Технологическая карта урока географии 6 класс "Атмосферное давление".
план-конспект урока по географии (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_atmosfernoe_davlenie.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии 6 класс
Тема урока: «Атмосферное давление»
Цель урока: . Сформировать представление об атмосферном давлении
Задачи урока:
Образовательные: доказать существование атмосферного давления, выяснить причины изменения атмосферного давления и его влияние на здоровье людей, познакомиться с приборами для измерения атмосферного давления
Развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, экспериментировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;
Воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, работать в группе; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
средства ИКТ(мультимедийный проектор, компьютер, экран); карта мира;
для опытов: 1)стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска;
2)шприц; 3) бутылка, спички, бумага для поджога;
весы.2 колбы.
-карточки с описанием опытов для каждой группы;
-барометр-анероид;
-рисунок ртутного барометра Торричелли;
Ресурсы: УМК по географии для 6 класса под редакцией Т.П.Герасимова; Н.П. Неклюковой
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование представления об атмосферном давлении;
- формирование умения проводить эксперимент и делать выводы;
- объяснение роли и влиянии атмосферного давления на жизнедеятельность человека
-формирование умения решать задачи на нахождение атмосферного давления.
метапредметные:
- познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений
- коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географических объектов; интеллектуальных умений; эстетического отношения к окружающей природе, осознание необходимости изучения окружающего мира
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | УУД |
1. Организационный момент (1 мин.) | 1.1. Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, Метод проблемного изложения: Перед началом урока я хочу загадать вам загадку: Перед полетом, очень мило, нас стюардесса попросила из ручек вылить все чернила… ответ на эту загадку мы найдем в ходе урока | 1.1. Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
2. Мотивация и целеполагание | 2.1. Актуализирует требования к учащимся. Подводит учащихся к формированию темы урока: Мотивирует их. Ребята, положите на одну ладонь книгу, на другую – ничего, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? На какой руке вы ощущаете тяжесть, а на какой - ничего не чувствуете? Странно ведь на вашу вторую ладонь давит воздух. Причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом, т.е. около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем это? Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Подводящий диалог для формулирования целей урока | 2.1. Самоопределяются, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выполняют опыт с книгой, определяют тему урока отвечая на вопрос учителя. Совместно с учителем формулируют цели урока | Вывод: тема- атмосферное давление Записывают цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определяют цели урока, и способы их достижения |
3.Открытие нового знания | 3.1.Демонстрационный опыт взвешивание воздуха в колбах (при нагревании одной из них равновесие весов нарушается) Вопрос: какая колба будет легче и почему? Ответ: нагретая колба будет легче, потому что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче. Если тело имеет вес, оно может давить на поверхность, на которой находится Воздух имеет вес, то есть давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?(атмосферное давление)
| Высказывают свои мнения, отвечают на вопрос. | Записывают определение в тетрадь | Познавательные УУД: работа с текстом; выполнение опытов Личностные УУД: -осознавать неполноту знаний, Проявлять интерес к новому знанию |
3.2. Ставит задачу найти определение атмосферного давления в тексте учебника. Организует проведение экспериментальных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. Сегодня мы работаем в группах, совместно. | Работают с текстом параграфа- находят определение атмосферного давления Выполняют опыты по группам | Опыты доказывают, что атмосферное давление существует | коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников экспериментируют сравнивают, анализируют, делают выводы. регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив | |
| 3.3 Проводит демонстрационный эксперимент: Вызывается ученик к доске, ему дается пакетик сока, он его выпивает через соломинку, пакет теряет форму. Вопрос: Объясните причину этого? | Учащиеся делают вывод: Ответ: атмосферное давление уравновешивается давлением воздуха внутри нас и давлением жидкости ( кровь, лимфа | Запись в тетрадь: внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением внутри нашего организма. | познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений |
3.4 История открытия атмосферного давления Вопросы к классу: -Какими приборами измеряют атмосферное давление, и в каких единицах? -От уровня какого моря отсчитываются отметки глубин и высот? | Читают текст на стр 112-113 и делают краткие записи | |||
4.Первичная проверка | 4. До высоты 2000 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5м На больших высотах эта закономерность нарушается. | Решают задачи предложенные учителем | Записывают решение в тетрадь | Коммуникативные УУД: -групповая работа по решению задач -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи |
5 Усвоение новых знаний | 5. Вспомните, почему поднимаются вверх воздушные шары? (воздух в шарах нагревается при помощи газовой горелки, а теплый воздух легкий). Попробуем ответить на вопрос поставленный в начале урока? Вопрос? Существуют ли природные барометры? Рассматривают влияние атмосферного давления на живые организмы | Выясняют от чего зависит атмосферное давление. Дают ответ на вопрос: почему в самолете просят вылить чернила из авторучек? Слушают рассказ о пиявках и выясняют связь между атмосферным давлением и поведением пиявок. Выясняют как атмосферное давление влияет на здоровье людей (работа с текстом учебника(Стр113-114)) | Причины , влияющие на атмосферное явление | Познавательные УУД: - находить отличия , работа с информационными текстами, объяснение значения новых слов, уметь сравнивать и выделять признаки. решение задач |
7.Закрепление | 7.1Решение задачи. У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы. 7.2 Тестовый контроль | Вспоминают, что называется относительной и абсолютной высотой. Вычисляют эти величины Отвечают на вопросы теста | Записывают решение задачи: 1)720-756= -36 мм.рт.ст.*10,5=378 м. (относительная высота) 2)378+200=578м.(абсолютная высота) | |
8.Обобщение, систематизация | 8. Организует самопроверку | Подводят итоги, выступают по своему заданию Находят ошибки и дают правильные ответы Делают выводы, что нового они узнали об атмосферном давлении | Выводы записывают в тетрадь | |
9 Рефлексия | Задает вопросы:
Задает домашнее задание | Оценивают свою деятельность Д/З §38;вопросы стр.113-114 | проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников; |
Приложение1
Опыт 1
Требуется: стакан, вода, тазик.
Ход опыта:1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. 2. Накроем его листком бумаги.3. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз 4. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно.
(Результат: вода не выливается.)
( Это потому, что воду удерживает давление воздуха.)
Опыт 2.
Требуется: шприц без иглы.
Ход опыта: 1.Возьми шприц и набери в него воздух. 2.Закрой пальцем отверстие и надави на поршень.3.Не открывая отверстие, опусти поршень.
Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец почувствует сильное давление.
Это потому, что воздух можно сжимать, поршень позволяет воздуху сжаться. (Сжатие усиливает давление воздуха, то- есть давление на палец и поршень.)
Опыт 3. Требуется: Монета, блюдце с водой, бумага, зажигалка, пустой стакан.
Ход опыта: Монету опустить в блюдце с водой, зажечь бумагу, положить ее в стакан, перевернуть стакан и поставить его на блюдце,
Результат: через некоторое время, вода начинает подниматься в стакан, и можно будет достать монету сухой из воды. (При нагревании воздух расширяется.)
Приложение2
Влияние атмосферного давления на живые организмы
Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства
Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы, (примерно с 4000 м, а иногда и ниже) многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни»: становится трудно дышать, как-бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.
И все же люди приспосабливаются и к таким непростым условиям, например, в мире несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживают на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. В Тибете граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря. Потоси, город, который ещё во времена Инков являлся крупнейшим месторождением серебра в Южной Америке, построен он на высоте 4090 метров и имеет население около 160 тысяч человек. Это самый высокий город на земном шаре. Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики "Атмосферное давление"
Этот материал поможет вам провести урок "открытие нового знания" по теме "Атмосферное давление"...
Технологическая карта урока по физике "Давление. Единицы давления.", 7 класс, ФГОС
Данный материал был разработан во время прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...