рабочая программа по курсу географии России 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 96.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 130»
Утверждаю
Директор школы № 130
__________Р.П. Киреева
Приказ №_____от_________
Рабочая программа
по (предмету) география
Класс 8
Всего часов на учебный год 68
Количество часов в неделю 2
Составлена в соответствии с программой – Программы общеобразовательных учреждений. География.6-9,10-11 класс,М.Просвещение,2010,авт.А.И.Алексеева
год издания Учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2010
Учитель: Сорокина С.Н.
Категория 1
Стаж работы 19 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель директора по УВР
Руководитель ШМО__________________
___________/_____________________/ ___________/__________________/
Протокол №_____от__________
г. Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России» для параллели 8-ых классов составлена на основе следующих документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию при реализации в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 31.03.2014г. №253).
- Учебный план МБОУ СОШ №130 на 2014-2015 учебный год.
- Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2013
- Атлас по географии для 8 класса.
На прохождение программы в курсе «География. Россия.» 8класс в учебном году выделяется 68 часов, (2 часа в неделю) и 37 практических работ.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.
Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1. Раздел «Природа » увеличен с 17 часов до 18 часа в связи с подробным изучением России, к вопросам которой больше нигде не изучаются.
2. Раздел «Хозяйство» расширен для изучения с 15 до 24 часов за счет резерва времени, в связи с повышенным уровнем трудности
Цель и задачи курса:
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи:
∙ Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
∙ Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
∙ Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;
∙ Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
∙ Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
∙ Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать/ понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
положение России на карте часовых поясов;
административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России;
вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России;
особенности естественного движения населения;
основные направления миграций;
состав трудовых ресурсов;
национальный и религиозный состав населения России;
особенности размещения населения;
типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением;
закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России;
основные климатические пояса и типы климата России;
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России;
ресурсы морей и их использование человеком;
крупнейшие речные системы и озера страны;
границу распространения многолетней мерзлоты;
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России;
основные факторы размещения отраслей хозяйства;
важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
изменения в экономике России и своей области;
природные зоны России;
особенности природно-хозяйственных зон;
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества;
что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;.
Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государств;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
— народы, наиболее распространенные языки, религии;
— примеры рационального и нерационального размещения производства;
— объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
— районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
— экологически неблагополучные районы России:
— маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
— географическое положение объектов;
— разницу в поясном времени территорий;
— погоду по синоптической карте;
— параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
— географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
— образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
— особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
— роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
— влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
— образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
— образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
—• как составляют прогноз погоды;
— распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
— почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
— различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
— изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
— особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
— роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
— уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
— причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
— особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
— объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,
Учебно-тематический план 8 класса:
Содержание учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс (68ч)
Тема 1. Россия в мире (4 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.
2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
3. Ориентирование по физической карте России.
4. Сравнение способов районирования (природного и экономического).
Тема 2. Россияне (12 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России.
2. Построение графика численности населения своего района (области).
3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.
4. Анализ карты народов России.
5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
Тема 3. Природа (18 ч)
1.История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
.Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
.Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.
Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум. 1.
Описание рельефа России по плану.
2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.
Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.
3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
2. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
.Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.
Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
.Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России.
2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).
3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
16.Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.
17.Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.
2. Ознакомление с образцами почв своей местности.
Тема 4. Хозяйство (24 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы « Структура ТЭК ».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере вашей местности.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум. 1.Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.2. Характеристика зоны. Описание жизни и быта населения.
Тема 6. Наше наследие (4 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг.
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы | |||
По программе | По рабочей программе | всего | ||||
1. | Россия в мире. | 5 | 4 | 4 | ||
2. | Россияне | 10 | 12 | 5 | ||
3 | Природа | 17 | 18 | 15 | ||
4. | Хозяйство | 15 | 24 | 9 | ||
5 | Природно-хозяйственные зоны | 6 | 6 | 6 | ||
6 | Наше наследие | 2 | 4 | |||
ИТОГО | 70 | 68 | 37 | |||
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. ответ самостоятельный;
5. наличие неточностей в изложении географического материала;
6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. понимание основных географических взаимосвязей;
10. знание карты и умение ей пользоваться;
11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
§ выполнил работу без ошибок и недочетов;
§ допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
§ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
§ не более двух грубых ошибок;
§ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух-трех негрубых ошибок;
§ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
§ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря:Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны:Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники:Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Практические работы по географии
8 класс.
Тема раздела | Название практической работы | Вид пр.р. | дата |
Россия в мире | 1.Обозначение на к/к государственной границы России. 2.Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3.Ориентирование по физической карте России. 4.Сравнение способов районирования (природного и экономического) | Обучающая итоговая обучающая обучающая | |
Тема 1. Россияне | 5.Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 6.Построение графика численности населения своего района. 7.Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 8.Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношение на рынке труда в своем регионе. 9.Анализ карты народов России. | Обучающая Тренировочная Обучающая Обучающая
Творческая | |
Тема 2. Природа | 10.Описание рельефа России по плану. 11.Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений п/и. 12.Изучение по различным источникам стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды. 13.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних t января и июля, годового кол-ва осадков по территории России. 14.Анализ прогноза погоды за определенный период по материалам СМИ. 15.Оценка климатических условий отдельных регионов страны с т.зр. их комфортности для жизни и деятельности населения. 16. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития с/х. 17.Обозначение на к/к морей, омывающих берега России. 18.Описание одного из российских морей по плану. 19.Обозначение на к/к крупных рек России. 20.Определение падения и уклона одной из российских рек. 21.Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хоз.использования. 22.Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России. 23.Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.. 24.Ознакомление с образцами почв своей местности. | Итоговая Итоговая Творческая Итоговая Творческая Обучающая Обучающая Тренировочная Итоговая Тренировочная Итоговая Итоговая Творческая Обучающая Обучающая | |
Тема 3. Хозяйство | 25.Выделение циклов в развитии экономики своего района. 26.Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности» 27.Составление схемы «Структура ТЭК» 28.Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии. 29.Составление хар-ки машиностроительного предприятия своей местности. 30.Обозначение на к/к главных с/х районов страны. 31.Установление по материалам периодической печати проблем с/х. 32.Составление хар-ки одного из видов транспорта. 33.Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере вашей местности. | Обучающая Обучающая Обучающая Итоговая Творческая Обучающая Творческая Итоговая Творческая | |
Природно-хозяйственные зоны. | 34.Описание особенностей жизни и хоз. деятельности людей в разных ПЗ. 35- 39Составление хар-ки ПХЗ по план | Обучающая Творческая обучающая |
дата | № п.п. | Тема | Содержание программы | Кол-во часов | Тип урока | Практическая работа | ||||||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||||
Россия в мире. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Россия на карте мира. | Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. | 1ч | Изучение нового материала | П\р 1 Обозначение на контурной карте государственной границы России. | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Россия на карте часовых поясов. | Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. | 1ч. | Изучение и отработка нового материала | П\р 2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов. | |||||||||||||||||||||||||||
3 | Районирование. | Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. | 1ч | Изучение и отработка нового материала | П\р3 Ориентирование по физической карте России. | |||||||||||||||||||||||||||
4 | Формирование территории России о). | Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников | 1ч. | Изучение нового с последующей отработкой материала | П\р 4 Сравнение способов районирования (природного и экономического). | |||||||||||||||||||||||||||
Россияне. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1,2 | Население России. Традиционный и современный типы воспроизводства. | Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства. | 1ч. | комбинированный | П\р 5 Анализ графиков рождаемости и смертности в России. | |||||||||||||||||||||||||||
3 | Численность населения. | Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. | 1ч. | комбинированный | П\р 6 Построение графика численности населения своего района (области). | |||||||||||||||||||||||||||
4 | Миграции населения. Этические нормы в отношении мигрантов. | 1ч. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | «Демографический портрет» населения России. | Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. | 1ч | комбинированный | П\р 7 Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. | |||||||||||||||||||||||||||
6 | Рынок труда. | Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края. | 1ч | комбинированный | П\р 8 Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе. | |||||||||||||||||||||||||||
7 | Россия- многонациональное государство. | Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. | 1ч. | комбинированный | П\р 9 Анализ карты народов России. | |||||||||||||||||||||||||||
8,9 | Размещение населения. Главная полоса расселения. Роль крупных городов в размещении населения. | Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. | 1ч. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
10,11 | Расселение и урбанизация. Влияние урбанизации на окружающую среду. | Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. | 1ч | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
12 | Города и сельские поселения. Функции сельской местности. | Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности. | 1ч. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
Природа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | История развития земной коры. Эпоха складчатости. Геологическая карта | Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. | 1ч. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Особенности рельефа России. Связь рельефа с тектоническим строением территории. | Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. | 1ч. | Изучение нового материала | П/р№10. Описание рельефа России по плану. | |||||||||||||||||||||||||||
3 | Скульптура поверхности. Выветривание. Эрозия. Оледенение. | Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. | 1ч. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Полезные ископаемые России. Стихийные явления на территории России. | Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. | 1ч. | комбинированный | П\р 11 Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых П/р№12. Изучение стихийных природных явлений. | |||||||||||||||||||||||||||
5 | Климат России. Прямая и рассеянная радиация. | Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года. | 1ч | Изучение нового материала | П/р№13.определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. | |||||||||||||||||||||||||||
6 | Атмосферная цивилизация. Атмосферный фронт. Циклон и антициклон. | Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. | 1ч | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | Влияние на климат России её географического положения. | Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. | комбинированный | П/р№14. Анализ прогноза погоды за определенный период. | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Климатические пояса и типы климата в России. | 1ч. | Изучение нового материала | П/р№15. Оценка климатических условий отдельных регионов страны для жизни и хоз. деятельности населения.. | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | Агроклиматические ресурсы. | Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления. | 1ч. | комбинированный | П/р№16. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства. | |||||||||||||||||||||||||||
10 | Коэффициент увлажнения. Неблагоприятные климатические явления. | 1ч | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | Россия- морская держава. | Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. | 1ч. | комбинированный | П/р№17-18. Обозначение на к.к морей, омывающих берега России. Описание одного из российских морей по типовому плану. | |||||||||||||||||||||||||||
12 | Реки России. Типы питания рек. | Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. | 1ч | комбинированный | П/р№19. Обозначение на к.к. крупнейших рек России. | |||||||||||||||||||||||||||
13 | Уклон реки. Особенности российских рек. П/р№20. Определение падения и уклона одной из российских рек. | 1ч | Изучение нового материала | П/р№20. Определение падения и уклона одной из российских рек.. | ||||||||||||||||||||||||||||
14 | Использование рек в хозяйственной деятельности. | 1ч. | Обобщение знаний. | П/р№21. Описание одной из российских рек, выявление возможностей ее хозяйственного использования | ||||||||||||||||||||||||||||
15 | Озера России. Болота. Подземные воды. Ледники | 1ч. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | Значение рек в жизни общества. Морские пути России. | 1 ч | Обобщение знаний. | П/р№22. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России. | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | Почва –особое природное тело . | 1ч | практикум | П/р№23. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. | ||||||||||||||||||||||||||||
18 | Почвообразующие факторы. Типы почв. | 1ч. | Изучение нового материла. | П/р№24. Ознакомление с образцами почв своей местности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Хозяйство | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства в России. | Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях. | 1ч. | Изучение нового | П\р 26. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности». | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Цикличность развития хозяйства. Особенности хозяйства России. | «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс». | 1ч. | Комбинированный, | П\р 25 Выделение циклов в развитии экономики своего региона. | |||||||||||||||||||||||||||
3 | Топливно-энергетический комплекс. Значение комплекса в хозяйстве страны. | Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. | 1ч. | комбинированный | П/р№27. Составление схемы «Структура ТЭК». | |||||||||||||||||||||||||||
4 | Нефтяная и газовая промышленность. Экологические проблемы и пути их разрешения. | Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения | 1ч. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Электроэнергетика. Типы электростанций. Основные источники загрязнения окружающей среды. | Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. | 1ч. | Изучение нового | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | Металлургия. История развития металлургического комплекса. | 1ч. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. П/р№28. Установление основных факторов размещения предприятий. | Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека. | комбинированный | П/р№28. Установление основных факторов размещения предприятий. | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека. | Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. | 1ч. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
9. | Машиностроение- ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. | 1ч. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | Размещение отдельных отраслей машиностроения. | 1ч. | комбинированный | П/р№29. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности. | ||||||||||||||||||||||||||||
11. | Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. | 1ч. | Комбинированный, | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | Химическая промышленность. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. | Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути разрешения экологических проблем. | 1ч. | практикум | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | Лесопромышленный комплекс. Механическая обработка древесины. Проблемы лесопромышленного комплекса. | Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. | Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
16. | Особенности зернового хозяйства. Районы возделывания технических культур. | комбинированный | П/р№30.Обозначение на к.к главных сельскохозяйственных районов страны. | |||||||||||||||||||||||||||||
17. | Животноводство. Особенности животноводства России. | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Пищевая промышленность. | комбинированный | П/р№31. Установление проблем сельского хозяйства. | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | Легкая промышленность. Проблемы легкой промышленности. | Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. | практикум | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | Транспорт- «кровеносная» система страны. Россия- страна дорог. | Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | Виды транспорта и их особенности. Уровень развития транспорта. | Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности. | комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||
22 | Транспортная магистраль. Морские порты. Взаимосвязь различных видов транспорта. | Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. | практикум | П/р№32. Составление характеристики одного из видов транспорта. | ||||||||||||||||||||||||||||
23,24 | Сфера услуг. Виды услуг. Территориальная система обслуживания. | Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. | практикум | П/р№33. Оценка степени доступности сферы услуг для различных слоев населения в своей местности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Природно-хозяйственные зоны. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Зональность в природе и жизни людей. | Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. | комбинированный | П/р№34. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах. | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Северные безлесные зоны. Арктические пустыни, тундры, лесотундры. | Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. | комбинированный | П/р№35. Характеристика зоны. Описание жизни и быта населения. | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. | Лесная зона Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. | комбинированный | П/р№36-37. Характеристика зоны. | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Степи и лесостепи- главный сельскохозяйственный регион страны. | Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны. | практикум | П/р№38. Характеристика зоны. Описание жизни и быта населения | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Южные безлесные зоны. Зона пустынь и полупустынь. | Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис | Изучение нового материала | П/р№39. Характеристика зоны. Описание жизни и быта населения. | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | Субтропики. Особенности климата. Степень освоенности зоны. | Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах. | . | комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||
Наше наследие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества | Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в. | Изучение нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Взаимосвязи в комплексе. | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Понятие «наследие». Всемирное наследие. Стратегия развития России и своего региона в XXI в. | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Разработка проекта «Сохранение и культурного наследия России- наш нравственный долг» | практикум | ||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.М. Домогацких....
рабочая программа по курсу "География России"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. Г...
Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс
Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...
Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".
По учебнику для 9 классов. Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2011....
Рабочая программа по курсу «География России» 8 класс
Рабочая программапо курсу «География России» 8 класс...
Рабочая программа по курсу «География России» 9 класс
Рабочая программапо курсу «География России» 9 класс...
Рабочая программа по курсу "География России"
Рабочая программа по курсу « География России. Природа» для учащихся 8-х классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовател...