Предмет | география | Класс 7 |
|
Тема урока | Географическое положение и история исследования Африки |
|
|
Планируемые образовательные результаты |
|
|
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят ФГП Африки, крайние точки материка, протяженность материка; оценят влияние ФГП на природу Африки; назовут имена исследователей и результаты их работы. | Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | В результате взаимодействия с учителем и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных отношениях. |
|
Решаемые учебные проблемы | Как влияет ГП Африки на особенности природы материка? |
|
|
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географическое положение, крайние точки |
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная презентация «Географическое положение и история исследования Африки», компьютер, проектор, экран |
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
|
|
- 1. ЭТАП Актуализация знаний
|
|
|
|
Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Подводящий диалог 1) Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком? 2) Какие вы знаете материки? Покажите их на карте, классифицируя по величине. 3) Перед вами 2 группы материков (слайд 2) 1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида. 2 группа: Евразия, Северная Америка Определите, по какому признаку произведено их деление? 4) Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам? На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разнообразный климат, природу, разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательное путешествие по Африке. | Деятельность учащихся Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы: 1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном. 2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. 3) Ответ: Северные и южные материки. 4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны |
|
|
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
|
|
|
Деятельность учителя Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком? Африка- это континент. А что означает слово «Африка»? Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка (таблица на слайде 5). Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка. | Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем, определяют, что географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле. Из дополнительных источников информации (дополнительное домашнее задание) выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте. Анализируют родословную материка
|
|
|
- 3. ЭТАП целеполагания
|
|
|
|
Деятельность учителя Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии
| Деятельность учащихся Формулирование цели урока Цель: определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.
|
|
|
4. ЭТАП планирования.
|
|
|
|
Деятельность учителя Предлагает учащимся самим составить план изучения темы. Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?
| Деятельность учащихся Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника, рисунки, карты атласа, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока: 1. ГП Африки 2. История исследования Африки
|
|
|
5. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
|
|
|
|
Деятельность учителя Нам с вами необходимо выяснить каковы особенности физико-географического положения материка Африка? Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп: Направление работы 1 группа: рассмотрение размеров, крайних точек и широтного положения Африки; 2 группа – расположение материка относительно нулевого меридиана, положение Африки относительно материков и океанов; 3 группа – рассмотреть влияние ФГП на климат материка, сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки. Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?
Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследователи Африки» Имя исследователя | Время (дата) | Результаты исследования |
|
|
|
| Деятельность учащихся - 1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.
- 2. Читают текст, анализируют карты атласа и отвечают на вопросы
- 3. Выступают с подготовленным рассказом
- 4. Анализирую информацию, и отвечают на вопрос.
5. Читают текст и заполняют таблицу
|
|
|
6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).
|
|
|
|
Деятельность учителя Прочитайте письмо Незнайки (слайд), найдите ошибки в письме “Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Но, пока, все. Читайте, мои письма и будете знать, об Африке все!”.
Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. Африка - континент контрастов. Но у каждого из вас представление о ней разное. Предлагаю каждому написать «синквейн» к слову «Африка».
| Деятельность учащихся
Исправляют ошибки в письме
Составляют «синквейн» к слову «Африка». Пример: 1. Африка. 2. Большая, жаркая. 3. Развивается, добывает, поражает. 4. Прельщает туристов своей неизвестностью. 5. Пустыня.
|
|
|
7. ЭТАП Домашнее задание пр. 20, рабочая тетрадь с. 54-58 | Фиксирование домашнего задания.
|
|
|