Конструкт урока в 5 классе "И-Ы после шипящих и Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конструкт урока в 5 классе "И-Ы после шипящих и Ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание Ы-И после Ц-»
Цель: познакомить учащихся с правилом правописания букв Ы-И после Ц; вывести
способ проверки данной орфограммы, формировать умение на практике применять полученные знания; развивать устную монологическую речь учащихся.
Тип урока: урок «открытия нового» знания
Понятия: корень, суффикс, окончание, гипотеза, схема, алгоритм
Планируемые результаты: Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные: уметь писать правильно слова с орфограммой «Ы-И после Ц», составлять схему, алгоритм по правилу
Приёмы: создание проблемной ситуации, беседа, приёмы мнемотехники, поэтапное чтение , создание схемы, алгоритма, анализ.
Этапы урока | Деятельность учителя | Характеристика деятельности учащихся (ууд) |
Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание целей урока, создание эмоционального настроя на изучение нового материала. | Л: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию; актуализировать опорные знания и умения. | Организация фронтальной деятельности учащихся: (составьте рассказ по опорным словам: шофер, шоссе, шоколад, шорты,) Групповая работа ( на доске слова: ц..рк, акац..я, улиц..,сестриц..н. Задание: спишите , вставьте буквы. - Вы правильно выполнили задание ?Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем? После какой буквы пропуск? Какой будет тема урока? Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения через презентацию. Посмотрите, в какой части слова находится пропущенная буква. Чем эта тема отличается от предыдущей? | Составляют рассказы по опорным словам из предыдущей темы. Зачитывают работы(по желанию) Выполняют задание по группам. -(каждая группа вывешивает на доску выполненные задания(написано по-разному( у кого И, у кого Ы)(слайд1, 2) Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила. -называют тему урока (Буквы Ы-И после Ц) (слайд3) В корне. -в суффиксе. -в окончании. -В предыдущей теме буквы были пропущены только в корне. П:подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы. Р: формулируют и удерживают учебную задачу Л: осознают свои возможности в учении К: рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам, учатся полно и ясно выражать свои мысли |
Задачи: обеспечить принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения. | -Изучать эту тему мы будем по аналогии с предыдущей. Вспомните, по какому плану мы работали на прошлом уроке. Итак, план работы остается тот же, что и на прошлом уроке(повторяет) -А с какой целью мы выполняли все эти действия? (сформулировать новое правило, запомнить его) | 1.Мы анализировали примеры 2.Потом выводили правило 3. Составляли схему 4.Выполняли упражнение К: планирование учебного сотрудничества, умение работать в коллективе Р: планируют, ставят цели |
4.Совместное исследование проблемы Задачи: решение проблемы детьми; конструирование нового способа действий.
| На доске слова в 2-х столбиках: Циркуль девицы Цитата Синицын Лекция ученицы Задание: спишите, примеры помогут самим сформулировать правило. -Как вы думаете, когда пишется И, а когда Ы? Выделите часть слова, в которой пишется И или Ы. (Организует проверку гипотез) -Сделайте вывод. -Исправим ошибки в первой самостоятельной работе (на доске листы со словами) В сегодняшнем правиле тоже есть исключения. Посмотрим на слайде, как их легче запомнить.(слайд 5) (Цыган цыплёнку на цыпочках цыкнул «ЦЫЦ»)- хоровое проговаривание фразы | Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные Находят решение. Повторяют правильную гипотезу Формулируют правило(открытие нового знания)(слайд 4) Исправляют собственные ошибки (слайд 1) П: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы К: слушают, рассуждают, высказывают своё мнение Р: корректируют написанное Л: ощущение успеха |
5.Физкультминутка. | Организация физкультминутки. Упражнения для глаз (презентация) | Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений в презентации |
Задача: закрепление новых знаний и умений. Помочь ученику в освоении УУД | Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах. -Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах) Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий. На экране слова, объяснить, почему пишется Ы или И (слайд 6) Задание на смекалку: Подумайте, слова ц..лина и ц..на тоже на наше сегодняшнее правило?(слайд 7) Докажите. -В предыдущей теме было много иностранных слов. Они писались не по правилу.(вспомним). В этой теме тоже есть иностранные слова. Пишутся они так же, как и остальные. Что они обозначают? (слайд 8 или работа ос словарём). Творческий диктант.(слайд 19) Работа с текстом(слайды 10-13) -Какую структурную часть текста вы прочли?(вступление) (слайд 10) Какое настроение у данного текста? По каким словам вы это определили? (Никогда не забуду этот день. Так было интересно!) Найдите слова с изучаемой орфограммой. Как вы думаете, о чём пойдет речь дальше? (О случае в цирке) -Какая это часть? (основная часть)(слайд 11) Поясните значение слова «цилиндр» Найдите слова с изучаемой орфограммой. Попробуйте догадаться, чем закончится текст. -Какая это структурная часть) (заключение)(слайд 12) Как вы думаете, сколько лет автору текста? ( автор писал будучи взрослым) -Какой из заголовков отражает главную мысль текста, а какой –его тему? (слайд 13) | Рисуют схему Объясняют правописание данных слов. Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов символики Л: понимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника К: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра П: ищут и выделяют необходимую информацию Читают текст по частям, отвечают на вопросы учителя, анализируют, выстраивают логическую цепочку рассуждений Р: прогнозируют |
Цель: помочь понять универсальность приобретенных умений и возможность их использования. Показать важность работы. | Игра «Передай мелок другому»(слайд14) Тест (слайд 15-20) | Объясняют правописание данных слов. Р:корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки. Л:учатся правильно выражать свои мысли, П: понимают значимость полученных знаний, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Задача: обобщить полученные на уроке сведения | Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.
| К: формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы; П: определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу. Р: самооценка деятельности на уроке, Л: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности |
| -1Выучите правило. 2.составьте алгоритм рассуждения по сегодняшнему правилу. | Выбирают и записывают в дневники домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
Урок построен по деятельностному методу...
Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс
Презентация к уроку русского языка в 5 классе...
Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»
Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....
Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...
Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....
10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.
Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....