Рабочая программа по курсу "География России"
рабочая программа (8 класс)

Гартвих Светлана Николаевна

Рабочая программа по курсу « География России. Природа»  для учащихся 8-х  классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) .Рабочая программа разработана на основе авторской программы И. И. Бариновой  по географии России. Природа. 8 класс. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2016.), составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре рабочих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prog_8_kl_-_kopiya.docx75.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Комитет по образованию города Барнаула

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 128

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

естественно-научного  цикла

_______ М. В. Фролова

Протокол № _____ от

«____»_________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующая учебной частью

М. А. Рыжиченко

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы  

_________Е.В. Кочетков                

Приказ № _____

от«____»_______ 2020 г.

Рабочая программа

по « Географии России. Природа», в 8-х классах

(базовый уровень изучения)

на 2020/2021учебный год

Составитель:

Гартвих Светлана Николаевна,

учитель географии

                                                 Барнаул 2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу « География России. Природа»  для учащихся 8-х  классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) .Рабочая программа разработана на основе авторской программы И. И. Бариновой  по географии России. Природа. 8 класс. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2016.), составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре рабочих программ.

                Распределение учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 68 часов + 1 ч резерв. Практических

 работ -15. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений.

Виды работ, используемых для текущего контроля знаний и умений обучающихся , критерии оценивания работ.

Используются такие формы организации учебного процесса, как классно-урочные,  групповые, индивидуальные, фронтальные,  коллективные, самостоятельные.

Формы урока:  урок новых знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний,  семинар, практическая работа, самостоятельная работа, беседа, дискуссия, диспут, рассказ, деловая игра, лекция.

Устные : фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Письменные: практическая работа.

 При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
 При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

1. Устный         ответ.

Отметка        "5" ставится, если ученик:  показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка         "4" ставится, если ученик: 

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;  В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный. 

Наличие неточностей в изложении географического материала. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений. Понимание основных географических взаимосвязей. Знание карты и умение ей пользоваться. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

 Отметка         "3"ставится, если ученик: 

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие. 

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.). Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка         "2" ставится, если ученик: 

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание: по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

2. Оценка качества выполнения  практических  работ по географии.

Отметка         "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка         "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка         "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка         "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

  1. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
  5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
  6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

  1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
  2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
  3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
  4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Критерии оценивания работы на контурной карте

 Отметка «5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Отметка «4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение одного - трёх объектов.

Отметка «3» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Отметка» «2 выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (не наносите «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации

Критерии оценивания тестовой работы

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы; 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных

ответов.

Содержание учебного предмета.

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Что изучает физическая география России

1

Наша Родина на карте мира

6

2

1

Особенности природы и природные ресурсы России

18

6

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

4

1

Климат и климатические ресурсы

4

2

Внутренние воды и водные ресурсы

3

Почвы и почвенные ресурсы

3

1

Растительный и животным мир. Биологические ресурсы

4

2

2

Природные комплексы России

36

4

Природное районирование

6

2

Природа регионов России

30

2

3

Человек и природа

6

3

4

Повторение по курсу (резервное время)

1

ИТОГО

68

15

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ( 1 ч )

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА ( 6 ч )

Географическое положение России.  Россия – самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

        Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походу русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца 16 века-начала 17 в. Открытия нового времени (17-18 в.) Исследования 19-20-го вв.

        Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Раздел I.  Особенности природы и природные ресурсы России (18ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ( 4 ч )

Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические  работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ( 4 ч )

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные  климатические явления. Климат родного края.

Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ( 3 ч )

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.  Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Воды – уникальный ресурс, который нечем заменить…».

        ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч )

Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ( 4 ч )

Растительный и животный мир России.  Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8.  Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Раздел 2. Природные комплексы России. ( 36 ч )

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ( 6 ч )

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость « набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практические работы: 9.Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ ( 30 ч )

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ – самые высокие горы России.  Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенность природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока.  Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11.  Оценка природных условий и ресурсов  одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате  хозяйственной деятельности человека. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы.

  • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам.
  • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.
  • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова « Российское могущество прирастать Сибирью будет…».

Раздел 3.  Человек и природа ( 6 ч )

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России». 15.  Характеристика экологического состояния одного из регионов России(по выбору).

Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время;

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России;

иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описание климата отдельных территорий;

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера;

используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования;

используя карту, называть типы почв и их свойства;

объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира;

называть меры по охране растений и животных;

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

показывать на карет крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов;

объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информации;

использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы вступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народы, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долго перед Родиной;

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

гражданской позицией к  ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Тематическое планирование

по «Географии России. Природа» в 8 классе.

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Количествчасов

Вид проводимой на уроке работы

Примечания

Что изучает физическая география России (1ч)..   Наша Родина на карте мира.(6ч.)

1(1)

Что изучает физическая география России.

1

2(1)

Географическое положение России. Практическая работа 1.Характеристика географического положения России..

1

ПР. 1.Характеристика географического положения России.

3(2)

Моря, омывающие берега России.

1

4(3)

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

1

ПР.  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

5(4)

Как осваивали и изучали территорию России

1

6 (5)

Как осваивали и изучали территорию России.

1

7 (6)

Современное административно-территориальное устройство России.

1

Раздел I.  Особенности природы и природные ресурсы России (18ч)

Тема 1:Рельеф ,геологическое строение и минеральные ресурсы (4ч)

8(1)

Особенности рельефа России

1

9(2)

Геологическое строение территории России.

1

10(3)

Минеральные ресурсы России. Практическая работа 3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры .

1

ПР.3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры .

11(4)

Развитие форм рельефа

1

Тема 2: Климат и климатические ресурсы (4ч)

12(1)

От чего зависит климат нашей страны.

1

13(2)

Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа 4 1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 

1

ПР. 4.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 

14(3)

Разнообразие климата России.

1

15(4)

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа 5 2.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны .

1

ПР. 5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.(3ч).

16(1)

Разнообразие внутренних вод России.

1

17(2)

 Озера, болота,  подземные воды,  ледники, многолетняя мерзлота.

1

18(3)

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (3ч)

19(1)

Образование почв и их разнообразие.

1

20(2)

Закономерности распространения почв. Практическая работа 6. Выявление условий почвообразования основных  типов почв (количество тепла, влаги, рельеф,  растительность). Оценка их плодородия.

1

ПР. 6.Выявление условий почвообразования основных  типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

21(3)

Почвенные ресурсы России

1

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч)

22(1)

Растительный и животный мир России. Практическая работа 7 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

1

ПР.7 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

23(2)

Биологические ресурсы.

1

24(3)

 Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

1

ПР.8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

25(4)

Природно-ресурсный потенциал России.

1

Раздел 2. Природные комплексы России.(36 часов)

Тема 1: Природное районирование (6ч)

26(1)

Разнообразие  природных комплексов России.

1

27(2)

Моря, как крупные природные комплексы.

1

28(3)

Природные зоны России.

1

29(4)

Природные зоны России Практическая работа 9. 1.Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

1

ПР. 9.Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

30(5)

Природные зоны России. Практическая работа 10.  Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

1

ПР. 10 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

31(6)

Высотная поясность.

1

.

Тема 1: Природа регионов России. (30ч)

32(1)

Восточно-Европейская равнина..Особенности географического положения.

1

33(2)

Особенности природы русской равнины..

1

34(3)

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

1

35(4)

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

1

35(5)

Северный Кавказ-самые высокие горы России.

1

37(6)

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.

1

38(7)

Особенности природы высокогорий.

1

39(8)

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

40(9)

Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

1

41(10)

Урал. Особенности географического положения, история освоения.

1

42(11)

 Природные ресурсы Урала.

1

43(12)

Своеобразие природы Урала.

1

44(13)

Природные уникумы Урала.

1

45(14)

Экологические проблемы Урала.

1

46(15)

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.

1

47(16)

Особенности природы Западно-Сибирской равнины.

1

48(17)

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

1

49(18)

Природные ресурсы равнины и условия их освоения. Практическая работа 11. Оценка природных условий и ресурсов  одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате  хозяйственной деятельности человека.

1

ПР. 11.  Оценка природных условий и ресурсов  одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате  хозяйственной деятельности человека.

50(19)

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

51(20)

История освоения Восточной Сибири.

1

52(21)

 Особенности природы Восточной Сибири.

1

53(22)

Природные районы Восточной Сибири.

1

54(23)

Жемчужина Сибири-Байкал.

1

55(24)

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

56(25)

Дальний Восток – край контрастов.

1

57(26)

Особен6ности географического положения и история освоения.

1

58(27)

Особенности природы Дальнего Востока.

1

59(28)

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

.

60(29)

Природные уникумы Дальнего Востока.

1

61(30)

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

1

ПР. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. 

Раздел 3.  ЧЕЛОВЕК И  ПРИРОДА (6ч)

62(1)

Влияние природных условий на  жизнь и здоровье человека. Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

1

ПР. 13.Сравнительная

 характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

63(2)

Воздействие человека на природу.

1

64(3)

Рациональное природопользование. Практическая работа. 14. Составление карты «Природные уникумы России».

1

 ПР. 14.Составление карты «Природные уникумы России».

65(4)

Россия на экологической карте. Практическая работа. 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России(по выбору).

1

ПР. 15.

Характеристика экологического состояния одного из регионов России(по выбору).

66(5)

Экология и здоровье человека. 

1

67(6)

География для природы и общества.

1

68

Повторение. География России. Природа.

1

Лист корректировки.

Дата и тема непроведенного урока

Причина, номер приказа

Способ корректировки

Дата и тема урока с учетом корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа "История России" - 6 класс

Базовый учебник для учащихся:  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века....

Рабочая программа истории России 9 класс 2012-2013 уч. год

Рабочая программа составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007г., авторской программы под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, издате...

Рабочая программа. История России. 7 класс

Данная программа содержит пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса; список литературы и средств обучения....

рабочая программа История России 10 класс

Программа составлена к учебнику Сахарова....