Конструкт урока в 5 классе "И-Ы после шипящих и Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конструкт урока в 5 классе "И-Ы после шипящих и Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание Ы-И после Ц-»

Цель: познакомить учащихся с правилом правописания  букв  Ы-И после Ц;  вывести

способ проверки данной орфограммы, формировать умение на практике применять полученные знания; развивать устную монологическую речь учащихся.      

Тип урока: урок «открытия нового» знания

Понятия: корень, суффикс, окончание, гипотеза, схема,  алгоритм

Планируемые результаты: Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать тему урока;  уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные: уметь писать правильно слова с орфограммой «Ы-И после Ц», составлять схему, алгоритм по правилу

Приёмы: создание проблемной ситуации, беседа, приёмы мнемотехники, поэтапное чтение , создание схемы, алгоритма, анализ.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся (ууд)

  1. Мотивационно-организационный момент.

Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание  целей урока, создание эмоционального настроя на изучение нового материала.

Л: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

  1. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию; актуализировать опорные знания и умения.

Организация фронтальной деятельности учащихся: (составьте  рассказ по опорным словам: шофер, шоссе, шоколад, шорты,)

Групповая работа ( на доске слова: ц..рк, акац..я, улиц..,сестриц..н. Задание: спишите , вставьте буквы.

- Вы правильно выполнили задание  ?Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем?  После какой буквы пропуск? Какой будет тема урока?

Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения через презентацию.

Посмотрите, в какой части слова находится пропущенная буква.

Чем эта тема отличается от предыдущей?

Составляют рассказы по опорным словам из предыдущей темы. Зачитывают работы(по желанию)

Выполняют задание по группам. -(каждая группа вывешивает на доску выполненные задания(написано по-разному( у кого И, у кого Ы)(слайд1, 2)

Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.

-называют тему урока (Буквы Ы-И после Ц)

(слайд3)

В корне.

-в суффиксе.

-в окончании.

-В предыдущей  теме буквы были пропущены только в корне.

П:подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы.

Р: формулируют и удерживают учебную задачу

Л: осознают свои возможности в учении

К: рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам, учатся полно и ясно выражать свои мысли

  1. Целеполагание, планирование

Задачи: обеспечить принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения.

-Изучать эту тему мы будем по аналогии с предыдущей. Вспомните, по какому плану мы работали  на прошлом уроке.

Итак, план работы остается тот же, что и на прошлом уроке(повторяет)

-А с какой целью мы выполняли все эти действия? (сформулировать  новое правило, запомнить его)

1.Мы анализировали примеры

2.Потом выводили правило

3. Составляли схему

4.Выполняли упражнение

К: планирование учебного сотрудничества, умение работать в коллективе

Р: планируют, ставят цели

4.Совместное исследование проблемы

Задачи: решение проблемы детьми; конструирование нового способа действий.

  1. Цель: найти истоки проблемы, найти причины ошибок

На доске слова в 2-х столбиках:

Циркуль            девицы

Цитата                Синицын

Лекция               ученицы

Задание: спишите, примеры помогут самим сформулировать правило.

-Как вы думаете, когда пишется И, а когда Ы? Выделите часть слова, в которой пишется И или Ы.

(Организует проверку гипотез)

-Сделайте вывод.

-Исправим ошибки в первой самостоятельной работе (на доске листы со словами)

В сегодняшнем правиле тоже есть исключения. Посмотрим на слайде, как их легче запомнить.(слайд 5)

(Цыган цыплёнку на цыпочках цыкнул «ЦЫЦ»)- хоровое проговаривание фразы

Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные

Находят решение.

Повторяют правильную гипотезу

Формулируют правило(открытие нового знания)(слайд 4)

Исправляют собственные ошибки (слайд 1)

П: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы

К: слушают, рассуждают, высказывают своё мнение

Р: корректируют написанное

Л: ощущение успеха

5.Физкультминутка.

Организация физкультминутки. Упражнения для глаз (презентация)

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений  в презентации

  1. Моделирование и конструирование нового способа действий

Задача: закрепление новых знаний и умений. Помочь ученику в освоении УУД

Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах.

-Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)

Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий. На экране слова, объяснить, почему пишется  Ы или И (слайд 6)

Задание на смекалку: Подумайте, слова ц..лина  и ц..на тоже на наше сегодняшнее правило?(слайд 7) Докажите.

-В предыдущей теме было много иностранных слов. Они писались не по правилу.(вспомним). В этой теме тоже есть иностранные слова. Пишутся они так же, как и остальные. Что они обозначают? (слайд 8 или работа ос словарём). Творческий диктант.(слайд 19)

Работа с текстом(слайды 10-13)

-Какую структурную часть текста  вы прочли?(вступление) (слайд 10)

Какое настроение у данного текста?

По каким словам вы это определили? (Никогда не забуду этот день. Так было интересно!)

Найдите слова с изучаемой орфограммой. Как вы думаете, о чём пойдет речь дальше? (О случае в цирке)

-Какая это часть? (основная часть)(слайд 11)

Поясните значение слова «цилиндр»

Найдите слова с изучаемой орфограммой.

Попробуйте догадаться, чем закончится текст.

-Какая это структурная часть) (заключение)(слайд 12)

Как вы думаете, сколько лет автору текста? ( автор писал будучи взрослым)

-Какой из заголовков отражает главную мысль текста, а какой –его тему? (слайд 13)

Рисуют схему

Объясняют правописание данных слов.

Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов  символики

Л: понимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника

К: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра

П: ищут и выделяют необходимую  информацию

Читают текст по частям, отвечают на вопросы учителя, анализируют, выстраивают логическую цепочку рассуждений

Р: прогнозируют

  1. Переход к этапу частных задач. Контроль на этапе окончания. Создание ситуации разрыва

Цель: помочь понять универсальность приобретенных умений и возможность их использования. Показать важность работы.

Игра «Передай мелок другому»(слайд14)

Тест (слайд 15-20)

Объясняют правописание данных слов.

Р:корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки.

Л:учатся правильно выражать свои мысли,

П: понимают значимость полученных знаний, самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера

  1. Итог урока. Рефлексия.

Задача: обобщить полученные на уроке сведения

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

  • Какие правила мы сегодня узнали?
  • Какую цель мы ставили? Мы достигли её?
  • Для чего нужно знать правописание
  • Как вы поняли новую тему. Оцените свои знания.(на сколько понял, столько пальцев показывают)

К: формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы;

П: определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу.

Р: самооценка деятельности на уроке,

Л: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности

  1. Домашнее задание.

-1Выучите правило.

2.составьте  алгоритм рассуждения по сегодняшнему правилу.

Выбирают и записывают в дневники домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"

Урок построен по деятельностному методу...

Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе...

Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....