Открытый урок "Географическое положение и история исследования Африки." 7 класс.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии в 7 классе
Тема: «Географическое положение и история исследования Африки»
Учитель: Астафиева Татьяна Викторовна
Цель урока:
-Познакомить с физико –географическим положение Африки
-Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм
-Продолжить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты)
-Прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка
-Назвать имена исследователей материка и результаты их работ
-Подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки
Задачи:
- образовательные: создать условия для формирования понятия об особенностях географического положения Африки, для знакомства с зарубежными и русскими исследователями материка
- развивающие: развивать навыки работы с источниками географической информации, память, речь, внимание.
- воспитательные: умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам; раскрыть особенности Г. П. Африки; раскрыть приемы определения размеров материка; познакомить с историей открытия и изучения материка
Тип урока: изучение нового материала.урок-практикум
Методы:
-Наглядный
-Практический
-Частично –поисковый
Технологии
ИКТ- технологии
Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, мультимедиа проектор. Учебник Коринская В.А.,Душина И.В. «География материков и океанов» часть 1
.
Ход урока
I. Организационный момент
План урока:
Создание образа материка Практическая работа Закрепление
Слово учителя:
Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы, чтобы вы ответили после того, как я прочту описание материка.
II. Создание образа материка
Посреди экватора,
В равном удалении.
Расположен материк,
Всем на удивленье.
Много рек, озер, пустынь,
Климат очень жаркий.
Так какой же материк будем изучать мы?
Ответ детей: Африка.
Учитель предлагает ребятам рассказать об особенностях материка опираясь на имеющиеся у знания.
Ребята называют особенности .
Учитель дополняет и уточняет
Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.
Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде Так о каком материке здесь шла речь? (Африка)
– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
Вопросы к классу
– Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)
– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)
Используя энциклопедию учащиеся дают точную информацию по материку
Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.( с островами- 30, 5 тыс. км)
Высота средняя=750 км.
Максимальная =5895 м. – влк. Килиманджаро
Минимальная – оз. Ассаль – 153 м.
Население: 720 млн. чел.
Просмотр кино эпизода об Африке
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?
Ответ: от географического положения материка
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.
Работа с учебником
(см. учебник стр. 110: от названия берберского племени «афригии», которое жило в одном из районов на севере материка.)
Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.
С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.
(Дети формируют ответ - это самый древний материк, где зародились первые человеческий цивилизации)
…на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 120 000 лет. А так же используют информацию из атласа 7 класса тема «Расселение людей на Земле»
Далее наша работа будет посвещена определению географического положения
III. Практическая работа
Практическая работа «Определение географического положения материка»
- Научиться определять географическое положение материка Африка поможет нам практическая работа, которую выполним на уроке.
см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 167.
Прием определения географического положения материка
План | Вопрос | Ожидаемый ответ |
1. Положение материка на градусной сетке: | 1. Определить положение материка на градусной сетке: | |
а) по отношению к экватору и начальному меридиану | а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части | а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. |
б) положение по широте и протяженность с севера на юг | б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. | б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. или Бен-Секка– 37° с. ш.; |
в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. | в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. | в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в. д. |
2. Положение материка: | 2. Определить положение относительно других материков: | |
а) относительно других материков | а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? | а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. |
б) относительно океанов | б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. | б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
в) относительно других объектов | в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар |
Устная работа по выполнению второго пункта плана сочетается с заполнением контурной карты.
На интерактивной контурной карте расставлены цифры ,учащиеся обозначают объекты на собственной контурной карте .
Физминутка: Под музыку учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель.
3.Открытие и исследование материка. (Работа с текстом учебника и дополнительным материалом
Раннее группе учащихся было дано задание подготовить информацию об исследователях и путешественниках
- Используя информацию заполните таблицу «Исследование Африки»:
Исследователи, путешественники | Дата | Результаты исследований |
Бартоломео Диаш | ||
Васко да Гама | ||
Давид Ливингстон | ||
Генри Стенли | ||
Василий Юнкер | ||
Николай Иванович Вавилов |
Проверьте правильность выполнения работы. Проверяется при помощи слайдов презентации
Исследователи, путешественники | Дата | Результаты исследований |
Васко да Гама | 1498 г. | Открыл морской путь в Индию. Определил очертания материка на юге. |
Давид Ливингстон | середина XIX в. | Исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховье реки Конго, озера Ньяса. |
Василий Юнкер | конец XIX в. | Изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, гидрологические и метеороло-гические наблюдения. |
Николай Иванович Вавилов | 1926-1927 | Описал более 6000 образцов культурных растений. Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы |
IV. Закрепление
Игра « Лучший знаток»
. Африка по - середине пересекается …экватор
Нулевой меридиан пересекает Африку с …запада Африку омывают океаны, их по количеству … С севера материк омывается …Средиземным морем Восточной крайней точкой материка считается …м Рас - Хафун Гвинейский залив расположен с … материка.(запада) Самый большой остров близ берегов Африки… Мадагаскар
V. Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧЕНИКА.
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:
– Я чувствовал себя в процессе учения … – Свою работу на уроке я оцениваю … – Мне этот материал нужен для … – Я ухожу с … настроением!
За работу на уроке вы получали карточку-Африку. Подсчитайте количество полученных карточек.
Выставление оценок
5 карточек-«5»
Д. З..
Домашнее задание: параграф , на контурную карту нанести изученную номенклатуру, ответить на вопросы в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географическое положение и история исследования Африки.
Презентация урока предназначена для учащихся 7 класса. Закомит детей с особенностями географического положения материка и историей исследования. В разработке использован дополнительный материал,...
Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"
Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...
Географическое положение и история исследования АФРИКИ.
Урок по географии материков и океанов 7 класс изучается материк Африка. Тема первая по географическому положению, поэтому дается подробный план изучения. Каждый пункт плана разбирается и закрепляется....
Урок "Географическое положение и история исследования Африки"
Урок "Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс...
Географическое положение и история исследования Африки
Урок в 7 классе "Географическое положение и история исследования Африки"...
Урок по теме; Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс.
Разработка урока для 7 класса ....
технологическая карта "Географическое положение и история исследования Африки"
Тема Урока: Географическое положение и история исследования АфрикиУчебник: УМК: География 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 2019 год. Уровень обучения: Базовый.Цель уро...