климатов России. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: описывать климатические пояса и типы климата |
| П.12, конт.карта | |
17 | Погода. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: характеристики теплого и холодного атмосферных фронтов |
| П.13 | |
18 | Атмосферные вихри. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: признаки циклональной и антициклональной погоды. |
| П.14 | |
19 | ПР № 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды». | 1 | Практикум | Знать: условные знаки синоптической карты. Уметь: составлять характеристику погоды для указанных пунктов | Пр. работа №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | Работа с картой | |
20 | Атмосфера и человек. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. Объяснять: причины различий. |
| П.15 | |
21 | Обобщение и контроль знаний по теме. | 1 | Урок обобщения и контроля знаний | Знать: основные понятия и термины по теме |
| С.91-92 | |
МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ –(6 часов) | |||||||
22 | Моря России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: особенности морей, омывающих берега России. | Обозначение на карте морей | П.16 | |
23 | Характеристики реки. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Показывать : на карте географические объекты | Обозначение на карте рек | П.17, 18 | |
24 | ПР № 6 «Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России» | 1 | Практикум | Знать: основные географические понятия по теме. Уметь : составлять характеристику реки по картам и другим источникам знаний | Пр. работа №6 Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России | П.17, 18 | |
25 | Озера и болота. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.19 | |
26 | Природные льды. Великое оледенение. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.20, 21 | |
27 | Гидросфера и человек. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.22 | |
28 | Условия формирования и развития почв. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятия «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв |
| П.23 | |
29 | Основные зональные типы почв на территории России. | 1 | Практикум | Знать: закономерности распространения, значение и охрану почв. Уметь: анализировать почвенную карту | Анализ почвенной карты | П.23 | |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ –(7 часов) | |||||||
30 | ПК России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географическое районирование России |
| П.25 | |
31 | Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы. |
| П.26 | |
32 | Леса умеренного пояса. | 1 | Групповая работа | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы |
| П.27 | |
33 | Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы |
| П.28 | |
34 | ПР № 7 «Описание по плану одной из природных зон России». | 1 | Практикум | Уметь: составлять характеристику природной зоны | Пр. работа №7 Описание по плану одной из природных зон России | Повт п.28 | |
35 | Ресурсы растительного и животного мира. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: оценивать биологические ресурсы. |
| П.29 | |
36. | Контрольная работа № 1 по теме «Особенности природы России». | 1 | Урок контроля знаний | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой | |
КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ –(22 часа) | |||||||
37 | Природа арктических островов | 1 | Урок изучения нового материала | Оценивать: ГП, природные условия. Уметь: составлять прогноз использования территории в хозяйстве |
| П.30 | |
38 | Русская равнина. Рельеф и геологическое строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.31 | |
39 | Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.32 | |
40 | ПТК Русской равнины. | 1 | Путешествие | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы |
| П.33, 34 | |
41 | Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Европейского Юга в геополитических интересах России | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.35 | |
42 | Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.36 | |
43 | Урал: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП |
| П.37 | |
44 | Климат и внутренние воды Урала. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры |
| П.38 | |
45 | ПТК Урала. | 1 | Путешествие | Знать: специфику природы Урала |
| П.39 | |
46 | Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.40 | |
47 | Климат и внутренние воды Западной Сибири. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.41 | |
48 | ПТК Западной Сибири. ПР № 8 «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». | 1 | Практикум | Уметь: составить по картам и другим источникам знаний характеристику условий работы и быта человека в регионе. | Пр. работа №8 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири | П. 42 | |
49 | Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: состав района, особенности ГП. Уметь: оценивать ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.43 | |
50 | Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.44 | |
51 | Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.45 | |
52 | Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири. | 1 | Путешествие | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.46 | |
53 | Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф. | 1 | Урок изучения нового материала
| Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.47 | |
54 | Климат и внутренние воды Южной Сибири. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.48 | |
55 | Высотная поясность | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности природы. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами |
| П.49 | |
56 | Дальний Восток: геологическое строение и рельеф. | 1 | Урок изучения нового материала
| Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.50 | |
57 | Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.51 | |
58 | ПТК Дальнего Востока. | 1 | Путешествие | Знать: особенности природы. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами |
| П.52, 53 | |
59 | Контрольная работа № 2 по теме «Природа регионов России». | 1 | Урок контроля знаний | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой | |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК – (3часа) | |||||||
60 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: объяснять значение природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, влияние природы на здоровье. |
| П.54 | |
61 | Рациональное природопользование. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: объяснять значение географии в природопользовании. Знать : законы об охране природы. |
| Инд.сообщения | |
62 | Роль географии в современном мире. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: объяснять значение географии в природопользовании. |
| П.55 | |
ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ –(8 часов) | |||||||
63 | Приморский край: ГП, история освоения. | 1
| Урок изучения нового материала | Знать: состав области, особенности ГП. Уметь: оценивать ГП области, прогнозировать развитие хозяйства в будущем |
| Уч-к: География Приморского край П.1,3 | |
64 | Рельеф, полезные ископаемые. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Показывать: на карте эти объекты. Объяснять: взаимодействие внутренних и вешних сил в формировании рельефа. |
| П.4-5 | |
65 | Климат. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.6 | |
66 | Внутренние воды. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Показывать : на карте географические объекты |
| П.7 | |
67 | Почвы. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: закономерности распространения, значение и охрану почв. |
| П.8. инд. сообщения | |
68 | Растительный и животный мир. Охрана природы. | 1 | Конференция | Знать: основные виды растительного и животного мира |
| п.9-10 | |
69 | Природные зоны. | 1 | .Урок актуализации знаний и умений | Уметь: описывать природные зоны | П.11 | ||
70 | Обобщение знаний по теме. | 1 | Урок обобщения знаний. | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой |
|
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 8-9 КЛАСС
Составила Холкина Наталья Викторовна учитель географии МОКУ ГСОШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе.
Используемая программа: Примерная программа общего образования по географии «География России» (8 – 9 классы), авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6 – 9 классов. – М.: Русское слово, 2008.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю -2 часа
ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОГРАММЕ
№ раздела | Название раздела | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
ВВЕДЕНИЕ | Место России на карте мира. | 1 | |
I | ГП РОССИИ | Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. | 3 |
II | ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ | Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества. | 3 |
III | РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. | 5 |
IV | КЛИМАТ И ПОГОДА | Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. | 9 |
V | МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ | Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение. | 6 |
VI | РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. | 7 |
VII | КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ | Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории. | 22 |
VIII | ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии. | 3 |
IX | ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ | Познакомиться с природой родного края. | 8 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
ЦЕЛИ:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
ЗАДАЧИ:
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать
представление о роли России в мире;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знанийоб основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениямиориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитаниелюбви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовностик использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
УМК:
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.- М. : Русское слово, 2008.
2.Географический атлас. 8 класс. –М. : Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население.- М. : Дрофа, 2007.
2.Дронов В.П., Баринова И.И. , Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- Дрофа, 2007.
3.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы.- М. : Дрофа, 2007.
4.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8 – 9 классы.- М. –Дрофа, 2004.
5.Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.
6.Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
7.Интернет- ресурсы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Образовательный стандарт «Общее среднее образование» и предметная область «География»;
2. Оценка знаний, умений и навыков по учебным предметам, «География». Из Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
3. Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений, 2009, 2010г.;
4. Инструктивно-методическое письмо к началу учебного года;
5. Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю -2 часа
Оценочные практические работы:
- Пр. работа №1 Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России
- Пр. работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России.
- Пр. работа №3 Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры
- Пр. работа №4 Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов
- Пр. работа №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды
- Пр. работа №6 Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России
- Пр. работа №7 Описание по плану одной из природных зон России
- Пр. работа №8 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири
Контрольная работа:
- Контрольная работа № 1 по теме «Особенности природы России».
- Контрольная работа № 2 по теме «Природа регионов России».
№ п/п | Наименование раздела по программе, тем уроков | Кол-во часов | Работа на уроке | Подготовка к ГИА (Контролируемые виды деятельности) | Практические работы. Контрольная работа | Домашнее задание | Дата |
ВВЕДЕНИЕ – (1час) | |||||||
1 | Что изучает физическая география России. Входной срез. | 1 | Комбинированный |
|
| Кроссворд | |
ГП РОССИИ –(3ЧАСА) | |||||||
2 | Россия на карте мира. ПР № 1 «Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России» | 1 | Практикум | Знать: особенности ГП России, положительные и отрицательные черты ГП. Показывать: крайние точки, пограничные государства | Пр. работа №1 Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России | П.1 | |
3 | Часовые пояса России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: часовые пояса на территории России. Уметь: определять поясное время. |
| П.2,№3 (с.16) | |
4 | ПР № 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России». | 1 | Практикум | Знать: часовые пояса на территории России. Уметь: определять поясное время. | Пр. работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России. | Тест с.16-17 | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ –(3 ЧАСА) | |||||||
5 | Русские землепроходцы 11-17 вв. | 1 | Путешествие | Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках |
| П.3, сообщение об Атласове | |
6 | Географические открытия в России в 18-19 вв. | 1 | Путешествие | Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках |
| П.4, с.27-вопросы | |
7 | Географические исследования 20 века. | 1 | Путешествие | Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках |
| П.5 | |
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – (5 часов) | |||||||
8 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. | Анализ тектонической и геологической карт | П.6 | |
9 | Общие черты рельефа. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Показывать: на карте эти объекты. Объяснять: взаимодействие внутренних и вешних сил в формировании рельефа. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа | П.8 | |
10 | Человек и литосфера. | 1 | Практикум | Знать: закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Показывать на карте эти объекты | Обозначение на карте полезных ископаемых | П.9 | |
11 | ПР № 3 «Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры». | 1 | Практикум | Знать: связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Уметь : сопоставлять карты. Объяснять выявленные закономерности | Пр. работа №3 Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры | Повт.п.6-9 | |
12 | Обобщение и контроль знаний по теме. | 1 | Урок обобщения и контроля знаний. | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой | |
КЛИМАТ И ПОГОДА –(9 часов) | |||||||
13 | Климатообразующие факторы. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: виды солнечной радиации, характеристику основных воздушных масс на территории России. |
| П.10 | |
14 | Распределение тепла и влаги на территории России. | 1 | Исследование | Знать: закономерности распределения тепла и влаги |
| П.11 | |
15 | ПР № 4 «Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов» | 1 | Практикум | Уметь: определять по климатической карте различные климатические показатели. Объяснять: установленные закономерности | Пр. работа №4 Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов | П.11 | |
16 | Типы климатов России. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: описывать климатические пояса и типы климата |
| П.12, конт.карта | |
17 | Погода. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: характеристики теплого и холодного атмосферных фронтов |
| П.13 | |
18 | Атмосферные вихри. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: признаки циклональной и антициклональной погоды. |
| П.14 | |
19 | ПР № 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды». | 1 | Практикум | Знать: условные знаки синоптической карты. Уметь: составлять характеристику погоды для указанных пунктов | Пр. работа №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | Работа с картой | |
20 | Атмосфера и человек. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. Объяснять: причины различий. |
| П.15 | |
21 | Обобщение и контроль знаний по теме. | 1 | Урок обобщения и контроля знаний | Знать: основные понятия и термины по теме |
| С.91-92 | |
МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ –(6 часов) | |||||||
22 | Моря России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: особенности морей, омывающих берега России. | Обозначение на карте морей | П.16 | |
23 | Характеристики реки. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Показывать : на карте географические объекты | Обозначение на карте рек | П.17, 18 | |
24 | ПР № 6 «Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России» | 1 | Практикум | Знать: основные географические понятия по теме. Уметь : составлять характеристику реки по картам и другим источникам знаний | Пр. работа №6 Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России | П.17, 18 | |
25 | Озера и болота. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.19 | |
26 | Природные льды. Великое оледенение. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.20, 21 | |
27 | Гидросфера и человек. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.22 | |
28 | Условия формирования и развития почв. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятия «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв |
| П.23 | |
29 | Основные зональные типы почв на территории России. | 1 | Практикум | Знать: закономерности распространения, значение и охрану почв. Уметь: анализировать почвенную карту | Анализ почвенной карты | П.23 | |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ –(7 часов) | |||||||
30 | ПК России. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географическое районирование России |
| П.25 | |
31 | Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы. |
| П.26 | |
32 | Леса умеренного пояса. | 1 | Групповая работа | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы |
| П.27 | |
33 | Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы |
| П.28 | |
34 | ПР № 7 «Описание по плану одной из природных зон России». | 1 | Практикум | Уметь: составлять характеристику природной зоны | Пр. работа №7 Описание по плану одной из природных зон России | Повт п.28 | |
35 | Ресурсы растительного и животного мира. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: оценивать биологические ресурсы. |
| П.29 | |
36. | Контрольная работа № 1 по теме «Особенности природы России». | 1 | Урок контроля знаний | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой | |
КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ –(22 часа) | |||||||
37 | Природа арктических островов | 1 | Урок изучения нового материала | Оценивать: ГП, природные условия. Уметь: составлять прогноз использования территории в хозяйстве |
| П.30 | |
38 | Русская равнина. Рельеф и геологическое строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.31 | |
39 | Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.32 | |
40 | ПТК Русской равнины. | 1 | Путешествие | Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы |
| П.33, 34 | |
41 | Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Европейского Юга в геополитических интересах России | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.35 | |
42 | Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.36 | |
43 | Урал: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП |
| П.37 | |
44 | Климат и внутренние воды Урала. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры |
| П.38 | |
45 | ПТК Урала. | 1 | Путешествие | Знать: специфику природы Урала |
| П.39 | |
46 | Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.40 | |
47 | Климат и внутренние воды Западной Сибири. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.41 | |
48 | ПТК Западной Сибири. ПР № 8 «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». | 1 | Практикум | Уметь: составить по картам и другим источникам знаний характеристику условий работы и быта человека в регионе. | Пр. работа №8 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири | П. 42 | |
49 | Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: состав района, особенности ГП. Уметь: оценивать ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.43 | |
50 | Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| П.44 | |
51 | Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.45 | |
52 | Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири. | 1 | Путешествие | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.46 | |
53 | Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф. | 1 | Урок изучения нового материала
| Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.47 | |
54 | Климат и внутренние воды Южной Сибири. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.48 | |
55 | Высотная поясность | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности природы. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами |
| П.49 | |
56 | Дальний Восток: геологическое строение и рельеф. | 1 | Урок изучения нового материала
| Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. | Обозначение на карте объектов номенклатуры | П.50 | |
57 | Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.51 | |
58 | ПТК Дальнего Востока. | 1 | Путешествие | Знать: особенности природы. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами |
| П.52, 53 | |
59 | Контрольная работа № 2 по теме «Природа регионов России». | 1 | Урок контроля знаний | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой | |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК – (3часа) | |||||||
60 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: объяснять значение природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, влияние природы на здоровье. |
| П.54 | |
61 | Рациональное природопользование. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: объяснять значение географии в природопользовании. Знать : законы об охране природы. |
| Инд.сообщения | |
62 | Роль географии в современном мире. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Уметь: объяснять значение географии в природопользовании. |
| П.55 | |
ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ –(8 часов) | |||||||
63 | Приморский край: ГП, история освоения. | 1
| Урок изучения нового материала | Знать: состав области, особенности ГП. Уметь: оценивать ГП области, прогнозировать развитие хозяйства в будущем |
| Уч-к: География Приморского край П.1,3 | |
64 | Рельеф, полезные ископаемые. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Показывать: на карте эти объекты. Объяснять: взаимодействие внутренних и вешних сил в формировании рельефа. |
| П.4-5 | |
65 | Климат. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: основные понятия и термины по теме |
| П.6 | |
66 | Внутренние воды. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Показывать : на карте географические объекты |
| П.7 | |
67 | Почвы. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: закономерности распространения, значение и охрану почв. |
| П.8. инд. сообщения | |
68 | Растительный и животный мир. Охрана природы. | 1 | Конференция | Знать: основные виды растительного и животного мира |
| п.9-10 | |
69 | Природные зоны. | 1 | .Урок актуализации знаний и умений | Уметь: описывать природные зоны | П.11 | ||
70 | Обобщение знаний по теме. | 1 | Урок обобщения знаний. | Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. |
| Работа с картой |
|
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...