Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_geografii_v_7_klasse_po_teme.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 7 классе по теме: «Географическое положение и история исследования Африки».

                          Выполнила

учитель географии МБОУ СОШ № 62

города Архангельска

Сентемова А.В.

 Цель урока:

  1. Познакомить  с физико – географическим положением  Африки;
  2. Научить давать характеристику ФГП материка.
  3. Продолжить формировать умение  работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек
  4. Прогнозировать  влияние ГП на особенности природы материка.
  5. Назвать имена исследователей континента и результаты их работы. Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка.

Оборудование:

  1. контурные карты, атлас (у учащихся),
  2. экран,
  3. проектор,
  4. физическая карта мира и Африки,
  5. глобус
  6. учебник Домогацких Е.М. география 7 кл.

Тип урока: 

  1. урок-практикум,
  2. урок изучения нового материала.

Методы: 

  1. практический,
  2. наглядный,
  3. частично-поисковый.
  4. объяснительно-иллюстративный

Технологии:

  1. ИКТ-технология,
  2. здоровьесберегающая
  3. проблемная.

Ход урока 

I.Оргмомент

-Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию вдоль берегов одного из материков, не забывая об изучаемом материале. О каком материке  будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами.

II.Актуализация знаний

-Сколько на Земле материков? (6)

-Назовите самый большой из них. (Евразия) 

-А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия) 

-Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. (Африка) 

(все называемые географические объекты показываются на настенной карте) 

III.Сообщение темы и постановка целей урока 

Слайд 1

Запишем тему урока в тетради.

 -Сегодня мы должны изучить особенности ГП Африки и историю исследования материка.

IV. Изучение нового материала

Откуда произошло название материка «Африка»?

Слайд 2.

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». Когда Карфаген стал Римской провинцией, римляне сохранили это слово и добавили суффикс «-ca» , что означало «страна» или «край».

     Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.

Теперь откроем карту атласа и проанализируем положение материка относительно других континентов.

Слайд 3-4.

-Изучение любого материка всегда начинают с изучения его географического положения.

Слайд 5. Запишем план изучения географического положения в тетрадь. 1.Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана.

2. Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

3. Определить, какие океаны и моря омывают материк. Характер береговой линии.

4. Как расположен материк относительно других материков.

- теперь рассмотрим согласно этому плану особенности ГП материка:

А́фрика — континент, расположенный к югу от Средиземного моря, к юго-западу от Красного моря, к востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км² (запишите), или 20,3 % площади суши, а с островами — около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположено более 50 государств.

Какой самый крупный остров находится вблизи материка?  Правильно – Мадагаскар.

Африка почти по середине пересекается экватором, а северная и южная часть пересекается тропиками. Таким образом, почти вся Африка находится между тропиками. Какие можно сделать выводы о природе материка?

Действительно, Африка самый жаркий материк, что является следствие его широтного положения.

Африка пересекается начальным меридианом. Т.е Африка лежит на пересечении начальных координат, но точка с координатой 0;0 находится в Гвинейском заливе.

Рассмотрим характер береговой линии. Посмотрите на карту. Много ли заливов вокруг материка? Нет. Единственный крупный залив Гвинейский. Поэтому береговая линия слабо изрезана.

-Какие материки соседствуют с Африкой?  

Евразия и Африка разделяются Средиземным морем и Гибралтарским проливом, а от азиатской части отделяется Красным морем. Но все же материки не полностью разделены. Раньше можно было по Суэцкому перешейку перейти сухопутно с одного материка на другой. Сейчас в этом месте прорыт канал Суэцкий. А для чего нужен был канал?

Канал нужен для сокращения пути из Европу в Азию.

Следующий этап. Слайд 8.Определим крайние точки.

Что такое КРАЙНИЕ ТОЧКИ? Откройте учебник на с.153 и выпишите определение этого понятия.

Определим координаты крайних точек. Запишите в тетрадь.

Теперь вспомним, как определяются размеры материка по координатам. Слайд 9.

Следующий этап нашего урока – изучение истории исследования материка. Слайд 10-11.

Слайд 12. Начальный этап исследования материка (сообщение учащихся).

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Слайд 13. 

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Слайд 14-15. Путешествия Васко да Гама (сообщение учащегося).

В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку,  прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.

Слайд 16-17. Исследование Африки Давидом Ливингстоном (сообщение учащегося).

Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары.

В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Ливингстон.  Он пересек  Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории.

Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса.

Слайд 18-21. История исследования материка русскими исследователями(сообщение учащегося).

Физпауза

Следующий этап урока – выполнение практического задания.

Теперь, ребята, откройте контурную карту Африки. Нанесем береговую линию (моря и океаны вокруг материка, проливы, заливы, острова), крайние точки материка, соседей. Выделите цветом линию экватора, тропиков и Гринвического меридиана.

V. Закрепление. Слайд 22.

 1. Каковы особенности географического положения материка?

2. Каковы размеры материка?

3. Какова изрезанность береговой линии?

4. Какие географические объекты отделяют Африку от Европы

и Азии?

5. Назовите крайние точки Африки

6. Какие русские исследователи  изучали материк?

7. Какой вклад в исследование Африки внес Давид Ливингстон?

Итог.

Вы сегодня все хорошо поработали. Мы изучили особенности ГП Африки. Рассмотрели историю исследования этого удивительного материка.

Инструктаж домашнего задания.

Запишем домашнее задание. Слайд23.

Параграф 20 прочитать. Уметь характеризовать ГП Африки.

Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение и история исследования Африки.

Презентация  урока предназначена для учащихся 7 класса. Закомит детей с особенностями географического положения материка и историей исследования. В разработке использован дополнительный материал,...

Географическое положение и история исследования АФРИКИ.

Урок по географии материков и океанов 7 класс изучается материк Африка. Тема первая по географическому положению, поэтому дается подробный план изучения. Каждый пункт плана разбирается и закрепляется....

Урок "Географическое положение и история исследования Африки"

Урок "Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс...

План-конспект урока на тему "Урал, географическое положение и природа района"

Урок в 9 классе на тему "Урал, географическое положение и природа района" проводиться с целью изучения нового материала...

Африка. Географическое положение и история исследования.

Тип урокаКомбинированный урокЦели деятельности учителяПознакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умение работать с картам...