Географическое положение и история исследования Африки
методическая разработка по географии (7 класс)
Урок в 7 классе "Географическое положение и история исследования Африки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatochnyy.docx | 954.11 КБ |
issledovateli_razdatochnyy.docx | 777.08 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 32.4 КБ |
00004e7c-b4d254af.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Диаш Бартоломеу (около 1450—1500), португальский мореплаватель, первооткрыватель мыса Доброй Надежды.
В 1481—1484 гг. принимал участие в экспедиции к Золотому Берегу. Путешественникам удалось достичь берегов Анголы.
10 октября 1486 г. король Жуан II поручил Диашу возглавить новую экспедицию. Исследователи спорят о цели путешествия. Возможно, перед Диашем стояла задача добраться до Индии. По другой, почти легендарной версии, его команда пыталась отыскать страну, которой управлял некий африканец-христианин по прозвищу Священник Джон.
Экспедиция длилась с августа 1487 г. по декабрь 1488 г. Португальцы обогнули Африку с юга и, выйдя в Индийский океан, повернули обратно. Таким образом был найден морской путь в Индию.
Участники плавания стали первыми европейцами, увидевшими южные берега Африки и представителей местного населения — народа койкоин. Лично Диаш, вероятно, дал название мысу Доброй Надежды.
Погиб 29 мая 1500 г. недалеко от открытого им мыса Доброй Надежды, когда руководил одним из судов в составе очередной экспедиции, его корабль утонул во время шторма.
Открыл юго-западное побережье Африки к югу от устья реки Конго, открыл мыс Доброй Надежды.
Васко да Гама
Все дело в том, что в те годы, Индия, как страна, уже была известна Старому свету. Но Васко да Гама сумел открыть прямой морской путь туда. На этом пришел конец монополии арабов, а европейцы начали активную колонизацию Индии. Колонизационная политика португальцев была жесткой и кровавой. На индийских берегах уничтожались целые поселки. Португальцы при завоевании земель не щадили ни женщин ни детей, а с мужчинами расправлялись изощренно и долго. Еще да Гама стал первым европейцем, которому удалось обогнуть все африканские берега. Кроме того, именно Васко да Гама подробно исследовал побережье Африки на Юге. До него это не удавалось сделать ни одному белому мореплавателю. Так появились более подробные морские и сухопутные карты индийских и африканских земель.
Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.
Давид Левингстон
Пребывая в Африке, Ливингстон решил изучать реки страны, для того, чтобы найти новые водные пути вглубь материка. 2 января 1845 года он женился на Мэри Моффет, дочери Роберта Моффета. Она постоянно сопровождала мужа в его путешествиях и родила ему 4 детей. В 1849 году он начал исследовать пустыню Калахари, а точнее северо-восточную ее часть. Путешественник исследовал характер ландшафта пустыни и открыл озеро Нгами. В период с 1851— 1856 годов осуществил путешествие вдоль реки Замбези. Ливингстон был первым европейцем, который пересек материк и нашел путь к африканскому восточному побережью в Келимане. В 1855 г. им был открыт водопад Виктория — один из самых мощных в мире. В 1856 году он возвращается на родину и публикует книгу под названием «Путешествия и исследования миссионера в Южной Африке» . За свои достижения получил золотую медалью от Королевского географического общества, а через два года получил пост консула в Келимане. В период с 1858—1864 годов Давид Ливингстон занимался исследованием рек Шире, Замбези и Рувума; озер Ньяса и Чилва, выпустив в результате книгу об этом путешествии. С 1866 году путешественник открыл озера Бангвелу и Мверу, занимался поиском истоков Нила. Но во время этой экспедиции, Ливингстон затерялся, и о нем не было никаких известий. На поиски ученого отправили исследователя Африки Г. Стэнли, который нашел Давида 3 ноября 1871 года в деревушке Уджиджи. Он был болен лихорадкой. Отказавшись вернуться в Европу, Ливингстон умер 1 мая 1873 году в поселке Читамбо, размещенным около озера Бангвеулу. Изучал бассейны рек Конго и Замбези, открыл водопад Виктория.
Генри Мортон Стенли
Как только «Леди Элис» была собрана, Стэнли пустился в плавание по озеру. Порывы ветра много раз угрожали кораблю гибелью. Стэнли доказал, что озеро Виктория, питаемое рекой Кагера, действительно дает начало Нилу. Так были сняты все сомнения относительно открытия, сделанного Спиком. Круговое плавание по озеру позволило нанести на карту очертания его береговой линии. В октябре 1876 г. экспедиция достигла Ньянгве — последнего известного европейцам селения перед экваториальными лесами. У Стэнли к этому времени оставался всего один спутник — Фрэнк Покок. Эдуард Покок и Фредерик Баркер умерли. Для продолжения путешествия был необходим вооруженный конвой, который предоставил арабский работорговец Типпо Тип. За большую сумму он и 700 его людей согласились сопровождать экспедицию, взяв с собой продовольствие, оружие и пироги. Одни участники похода спускались по Луалабе, другие — шли по берегу, где деревья-гиганты не пропускали солнечный свет. Пройдя 350 км, Типпо Тип отказался сопровождать Стэнли дальше: каждый день 2-3 человека умирали от инфекций или погибали в стычках с местными племенами. Стэнли продолжил путь с отрядом в 150 человек. В июле 1877 г. он открыл каскад водопадов, которым дал свое имя.
Прошло 22 дня, прежде чем обессилевшие члены экспедиции миновали последний водопад. Дальше вниз по течению водный путь оказался свободным от препятствий Луалаба стала шире и вскоре, описав огромную дугу, превратилась в величавую реку. Это была река Конго. Последний этап пути оказался самым трудным. На порогах в нижнем течении Конго погиб Фрэнк Покок. Большей же частью экспедиция двигалась по берегу в условиях полного бездорожья. 1 августа Стэнли и 115 выживших участников экспедиции добрались до города Бома в устье второй по величине африканской реки.Изучил озеро Танганьика и проследил течение реки Конго.
Юнкер Василий Васильевич
Африка по-прежнему манила отважного путешественника. В октябре 1879 года Юнкер снова отправился в Центральную Африку. Его целью было исследование «стран, орошаемых рекой Уэли». Так он писал в своем дневнике. С августа по декабрь1880 года исследователь изучает бассейн реки Уэле, описывает племена, живущие в этом регионе. Продолжаются исследования и на протяжении следующего года. Конец 1881 и первую половину 1882 года Юнкер посвятил изучению главного притока Уэле – реки Бомоканди. А 6 мая 1882 года он открыл и описал реку Непоко. На протяжении г 1882−1883годов Юнкер исследует междуречье Мбому и Уэле, составляет чертеж гидрографической системы Мбому и ее главных притоков. Два года путешественник провел на берегах Бахр-эль-Джебеля, проводя геодезические, гидрографические и этнографические исследования. В январе 1886 года Юнкер двинулся на юг ивскорее, через Занзибар, возвратился в Европу. В апреле 1887 года было организовано торжественное собрание Русского географического общества, специально посвященном его возвращению на родину, где Юнкер выступил с докладом о своем путешествии длинною в семь лет. Значение экспедиций В. В. Юнкера Василий Васильевич Юнкер был одним из первых европейских исследователей Центральной Африки. Его имя можно смело ставить в один ряд с такими велиуими исследователями, как Ливингстон, Гумбольдт, Ибн Баттута. Одним из крупнейших достижений Юнкера было то, что он фиксировал положение водораздела Нил-Конго практически на всем его протяжении (а это 1200 километров). Он составил рисунок гидрографической системы Уэле-Мбому. Данные экспедиций Юнкера легли в основу составления подробных карт Центральной Африки. Его трехтомный труд «Путешествия по Африке» содержит ценнейшие сведения о природе и населении территорий Центральной Африки, ранее не посещавшимися европейцами и неизвестными ученым. Кроме того в своих заметках Юнкер подчеркивает, что идеи гуманизма и уважительного отношения к местным жителям – это главный залог успешного выполнения научных задач.Юнкер Исследовал водораздел рек Конго и Нил.
Николай Иванович Вавилов
В советское время интересное и важное по результатам путешествие в Африку совершил знаменитый ученый — ботанико-географ академик Николай Иванович Вавилов. В 1926 г. он прибыл из Марселя в Алжир, ознакомился с природой крупного оазиса Бискра в Сахаре, горной области Кабилии и других районов Алжира, проехал по Марокко, Тунису, Египту, Сомали, Эфиопии и Эритрее. Вавилова интересовали древние очаги культурных растений. Особенно большие исследования он провел в Эфиопии, проехав по ней более 2 тыс. км. Здесь было собрано свыше 6 тыс. образцов культурных растений, в том числе 250 одних только разновидностей пшеницы, добыты интересные материалы о многих дикорастущих растениях. Организовал несколько экспедиций в Северную и Восточную Африку.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме
«Географическое положение и история исследования АФРИКИ»(7 класс)
Тема: Географическое положение и история исследования АФРИКИ | Тип урока:комбинированный | Учитель: Шнуркова А.С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели (задачи): 1.Образовательная: способствовать формированию представления о физико-географического положения Африки, познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка; 2. Развивающая: формирование умений характеризовать физико-географического положения по типовому плану, устанавливать причинно- следственные связи, решать проблемные задачи, продолжить формирование умения работать с картами; 3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, в парах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: -Формирование понятия «географическое положение материка» и умения составлять характеристику ФГП; -Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения; -умения использовать математический и сравнительный методы в изучении материалов. | Метапредметные: -Развитие умений выявлять причинно-следственные связи; -Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование. | Личностные: Личностные: -Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока (оборудование): физическая карта мира, физическая карта Африки, презентация, раздаточный материал Атласы с набором контурных карт, презентация к уроку, раздаточный материал. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствует учащихся Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда? Это мы сейчас узнаем | Приветствуют учителя | Личностные:формирование познавательного интереса к предмету Регулятивные:работать в соответствии споставленной учебной задачей и предложенным планом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение темы, постановка целей и задач. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний. На свете много островов, -Назовите самый большой из них. (Евразия) -А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия) Перед вами лежат конверты. Откройте их. Соберите пазл и ответьте на ворос:" Какая тема урока? " (Африка) Запишем тему в тетради. "Географическое положение и история исследования Африки" Какая же цель нашего урока? (Изучить географическое положение материка и историю исследований) Цель урока на слайде Цель урока: изучить физико-географическое положение материка и историю исследований материка | Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их сформулировать. Отвечают на вопросы, выходят к доске и показывают на карте материки, части света. Записывают тему в тетрадь. | Коммуникативные: построение устного высказывания, Познавательные: выявление признаков объектов Регулятивные: коррекция, контроль, оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы с Вами отправляемся в путешествие на материк Африка. Для этого нам понадобится физическая карта мира, карта Африки, контурная карта Африки. А что же за слово такое "Африка"? Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». Когда Карфаген стал Римской провинцией, римляне сохранили это слово и добавили суффикс «-ca» , что означало «страна» или «край». Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.
Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Африка занимает второе место по площади. Давайте с вами запишем: Площадь Африки составляет 30,3 км²,. 2. Работа с планом изучения географического положения материка. Записывают в терадь. Изучение любого материка всегда начинают с изучения его географического положения. Запишем план изучения географического положения в тетрадь. 1. Как расположен материк относительно других материков. 2. Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана. 3.Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. 4. Определить, какие океаны и моря омывают материк. Характер береговой линии. Мы с вами отправились в путешествие с материка Евразия. В какую сторону нам нужно двигаться, чтобы попасть на материк Африка? 3. Работа с физической картой Африки. 1. Как расположен материк относительно других материков. (Нужно двигаться на юг. Значит Африка находится южнее Евразии.) С востока какой материк будет? (Австралия) А с запада? (Южная Америка) С юга? (Антарктида) Чтобы путешественник не заблудился, ему необходимо знать как расположен материк относительно экватора, тропиков) и нулевого меридиана (– по отношению к экватору - экватор пересекает Африку почти посередине, материк расположен в северном и южном полушарии, следовательно будет иметь северные и южные широты; – по отношению к нулевому меридиану - пересекает в западной части, большая часть лежит в восточном полушарии, следовательно большая часть Африки будет иметь восточные долготы; - тропики – в южной и северной частях пересечена тропиками. Большая часть лежит между тропиками в тропическом тепловом поясе) У каждого материка есть крайние точки. В атласе откройте физическую карту Африки. Давайте вместе определим и отметим на нашей карте крайние точки материка. 3.Определение крайних точек и их географических координат. Учитель называет и показывает 2 крайние точки (любые), уч-ся определяют их координаты. Затем учитель называет координаты других точек, а учащиеся по координатам находят их на карте. Результаты выполнения этих заданий фиксируются в таблице.
Нанесите на контурную карту крайние северную и южную точки, аналогично восточную и западную. Определим протяженности материка: – с севера на юг по 20º в. д. (32º + 35 º) × 111 км. = 7437 км. - с запада на восток по 10 гр. с.ш. (43º – 9 º) × 111 км = 3774 км. Путешествуя по побережью Африки, какие моря, острова, проливы мы встретим. 4. Работа в группах. Давайте разделимся на группы. Каждая группа изучит свой элемент береговой линии. А результаты нашего путешествия запишем в виде схемы и отметим на контурной карте. Задание для 1 группы: Какие моря омывают Африку? Задание для 2 группы: какие проливы отделяют Африку? Задание для 3 группы: какие острова находятся поблизости Африки? Задание для 4 группы: кие заливы окружают Африки? А теперь давайте же узнаем, кто еще исследовал Африку. Исследования Африки. Делимся по группам. У каждой группы свой исследователь. Прочитайте информацию на листовке и ответьте на вопрос: "Как зовут путешественника и что он открыл и исследовал" Давайте заполним с вами таблицу Исследования Африки | Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь площадь материка, по атласу вспоминают части света. Записывают план в терадь Работа с физической картой Африки, запись в тетрадь. Определение по физической карте Африки крайних точек материка, поиск на карте и запись в таблицу.
Расчет протяженности материка с севера на юг и с запада на восток. Деление на группы. Каждая группа изучает элемент береговой линии, записывает в схему, затем озвучивает для всего класса. Деление на группы. В группах идет изучение рассказа об одном из путешественников. Затем озвучивают всему классу и заполняют таблицу. | Коммуникативные: построение учебного сотрудничества, управление поведением партнера, владение монологической и диалогической речью. Познавательные: выделение познавательной цели, умение структурировать знания, работа с аудиальными источниками информации, построение логической цепочки рассуждений, подведение под понятие, исследовательские умения. Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка,волеваясаморегуляция. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия, подведение итогов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Домашнее задание будет необычное. Создать презентацию (сообщение) на одну из тем: "Природные уникумы Африки", "Книга рекордов Африки", "Удивительная Сахара" Рефлексия. А теперь давайте проверим кто же добрался до берегов Африки? 1. Какое место среди всех материков занимает Африка по площади? а)первое б)второе в)третье г)четвертое 2. Африканский материк пересекается а)экватором, Северным и Южным тропиками б)экватором и Северным тропиком в)экватором и Южным тропиком г)только экватором 3. Водами какого океана омывается восточное побережье Африки? а) Атлантического б)Индийского в)Северного Ледовитого г)Тихого 4. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория принадлежит: а) Н.И. Вавилову б) Д. Ливингстону в) Е.П. Ковалевскому г) В.В. Юнкер 5. Какой пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар? а) Босфор б) Баб-эль-Мандебский в) Мозамбикский г) Гибралтарский А теперь поменяемся тетрадями с соседом по парте и проверим задания: 1 задание - 1балл 1.-б 2.-а 3.-б 4.-б 5.-в Перед вами лежат флажки. Давайте поместим себя на карту в том месте, чего вы достигли сегодня на уроке. Те кто набрал 5 баллов, поздравляю, вы успешно добрались до Африки, цвет флажка зеленый, те кто набрал 4 балла вы на пол пути к загадочному материку и нужно еще раз изучить карту, звет флажка синий, те кто набрал 3 балла, вы в самом начале пути, вам нужно тщательнее подготовиться к путешествию, цвет флажка красный.. Пожалуйста подходите к карте и отметьте на каком вы этапе путешествия находитесь. Какие вы все сегодня молодцы. На этом наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок! | Подведение итогов Записывают домашнее задание, задают вопросы Проведение теста и подведение итогов теста. | Коммуникативные: построение высказывания. Познавательные: контроль и оценка, умения адекватно и сжато передавать содержание текста. Регулятивные: контроль, оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительный материал к уроку: презентация по теме, раздаточный материал с заданиями, флажки, пробковая карта, доска для письма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: анализ ответов учащихся, тестирование, проверка таблиц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные творческие задания: "Природные уникумы Африки", "Книга рекордов Африки", "Удивительная Сахара" |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Назовите самый большой из них. -А какой материк самый маленький по занимаемой площади?
" Какая тема урока? "
Географическое положение и история исследования Африки
Цель урока: изучить физико-географическое положение материка и историю исследований материка
Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей , обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar , что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa ). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.
Африка — это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30,3 млн. км²
План определения географического положения материка: 1. Как расположен материк относительно других материков. 2. Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана. 3.Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. 4. Определить, какие океаны и моря омывают материк.
Как расположен материк по отношению: -к экватору; -нулевому меридиану; -тропикам.
Крайние точки материка Сторона горизонта Название крайней точки Географические координаты Широта Долгота Север м. Бен-Секка Юг м. Игольный 14ºс. ш. 18º з.д. 10ºс.ш. 51º в.д
Размеры материка 1. Определим протяженность с севера на юг по 20º в. д. (32º + 35 º) × 111 км. = 7437 км. 2. Определим протяженность с запада на восток по 10º с.ш. (14º +52 º) × 111 км = 7326км.
Береговая линия Африки Моря Острова 1. 2. 3 . 1 .Гибралтарский 2. 3. 1. 2. 3. Заливы 1. 2. 3. 1.Альмади 2. 3. 4 .
История исследования
Исследования Африки Имя путешественника Что исследовал (открыл)
Домашнее задание: «Природные уникумы Африки» «Книга рекордов Африки» «Удивительная Сахара»
А теперь давайте проверим кто же добрался до берегов Африки? 1. Какое место среди всех материков занимает Африка по площади? а)первое б)второе в)третье г)четвертое
2. Африканский материк пересекается а)экватором, Северным и Южным тропиками б)экватором и Северным тропиком в)экватором и Южным тропиком г)только экватором
3. Водами какого океана омывается восточное побережье Африки? а) Атлантического б)Индийского в)Северного Ледовитого г)Тихого
4. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория принадлежит: а) Н.И. Вавилову б) Д. Ливингстону в) Е.П. Ковалевскому г) В.В. Юнкер
5. Какой пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар? а) Босфор б) Баб-эль-Мандебский в) Мозамбикский г) Гибралтарский
1 задание - 1балл 1.-б 2.-а 3.-б 4.-б 5.-в
5 баллов – Поздравляю! Вы достигли берегов Африки! 4 балла – вы находитесь на полпути к загадочному материку . 3 балла – Вы в самом начале пути. Внимательно изучите карту.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географическое положение и история исследования Африки.
Презентация урока предназначена для учащихся 7 класса. Закомит детей с особенностями географического положения материка и историей исследования. В разработке использован дополнительный материал,...
Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"
Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...
Географическое положение и история исследования АФРИКИ.
Урок по географии материков и океанов 7 класс изучается материк Африка. Тема первая по географическому положению, поэтому дается подробный план изучения. Каждый пункт плана разбирается и закрепляется....
Урок "Географическое положение и история исследования Африки"
Урок "Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс...
Урок по теме; Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс.
Разработка урока для 7 класса ....
технологическая карта "Географическое положение и история исследования Африки"
Тема Урока: Географическое положение и история исследования АфрикиУчебник: УМК: География 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 2019 год. Уровень обучения: Базовый.Цель уро...