Рабочая программа по курсу «География России» 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа
по курсу «География России» 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)
протокол № 8 от 29.08. 2019г. приказ № 90от 29.08.2019 г.
Рабочая программа
по курсу «География России» 8 класс
Составила учитель географии Соколова Н.В.
Тюменцево 2019 г.
Пояснительная записка
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы по географии России авторов В.В.Николиной, А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной5-9 классы М,»Просвещение»2019год.
1.2.Общие цели учебного предмета
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Общее число учебных часов по авторской программе - 70 часов; из них 10 часов –резервное время. По учебному плану - 2 часа в неделю. Практические работы -10
Урок №65 и 66 включает 2 темы. Резервные часы распределены следующим образом: 10 часов на проведение практических работ
1.4.УМК.
для учителя
1.В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 класс, М: Просвещение 2011г.
2.А.И. Алексеев и др., «География. Россия. 8 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2016 г.
3.В.В Николина. Поурочные разработки (пособие для учителей), Москва Просвещение, 2016г.
4.В.В Николина. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс , Москва, Просвещение, 2016 г.
5.Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.Просвещение, 2012 г.
для учащихся
1.А.И. Алексеев и др., «География. Россия. 8 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2016 г.
Планируемые результаты обучения.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в 8ом классе предполагает достижение следующих результатов личностного развития:
1)воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления; 6) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 8) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде; 9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами обучения являются: 1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания; 4) умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 5) формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ; 6) умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 7) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; 8) умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования; 9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия.
Предметными результатами обучения являются: 1) формирование целостного географического образа территории России, своего региона; 2) познание основных природных, социально –экономических. Экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих на территории России;3) формирование представлений об основных этапах географического освоения территории России, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны; 4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное поведение в окружающей среде; 7) формирование опыта творческой деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Тема 1Россия в мире (6ч)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, ею виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России.»
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Районирование. Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практическая работа №2 «Анализ административно –территориального деления России»
Тема 2 Россияне (10ч)
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже ХХ и ХХI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.
Особенности воспроизводства населения. Воспроизводство населения в разные исторические периоды.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа№3 «Анализ половозрастных пирамид регионов России»
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей .в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Практическая работа №4 «Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России и направлений миграционных потоков».
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Тема 3 Природа России (21ч.)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. История формирования земной коры на территории России. Геологическое летоисчесление. Геохронологическая шкала. Эпохи складчатости. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.Систематизация информации о полезных ископаемых России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Влияние на климат России её географического положения и морских течений.
Влияние климата на жизнь и здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Практическая работа №5 «Оценка климата своего региона».
Моря, омывающие территорию России. Россия –морская держава. Особенности российских морей, их проблемы. Северный морской путь.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, лавины, сели, и их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей России»
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Практическая работа №7 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности»
Тема 4 Природно–хозяйственные зоны (6ч.)
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Практическая работа №8«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон России»
Тема 5 Хозяйство России (22ч)
Особенности хозяйства России.Природно –ресурсный, человеческий и производственный капиталы страны. Понятие «экономика», «хозяйство» Отраслевая структура.функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Национальная экономика России, её особенности.
Практическая работа№9 «Сравнение природно–ресурсного капитала различных регионов России»
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Сельское хозяйствоСостав, место и значение в хозяйстве.Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей.. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.
Практическая работа №10 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур»
Агропромышленный комплекс.. Состав, место и значение в хозяйстве. Пищевая промышленность Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Транспорт Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды.
Практическая работа №11 «Характеристика одно вида транспорта»
Сфера услугСоциальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса. Состав, место и значение в хозяйстве.Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населении
Информация и связь. Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы, тем уроков | Количество часов на раздел, тему |
Россия в мире | 6 | |
1. | Россия на карте мира. Географическое положение России. | 1 |
2. | Россия на карте часовых поясов. | 1 |
3. | ПР №1 «Определение поясного времени для разных городов России» | |
4 | Природно–хозяйственное районирование России. ПР Анализ административно –территориального деления России | 1 |
5. | История освоения и заселения территории России | 1 |
6 | Природно–ресурсный капитал России. | 1 |
Россияне | 10 | |
7. | Численность населения России | 1 |
8. | Особенности воспроизводства населения России | 1 |
9. | Половой и возрастной состав населения страны. | 1 |
10. | ПР№2«Анализ половозрастных пирамид регионов России» | 1 |
11 | Народы и религии России. | 1 |
12 | Особенности размещения населения России | 1 |
13 | Города и сельские поселения. Урбанизация. | 1 |
14 | Миграции населения России | 1 |
15 | ПР №3Основные направления миграционных потоков | 1 |
16 | Трудовые ресурсы и экономически активное население | 1 |
Природа России | 21 | |
17 | Геологическое строение, рельеф, и полезные ископаемые. История развития земной коры. | 1 |
18 | Рельеф: тектоническая основа. Влияние внутренних сил на формирование рельефа. | 1 |
19 | Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. | 1 |
20 | Полезные ископаемые. ПРСистематизация информации о размещении полезных ископаемых России | 1 |
21. | Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. | 1 |
22. | Атмосферная циркуляция | 1 |
23. | Влияние на климат России её географического положения и морских течений | 1 |
24. | Климатические пояса и типы климатов России. | 1 |
25 | ПР№4 Оценка климата одного из регионов России | 1 |
26. | Обобщение и систематизация темы «Климат России» | 1 |
27. | Моря, омывающие территорию России | 1 |
28. | Внутренние воды и водные ресурсы. Реки. | |
29. | ПР№5 Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей России. | 1 |
30. | Внутренние воды и водные ресурсы. Озёра. | 1 |
31. | Внутренние воды и водные ресурсы: ледники, болота, подземные воды. | 1 |
32 | Роль рек в жизни населения. | 1 |
33. | Преобразование рек человеком. Экологические проблемы | 1 |
34 | Почва и почвенные ресурсы. Строение почвы | 1 |
35. | Почва и почвенные ресурсы. Зональность почв. | 1 |
36 | ПР №6 Характеристика почвенных ресурсов своей местности | 1 |
37 | Обобщение темы | 1 |
Природно – хозяйственные зоны России | 6 | |
38 | Характеристика природных зон. Северные безлесные зоны. | 1 |
39 | Южные безлесные зоны | 1 |
40 | Лесные зоны. | 1 |
41 | Лесостепи и степи | 1 |
42 | Субтропики. Высотная поясность в горах | 1 |
43 | ПР№7 Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон России | 1 |
Хозяйство России | 27 | |
44 | Особенности хозяйства России. Природно –ресурсный, человеческий и производственный капитал страны. | 1 |
45 | Особенности хозяйства России. Национальная экономика страны. | 1 |
46 | ПР №8 Сравнение природно –ресурсного капитала различных регионов России | 1 |
47 | Реализация проекта «Что мы оставимпотомкам» | 1 |
48 | Топливно–энергетический комплекс. Угольная промышленность | 1 |
49 | Топливно–энергетический комплекс. Нефтяная промышленность | 1 |
50 | Топливно–энергетический комплекс. Газовая промышленность | 1 |
51 | Топливно–энергетический комплекс. Электроэнергетика | 1 |
52. | Металлургия. Чёрная металлургия. | 1 |
53 | Металлургия. Цветной металлургии. | 1 |
54. | Машиностроение- ключевая отрасль экономики. | 1 |
55. | Машиностроение. География важнейших отраслей. ПР Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения | 1 |
56. | Химическая промышленность | 1 |
57. | Химическая промышленность .Экологические проблемы и пути их решения | 1 |
58. | Лесная промышленность. Лесопромышленный комплекс. | 1 |
59. | Обобщение и систематизация темы «Промышленность страны» | 1 |
60. | Сельское хозяйство. Растениеводство. ПР Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур | 1 |
61. | Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 |
62. | Агропромышленный комплекс. | 1 |
63. | Пищевая промышленность | 1 |
64 | Лёгкая промышленность | 1 |
65. | Транспорт. Основные виды сухопутного транспорта. | 1 |
66. | Транспорт.Водный и авиационный виды транспорта | 1 |
67. | ПР №9 Характеристика одного вида транспорта | |
68 | Социальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса. Сфера услуг | 1 |
69 | ПР №10 Изучаем сферу услуг своего района. | 1 |
70 | Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. | 1 |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата, когда была сделана корректировка | Скорректированные номера уроков | Тема урока, после корректировки | Основание для корректировки (№ приказа, дата) | Подпись представителя администрации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.М. Домогацких....
рабочая программа по курсу "География России"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. Г...
Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс
Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...
рабочая программа по курсу географии России 8 класс
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становлен...
Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".
По учебнику для 9 классов. Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2011....
Рабочая программа по курсу «География России» 9 класс
Рабочая программапо курсу «География России» 9 класс...
Рабочая программа по курсу "География России"
Рабочая программа по курсу « География России. Природа» для учащихся 8-х классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовател...