Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
I. Организационный момент (2 мин) |
|
|
Цель: подготовить обучающегося к работе на уроке. а) взаимное приветствие; б) проверка готовности к работе; в) организация внимания. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы начнём урок сейчас. | Выполняет действия, которые отражены в стихотворении | Цель: создать условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебный процесс |
II. Актуализация опорных знаний (5 мин)
|
|
|
Цель: подготовить обучающегося к целеполаганию и основному этапу работы (диалог) Чтобы выяснить, какую тему мы сегодня будем изучать, я вам предлагаю отгадать загадки. (Ответы появляются на слайде.) 1). В тихую погоду Нет нас нигде, Как ветер подует - Бежим по воде. (Волна) 2). Самая полноводная река в мире? (Амазонка) 3). Бел как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. (Снег) 4). Течёт, течёт - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (Река) 5). Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (Вода) Герман, о чём все эти загадки? (О воде) Правильно, мы с вами продолжаем изучать водную оболочку Земли – (гидросферу). Выбери из каждого слова буквы: из слова волна вторую букву, из слова Амазонка четвёртую букву, снег третью букву, река первую букву, вода вторую букву. Какое слово у вас получилось? О чём мы будем говорить на уроке? Итак, тема сегодняшнего урока «Озёра» | Отгадывание загадок:
1). (Волна)
2). (Амазонка)
3). (Снег)
4). (Река)
5). (Вода)
Ответ: О воде.
Записывает в тетрадь определение нового слова.
Определяет тему урока. | Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимся задания
БУД регулятивные, познавательные, коммуникативные |
III. Изучение нового материала и организация работы обучающегося по его осмыслению и усвоению (20мин) |
|
|
Цель: сформировать понятие «озеро» и представления о происхождении озер и их типах. - Что такое озеро? (3 мин) (беседа)
Учитель. Чтобы выяснить что такое озеро, нам нужно вспомнить, чем озеро отличается от реки и от моря? Учитель. Так что же такое озеро. Давайте попробуем сформулировать определение самостоятельно, не заглядывая в учебник. Для этого мы должны найти ключевые слова для определения. Учитель: Попытайся дать определение, используя ключевые слова. А теперь, давай сравним наше определение с определением в учебнике на с. 54. Какое лучше запоминается, то и запишем в нашем отчете. Учитель. Подумай, как может образоваться озеро. Так вот природное углубление называется озерной котловиной (термин записан на слайде). От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид и глубина озера. Сейчас мы переходим к составлению схемы «Озера», которая состоит из тех частей (изображена на слайде). Вопрос. Как вы думаете, почему новую информацию мы будем фиксировать в виде схемы?
Учитель. Устал? Давай немного отдохнем | Ответы обучающегося. 1) Река течет по руслу, а в озере вода стоячая, это замкнутое пространство. 2) Море является частью океана, а озера находятся на суше.
- В отличие от реки у озера нет течения, это замкнутый водоем, в отличие от моря озеро находится на суше в природном углублении.
- Озеро – это замкнутый водоем в природном углублении на суше.
- Образуется углубление – заполняется водой за счет осадков, подземных вод и стекающих в них рек и ручьев.
Ответ. Так как в схеме большой объем информация дается кратко, все самое важное. Озера По происхождению озерных котловин | | По сточности |
| По солености |
| Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения БУД регулятивные, познавательные |
IV. Физкультминутка (2 мин) | Выполнение двигательных упражнений |
|
Учитель. А кто знает, какое озеро самое глубокое и самое большое по площади в мире? Учитель. Почему Каспийское море называют озером? Учитель. Кроме происхождения озерных котловин, по какому признаку еще можно классифицировать озера? Правильно. Используя просмотренные слайды и текст на с. 54, дополняем вторую и третью части схемы, ваша задача - найти и записать, как делятся озера по сточности и солености. (Обсуждение результатов работы и показ озер на карте). Вопрос: Какие озера называются сточными и бессточными? Учитель: А кто-нибудь обратил внимание, каким цветом показаны на карте пресные и соленые озера? Учитель. Правильно. А от чего зависит соленость озер? Учитель. Так какой можно сделать вывод, от чего же еще, кроме рельефа, зависит размещение озер на Земле? Вывод. Образование озер зависит не только от рельефа, но и от климата. | Ответ. Байкал и Каспийское море (показ на карте). Ответ. Так как оно не имеет связи с океаном, хотя раньше она была, поэтому озеро можно назвать остаточным, это остаток древнего морского водоема. Ответ: озера делятся по сточности и по солености (работа со слайдами). Ответ. Сточные озера – озера, из которых вытекают реки, например Байкал, из него вытекает река Ангара). Бессточные озера – озера, из которых не вытекают реки, например Каспийское, из него реки не вытекают, но зато впадает великая русская река Волга. Ответ: Пресные озера показаны голубым цветом, соленые – розовым. Ответ: От осадков, испарения и стока рек. |
|
|
V. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у обучающего- ся умений и навыков (7 мин) |
|
|
Цель: отработать изученный материал, закрепить умения работать с физической картой. Молодец, хорошо поработали! А сейчас мы с тобой поиграем в игру «Моё – твоё». 1. Игра «Моё – твоё» (2 мин). Обучающийся получает карточки – Каспийское море и Байкал. Учитель читает утверждения об озерах по порядку, ученик показывают контур того озера, к которому относится утверждение: 1. Это пресное озеро. 2. Это соленое озеро. 4. В это озеро впадает река Волга. 5. В это озеро впадает около 300 рек, а вытекает одна Ангара. 6. Это озеро находится в Евразии. 7. Это самое большое озеро в мире. 8. Это самое глубокое озеро в мире. |
| Цель: Организовать усвоение обучающимся действием работы с физической картой.
УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные |
VI. Информация о домашнем задании. (3 мин.) |
|
|
Цель: познакомить учащихся с домашним заданием. Сегодня мы не затронули вопрос об экологических проблемах озер. Но это очень важно. Посмотрите ролик… *Сообщение «Проблема Арала» (по жела-нию). На следующий урок мы познакомимся с искус-ственными водоемами и проблемами охраны вод, и это сообщение будет как раз кстати. Стр.54-54. Схему знать. | Обучающийся записывает в дневник домашнее задание. |
|
VII. Итог урока (1 мин) |
|
|
Цель: подвести итог урока. (использование приема рефлексивная мишень) – какая цель была поставлена на уроке? - в чем ты испытывал затруднения на уроке? И еще мне хотелось бы узнать отношение к уроку каждого из вас. На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3,4 или 5 баллов). Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске (с обратной стороны). | Обучающийся проговаривает цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретился на уроке.
| Цель: способствовать формированию рефлексии
БУД регулятивные, коммуникативные |