Географическое положение и история исследования АФРИКИ.
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Свиридова Надежда Петровна

Урок по географии материков и океанов 7 класс изучается материк Африка. Тема первая по географическому положению, поэтому дается подробный план изучения. Каждый пункт плана разбирается и закрепляется. Затем ученики наносят все изученные географические названия на контурную карту. Второй вопрос история исследования ученики заполняют таблицу читая текст в учебнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika_otkrytyy_urok.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Шагонара

Улуг-Хемского района Республики Тыва

Урок по теме:

Географическое положение и история исследования Африки

Составила:  учитель географии

Свиридова Н.П.

2013-2014 уч.год

Тема урока: Географическое положение и история исследования АФРИКИ.

Цели урока:

1.Образовательная:  способствовать формированию представления о физико-географического положения Африки, познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;

2. Развивающая: формирование умений характеризовать физико-географического положения по типовому плану, устанавливать причинно- следственные связи, решать проблемные задачи, продолжить формирование умения работать с картами;

3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, в парах.

Тип  урока: изучение нового материала

Оборудование: 

настенные карты: физическая карта мира, физическая карта Африки.

Атласы с набором контурных карт, презентация к уроку.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.

Предметные :

  • Формирование понятия «географическое положение материка» и умения составлять характеристику ФГП;
  • Развитие умений работы с  географической картой и использования карты как одного из «языков» общения;
  • умения использовать математический и сравнительный методы в изучении материалов.

Метапредметные :

  • Развитие умений выявлять причинно-следственные связи;
  • Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.

Ход урока

1.Организационный момент.

Мы в Африку с вами отправимся ныне

Но кто объяснит это странное имя?

Ученики самостоятельно читают о происхождении названия материка в учебнике на стр.110.

I. Ответ учащихся: слово «Африка» как полагают учёные, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.

Но существуют и другие происхождения названия материка.

II. Во времена Эратосфена (I – II века до нашей эры) материк носил название, образованное от женского имени, - Ливия. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере Африки.

  1. В XVI в. учёный Мухаммед аль - Вазан писал, что название «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.
  2. лат. «Африкус» – “безморозный, не знающий холода”

2.Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради. (Стр. 110 §24)

     Сегодня на уроке мы лицом к лицу встретимся с этим необычным материком.

-  Скажите, а кто из вас уже побывал в Африке?

- А кто не был там,  какой представляется Африка вам?!  

- Определим размеры материка. Работаем с рис. 3 стр. 7 учебника. (По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 30.3 млн. км², или 1/5 суши нашей планеты.) Записываем в тетради площадь.

- А сейчас поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении.

Запись в тетради плана географического положения материка.

ГП - положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат.

Работа по физической карте полушарий.

1.Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана (под руководством учителя дети работают по типовому плану)

– по отношению к экватору - экватор пересекает Африку почти посередине, материк расположен в северном и южном полушарии, следовательно будет иметь северные и южные широты;

– по отношению к нулевому меридиану - пересекает в западной части, большая часть лежит в восточном полушарии, следовательно большая часть Африки будет иметь восточные долготы;

- тропики – в южной и северной частях пересечена тропиками. Большая часть лежит между тропиками в тропическом тепловом поясе;

 2.Определение  а) крайних точек и их  географических координат. Учитель называет и показывает 2 крайние точки (любые), уч-ся определяют их координаты. Затем учитель называет координаты других точек, а учащиеся по координатам находят их на карте. После нахождения крайних точек на физической  карте, учащиеся отмечают их на  контурной карте.

северная – м. Бен-Секка37ºс.ш. 10º в.д.;

 южная –   м. Игольный  35ºю.ш. 19º в.д.;

 западная – м. Альмади  14ºс. ш. 18º з.д.;  

восточная – м. Рас - Хафун10ºс.ш.51º в.д.

б)Протяженности материка:

– с севера на юг по 20º в. д.

(32º + 35 º) × 111 км. = 7437 км.

-  с запада на восток по экватору

(43º – 9 º) × 111 км = 3774 км.

3. В каких климатических поясах расположен материк? (Работа по климатической карте)

   Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка очень жаркий материк, так как лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.

4. Какие океаны и моря омывают материк?

Ученики подписывают их на контурной карте.

5. Положение относительно других материков - самый близкий материк – Евразия.

 Береговая линия Африки (используя  атлас, учащиеся совершают воображаемое путешествие вдоль береговой линии Африки и рассказывают о происхождении географических объектов. (Д/З)

От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу(Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия»).Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.

В древности название пролива было связано с пониманием его как морского прохода между скалами (столпами или столбами), находящимися на европейском и африканском берегах. У финикийцев он был известен как Столпы Мелькарта по имени их морского божества; у древних греков как Столпы Геракла, который, по их представлениям, воздвиг эти скалы как знак края Ойкумены; древними римлянами это название было превращено в Столпы Геркулеса. В VIII в. скала на европ. берегу получила название Гибралтар, а от него образовалось название пролива:

Гвинейский залив-от гос-ва Гвинея. Это название является искажением бербер, iguawen - 'немые', - так берберы называли своих южных  чернокожих соседей, которые не понимали их языка.

Мозамбикский пролив- от страны Мозамбик, которая названа по имени местного султана Муса Бен Мбика.

Баб-эль-Мандебский пролив - “ворота слёз”

Аденский залив -

Красное море - На этот счёт имеется несколько версий.

  1. Подной версии название моря ставится в зависимость от какой-то из частей света. В мифических преданиях большинства народов мира, стороны света связываются с конкретными цветовыми оттенками. К примеру, белый цвет символизирует восток, красный – юг, а чёрный – север. Отсюда, в названии Красного моря, приставка «красное», скорее всего означает южное месторасположение, а не цвет его воды.
  2. Согласно другой версии своё название Красное море получило, благодаря водорослям, которые во время сезонного роста воды окрашивают морскую воду в красно-коричневый оттенок (оттенки красного цвета).
  3. Исследователи и историки полагают, что в древние времена Красному морю такое название дали моряки, наблюдавшие красные скалы, расположенные вдоль морского побережья. Красные скалы, отражавшиеся на поверхности моря и окрашивая его в красный цвет, поразили древних путешественников.

Суэцкий канал–"Халиджь Амир аль-му'минин" ("канал Повелителя правоверных")

Игольный мыс. Название дано из-за наблюдавшейся поблизости в море магнитной аномалии (португ. agulha — игла, в данном случае — магнитная стрелка компаса).

Мыс Доброй Надежды. В 1488 году мыс Доброй Надежды был открыт португальским мореплавателем БартоломеуДиашем и назван мысом Бурь. Однако португальский король Жуан II переименовал мыс, оправданно надеясь на то, что теперь откроется морской путь в Индию.

В 1497 году Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, проложил этот морской путь до индийского побережья. Таким образом, «Добрая Надежда» короля Жуана оправдалась, и за мысом на века закрепилось его знаменитое имя.

Все географические объекты ученики подписывают на контурной карте.

Исследования Африки.

Работа по рис. 5 стр. 12-13 учебника.

- Внимательно рассмотрите карту. Назовите исследователей и путешественников Африки (учитель записывает их на доске).

- А сейчас, работая с учебником (стр. 111-113), самостоятельно заполните таблицу (выписывают путешественников) и проверьте свои ответы с таблицей. Ответ учащихся сопровождается рассказом учителя.

Исследования Африки

Имя путешественника

Что исследовал (открыл)

Весь рассказ сопровождается показом  презентации к уроку

IVЗакрепление.        

А) Проводится игра на закрепление полученных знаний: «Закончи предложение».

- Африка посередине пересекается  …

- Нулевой меридиан пересекает Африку с …

- Африку омывают океаны, их по количеству …

- С севера материк омывается …

- Восточной крайней точкой материка считается …

- Дальше всех материков от Африки расположен …

- Гвинейский залив расположен с … материка.

- Самый большой остров близ берегов Африки…

 Подводятся итоги урока, объявляются оценки        

V.  Д/З   § 24

Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите и необычные домашнее задание.

  1. Создание презентаций по разным темам: «Природные рекордсмены Африки», «Природные уникумы», «Удивительная Сахара» и т.д.
  2. Найти историю названия географических объектов Африки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение и история исследования Африки.

Презентация  урока предназначена для учащихся 7 класса. Закомит детей с особенностями географического положения материка и историей исследования. В разработке использован дополнительный материал,...

Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"

Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...

Урок "Географическое положение и история исследования Африки"

Урок "Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс...

Географическое положение и история исследования Африки

Урок в 7 классе "Географическое положение и история исследования Африки"...

технологическая карта "Географическое положение и история исследования Африки"

Тема Урока: Географическое положение и история исследования АфрикиУчебник:  УМК:  География 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 2019  год. Уровень обучения: Базовый.Цель уро...